Проект "Мир чудес"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей с ограниченными возможностями здоровья в мире достигает 13% от общего количества рожденных (3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% с нарушениями в других органах и системах организма). Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер, средств и усилий, и разработка этих мер должна базироваться на знании закономерностей, задач, сущности социальной реабилитации.
Очень часто в индивидуальных программах реабилитации инвалида, ребенка-инвалида (ИПР) медико-санитарная экспертиза в рамках социально-культурной реабилитации рекомендует такое мероприятие, как гарденотерапия.
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапии в том числе, позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново, способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Этот комплекс позволяет развить у детей-инвалидов разнообразные жизненно важные познавательные навыки, навыки общения; повысить уровень самооценки; сформировать и развить активную жизненную позицию.
Гарденотерапия помогает человеку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения.
Гарденотерапия (в переводе садовая терапия), как комплексный способ реабилитации и социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет многовековую историю. Например, в Древнем Египте садовая терапия использовалась как терапия умственно отсталых людей. Известен также и зарубежный опыт успешного применения гарденотерапии – Американская ассоциация садовой терапии или гарденотерапия Великобритании.
Садовая терапия как социальный инструмент может пониматься в широком или узком смыслах. В широком понимании – это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. В узком смысле – это метод лечения людей с физическими и психическими недостатками или проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия.
Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии.
Технологий применения данного метода в работе с детьми с ограниченными возможностями нет. А реализация рекомендаций ИПР требует четко спланированной целенаправленной работы в данном направлении, с учетом принципов дидактики и социального обслуживания населения.
В связи с вышеизложенным был разработан проект по гарденотерапии «Мир чудес». Он рассчитан на то, чтобы с помощью технологии «гарденотерапия» помочь ребенку-инвалиду и ребенку с ограниченными возможностями использовать свои собственные скрытые ресурсы и улучшить качество жизни.
Целевая группа
Проект рассчитан на детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, имеющими нарушения интеллекта и поведения, нарушения работы органов и систем организма, посещающими отделение реабилитации в возрасте от 3 до 18 лет.
Цель: обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка с ограниченными возможностями по средствам гарденотерапии, как составной части комплекса социально-культурной реабилитации.
Задачи:
1.Создать условия для социальной адаптации ребенка с ОВ через активное участие в полезной деятельности.
2. Расширить и углубить знания детей о растениях, их роли в жизни человека.
3. Упражнять в умении сравнивать, делать выводы, обобщения.
4. Формировать элементарные трудовые навыки по уходу за растениями.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость к объектам флоры.
Формы работы
Индивидуальные занятия при обучении детей практическим навыкам ухода за растениями.
Групповые занятия при проведении тематических викторин, игр, экскурсий в природу.
Методы работы:
1. Информационно-рецептивные;
2. Иллюстративно-наглядные;
3. Репродуктивные;
4. Коммуникативно-творческие;
5. Познавательно-рефлексивные.
Они включают в себя:
- наблюдение на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой.
- совместные действия ребёнка и взрослого;
- действия детей по образцу.
Гарденотерапия раскрывает дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащает социальный опыт ребёнка, развивает его эмоционально-волевую сферу.
Мероприятия гарденотерапии направлены на физическое развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют развитию и улучшению основных моторных навыков – мышечной координации и тренировки неиспользуемых мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект состоит из следующих этапов:
- Подготовительный этап:
- изучение опыта работы по данной методике;
- разработка диагностических карт, для проведения первичного обследования и дальнейшей результативности применения гарденотерапии в реабилитации;
- создание условий для реализации программы.
- разработка блоков мероприятий по темам-циклам
- Основной этап:
- проведение подгрупповых, индивидуальных занятий в соответствии с тематическим планом;
- работа с родителями (консультирование по реализации проекта и применения детьми усвоенных знаний в домашних условиях);
- освещение основных мероприятий по реализации проекта в средствах массовой информации.
- Заключительный этап:
- проведение контрольно-диагностического обследования достигнутых детьми результатов;
- анализ эффективности мероприятий программы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
- Мероприятия проекта направлены на интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
- улучшению навыков общения, развития разных видов памяти и словарного запаса;
- улучшению способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;
- стимулированию чувственного восприятия;
- получению новых трудовых навыков (размножение растений, уход за растениями).
- Мероприятия проекта направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями способствуют:
- взаимодействию внутри группы. Участники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества.
- Мероприятия проекта направленные на повышение эмоционального подъема детей с ограниченными возможностями способствуют:
- усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Для программы отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, пришедшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Ребенок понимает, что от них зависят живые существа;
- формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году. Например, важно наблюдение за открытием цветочных бутонов или прорастанием семян;
- выражению положительной творческой энергии.
Занятия по гарденотерапии проводятся один раз в неделю по подгруппам, которые формируются на основе диагностик в начале реабилитационного периода с учетом возраста, сохранности интеллекта и рекомендации ИПР. Длительность занятия варьирует от 15 до 30 мин, также в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и видами деятельности.
Тематический план
Тема | Оборудование | Задачи | |
сентябрь | 1.Диагностика. | Диагностические карты. | 1.Определить навыки, умения и знания детей. |
2. Знакомство с деревьями и кустарниками. | Фотографии растений и дидактический материал (иллюстрации) | 2.Знакомство с основными элементами озеленения (по фотографиям): - с деревьями: -хвойные, лиственные (отличительные черты); -высота, части дерева (ствол, крона, корни) - с цветами, без цветов. - с кустарниками | |
3.Экскурсия «Сбор природного материала для поделок» | 3.Показать детям разнообразие растений, рассмотреть различную форму листьев. Собрать природный материал для поделок. | ||
октябрь | 1.Знакомство с плодами и семенами растений. | Семена, плоды растений нашего района . | 1.Познакомить детей с различными видами плодов: боб, ягода, орех, семянка, коробочка, зерновка, костянка, крылатка. |
2.Изготовление поделок из природного материала (2 занятия). | Природный материал, клей, бросовый материал | 2. Развивать творческих способностей у детей по средствам художественного конструирования из природного материала. . | |
3.Ознакомительное занятие с комнатными растениями. Часть 1 (Бальзамин, традесканция, монстера, хлорофитум). | Комнатные растения: Бальзамин, традесканция, монстера, хлорофитум | 3.Сформировать у детей представление о разнообразии комнатных растений, о потребностях растений в свете, влаге, тепле, почвенном питании. | |
1. Ознакомительное занятие с комнатными растениями. Часть 2 (колеус, маранта, сансевиерия, фиалка). | Комнатные растения: колеус, маранта, сансевиерия, фиалка. | 1.Сформировать представление о том, что растения бывают светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых. | |
ноябрь | 2.Полив комнатных растений. | Комнатные растения, лейки. | 2. Познакомить с различными видами полива растений в зависимости от потребности и состояния растений. |
3.Рыхление почвы. | Комнатные растения, инструменты из садовых наборов для рыхления почвы | 3.Научить детей аккуратно рыхлить почву и дать преставление о пользе этого действия. | |
4.Мытье комнатных растений | Комнатные растения, губка, пульверизатор-тор, кисточка для пыли. | 4.Формировать умения удалять загрязнения и пыль с растений. | |
декабрь | 1.Уход за комнатными растениями. | Комнатные растения, приспособления и инструменты. | 1. Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять его состояние и выявлять необходимые способы ухода. |
2.Знакомство с лекарственными растениями. | Комнатные растения (алоэ, каланхоэ, фикус, герань) | 2.Познакомить детей с комнатными растениями, обладающими лечебными свойствами. | |
3«Мое любимое растение» творческая презентация детьми наиболее понравившегося комнатного растения. | 3.Воспитыать любовь к комнатным растениям. Закрепить знания о комнатных растениях, их названия, отличительные особенности. | ||
январь | 1.Диагностика. | Диагностические карты. | 1.Определить навыки, умения и знания детей. |
2.Викторина «Наши зеленые друзья» | 2.Воспитыать любовь к комнатным растениям. Закрепить знания о комнатных растениях. | ||
3.Изготовление и украшение горшков для комнатных растений своими руками | Бросовый материал, клей, пластилин. | 3.Продолжать учить детей художественному конструированию из природного материала. | |
февраль | 1.Пересадка комнатных растений. Виды размножения растений. Теория (определение необходимости пересадки). | Иллюстрации | 1.Дать представление детям о том, что комнатным растениям необходима пересадка. Познакомить со способами пересадки и размножения растений (перевалка, разделение, черенкование, т.д.) |
2.Пересадка комнатных растений. Практическое занятие. | Растения, горшки для растений, клеенка, лейка, резиновые перчатки. | 2.Формировать навыки по пересадке растений. | |
3.Размножение комнатных растений. Практическое занятие. | 3. Формировать умения вегетативного размножения растений (черенки, усы, побеги) | ||
4.Уход за пересаженными растениями, формирование кроны. | Растения, ножницы. | 4.Закреплять навыки и умения детей ухаживать за комнатными растениями. | |
март | 1.Посадка лука на зелень. Создание различных условий для эксперимента. | Луковицы, тара для посадки. | 1.Вызвать познавательный интерес к процессу выращиванию лука в различных условиях. |
2.Знакомство с бобовыми культурами. Проращивание гороха и фасоли. | Семена фасоли и гороха, вата, тара для выращивания. | 2. Познакомить с бобовыми культурами, поместить бобы в субстрат для проращивания. | |
3.Знакомство с семенами однолетних цветущих растений. Посадка проросших бобов. | Семена бархатцев, космеи, настурции, календулы. Тара для посадки, грунт и др. | 3.Дать представление о разнообразии внешнего вида однолетних растений (бархатцы, календула, космея, астра) | |
4.Посев семян. Наблюдение за ростками. | Семена бархатцев, космеи, настурции, календулы, тара для посадки, почва и др. | 4. Вызвать познавательный интерес к посадке и выращиванию цветов. | |
апрель | 1.Знакомство с луковичными цветущими растениями. Посадка луковиц (тюльпан, нарцисс). | Луковицы тюльпана, нарциссов, тара для посадки, грунт, клеенка, инструменты, лейка. | 1.Расширить знания о луковичных растениях. Закрепить навыки посадки растений. |
2.Уход за всходами однолетних растений (прополка, полив, рыхление почвы). | Лейка, садовый набор. | 2.Закреплть навыки ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. | |
3.Пикировка саженцев. | Тара, для посадки, грунт, клеенка, лейка. | 3. Познакомить детей с арго приёмом - пикировкой саженцев. | |
4.Уход за саженцами. | Лейка, садовый набор. | 4.Отрабатывать навыки ухода за саженцами и растениями. | |
май | 1.Основы фито дизайна. | Фотографии, иллюстрации, презентация. | 1.Дать представление детям о фито дизайне. Познакомить с формами и правилами оформления цветников. |
2.Создание мини клумбы. | Тара для создания мини клумбы, саженцы декоративных однолетних растений, грунт, инструменты. | 2.Развивать творческие способности, вызвать интерес к составлению цветников. | |
3.Диагностика | Диагностические карты. | Определить уровень знаний, навыков, умений. |
РЕСУРСЫ
Кадровые ресурсы
Должность | кол-во штатных единиц | Функции |
воспитатель | 2 | Разработка конспектов групповых занятий. Подготовка и проведение групповых и индивидуальных занятий. |
Материально - технические ресурсы
Смета
Наименование | Количество | Цена |
Помещение для проведения теоретических и практических занятий. | 1 | |
Мебель: - столы, - стулья | 2 шт. 10 шт. | |
Семена: - декоративных однолетних культур (бархатцев, космеи, настурции, календулы), - бобовых культур (горох, фасоль), - луковичных растений, | 4 уп. разных по 2 уп. 10 луковиц | 35руб. Х 16 шт. = 560 руб. 50 руб. Х 4 шт. = 200 руб. 50 руб. Х 10 шт. = 500 руб. |
Комнатные растения: - бальзамин, - традесканция, - монстера, - хлорофитум, - колеус, - маранта, - сансевиерия, - фиалка, - алоэ, - каланхоэ, - фикус, - герань | 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. | |
Садовые инструменты (набор) | 4 шт. | |
Лейки | 4 шт. | |
Грунт | 3 уп. | 100 руб. Х 3 шт. = 300 руб. |
Цветочные горшки | 10 шт. | 50 руб. Х 10 шт. = 500 шт. |
Тара под мини клумбу | 2 шт. | 200 руб. Х 2 шт. = 400 руб. |
Клеенка | 2 м | 90 руб. Х 2 м. = 180 руб. |
Клеенчатые фартуки для детей | 5 шт. | |
Резиновые перчатки | 20 шт. | 3,5 руб. Х 20 шт. = 70 руб. |
Итого: | 2.710 руб. |
Смета составлена из расчета количества детей, задействованных в проекте, требуемого оборудования, согласно плану и содержанию занятий.
Информационные ресурсы
Форма | Для кого |
Консультация | Родители |
Выступление на родительском собрании. | Родители |
Доклад об эффективности использования гарденотерапии. | Реабилитационный совет |
Отчет о проделанной работе по реализации проекта (открытое занятие) | Профессиональное сообщество учреждения |
Методические ресурсы
- Методическая литература
- Профессиональные сайты в сети Интернет
Ожидаемые результаты программы
- Наличие у детей определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности и роли для человека
- Социальная адаптированность детей-инвалидов и детей с ОВ к обществу сверстников (сформированы коммуникативные навыки и умение работать в группе).
- Исполнение рекомендаций ИПР для детей-инвалидов.
- Наличие у детей-инвалидов и детей с ОВ элементарных трудовых навыков по уходу за растениями.
- Выражение детьми эмоциональной отзывчивости к объектам флоры
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Результаты реализации проекта оцениваются по объему освоенных детьми знаний, умений и навыков отдельно по вышеперечисленным пунктам (кроме пункта 3), следующим образом:
- Высокий уровень – 65% – 100% от суммы максимального количества баллов.
- Средний уровень – 40 – 64% от суммы максимального количества баллов.
- Низкий уровень – 0 – 39% от суммы максимального количества баллов.
Максимальное количество баллов пункта 1 и 2 определяется в соответствии с возрастной категорией.
Наличие у детей определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности (диагностическая карта 1).
№ | Показатели | Баллы | кол-во баллов для старшего возраста | кол-во баллов для младшего возраста |
1. | Знает, называет и показывает части растений: | 3 | 2 | |
- корень, корневище | 1 | |||
- ствол, стебель | 1 | |||
- крона, лист, цветок | 1 | |||
2. | Отличает хвойные породы от лиственных пород | 1 | 1 | 1 |
3. | Различает и называет виды плодов: | 5 | 2 | |
- боб | 1 | |||
- ягода | 1 | |||
- орех | 1 | |||
- семянка | 1 | |||
- зерновка | 1 | |||
4. | Различает и называет комнатные растения: | 12 | 5 | |
- бальзамин | 1 | |||
- традесканция | 1 | |||
- монстера | 1 | |||
- хлорофитум | 1 | |||
- колеус | 1 | |||
- маранта | 1 | |||
- сансевиерия | 1 | |||
- фиалка | 1 | |||
- алоэ | 1 | |||
- каланхоэ | 1 | |||
- фикус | 1 | |||
- герань | 1 | |||
5. | Знает и перечисляет условия, необходимые растениям для жизнедеятельности: | 2 | 1 | |
- свет, влага, тепло | 1 | |||
- питательные вещества | 1 | |||
6. | Знает и называет способы вегетативного размножения: | 3 | 1 | |
- черенками | 1 | |||
- делением куста и корневищ | 1 | |||
- усами, отпрысками | 1 | |||
7. | Знает что такое пикировка растений | 3 | 3 | - |
8. | Знает что такое фито дизайн | 3 | 3 | - |
9. | Умеет самостоятельно определять: | 2 | 1 | |
- по внешнему виду растений его состояние | 1 | |||
- выявлять необходимые способы ухода | 1 | |||
10. | Умеет определять нуждается ли растение в пересадке | 1 | 1 | 1 |
11. | Знает какую роль в жизни человека играют растения: | 5 | 3 | |
- выделяют кислород | 1 | |||
- поглощают углекислый газ | 1 | |||
- используются в пищу | 1 | |||
- обладают лечебными свойствами | 1 | |||
- вызывают положительные эмоции | 1 | |||
Максимальное количество баллов | 40 | 17 |
Параметры сформированности коммуникативных навыков (диагностическая карта 2).
№ | Показатели | Баллы | Максимальное кол-во баллов по показателям |
1. | При выполнении групповых заданий не возникает конфликтных ситуаций. | 1 | 1 |
2. | Охотно выполняет групповые задания | 1 | 1 |
Максимальное количество баллов | 2 |
Параметры сформированности трудовых навыков (диагностическая карта 3).
№ | Показатели | Баллы | кол-во баллов по показателю для ст. возраста | кол-во баллов по показателю для мл. возр |
1. | Самостоятельно, аккуратно и правильно поливает растения | 1 | 1 | 1 |
2. | Самостоятельно, аккуратно рыхлит почву | 1 | 1 | 1 |
3. | Самостоятельно по инструкции взрослого может формировать крону растения. | 1 | 1 | - |
4. | Может самостоятельно: | 2 | 1 | |
мыть растение | 1 | |||
удалять сухие листья | 1 | |||
5. | Умеет выполнять перевалку растения с незначительной помощью взрослого | 1 | 1 | - |
6. | Может самостоятельно сажать луковичные растения | 1 | 1 | 1 |
7. | Может самостоятельно | 2 | 1 | |
сажать семена | 1 | |||
сажать проросшие бобы | 1 | |||
8. | Умеет самостоятельно осуществлять уход за всходами и саженцами. | 1 | 1 | - |
9. | Умеет с помощью воспитателя составить мини клумбу | 1 | 1 | - |
Максимальное количество баллов | 11 | 5 |
Параметры сформированности эмоционально-положительного отношения к объектам флоры (диагностическая карта 4).
№ | Показатели | Баллы | Максимальное кол-во баллов по показателю |
1. | Охотно выполняет действия и манипуляции с растениями | 1 | 1 |
2. | Эмоционально воспринимает красоту окружающей природы | 1 | 1 |
Максимальное количество баллов | 2 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.
- Мы. Программа экологического образования детей. С.-Пб.: Детство-пресс, 2000.
- Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая Терапия: Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Ирк. гос. ун-та, 2006.
- Цыбуля Н.В., Фершалова Т. Д. Фитонцидные растения в интерьере. Оздоравливание воздуха с помощью растений. – Новосибирск, 2000.
- Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания – М.: АСТ, 1998.
- Удаленный источник: [http://doshkolnik.ru/teatr/8167-chipollino.html]
- Удаленный источник: [http://dodex.ru/docs/1339/index-29999.html]
- Удаленный источник: [http://centerhelp26.ru/news/2013-12-10/gardenoterapiya]
- Удаленный источник: [http://oldbogard.isu.ru/hort_therapy.htm]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семь чудес России"
Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...
Презентация "Чудеса из природного материала"
Презентация по технологии «Чудеса из природного материала» предназначена для учащихся 3 – 4 классов. Содержит 6 иллюстрированных уроков поэтапного выполнения панно и объемных изделий из д...
Поле чудес "Наши пернатые друзья"
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...
Поле чудес "Домашние животные"
Разработка внекласного мероприятия по окружающему миру...