Рабочая программа подготовки дошкольников к обучению в школе
рабочая программа на тему
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Сейчасна первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. из этого можно выделить наиболее приемлемые основополагающие идеи;
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
- развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
- формирование психологической готовности к школе.
В данной программе, составленной на основе работ таких авторов, как Ильина М.Н., Волкова И.П., Цыпина Н.А. и т.д. объединены несколькго задач по подготовке детей к школе.
Занятия напрвлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой коммуникативной сфер деятельности.
В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая работа, тренинговые, диагностические, игровые занятия, в ходе которых у дошкольника возникает эмоциональный настрой на учебу, формируется положительная учебная мотивация, развивается интерес к познанию, формируется потребность учиться, вырабатываются необходимые учебные навыки. Ребенок знакомится и осваивает правила поведения в школе, учится взаимодействовать с ровесниками и старшими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_doshkolnikov_k_obucheniyu_v_shkole_fedorenko_2.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. Из этого можно выделить наиболее приемлемые основополагающие идеи:
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
- развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
- формирование психологической готовности к школе.
В данной программе, составленной на основе работ таких авторов, как Ильина М.Н., Волкова И.П., Цыпина Н.А. т т.д. объединены несколько задач по подготовке детей к школе.
Занятия направлены на развитие познавательный активности, интеллекта, эмоционально-волевой коммуникативной сфер деятельности.
В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая работа, тренинговые, диагностические, игровые занятия, в ходе которых у дошкольника возникает эмоциональный настрой на учебу, формируется положительная учебная мотивация, развивается интерес к познанию, формируется потребность учиться, вырабатываются необходимые учебные навыки. Ребенок знакомится и осваивает правила поведения в школе, учится взаимодействовать с ровесниками и старшими.
Цель программы: психологически подготовить дошкольника к школе, поддержать его стремление и желание стать школьником, учиться, занять определенную активную жизненную позицию в обществе людей, развить познавательно-интеллектуальную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы личности ребенка, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
- Снятие психологического стресса перед школой;
- Развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей;
- Развитие речи, расширение словарного запаса.
- Знакомство с правилами поведения в школе, развитие саморегуляции;
- Развитие коммуникативных качеств, умение общаться в коллективе.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Программа проводится педагогом – психологом и включает 20 занятий, она рассчитана на будущих первоклассников, занятия проводятся один раз в неделю (1занятие 20 минут).
Результатом реализации программы является развитие у детей:
- Коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в коллективе;
- Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
- Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
- Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать устно у доски;
- Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.
Блок I. Психодиагностика актуального уровня развития.
Методика «МЭДИС» - экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников.
Блок II. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: проведение коррекционно-развивающих занятий на формирование общеинтеллектаульных умений, снятие характерных для адаптационного периода реакций, формирование учебных мотивов, адекватной самооценки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Цель занятия | Содержание | Количество занятий |
1-2. | Диагностика готовности ребенка к школьному обучению. | Методика «МЭДИС» | 2 |
3. | Знакомство и сплочение детского коллектива; развитие наблюдательности, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации. |
| 1 |
4. | Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, образных представлений, творческого воображения, коммуникативных способностей. |
| 1 |
5. | Развитие творческого воображения, зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев. |
| 1 |
6. | Развитие мелкой моторики пальцев, дифференцированного восприятия, создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу. |
| 1 |
7. | Развитие наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей. |
| 1 |
8. | Развитие коммуникативных способностей, координации движений кисти рук, творческого воображения. |
| 1 |
9. | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, произвольного запоминания, устойчивости внимания. |
| 1 |
10. | Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, устойчивости внимания, произвольного запоминания. |
| 1 |
11. | Развитие аналитико-синтетической деятельности, произвольного запоминания посредством приема группировки, мыслительных операций (обобщение, классификация). |
| 1 |
12. | Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), памяти, речи. |
| 1 |
13. | Знакомство с понятием «времена года», развитие словарного запаса, речи. |
| 1 |
14. | Развитие любознательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания. |
| 1 |
15. | Развитие логического мышления, произвольной памяти и внимания, воли, умения действовать согласно правилу. |
| 1 |
16. | Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления, наблюдательности. |
| 1 |
17. | Развитие произвольной памяти, внимания, логического мышления, речи. |
| 1 |
18. | Повторение правил поведения на уроке и перемене, создание эмоционального настроя на школу. |
Прощание: «Улыбнитесь друг другу». | |
19-20. | Диагностика готовности ребенка к школьному обучению. | Методика «МЭДИС» | 2 |
ИТОГО: | 20 |
Список использованной литературы:
- Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения-СПб.,2007г.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе-М., 1996г.
- Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения-Волгоград, 2009г.
- Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста-Ростов на Дону.,2011г.
- Маралов В.Г., ФроловаЛ.П. Коррекция личностного развития дошкольников-М.,2008г.
- Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ-М.,2011г.
- Волкова И.Н., Цыпина Н.А., Готовимся к школе-М.,2005г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Рабочая программа
подготовки дошкольников к обучению в школе
Составитель программы: Федоренко И.И.
педагог-психолог
МАОУ СОШ №8
г. Лабытнанги
2014г.
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №8
__________Л.С. Воробьева
Рабочая программа
подготовки дошкольников к обучению в школе
Составитель программы: Федоренко И.И.
педагог-психолог
МАОУ СОШ №8
г. Лабытнанги
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе
Предлагаю возможные варианты заданий для подготовки к обучению в школе....
Программа подготовки дошкольников к обучению в школе с использованием возможностей развивающих онлайн игр
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению с использованием возможностей развивающих онлайн игр. Основная цель программы: расширение возможностей испол...
Рабочая программа "Подготовка детей к обучению в первом классе "
Программа по подготовке детей к школе, проводимая в МБОУ СОШ №28, авторская. Программа состоит из пояснительной записки, содержания материала, планируемых результатов и формы роведения занятий....
Программа подготовки дошкольников к обучению в 1 классе
Материал содержит программу по развитию речи, подготовке к письму и математике. В приложении дано тематическое планирование к данным курсам. Программа апробирована в школе; по ней работали и готовили ...
Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе
Каждый родитель переживает за своего ребёнка при поступлении в школу. Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Готов ли он к обучению? Для вас, родители, предлагаю некоторые задания, которые по...
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ "Школа раннего развития"
Предлагаемый курс «Школа раннего развития» состоит из трех блоков:1. «Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)»2. «Математика и логика»3....
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Цель курса – создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, береж...