Уроки самопознания на тему: "ТРАДИЦИИ СЕМЬИ"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Саначева Марина Дмитриевна

Ценность

Праведное поведение    Любовь

Качества

          уважение к родителям, учителям, старшим      Любовь в семье

 

Цель

          Раскрыть значение понятий «счастье семьи», «семейные традиции»;

          развивать навыки ответственного поведения в семье;

          воспитывать уважительное отношение к родным и близким.                                                                                                                                                                                                      

 

 

Задачи

Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких, на примере проведения праздников и организации совместного отдыха.

Развивать навыки ответственного поведения в семье. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

 

Основные идеи,

отработанные на занятии

Вовлечение в групповую работу.

Умение выполнять правила работы в группах,

уметь отвечать вопросы,  показывать инсценировку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_samopoznaniya_traditsii_semi.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание урока (тематика)

Основные цели,

ключевые идеи, результат

Формы и методы работы,

 стратегии

Модули Программы

Вовлечение учащихся в процесс обучения

Оценивание, включая оценку в целях обучения

Основные ресурсы

Тема: «Традиции семьи» (2ч)

Урок № 3, № 4

Цели: 

раскрыть значение понятий «счастье семьи», «семейные традиции»; развивать навыки ответственного поведения в семье; воспитывать уважительное отношение к родным и близким.                                                                                                                                                                                                

Ключевые идеи:

Умение работать

в группах,

отвечать вопросы

и делать выводы.

Раскрытие

образа персонажа.

Результат обучения:

Преодолели трудности обучения через  познавательный  интерес,  мозговой штурм.

Научились выразительному чтению и инсценированию произведений.

Закрепляли коммуникативные навыки и умение совместно в группе делать выводы.

Индивидуальная работа,

работа в группах.

Творческое задание.

 Выступление  спикеров.

 Диалоговое обучение.

Стратегии:

Мозговой штурм.

 «Дерево предсказаний»

Выразительное чтение стихотворения.

Ролевое чтение или инсценирование.

Т и О

О О

 О д О

Н П

К М

ВО

ИКТ

Активные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс.

Размышление над ситуацией.

Выразительное чтение  стихотворения.

Фантазирование, мини-сценки

Творческая деятельность

Слушание дополнительного материала

по теме урока, групповое пение.

Анализ своей работы и работы других групп.

 

Диалог на стикерах.

Взаимооценка

по критериям.

Оценивание «Смайлом»

 

«Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы /

Калачева И.В., Кудышева  Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г.

Дополнительный материал: притчи, истории. Аудиозаписи песен и мелодий для позитивного настроя и проведения физминуток.

Листы для выполнения приёма, фломастеры, смайлики.

Краткосрочное  планирование серии  последовательных  уроков

по  предмету «Самопознание» в 4-х классах  по разделу «Учимся общению» (8 ч)

учителя КГУ «СШ № 17» г.  Риддера  4 «А» класса  Саначевой  Марины  Дмитриевны.

Наименование  занятия

Уроки самопознания по разделу «Учимся общению» (3 и 4 по счёту в разделе)

Тема: «Традиции семьи» (2 часа)

Ценность

Праведное поведение    Любовь

Качества

          уважение к родителям, учителям, старшим      Любовь в семье

 

Цель

          Раскрыть значение понятий «счастье семьи», «семейные традиции»;

          развивать навыки ответственного поведения в семье;

          воспитывать уважительное отношение к родным и близким.                                                                                                                                                                                                     

 

Задачи

Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких, на примере проведения праздников и организации совместного отдыха. 

Развивать навыки ответственного поведения в семье. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Основные идеи,

отработанные на занятии

Вовлечение в групповую работу.

Умение выполнять правила работы в группах,

уметь отвечать вопросы,  показывать инсценировку.

Результаты обучения

Научились выразительному чтению и инсценированию произведений.

Закрепляли коммуникативные навыки и умение делать выводы сообща в группе.

Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.

Ресурсы

(материалы, источники)

«Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы /

Калачева И.В., Кудышева  Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г.

Дополнительный материал: притчи, истории. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя. Листы для выполнения приёма, фломастеры, смайлики.

Содержание урока № 3

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Позитивный настрой  

3 мин.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинки держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

     «Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

  Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опускается свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

   Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

    Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распростоняясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: « Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет. Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...

   Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо». 

Рассаживание по группам.

Эмоционально-психологический настрой на работу.

Сообщают, что представилось, понравилось и что почувствовали.

Проверка домашнего задания     10  мин.

Рассказывают об увлечениях членов семьи (с .27 в тетр). Описывают ситуации (с. 35 в учебн) и дают советы по достижению взаимопонимания.

Позитивное высказывание (цитата)            5  мин.

Один из учеников читает стихотворение

 И. Некрасовой.  Это цитата нашего урока:                                                                                                           Традиции семьи ...                                                                                                                                                                            В них - мудрость наших предков.

Традиции семьи ...                                                                                                                          В них - времени печать.

Традиции семьи

Прекрасное наследие.                                                                                                  Его мы  будем детям завещать.  

- Какие семейные традиции вы знаете?                                                                                                                       - Важно ли следовать семейным традициям - Почему?                                                                                                                                - Какие семейные традиции вам нравятся?                                                                                                                                              

Беседуют по содержанию цитаты.

Обсуждают в группах ответы

на вопросы. 

Приводят примеры из жизни.

Рассказывание истории (беседа)             9     мин.

Учитель  рассказывает историю, описанную  Б.Искаковым:  Ребята готовились к классному часу «Традиции моей семьи». Все принесли семейные фотографии, памятные значки, письма. Сначала самая активная девочка класса Асель. Она рассказала, как проходит в их доме праздник Знаний - 1 сентября. Всегда в этот день взрослые дарят детям подарки. За праздничным столом старшие делятся воспоминаниями о школьных годах, дают советы детям, как лучше построить день, чтобы учение было в радость.

Асет  подготовил выступление о традиции празднования  дня  рождения членов семьи. Рассказал, что для именинника готовится сюрприз, вьпyскается поздравительная газета.                                                                          А Динара принесла семейный альбом. В нем она показала фотографии, где семья трудится во дворе, на даче, ремонтирует квартиру.                                                                                                                                  - А где же праздник? - спросили ребята.                                                                                                                                                             - Праздников в нашей семье хватает, - ответила девочка! - Но традицией семьи стал и совместный труд. Весной мы дружно готовим землю к посадке овощей, летом поливаем всходы, осенью собираем урожай. Традиция нашей семьи - вместе трудиться!                                                                             Ребята задумались.

Слово учителя: - Что вы думаете по этому поводу?                                                                                                                                            - Есть ли трудовые традиции в вашей семье?

- Что объединяет семью?

Беседуют по содержанию.

Учащиеся отвечают на вопросы и                                                                                                                       делают вывод:

-В семье Динары отмечают традиционные праздники сада, осеннего урожая. Совместный труд объединяет се, что каждый вносит свой вклад в общее дело.                                                                          

Физминутка.     2 мин.

- Представьте, что каждая группа  семья. Попробуйте все вместе уместиться в небольшом «домике», очерченном мелом круге. Побеждает та «семья », все члены которой  сделают это быстрее.

Перед началом игры «члены семьи» советуются,  

как им  разместиться в круге.

Творческая деятельность,

групповая работа 10 мин

Задание в тетради (с. 29) придумать название

к рисунку и составить, описать сюжет

(приём «Дерево предсказаний»)

Дают оценку спикеру каждой группы,

учитывая заголовок  и полноту рассказа.

Групповое пение  3 мин.

Аудиозапись песни «Родительский дом»

на сл. М.Рябинина, муз. В.Шаинского

Все вместе дружно поют песню.

Домашнее задание 1 мин. 

Работа  в  тетради   (с. 30 – 31) Сделать зарисовки  и добавить описания о традициях в семьях.

Заключительная минута урока       2  мин.

Минутка тишины. Обобщение.                                                                               - Основа любой семьи - любовь, доброта, доверие, ответственность, сопереживание.                                                                Это - главные традиции.                                                                                                                                                  

Формативное оценивание.

Рефлексия учащихся,

устные размышления учащихся

о пройденном уроке.

Делают выводы по уроку,

подводят итоги.

Содержание урока № 4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Позитивный настрой  

3 мин.

Вспомнить различные интересные формы приветствия. Группой исполнить фрагмент песни о дружбе, улыбке или о семье.

Рассаживание

по структурированным группам.

Эмоционально-психологический настрой на работу.

Проверка домашнего задания 10 мин.

Показывают зарисовки  и зачитывают краткие описания к ним.

Позитивное высказывание (цитата)          2   мин.

- Благополучие общества зависит от благополучия семьи, о чем убедительно говорится в таких строчках:                                                                                                                                                                                                   Если человек спокоен, будет мир в семье.                                                                                                            Если мир в семье, будет мир в обществе.                                                                                                            Если мир в обществе, будет мир в стране.                                                                                                                 Если мир в стране, будет мир во всем мире.  

Беседа по содержанию цитаты.

Делают вывод.

Рассказывание истории (беседа)     10   мин.

Учитель рассказывает о сочинении ученика «Традиции моей семьи» (с. 44-46)

Слушают сочинение

Приводят примеры из жизни. 

Дают обоснования своим ответам.

Делают вывод о том, что такое традиции, для чего они нужны.

Физминутка.  2 мин.

 

Звучит песня «Неразлучные друзья»

 (о взрослых и детях)

Выполняют движения под музыку,

подпевают.

Творческая деятельность,

групповая работа

10 мин.

Инсценировка «Семейный вечер»                                                                                                                                 Учитель предлагает учащимся разделиться на две группы и разыграть сценку из семейной жизни. - Давайте представим одну большую семью, в которой есть дети разных возрастов, папа, мама, бабушка и дедушка. Понаблюдаем, как проходит семейный вечер после трудового дня, о чем говорят родные люди, чем они занимаются, как они относятся друг к другу. Можно каждому придумать имя и форму обращения.                                                                                                                                        

Учащиеся обсуждают сценарий, распределяют роли и показывают сценку.                                                      

После просмотра

обсуждение в группах.

Оценивание артистизма, выразительности.

Характеризуют героев и оценивают мотивы их поведения. 

Групповое пение   3 мин.

Песня   «Мы желаем счастья вам!»

Сл. И. Шаферана          Муз. С. Намина.

Вместе исполняют песню.

Домашнее задание – 1 мин.

- Сделать открытку по заданию № 5 в  тетради (с.32-33).  Порядок работы:                                                                                                                                                                                   1. Вырежьте открытку по линиям в тетради.                                                                                              2.Оформите лицевую часть ее в виде рисунка, аппликации или коллажа.                                                         3.Напишите добрые слова, пожелания своим родным. 

Заключительная минута урока   3 мин.

Минутка тишины.  

А теперь закройте глаза, вспомните что-либо приятное из жизни в вашей семье и сохраните в сердце полученные знания.

Формативное оценивание.

Рефлексия. Ученики делают выводы,

 подводят итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок самопознания в 4 классе "Традиции семьи"

Материал урока позволяет углубить представления детей о ценности семьи и соблюдении  добрых традиций, объединяющих родных и близких людей...

Урок самопознания в 4 классе "Традиции семьи"

Материал урока позволяет углубить представления детей о ценности семьи и соблюдении  добрых традиций, объединяющих родных и близких людей...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»

Содержание данного мероприятия соответствует требованиям государственного стандарта. Учитель излагает материал доступно для понимания, в соответствии с возрастными и индивидуальными психолого-педагоги...

Классный час на тему « Традиции семьи»

ЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого человека.Воспитание чувства любви и гордости за свою семью.Содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.Развитие интереса к истори...

Внеклассное мероприятие по теме: "Традиции моей семьи"

Данное мероприятие направленно на  формирование  в детях толерантности, чувства любви и гордости за свой народ, свою семью, уважения к родителям, сверстникам и людям старшего поколения....

Урок самопознание в 3 классе, тема " Моя семья"

Разработка этого урока поможет провести урок интеграции. Где дети будут не только говорить и выражать свои мысли  о семье , но и заниматься увлекательной аппликацией....

Технологическая карта классного часа, 2 класс, тема: «Традиции моей семьи»

Цели: формирование уважительного отношения детей к своим родителям, близким, развитию творчества, а также влиять на формирование культурных традиций....