Урок самопознания на тему "Жить по совести"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Представлено среднесрочное и краткосрочное планирование урока самопознания на тему "Жить по совести".
Цель:
Углублять представления учащихся об общечеловеческих ценностях праведном поведении и истине.
Задачи:
Раскрыть значение понятия «совесть» и развивать стремление жить в ладу с совестью, воспитывая такие качества как честность, правдивость.
Учить учащихся характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.
Развивать у детей умение слушать, слышать и понимать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_samopoznaniya_zhit_po_sovesti.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднесрочное планирование уроков по предмету «Самопознание»
в 3 четверти 2014-2015 учебного года для 4 - х классов
учителя 4 «А» класса КГУ «СШ №17» г. Риддера Саначевой Марины Дмитриевны.
Обоснование:
Среднесрочное планирование составлено на основе ГОСО, учебной Программы «Человек и общество» для 1-4 классов общеобразовательной школы (МОН РК, Астана 2013г) и инструктивно-методического письма «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2014-2015 учебном году» (МОН РК, Астана 2014г).
Среднесрочное планирование составлено в соответствии с концептуальными подходами Кембриджского образования, т.е. в соответствии с заложенной в основу «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК» третьего уровня (далее – Программа) конструктивистской теорией обучения.
Всё содержание Программы по самопознанию для 4 классов представлено 4 разделами. Раздел «Быть человеком» является третьим и содержит 8 часов. Планирование представлено серией последовательных уроков по четырём темам, интегрирующих идеи 7 модулей Программы.
При планировании обучения учитываются индивидуальность каждого учащегося, как активно действующего субъекта образования, и специфика содержания учебного предмета.
Ключевая идея:
Интеграция всех модулей в серии последовательных уроков позволит учителю развить у школьников глубокое понимание предмета и осознание ответственности за своё обучение.
Цель: использование новых подходов в своей практике, основанных на взаимосвязи идей семи модулей, в преподавании самопознания по разделу «Быть человеком» с целью формирования высоконравственной личности школьника через читательскую деятельность, диалоговое обучение, работу в группах.
Ожидаемые результаты:
Планируется внедрение в процесс преподавания и обучения эффективного объединения идей модулей Программы со стратегиями и подходами для формирования у учеников навыков обучения тому, как обучаться. Кроме названного ожидаемого результата, планирование направлено на получение предметных знаний, общеучебных умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, продуктивно-творческой деятельности.
Содержание урока (тематика) | Основные цели, ключевые идеи, результат | Формы и методы работы, стратегии | Модули Программы | Вовлечение учащихся в процесс обучения | Оценивание, включая оценку в целях обучения | Основные ресурсы |
Тема: «Жить по совести» (1ч) Урок № 5 | Цели и задачи: Углублять представления учащихся об общечеловеческой ценности праведном поведении. Раскрыть значение понятия «совесть». Развивать стремление жить в ладу с совестью. воспитывать такие качества как честность, правдивость. Ключевые идеи: Умение работать в группах, задавать вопросы. Собственная оценка портрета героя, раскрытие образа персонажа. Результат обучения: Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения. Научились выборочному и выразительному чтению произведений. Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга. | Парная работа, выполнение заданий в группах. Выступление спикеров. Диалоговое обучение. Стратегии: «Окно» Мозговой штурм. Проблемный вопрос. Коллективное сочинение. | ИКТ Т и О Н П К М О О О д О | Активные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс. Выразительное чтение текста. Сочинение продолжения сказки. Постановка «толстых и тонких» вопросов. Описание ситуации и составление советов. Слушание дополнительного материала по теме урока, групповое пение. Анализ своей работы и работы одноклассников. |
Диалог на стикерах. Взаимооценка по критериям. Оценивание «Две звезды, одно пожелание» |
«Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы / Калачева И.В., Кудышева Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. Дополнительный материал: притча, сказка. Аудиозапись мелодии для позитивного настроя и проведения физминутки. Видеоролик, презентация, караоке. Бумага А 4, фломастеры, листы для анализа, стикеры. |
Краткосрочное планирование серии последовательных уроков
по предмету «Самопознание» в 4-х классах по разделу «Быть человеком» (8 ч)
учителя КГУ «СШ № 17» г. Риддера 4 «А» класса Саначевой Марины Дмитриевны.
Наименование занятия | Уроки самопознания по разделу «Быть человеком» (5 по счёту в разделе) Тема: «Жить по совести» (1 час) | |
Ценность | Праведное поведение Истина | |
Качества | Совесть, управление желаниями, говорить правду; не красть; говорить только то, что хорошо и необходимо. | |
Цель | Углублять представления учащихся об общечеловеческих ценностях праведном поведении и истине. Учиться характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения. Развивать умение слушать, слышать и понимать друг друга. | |
Задачи | Раскрыть значение понятия «совесть». Развивать стремление жить в ладу с совестью. Воспитывать такие качества как честность, правдивость. | |
Основные идеи, отработанные на занятии | Вовлечение в групповую работу. Умение выполнять правила работы в группах - задавать вопросы, уметь слушать мнение других детей и высказывать своё. | |
Результаты обучения | Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения. Научились выборочному и выразительному чтению произведений. Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга. | |
Ресурсы (материалы, источники) | «Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы / Калачева И.В., Кудышева Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. Дополнительный материал: притча, сказка. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, видеоролик, презентация, караоке. Бумага А 4, фломастеры, стикеры. | |
Содержание урока № 1 | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Позитивный настрой 3 мин. | Под спокойную музыку учитель говорит: Закройте глаза и представьте, что над вами небо, усыпанное звездами. И одна звезда самая яркая – это ваша. Она посылает вам свет, который приближается к вашим рукам, лаская их, поднимается выше – к голове и посылает добрые светлые мысли. Ваша яркая звездочка посылает свет вашим родным, друзьям, всем сидящим в этой аудитории. Свет, Любовь и покой дарит всем она. Но скоро рассвет – звездочка покидает нас.… Начинается новый день, и я с любовью встречаю его вместе с Вами. Откройте глаза. Мы возвращаемся в класс. | Рассаживание по группам. Эмоционально-психологический настрой на работу. |
Проверка домашнего задания 10 мин. | Понять и разобрать ситуации (с.76-77 в учебнике) Ответить на проблемный вопрос: - Как поступить в данной ситуации? | Дают совет, как правильно нужно поступить героям. |
Позитивное высказывание (цитата) 5 мин. | Цитата нашего урока: «Правда – это значит победа совести в человеке» М.М.Пришвин 1. - Как вы думаете, почему правда является победой совести? 2. - Какие чувства вы испытываете, когда солгали? Пояснения учителя с целью определения темы урока: «Жить по совести». 3. – Как вы понимаете, что значит жить по совести? | Прочтение цитаты вслух всем классом сначала тихо, потом четко и громко. Беседуют по содержанию цитаты. Обсуждают в группах ответы на вопросы. |
Рассказывание истории (беседа) 8 мин. | Подарок, который учитель дарит детям, показывая клип - притчу «Окно» (в больничной палате) - Кто из героев истории жил не по совести? - Почему? Что ему мешало так жить? | Смотрят притчу «Окно». Заполняют лист по стратегии «Окно»(+,-, интересно).Характеризуют героев и объясняют мотивы их поведения. |
Физминутка. 2 мин. | Звучит песня «Дорога добра» | Выполняют движения под музыку. |
Творческая деятельность, групповая работа 10 мин | Рассказывание учителем сказки: «Стеклянный человечек» Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит: - Сначала сделай дело, а потом иди гуляй. всё сделает, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным. с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй – а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек … Учитель помогает закончить сказку. | Сочиняют продолжение. «… стал темный, как туча. с тревогой спросил Мальчик. ничего не подумал плохого … но забыл о своём товарище. и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама. учил Мальчика жить. Это была его Совесть.» Отвечают на вопрос: - Что такое совесть? Взаимооценивание. Дают оценку каждой группе, учитывая содержание, творчество. |
Групповое пение 3 мин. | Содержание песни «Если добрый ты…» отражает тему урока. | Исполняют песню под караоке. |
Домашнее задание 1 мин. | Работа в тетради (с. 53 – 55) Прочитать рассказ А.П.Гайдара «Совесть», раскрасить рисунок и ответить на вопрос. | |
Заключительная минута урока 3 мин. | Минутка тишины. - Давайте сделаем первый шаг и мысленно попросим прощения у того, кому мы причинили боль или нанесли обиду. Формативное оценивание. | Рефлексия. Делают выводы по уроку, подводят итоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок самопознания на тему: "Смелость и решительность"
Кто решился действовать, тому обычно сопутствует удача.А кто только и делает, что рассуждает обо всём и медлит, Вряд ли окажется победителем....
Урок самопознания в 4 классе "Традиции семьи"
Материал урока позволяет углубить представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких людей...
Урок самопознания в 4 классе "Традиции семьи"
Материал урока позволяет углубить представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких людей...
открытый урок самопознания для 1 класса "Наше здоровье"
Форма проведения: ток-шоу "Поговорим о здоровом питании. Питание макаронами" Цель: формирование ЗОЖ через правильное питаниеЗадачи: 1. Выяснить какова роль макарон в питании человека, позна...
Урок самопознания в 1 классе "Мы принимаем гостей"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В течение нескольких лет я работаю над методической проблемой «Применение активных форм и методов обучения на уроках в начальной школе». Неоднократно делилась своим оп...
Конспект урока самопознания "Жить по совести"
Конспект урока самопознания " Жить по совести" для 4 класса.Цели урока: ознакомление учащихся с нравственно-духовными, формирование у детей понимания, что совесть и честность важны каждому из них для ...
открытый урок самопознания в 4 классе "Жить по совести"
Цель: углубление представления учащихся о нравственных качествах человека через практику праведного поведенияЗадачи:- раскрывать значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь»;- ...