Урок самопознания на тему "Жить по совести"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Саначева Марина Дмитриевна

Представлено среднесрочное и краткосрочное планирование урока самопознания на тему "Жить по совести".

Цель:

Углублять представления учащихся об общечеловеческих ценностях праведном поведении и истине.  

Задачи:

Раскрыть значение понятия «совесть» и развивать стремление жить в ладу с совестью, воспитывая такие качества как честность, правдивость.

Учить учащихся характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.

Развивать у детей умение слушать, слышать и понимать друг друга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_samopoznaniya_zhit_po_sovesti.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Среднесрочное  планирование  уроков  по  предмету «Самопознание»

в 3 четверти 2014-2015 учебного года  для 4 - х классов  

учителя 4 «А» класса  КГУ «СШ №17» г.  Риддера  Саначевой  Марины  Дмитриевны.

Обоснование:

           Среднесрочное планирование составлено на основе ГОСО, учебной Программы «Человек и общество» для 1-4 классов общеобразовательной школы  (МОН РК, Астана 2013г) и инструктивно-методического письма «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2014-2015 учебном году» (МОН РК, Астана 2014г).

   Среднесрочное планирование составлено в соответствии с концептуальными подходами Кембриджского образования, т.е. в соответствии с заложенной в основу «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК» третьего уровня (далее – Программа) конструктивистской теорией обучения.

       Всё содержание Программы по самопознанию для 4 классов представлено 4 разделами. Раздел  «Быть человеком» является третьим и содержит 8 часов. Планирование представлено серией  последовательных уроков по четырём темам, интегрирующих идеи 7 модулей Программы.

     При планировании обучения учитываются индивидуальность каждого учащегося, как активно действующего субъекта образования, и специфика содержания учебного предмета.

Ключевая идея:

         Интеграция всех модулей в серии последовательных уроков позволит  учителю развить у школьников глубокое понимание предмета и осознание ответственности за своё обучение.

 Цель:  использование новых подходов в своей практике, основанных на взаимосвязи идей семи модулей, в преподавании самопознания по разделу «Быть человеком» с целью формирования высоконравственной личности школьника через читательскую деятельность, диалоговое обучение, работу в группах.  

Ожидаемые результаты: 

         Планируется внедрение в процесс преподавания и обучения эффективного объединения идей модулей Программы со стратегиями и подходами для формирования у учеников навыков обучения тому, как обучаться. Кроме названного ожидаемого результата, планирование направлено на получение предметных знаний, общеучебных умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, продуктивно-творческой деятельности.

         Содержание урока (тематика)

Основные цели,

ключевые идеи, результат

Формы и методы работы,

 стратегии

Модули Программы

Вовлечение учащихся в процесс обучения

Оценивание, включая оценку в целях обучения

Основные ресурсы

Тема: «Жить по совести» (1ч)

Урок № 5

Цели и задачи:  Углублять представления учащихся об общечеловеческой ценности праведном поведении. Раскрыть значение понятия «совесть». Развивать стремление жить в ладу с совестью. воспитывать такие качества как честность, правдивость.

Ключевые идеи:

Умение работать

в группах,

задавать вопросы.

Собственная оценка портрета героя, раскрытие

образа персонажа.

Результат обучения:

Научились характеризовать героев

и оценивать мотивы

их поведения.

Научились выборочному и выразительному чтению произведений.

Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга.  

 Парная работа, выполнение заданий в группах.

Выступление  спикеров.

 Диалоговое обучение.

Стратегии:

 «Окно»

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос.

Коллективное сочинение.

ИКТ

Т и О

Н П

К М

О О

 О д О

Активные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс.

Выразительное чтение  текста. Сочинение продолжения сказки.  

Постановка «толстых и тонких» вопросов.

Описание ситуации и  составление советов.

Слушание дополнительного материала

по теме урока, групповое пение.

Анализ своей работы и работы одноклассников.

 

Диалог на стикерах.

Взаимооценка

по критериям.

Оценивание «Две звезды, одно пожелание»

 

«Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы /

Калачева И.В., Кудышева  Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г.

Дополнительный материал: притча, сказка. Аудиозапись мелодии для позитивного настроя и проведения физминутки. Видеоролик,  презентация, караоке.

Бумага А 4, фломастеры, листы для анализа, стикеры.

Краткосрочное  планирование серии  последовательных  уроков

по  предмету «Самопознание» в 4-х классах  по разделу «Быть человеком» (8 ч)

учителя КГУ «СШ № 17» г.  Риддера  4 «А» класса  Саначевой  Марины  Дмитриевны.

Наименование  занятия

Уроки самопознания по разделу «Быть человеком» (5 по счёту в разделе)

Тема: «Жить по совести» (1 час)

Ценность

Праведное поведение    Истина

Качества

          Совесть, управление желаниями, говорить правду; не красть; говорить только то, что хорошо и необходимо.

 

Цель

          Углублять представления учащихся об общечеловеческих ценностях праведном поведении и истине.  Учиться характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.

Развивать умение слушать, слышать и понимать друг друга.

Задачи

Раскрыть значение понятия «совесть».

Развивать стремление жить в ладу с совестью.

Воспитывать такие качества как честность, правдивость.

Основные идеи,

отработанные на занятии

Вовлечение в групповую работу.

Умение выполнять правила работы в группах - задавать вопросы,  уметь слушать мнение других детей и высказывать своё.

Результаты обучения

Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.

Научились выборочному и выразительному чтению произведений.

Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга.

Ресурсы

(материалы, источники)

«Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы /

Калачева И.В., Кудышева  Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г.

Дополнительный материал: притча, сказка. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, видеоролик, презентация, караоке. Бумага А 4, фломастеры, стикеры.

Содержание урока № 1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Позитивный настрой  

3 мин.

Под спокойную музыку учитель говорит:

Закройте глаза и представьте,

что над вами небо, усыпанное звездами.

И одна звезда самая яркая – это ваша.

Она посылает вам свет,

который приближается к вашим рукам, лаская их, поднимается выше – к голове и посылает добрые светлые мысли. Ваша яркая звездочка посылает свет вашим родным, друзьям, всем сидящим в этой аудитории.

 Свет, Любовь и покой дарит всем она.

Но скоро рассвет – звездочка покидает нас.…

Начинается новый день, и я с любовью встречаю его вместе с Вами. Откройте глаза. Мы возвращаемся в класс.

Рассаживание по группам.

 Эмоционально-психологический настрой на работу.

Проверка домашнего задания     10  мин.

Понять и разобрать ситуации (с.76-77 в учебнике)

Ответить на проблемный вопрос:

- Как поступить в данной ситуации?

Дают совет, как правильно нужно поступить  героям.

Позитивное высказывание (цитата)            5  мин.

Цитата нашего урока:  «Правда – это значит победа совести в человеке»  М.М.Пришвин

1. - Как вы думаете, почему правда является победой совести?  

2. -  Какие чувства вы испытываете, когда солгали?

Пояснения учителя с целью определения темы урока:

«Жить по совести».

3.  – Как вы понимаете, что значит жить по совести?

Прочтение цитаты вслух всем классом сначала тихо, потом четко и громко.

Беседуют по содержанию цитаты.

Обсуждают в группах ответы

на вопросы. 

Рассказывание истории (беседа)             8     мин.

Подарок, который учитель дарит детям, показывая клип - притчу «Окно» (в больничной палате)

 - Кто из героев истории жил не по совести?

- Почему? Что ему мешало так жить?

Смотрят притчу «Окно». Заполняют лист по стратегии «Окно»(+,-, интересно).Характеризуют героев и объясняют мотивы их поведения.

Физминутка.     2 мин.

Звучит песня «Дорога добра»

Выполняют движения под музыку.

Творческая деятельность,

групповая работа 10 мин

Рассказывание учителем сказки: «Стеклянный человечек» 
У одного мальчика был маленький друг –

Стеклянный Человечек.

Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство:

угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик.

Не сделал Мальчик то, что просила мама,

а собирается идти гулять –

Стеклянный Человечек, уже не прозрачный,

а чуть-чуть помутневший, и говорит: 
- Нельзя думать так, Мальчик.

- Сначала сделай дело, а потом иди гуляй. 
Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело:

всё сделает, а потом идет гулять.

Человечек молчит и становится прозрачным. 
Однажды у Мальчика заболел товарищ,

с которым он часто играл во дворе.

Прошёл один день, второй –

 а Мальчик и не вспоминает о друге.

Смотрит, а Стеклянный Человечек … 
Творческое задание: придумать конец  

Учитель помогает закончить сказку.

Сочиняют продолжение.

«… стал темный, как туча. 
- Что я сделал плохого или подумал? –

с тревогой спросил Мальчик. 
- Ты ничего не сделал плохого,

ничего не подумал плохого …

но забыл о своём товарище. 
- Стыдно стало Мальчику,

и он пошел к больному другу.

Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама. 
- Так Стеклянный Человечек

учил Мальчика жить.

Это была его Совесть.» 

Отвечают на вопрос:

- Что такое совесть?

Взаимооценивание.

Дают оценку каждой группе,

 учитывая содержание, творчество.

Групповое пение  3 мин.

Содержание песни «Если добрый ты…»  

отражает тему урока.

Исполняют песню под караоке.

Домашнее задание 1 мин. 

Работа  в  тетради   (с. 53 – 55) 

Прочитать рассказ А.П.Гайдара «Совесть», раскрасить рисунок  и ответить на вопрос.

Заключительная минута урока       3  мин.

Минутка тишины.

- Давайте сделаем первый шаг и мысленно попросим прощения у того, кому мы причинили боль или нанесли обиду.   Формативное оценивание.

Рефлексия.  

Делают выводы по уроку,

подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок самопознания на тему: "Смелость и решительность"

Кто решился действовать, тому обычно сопутствует удача.А кто только и делает, что рассуждает обо всём и медлит, Вряд ли окажется победителем....

Урок самопознания в 4 классе "Традиции семьи"

Материал урока позволяет углубить представления детей о ценности семьи и соблюдении  добрых традиций, объединяющих родных и близких людей...

Урок самопознания в 4 классе "Традиции семьи"

Материал урока позволяет углубить представления детей о ценности семьи и соблюдении  добрых традиций, объединяющих родных и близких людей...

открытый урок самопознания для 1 класса "Наше здоровье"

Форма проведения: ток-шоу "Поговорим о здоровом питании. Питание макаронами" Цель:  формирование ЗОЖ через правильное питаниеЗадачи: 1. Выяснить какова роль макарон в питании человека, позна...

Урок самопознания в 1 классе "Мы принимаем гостей"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В течение нескольких лет я работаю над методической проблемой «Применение активных форм и методов обучения на уроках в начальной школе».  Неоднократно делилась своим оп...

Конспект урока самопознания "Жить по совести"

Конспект урока самопознания " Жить по совести" для 4 класса.Цели урока: ознакомление учащихся с нравственно-духовными, формирование у детей понимания, что совесть и честность важны каждому из них для ...

открытый урок самопознания в 4 классе "Жить по совести"

Цель: углубление  представления учащихся о нравственных качествах человека через практику праведного поведенияЗадачи:- раскрывать значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь»;- ...