Как развивать ребёнка дома? Дошкольник, школьник
статья (1 класс) на тему
Родителей очень часто интересует вопрос как подготовить ребёнка к школе?Что для этого нужно?Ответ на этот вопрос довольно прост, желание родителей заниматься со своим ребёнком и конечно хороший материал, а также теоретические знания.В этом Вам поможет данный материал, который отвечает на следующие вопросы:
1.Что такое развитие и его составляющие?
2. Игра как ведущая деятельность дошкольника и младшего школьника
3. Преемственность между детским садом и школой
4. Направления в подготовке ребёнка к школе
5. Прёмы работы с дошкольникамии младшими школьниками по развитию психических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsybulko_ekaterina_borisovna_gimnaziya_no_271.docx | 21.65 КБ |
kak_razvivat_rebyonka_doma.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Как развивать ребёнка дома? Дошкольник, школьник
Вопросы: - Что такое развитие и его составляющие?
- Игра как ведущая деятельность дошкольника и младшего школьника;
- Преемственность между садом и школой;
Направления в подготовке ребёнка к школе
- Приёмы работы с дошкольниками и младшими школьниками по развитию психических процессов
Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.
В понятие “развитие” входят следующие составляющие:
- Физическое развитие (изменение массы тела, роста и т.д.)
- Социальное развитие (изменение социального статуса – младенец, дошкольник, школьник и т.д.)
- Развитие психических процессов:
- Интеллекта (мышление, внимание, память)
- Развитие воли
- Развитие эмоций
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе предпосылок, сложившихся в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). В рассматриваемом нами возрастном периоде интенсивно развиваются те психические функции, которые складывались в раннем детстве (сенсорика, перцепция, образная память, внимание, практическое мышление, моторика) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.
Как я уже сказала ребёнок развивается и происходит это за счёт его деятельности.
Игра как ведущая деятельность дошкольника
Основные характеристики игры
Можно выделить три основных вида человеческой деятельности- трудовую, игровую и учебную. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации. Все виды деятельности связаны между собой.
Нас больше всего интересует игровая деятельность, на ней я и остановлюсь.
Игра- вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.
В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом её огромное значение.
Функции игры для психического развития дошкольников:
- приспособление к будущей жизни <> достижение эмоционального удовлетворения и релаксации;
- накопление коммуникативного опыта <> стимуляция интеллектуального развития;
- обогащение интеллектуального и морального опыта <> стимуляция интеллектуального развития.
Итак, будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных непосредственных результатов, как-то усвоение знаний при обучении или изготовления определенных вещей в труде), игра направлена на физическое и психическое совершенствование детей.
Несмотря на то, что, приходя в школу основной деятельностью ребёнка становится учебная деятельность, игровая деятельность тоже никуда не уходит, а продолжает сопутствовать ребёнку первые годы обучения в школе.
В психическом развитии ребёнка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребёнком уровня психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещение (вместо людей-кукла), упрощение (обыгрывается встреча гостей).
Игра организуется свободно, не регламентировано. Её можно организовать, но ребёнок сам должен предложенное принять.
Хотя виды деятельности не существуют изолировано, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. До поступления ребёнка в школу ведущий вид деятельности- игра. В детском саду, а также дома дошкольник не только играет, но и учится играть. Являясь основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. В жизнь дошкольника включаются элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей.
Школьник после окончания занятий тоже с удовольствием играет.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьника.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.
Все виды деятельности: Игра, элементы труда и учения-готовят ребёнка к школе.
Преемственность между детским садом и школой
“Почему радость ребенка при переходе из детского сада в школу сменяется тревожностью, усталостью и потерей интереса к учебе?”
Проблема организации преемственности между детским садом и школой не нова. “Почему радость ребенка при переходе из детского сада в школу сменяется тревожностью, усталостью и потерей интереса к учебе?”. В научной литературе, посвящённой данной проблеме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Детский сад в последнее время стал необходимой и подлинно массовой ступенью системы образования. Именно детский сад должен сделаться фундаментом образования, как в организационном, так и в содержательном отношении.
При всём этом не нужно забывать, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, но не развлекательная, а познавательная, в процессе которой развиваются воображение, память, мышление. Поэтому игра как ведущая деятельность дошкольного возраста – один из показателей готовности к школе.
Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации ребёнка в школе и соответственно преемственности между детским садом и школой состоит в резкой смене стиля общения педагога с учениками. Авторитаризм, назидательная позиция «так надо», «ты должен», негативная оценка подавляет инициативу детей, рождают неуверенность в себе. Первоклассники теряют интерес к обучению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. Программа детского сада преследует одну цель – воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности ребёнок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребёнком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога.
Думаю, что так возникают проблемы преемственности программ и адаптации к школе.
Кроме того, по многим предметным областям существует нестыковка содержания, нет последовательности и преемственности знаний учащихся. Например, программа дошкольного возраста предусматривает лишь формирование звуковой культуры речи ребёнка, а в школе ребёнку будет намного проще, если он уже будет уметь читать. В начальной школе продолжается работа по развитию познавательного интереса, творческого воображения, умения решать проблемные ситуации.
На мой взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строится на единых подходах к ребёнку, к общению с ним как с личностью. К сожалению, в школе этому не уделяется особого внимания, идёт «борьба» за знания, умения и навыки детей, а душевное равновесие ребёнка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. И ещё немаловажно то, что программа детского сада не имеет продолжения в школе. Каждая школа имеет право выбрать ту программу, по которой и будет работать с детьми, с разными подходами к пед. Процессу и развитию личности, о какой преемственности можно говорить?
Следовательно для того, чтобы создать для ребёнка условия для комфортной адаптации игра должна обязательно присутствовать первые месяцы, а по возможности и первые несколько лет обучения в школе.
Любого ребёнка стараются подготовить к школе. В подготовке к школе можно выделить следующие направления.
Направления в подготовке ребёнка к школе.
Выделяют три основные направления, по которым должна вестись подготовка к школе:
- Общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идёт в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он как следует ещё не умеет. Сосредоточиться на чём-то длительное время, что не вызывает интереса довольно трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана- делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо.
3) Формирование мотивов, побуждающих учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все три направления одинаково важны, и ни одно из них нельзя упускать из виду, чтобы учёба ребёнка не захромала с самого начала.
В этом нам помогут следующие приёмы работы, которые можно использовать в ДОУ, школе, внеурочной деятельности, дома с родителями. Эти приёмы помогут в развитии таких психических процессов, как логическое мышление, внимание, память.
Приёмы работы с дошкольниками и младшими школьниками по развитию психических процессов
- Дорисуй недостающую деталь (у кота нет хвоста, у платья нет рукава и т.д.)
- Игра “Мемо” найди пару одинаковых картинок, можно играть вдвоём с ребёнком, а можно коллективом детей.
- Найди отличия, одна из самых любимых детских игр, можно использовать на уроках, а также для индивидуальной работы.
- Пазлы, увлекательная игра которая не имеет возрастных ограничений и количества участников.
- Распредели слова, фигуры, предметы на группы. Может использоваться и в ДОУ, в школе, дома для игр, развивает логическое мышление и внимание.
- Зачеркни лишнее
Вариант №1 Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед (лишнее колесо, остальное транспорт)
Вариант № 2 Телефон, туман, порт, турист (лишнее порт, остальные слова начинаются на букву Т)
Вариант №3 16, 25, 73, 34 (73 лишнее, у остальных чисел сумма цифр равна 7)
7.Ребусы
Основные правила разгадывания ребусов
1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.
2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например,: 1 — единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.
3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: ,,☆ — читается как «езда».
4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.
5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.
6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.
7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».
8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.
Пользуясь правилами, разгадай ребусы.
- Определения и наоборот
“Определения”- придумай как можно больше определений характеризующих слово
Снег- холодный, пушистый, белый, переливающийся и т.д.
Облака-
Радуга-
И наоборот – прочитав определения угадай какое слово загадано
Тёмная, тихая, лунная, чёрная- …….(ночь)
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая- ……..
Крепкий, сладкий, душистый, горячий- ………..
- Муха
После проведённой работы можно сделать вывод, что тесное взаимодействие ДОУ, школы и конечно семьи приведёт к положительным результатам в развитии ребёнка и его адаптации в школе.
Список Литературы
- “Дошкольная педагогика” Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
"Просвещение", Москва, 1978 г. - Молодые ученые - московскому образованию. - М.: МГППУ, 2006. - 320 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое развитие и его составляющие ? Игра, как ведущая деятельность дошкольника и младшего школьника Преемственность между садом и школой Направления в подготовке ребёнка к школе Приёмы работы с дошкольниками и младшими школьниками по развитию психических процесса
Развитие - процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования 1. Физическое развитие ( изменение массы тела, роста и т.д.) 2. Социальное развитие ( изменение социального статуса) 3. Развитие психических процессов : Интеллекта ( мышления, внимания, память) Развитие воли Развитие эмоций
Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения общественного опыта, в которых складываются и совершенствуются самоуправление поведением. Функции игры Приспособление к будущей жизни – достижение эмоционального удовлетворения Накопление коммуникативного опыта – стимуляция интеллектуального развития Обогащение интеллектуального и морального опыта- стимуляция интеллектуального развития
Преемственность между детским садом и школой “ Почему радость ребёнка при переходе из детского сада в школу сменяется тревожностью, усталостью и потерей интереса к учёбе ?”
Проблемы преемственности Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели Нет последовательности и преемственности знаний Нет единого подхода к ребёнку Программа детского сада не имеет продолжения в школе
Направления в подготовке ребёнка к школе Общее развитие ( развитие памяти, внимания, интеллекта) Умение произвольно управлять собой Формирование мотивов, побуждающих к учению ( воспитание глубокой мотивации к приобретению знаний)
Приёмы работы на развитие психических процессов Дорисуй недостающую деталь
Игра “ Мемо ”
Найди отличия
Пазлы
Распредели фигуры , слова, предметы на группы Распредели слова на группы Ветер, кошка, дерево, мальчик, аллея, ребята ( Слова отвечающие на вопрос Кто ? И Что ? ) Распредели предметы на группы Распредели фигуры на группы
“ Зачеркни лишнее ” Вариант № 1 Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед Вариант № 2 Телефон, туман, порт, турист Анна, Валентин, пионер, Тимофей Стенка, паста, тетрадь, ноги Вариант № 3 16, 25,73,34 64, 75, 86, 72 3,7,11,14
Ребусы
“ Определения ” - придумай как можно больше определений характеризующих слово Снег- холодный, пушистый, белый, переливающийся и т.д. Облака- Радуга- И наоборот – прочитав определения угадай какое слово загадано Тёмная, тихая, лунная, чёрная- …….(ночь) Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая- …….. Крепкий, сладкий, душистый, горячий- ………..
“ Муха ”
Ребёнок Школа ДОУ Дом (родители)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию "Плохая память ребёнка. Как её развивать"
Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях , а также реко...
Методическое пособие для родителей "Развиваем позновательные процессы младшего школьника"
В данном методическом пособии рассмотрены основные психические процессы младших школьников, а также предложены упражнения на рвзвитие тех или иных познавательных процессов....
Методическое пособие «Развиваем познавательные процессы младших школьников»
Цель данного методического пособия: помочь педагогам в развитии у младших школьников психических познавательных процессов.Методическое пособие содержит описание различных заданий и у...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА"
Данная консультация помогает родителям развивать речь ребенка правильно и своевременно...
Развиваем мышление у младших школьников
В данной статье вы найдете несколько упражнений, которые помогут развить мышление младшего школьника....
Статья "Как развивать ребёнка в игре"
Современная школа не представляется без творчества педагогов, так и учащихся.Творчество учащихся позволяет глубоко изучить научную дисциплину благодаря тому, что ребенок пропускает через сердце получе...
Развиваем логическое мышление у дошкольника
Презентационный материал предназначен для широкого круга пользователей - студентов СПО, учителей начальных классов, родителей, так как представлен простым и понятным языком. Презентация содержит кратк...