Исследование свойств произвольного внимания у детей младшего школьного возраста
материал на тему
Уровень развития произвольного внимания (концентрация, избирательность, объем, устойчивость) влияет на успешную учебную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_svoystv_proizvolnogo_vnimaniya_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмпирическое исследование свойств произвольного внимания у детей младшего школьного возраста
1.1 Ход и методики исследования
Объект исследования: внимание как психический позновательный процесс.
Предмет исследования: особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- Выявить взаимосвязь школьной успеваемости и свойств (объем, устойчивость, концентрация) произвольного внимания младших школьников
- Сделать сравнительный анализ уровня развития произвольного внимания у девочек и мальчиков младшего школьного возраста
- Разработать практические рекомендации для учителей в работе с детьми по развитию произвольного внимания в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: уровень развития произвольного внимания (концентрация, избирательность, объем, устойчивость) влияет на успешную учебную деятельность.
Гипотеза: Уровень развития произвольного внимания мальчиков и девочек младшего школьного возраста 9-10 лет влияет на успешную деятельность.
Методики исследования:
1) Тест Тулуз-Пьерона
2) Методика Мюнстенберга
3) Методика Обнаружение ошибок в тексте (С.Л. Кабыльницкая)
4) Методика "Запомни и расставь точки" Богомолов В.
Выборка исследования: Выборку составили 60 детей в возрасте 9-10 лет, посещающие Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение, средней общеобразовательной школы с. Колыбельское Чаплыгинского района Липецкой области. В исследовании приняло участие 25 мальчиков и 35 девочек.
Этапы исследования:
1. На первом этапе нашего исследования было проведено знакомство с младшими школьниками
2. На втором этапе детям была дана методика с инструкцией Тулуз-Пьерона, затем методика с инструкцией Мюнстенберга, далее методика с инструкцией С.Л.Кабыльницкой «Найди ошибки в тексте» и методика с инструкцией В.Богомолова «Запомни и расставь точки».
3. На третьем этапе анализировались полученные данные с помощью
SPSS Statistics -19
- Тест Тулуз-Пьерона
Данная методика нами была использована для исследования скорости переработки информации, концентрации внимания у детей младшего школьного возраста ( Приложение 1)
2) Методика Мюнстенберга
Данная методика нами была использована для определения избирательности внимания при простой, но монотонной работе. У детей младшего школьного возраста (Приложение 2)
3) Обнаружение ошибок в тексте (С.Л. Кабыльницкая)
Данная методика нами была использована для установления уровня устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста (Приложение 3)
4) Методика "Запомни и расставь точки" Богомолов В.
Данная методика нами была использована для исследования объема внимания у детей младшего школьного возраста (Приложение 4)
- . Анализ и интерпретация результатов исследования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования концентрации внимания, скорости переработки информации и количество ошибок по тесту Тулуз-Пьерона у детей младшего школьного возраста, имеющих разную учебную успеваемость, представлены в таблице 1,2,3.
Таблица 1
Среднее значение концентрации внимания, скорости переработки информации и количество ошибок у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих отличную и хорошую успеваемость.
Переменная | Среднее значение хорошей успеваемости | Среднее значение отличной успеваемости | Уровень значимости |
Концентрация внимания | 0,9 | 0,9 | 0,2 |
Скорость переработки информации | 19,26 | 20,88 | 0,4 |
Количество ошибок | 10,30 | 6,25 | 0,2 |
Таблица 2
Среднее значение концентрации внимания, скорости переработки информации и количество ошибок у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих отличную и удовлетворительную успеваемость
Переменная | Среднее значение удовлетворительной успеваемости | Среднее значение отличной успеваемости | Уровень значимости |
Концентрация внимания | -1,09 | 0,9 | 0,3 |
Скорость переработки информации | 17,59 | 20,88 | 0,2 |
Количество ошибок | 45,18 | 6,25 | 0,03 |
Таблица 3
Среднее значение концентрации внимания, скорости переработки информации и количество ошибок у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих хорошую и удовлетворительную успеваемость
Переменная | Среднее значение удовлетворительной успеваемости | Среднее значение хорошей успеваемости | Уровень значимости |
Концентрация внимания | -1,09 | 0,9 | 0,9 |
Скорость переработки информации | 17,59 | 19,26 | 0,3 |
Количество ошибок | 45,18 | 10,30 | 0,03 |
Как видно из таблицы 1,2,3 среднее значение скорости выполнения задания по методики Тулуз-Пъерона у детей младшего школьного возраста (9-10) лет находилось в диапазоне 17,59 – 20,88. Данные значения скорости выполнения методики интерпретируется как слабые. Полученные данные свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста (9-10) лет с удовлетворительной, хорошей и отличной успеваемостью темп выполнения задания слабый. Вероятнее всего темп учебной деятельности данных детей также слабый, и им необходимо больше времени для усвоения учебного материала.
Также из таблицы 1 видно, что средний диапазон точности выполнения задания у детей младшего школьного возраста, с разной учебной успеваемостью составил -1,06-0,9. Так, средние значения точности выполнения задания у детей младшего школьного возраста с удовлетворительной успеваемостью составило -1,06, что свидетельствует о патологии.
Нарушения произвольной концентрации внимания и скорости переработки информации могли возникнуть у детей под влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов выделяют различные посторонние раздражители, фрустраторы, высокую либо неполную учебную нагрузку, быстрый или слишком медленный темп обучения, его монотонность и т.д.(3,5,17,34). Наблюдения показывают, что внешние факторы чаще всего выступают в качестве условий возникновения нарушений внимания.(7;34). Притом, одинаковые внешние факторы у одних детей приводят к нарушению внимания, а по отношению к другим могут быть относительно индеффирентными. Внутренними факторами могут быть, с одной стороны, разные способности к регуляции своих действий, нарушение эмоциональной сферы, дефицит знаний, умений и навыков, а также познавательных процессов, необходимых для осуществления деятельности (1, 3,4,11,12,31).
Среднее значение точности выполнения задания у детей младшего школьного возраста с хорошей и отличной успеваемостью составило 0, 94-0,96, что свидетельствует о хорошей концентрации внимания.
Среднее количество ошибок при выполнении задания составило 6,25, 10,30, 67,07 у детей младшего школьного возраста с отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемостью учебной деятельности соответственно. Полученные данные свидетельствуют о том, что наименьшее количество ошибок при выполнении задания допускали дети с отличной успеваемостью, а наибольшее - с удовлетворительной.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистических различий в скорости переработки информации и концентрации внимания не выявлено (р>0,05), а в количестве допущенных ошибок статистические различия выявлены (р=0,02) – между троечниками и отличниками, р=0,03 – между троечниками и хорошистами). Таким образом, по данной методике различий в концентрации внимания, скорости переработки информации между младшими школьниками имеющих удовлетворительную, хорошую и отличную успеваемость выявлено не было, а различия в количестве допущенных ошибок – выявлены.
Результаты исследования концентрации внимания, скорости переработки информации и количество ошибок по тесту Тулуз-Пьерона представлены в таблице 4.
Таблица 4
Среднее значение концентрации внимания, скорости переработки и количество ошибок у 9 и 10-летних младших школьников детей
Переменная | Среднее значение 9-летних | Среднее значение 10-летних | Уровень значимости |
Концентрация внимания | -0,44 | 0,39 | 0,43 |
Скорость переработки информации | 17,42 | 19,33 | 0,30 |
Количество ошибок | 57,5 | 17,9 | 0,11 |
Как видно из таблицы 2 младшие школьники в возрасте 9-10 лет демонстрировали среднее значение скорости выполнения задания в диапазоне 17,42-19,33. Данные значения скорости выполнения задания интерпретируются как слабые. Полученные данные свидетельствует о том, что у как в 9, так и в 10 лет у детей младшего школьного возраста наблюдалась слабая скорость выполнения задания.
Также из таблицы 2 видно, что средний диапазон точности выполнения задания у 9 и 10-летних детей младшего школьного возраста составил -0,44 - 0,39 соответственно. Так, средние значения точности выполнения задания у младших школьников 9 лет составило -0,44, а у 10-летних – 0,39, что свидетельствует о предрасположенности к патологии, согласно обработке методики по автору.
Полученные результаты сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистически значимых различий не выявлено (р>0,05). Таким образом, полученные нами данные позволили сделать вывод, что как 9-летние, так и 10-летние младшие школьники в среднем демонстрировали очень слабую, переходящую в патологическую, точность выполнения задания. Это можно охарактеризовать невнимательностью детей, отвлеченностью на посторонние предметы, не сосредоточенностью на задании и нежелании выполнять данное упражнение, а также в несформированной мозговых ансамблей, участвующих в реализации точности, скорости, концентрации внимания. Невнимательность также может проявляться в поверхностном отношении к выполнению задания.
Результаты исследования концентрации внимания, скорости переработки информации и количество ошибок по тесту Тулуз-Пьерона у мальчиков и девочек младшего школьного возраста представлены в таблице 5.
Таблица 5
Среднее значение концентрации внимания, скорости переработки и количество ошибок у мальчиков и девочек младшего школьного возраста (9-10 лет).
Переменная | Среднее значение мальчиков | Среднее значение девочек | Уровень значимости |
Концентрация внимания | -1,25 | 0,85 | 0,93 |
Скорость переработки информации | 17,38 | 19,09 | 0,4 |
Количество ошибок | 62,5 | 19,11 | 0,14 |
Как видно из таблицы 5 мальчики и девочки младшего школьного возраста (9-10) лет демонстрировали среднее значение скорости выполнения задания в диапазоне 17,38-19,06. Данные значения скорости выполнения задания интерпретируются как слабые. Также из таблицы 3 видно, что средний диапазон точности выполнения задания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста составил -1,25-0,8 соответственно. Полученные данные свидетельствуют о том, что, как и у мальчиков, так и девочек точность выполнения задания интерпретировалась как слабая.
Полученные результаты сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистический значений не выявлено (р>0,05). Таким образом, можно сделать вывод, что пол детей младшего школьного возраста не влияет на скорость выполнения задания.
Результаты исследования средних значений концентрации внимания, скорости переработки информации и количество ошибок по тесту Тулуз-Пьерона у детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных классах, представлены в таблице 6.
Таблица 6
Среднее значение концентрации внимания, скорости переработки и количество ошибок у детей младшего школьного возраста (9-10 лет), обучающихся в разных классах.
Переменная | Среднее значение класса «А» | Среднее значение класса «Б» | Уровень значимости |
Концентрация внимания | -1,7 | 1,06 | 0,10 |
Скорость переработки информации | 14,34 | 20,93 | 0,017 |
Количество ошибок | 97,38 | 11,93 | 0,73 |
Как видно из таблицы 6 среднее значение скорости выполнения задания по методики Тулуз-Пьерона у детей младшего школьного возраста (9-10) лет, обучающихся в разных классах, составило 14,34-20,93 соответственно для «А» и «Б» классов. Полученные значения скорости выполнения задания для детей младшего школьного возраста, обучающихся в «А» классе расценивается как патологическое, а для детей, обучающихся в «Б» классе – как слабое. Можно сказать, что обучение в разных классах по-разному влияет на результаты и скорость выполнения задания.
Также из таблицы 4 видно, что средний диапазон точности выполнения задания у детей младшего школьного возраста обучающихся в разных классах составил -1,7-1,06. Полученные значения точности выполнения задания для детей младшего школьного возраста, обучающихся в «А» и «Б» классах расцениваются как слабые.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистических различий в концентрации внимания и количестве ошибок не выявлено (р>0,05), а статистические различия в скорости выполнения задания между учащимися «А» и «Б» класса выявлены (р=0,017). Таким образом, по данной методике между младшими школьниками обучающихся в разных классах различий в средних значениях концентрации внимания и количестве ошибок не выявлено, а в скорости выполнения задания выявлены.
Таким образом, результаты исследования скорости, точности выполнения задания по методики Тулуз-Пьерона у детей младшего школьного возраста позволили сделать следующие выводы:
1.У детей младшего школьного возраста (9-10) лет с удовлетворительной, хорошей и отличной успеваемостью темп выполнения задания был слабый.
2.Средний уровень развития концентрации внимания у детей младшего школьного возраста с хорошей и отличной успеваемостью - хороший, а у детей с удовлетворительной успеваемостью – патологический.
3.Наименьшее количество ошибок при выполнении задания допускали дети с отличной и хорошей успеваемостью, а наибольшее - с удовлетворительной.
4. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте влияет на скорость переработки информации, на успешность развития произвольности внимания и способности к произвольной концентрации;
5. Пол, возраст младшего школьника, обучение в разных классах не влияют на скорость переработки информации, на успешность развития произвольности внимания и способности к произвольной концентрации;
Результаты исследования избирательности внимания при простой, но монотонной работе по методике Мюнстберга у детей младшего школьного возраста имеющих разную учебную успеваемость представлены в таблице 7,8,9.
Таблица 7
Среднее значения избирательности внимания у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих отличную и хорошую учебную успеваемость
Переменная | Среднее значение хорошей успеваемости | Среднее значение отличной успеваемости | Уровень значимости |
Всего слов | 25 | 25 | 0,00 |
Количество найденных слов | 21,39 | 22,38 | 0,4 |
Количество ошибок | 3,52 | 2,63 | 0,4 |
Таблица 8
Среднее значения избирательности внимания у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих отличную и удовлетворительную учебную успеваемость
Переменная | Среднее значение удовлетворительной успеваемости | Среднее значение отличной успеваемости | Уровень значимости |
Всего слов | 25 | 25 | 0,00 |
Количество найденных слов | 22,21 | 22,38 | 0,8 |
Количество ошибок | 2,79 | 2,63 | 0,8 |
Таблица 9
Среднее значения избирательности внимания у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих хорошую и удовлетворительную учебную успеваемость
Переменная | Среднее значение удовлетворительной успеваемости | Среднее значение хорошей успеваемости | Уровень значимости |
Всего слов | 25 | 25 | 0,00 |
Количество найденных слов | 22,21 | 21,39 | 0,3 |
Количество ошибок | 2,79 | 3,52 | 0,3 |
Как видно из таблицы 7,8,9 средние значения избирательности внимания при простой, но монотонной работе, у детей младшего школьного возраста (9-10) лет имеющих удовлетворительную, хорошую и отличную успеваемость составили 22,38, 21,39, 22,21 соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что младшие школьники с разной учебной успеваемостью демонстрировали очень высокие результаты избирательности внимания при простой, но монотонной работе. Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистических различий не выявлено (р>0,05). Таким образом, учебная успеваемость не влияет на избирательность внимания. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что учащиеся с разной учебной успеваемостью были сосредоточены на задании и выполняли его с интересом, активностью и добросовестностью.
Результаты исследования средних значений избирательности внимания при простой, но монотонной работе по методике Мюнстберга у 9-летних и 10-летних детей младшего школьного возраста представлены в таблице 10.
Таблица 10
Средние значения избирательности внимания при простой, но монотонной работе у 9-летних и 10-летних детей младшего школьного возраста
Переменная | Среднее значение 9-летних | Среднее значение 10-летних | Уровень значимости |
Всего слов | 25 | 25 | 0,00 |
Количество найденных слов | 21,87 | 21,63 | 0,8 |
Количество ошибок | 3,13 | 3,30 | 0,8 |
Как видно из таблицы 10 средние значения избирательности внимания при простой, но монотонной работе, у 9-летних и 10-летних детей младшего школьного возраста составили 21, 87 и 21, 63 соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что и 9-летниеи 10-летние младшие школьники демонстрировали очень высокие результаты избирательности внимания при простой, но монотонной работе.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистических различий не выявлено (р>0,05). Из полученных данных можно сделать вывод о том, возраст детей не влияет на избирательность внимания. Кроме того, как 9-летние, так и 10-летние учащиеся младшей школы были сосредоточены на задании и выполняли его с интересом, активностью и добросовестностью.
Результаты исследования средних значений избирательности внимания при простой, но монотонной работе по методике Мюнстберга у мальчиков и девочек младшего школьного возраста представлены в таблице 11.
Таблица 11
Средние значения избирательности внимания при простой, но монотонной работе у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Переменная | Среднее значение мальчиков | Среднее значение девочек | Уровень значимости |
Всего слов | 25 | 25 | 0,00 |
Количество найденных слов | 21,8 | 21,6 | 0,8 |
Количество ошибок | 3,12 | 3,29 | 0,8 |
Как видно из таблицы 11 средние значения избирательности внимания при простой, но монотонной работе, у мальчиков и девочек младшего школьного возраста составили 21,8 и 21,6 соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что мальчики и девочки младшего школьного возраста демонстрировали очень высокие результаты избирательности внимания при простой, но монотонной работе. Из полученных данных можно сделать вывод том, что в среднем и мальчики и девочки младшего школьного возраст были сосредоточены на задании и выполняли его с интересом, активностью и добросовестностью.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистических различий не выявлено (р>0,05). Из полученных данных можно сделать вывод том, что в среднем и мальчики и девочки младшего школьного возраст были сосредоточены на задании и выполняли его с интересом, активностью и добросовестностью.
Результаты исследования средних значений избирательности внимания при простой, но монотонной работе по методике Мюнстберга у детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных классах, представлены в таблице 12.
Таблица 12
Средние значения избирательности внимания при простой, но монотонной работе у детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных классах.
Переменная | Среднее значение класса «А» | Среднее значение класса «Б» | Уровень значимости |
Всего слов | 25 | 25 | 0,00 |
Количество найденных слов | 20,57 | 22,56 | 0,02 |
Количество ошибок | 4,29 | 2,44 | 0,01 |
Как видно из таблицы 12 средние значения избирательности внимания при простой, но монотонной работе, у детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных классах, составили 20,57 и 22,56. Полученные результаты свидетельствуют о том, что учащиеся «А» и «Б» классов в среднем демонстрировали высокие уровни избирательности внимания при простой, но монотонной работе.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистические различия в количестве найденных слов и количестве ошибок у детей младшего школьного возраста, обучающихся в «А» и «Б» классах выявлены (р=0,02, р=0,01). Из полученных данных можно сделать вывод о том, что избирательность внимания при постой, но монотонной работе у учащихся «А», достоверно отличается от избирательности внимания учащихся «Б» класса. Причиной этому может быть разные методики работы учителей. Однако данное предположение может быть неккоретным.
Таким образом, результаты исследования избирательности внимания при простой, но монотонной работе по методики Мюнстберга у детей младшего школьного возраста позволили сделать следующие выводы:
- Учебная деятельность в младшем школьном возрасте влияет на
избирательность внимания;
- Избирательность внимания у детей младшего школьного возраста
соответствует высокому уровню.
- Учебная успеваемость, пол, возраст младшего школьника,
не влияют на развитие избирательности внимания, а обучение детей в разных классах - влияет;
Результаты исследования уровня развития устойчивости внимания по методике Кабыльницкой у детей младшего школьного возраста имеющих разную учебную успеваемость представлены в таблице 13,14,15.
Таблица 13
Среднее значение устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих отличную и хорошую учебную успеваемость
Переменная | Среднее значение хорошей успеваемости | Среднее значение отличной успеваемости | Уровень значимости |
Всего ошибок | 28 | 28 | 0,00 |
Количество найденных ошибок | 6,87 | 8,8 | 0,004 |
Количество пропущенных ошибок | 2,7 | 1,13 | 0,001 |
Таблица 14
Среднее значение устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих отличную и удовлетворительную учебную успеваемость
Переменная | Среднее значение удовлетворительной успеваемости | Среднее значение отличной успеваемости | Уровень значимости |
Всего ошибок | 25 | 25 | 0,00 |
Количество найденных ошибок | 5,75 | 8,8 | 0,00 |
Количество пропущенных ошибок | 4,25 | 1,13 | 0,00 |
Таблица 15
Среднее значение устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) имеющих хорошую и удовлетворительную учебную успеваемость
Переменная | Среднее значение удовлетворительной успеваемости | Среднее значение хорошей успеваемости | Уровень значимости |
Всего ошибок | 28 | 28 | 0,00 |
Количество найденных ошибок | 5,83 | 6,71 | 0,01 |
Количество пропущенных ошибок | 4,17 | 2,7 | 0,00 |
Как видно из таблицы 13,14,15 среднее значение не найденных в тексте ошибок учащимися младших классов составило 4,17, 2,7, 1,13, имеющих удовлетворительную, хорошую и отличную успеваемость соответственно. Так, дети младшего школьного возраста, имеющие отличную и хорошую успеваемость, в среднем демонстрировали высокий уровень устойчивости внимания, так как среднее значение не найденных ошибок у них составило 1,13 и 2,7 соответственно. Полученные данные свидетельствуют о том, что отличники и хорошисты более длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется высокой продуктивностью в течение некоторого промежутка времени. Учащиеся младших классов, имеющие удовлетворительную успеваемость в среднем демонстрировали средний уровень развития устойчивости внимания, так как среднее значение не найденных ошибок в тексте у них составило 4,17. Полученные данные свидетельствуют о том, что троечники менее длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется средней продуктивностью в течение некоторого промежутка времени.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Были выявлены статистические различия в устойчивости внимания между отличниками и хорошистами (р=0,01), отличниками и троечниками (р=0,00), хорошистами и троечниками (р=0,00). Из полученных данных можно сделать вывод о том учебная успеваемость влияет на уровень развития устойчивости внимания, Кроме того, что младшие школьники, имеющие различную успеваемость, достаточно долго сохраняют концентрацию внимания.
Результаты исследования концентрации внимания у 9-летних и 10-летних детей младшего школьного возраста представлены в таблице 16.
Таблица 16
Средние значения концентрации внимания у 9-летних и 10-летних детей младшего школьного возраста
Переменная | Среднее значение 9-летних | Среднее значение 10-летних | Уровень значимости |
Всего ошибок | 10 | 10 | 0,00 |
Количество найденных ошибок | 6,60 | 6,67 | 0,8 |
Количество пропущенных ошибок | 3,40 | 3,00 | 0,2 |
Как видно из таблицы 16 средние значения не найденных в тексте ошибок как у 9-летних, так и у 10-летних учащиеся младших составили 3,4 и 3 соответственно. Полученные данные свидетельствуют о том, что и у 9-летних, и у 10-летних детей младшего школьного возраста уровень развития концентрации внимания – средний.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистических различий не выявлено (р>0,05). Из этого следует вывод, что возраст не на уровень развития концентрации внимания. Таким образом, как 9-летние, так и 10-летние учащиеся младших классов менее длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется средней продуктивностью в течение некоторого промежутка времени.
Результаты исследования концентрации внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста представлены в таблице 17.
Таблица 17
Среднее значение концентрации внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Переменная | Среднее значение мальчиков | Среднее значение девочек | Уровень значимости |
Всего ошибок | 10 | 10 | 0,00 |
Количество найденных ошибок | 6,44 | 6,77 | 0,44 |
Количество пропущенных ошибок | 3,56 | 2,94 | 0,43 |
Как видно из таблицы 17 средние значения не найденных в тексте ошибок как у мальчиков и девочек младшего школьного возраста составили 3,56 и 2,94 соответственно. Полученные данные свидетельствуют о том, что и у мальчиков и у девочек младшего школьного возраста уровень развития концентрации внимания – средний.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистических различий не выявлено (р>0,05).
Из этого следует вывод, что и мальчики и девочки младшего школьного возраста менее длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется средней продуктивностью в течение некоторого промежутка времени.
Результаты исследования средних значений концентрации внимания по методике Кабыльницкой у детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных классах, представлены в таблице 18.
Таблица 18
Среднее значение концентрации внимания у детей младшего школьного возраста (9-10 лет) обучающиеся в разных классах
Переменная | Среднее значение класса «А» | Среднее значение класса «Б» | Уровень значимости |
Всего ошибок | 10 | 10 | 0,00 |
Количество найденных ошибок | 6,71 | 6,63 | 0,89 |
Количество пропущенных ошибок | 3,29 | 2,75 | 0,31 |
Как видно из таблицы 18 средние значения не найденных в тексте ошибок у детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных классах, составили 3,29 и 2,75. Полученные результаты свидетельствуют о том, что учащиеся «А» и «Б» классов в среднем демонстрировали средний уровень концентрации внимания.
Полученные данные сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента для сравнения средних значений. Статистических различий не выявлено (р>0,05). Из этого следует вывод, что обучение в разных классах не влияет на уровень развития концентрации внимания.
Таким образом, учащиеся младшего школьного возраста как «А» так и «Б» класса менее длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется средней продуктивностью в течение некоторого промежутка времени.
Результаты исследования концентрации внимания по методике Кобылицкой у детей младшего школьного возраста позволили сделать следующие выводы:
- Отличники и хорошисты более длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется высокой продуктивностью в течение некоторого промежутка времени. В то время как, троечники менее длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется средней продуктивностью в течение некоторого промежутка времени.
- Избирательность внимание влияет на учебную успеваемость.
- Пол, возраст младшего школьника, обучение в разных классах не влияют на развитие концентрации внимания.
Результаты исследования объема внимания по методике В. Богомолова у детей младшего школьного возраста имеющих удовлетворительную, хорошую и отличную успеваемость представлены в таблице 19.
Таблица 19
Объем внимания у детей младшего школьного 9-10 летнего возраста имеющие удовлетворительную, хорошую и отличную успеваемость.
Низкий | Средний | Высокий | |
Удовлетворительная успеваемость | 0 | 0 | 100% |
Хорошая успеваемость | 0 | 0 | 100% |
Отличная успеваемость | 0 | 0 | 100% |
Как видно из таблицы 19 у всех младших школьников, имеющих как удовлетворительную, хорошую так и отличную успеваемость был выявлен высокий уровень объема внимания. Высокий уровень объема внимания показывает, что младшие школьники за короткий промежуток времени воспринимают одновременно большое количество предметов.
Полученные данные сравнивались с помощью Хи-квадрата Пирсона для сравнения распределения уровня объема внимания у младших школьников, имеющих разную учебную успеваемость. Статистических различий не выявлено (р>0,05). Таким образом, учебная успеваемость не влияет на уровень развития объема внимания.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что младшие школьники, имеющие удовлетворительную, хорошую и отличную успеваемость имеют достаточно высокие уровень объема внимания.
Результаты исследования объема внимания по методике В. Богомолова у мальчиков и девочек младшего школьного возраста 9-летнего и 10-летнего возраста представлены в таблице 20.
Таблица 20
Объем внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста 9-10 лет
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Мальчики | 0 | 0 | 100% |
Девочки | 0 | 0 | 100% |
Как видно из таблицы 20 объем внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста составляет 100%, что говорит о высоком уровне объема внимания. Высокий уровень объема внимания показывает, что и мальчики и девочки младшего школьного возраста воспринимают за короткий промежуток времени одновременно большое количество предметов. Также это может говорить о том, что испытуемые выполняли задание с интересом и старались выполнить задание правильно. Так как данная методика тренирует память младших школьников, можно сделать вывод о том, что испытуемые были знакомы с данной методикой и выполнили ее с хорошим результатом.
Полученные данные сравнивались с помощью Хи-квадрата Пирсона для сравнения распределения уровня объема внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Статистических различий не выявлено. (р>0,05). Таким образом, пол не влияет на уровень развития объема внимания.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у мальчиков и девочек преобладает достаточно высокий уровень объема внимания.
Результаты исследования объема внимания по методике В.Богомолова у 9-летних и 10-летних детей младшего школьного возраста представлены в таблице 22.
Таблица 21
Объем внимания у 9-летних и 10-летних детей младшего школьного возраста
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
9-летние | 0 | 0 | 100% |
10-летние | 0 | 0 | 100% |
Как видно из таблицы 21 у 100% детей 9-летнего и 10-летнего возраста был выявлен высокий уровень объема внимания. Высокий уровень объема внимания показывает, что и 9-летние и 10-летние младшие школьники воспринимают за короткий промежуток времени одновременно большое количество предметов.
Полученные данные свидетельствуют о том, что младшие школьники и 9 и 10 лет имеют достаточно высокий уровень объема внимания. Это может говорить о том, что 9 и 10-летние испытуемые выполняли задание с интересом и старались выполнить задание правильно. Так как данная методика тренирует память, то можно сказать о том, что младшие школьники были заинтересованы в выполнении таких заданий, поэтому имеют высокий уровень объема внимания.
Полученные данные сравнивались с помощью Хи-квадрата Пирсона для сравнения распределения уровня объема внимания у 9-летних и 10-летних детей младшего школьного возраста. Статистических различий не выявлено.(p>0,05). Таким образом, можно сделать вывод, что возраст не влияет на развитие объема внимания.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у мальчиков и девочек преобладает достаточно высокий уровень объема внимания.
Результаты исследования объема внимания по методике В.Богомолова у детей младшего школьного возраста обучающихся в разных классах представлены в таблице 23.
Таблица 22
Объем внимания младших школьников, обучающихся в разных классах.
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Класс «А» | 0 | 0 | 100% |
Класс «Б» | 0 | 0 | 100% |
Как видно из таблицы 22 у 100% детей младшего школьного возраста обучающихся в разных классах был выявлен высокий уровень развития объема внимания. Высокий уровень объема внимания показывает, что младшие школьники, обучающихся в разных классах воспринимают за короткий промежуток времени одновременно большое количество предметов.
Полученные данные сравнивались с помощью Хи-квадрата Пирсона для сравнения распределения уровня объема внимания у детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных классах. Статистических различий не выявлено (р>0,05). Таким образом, обучение в разных классах не влияет на уровень развития объема внимания.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у младших школьников, обучающихся в разных классах, не выявлено различий по уровням объема внимания.
Таким образом, результаты исследования объема внимания по методике В.Богомолова у детей младшего школьного возраста позволили сделать следующие выводы:
1) Дети с разной успеваемостью показывали нам достаточно высокие уровни объема внимания, что говорит о том, что они воспринимают за короткий промежуток времени одновременно большое количество предметов.
2) Пол, успеваемость, возраст и обучение младших школьников в разных классах не влияет на уровень объема внимания.
- Учебная деятельность в младшем школьном возрасте влияет на скорость переработки информации, на успешность развития произвольности внимания и способности к произвольной концентрации, на избирательность и объём внимания;
- Пол, возраст младшего школьника, обучение в разных классах не влияют на скорость переработки информации, на успешность развития произвольности внимания и способности к произвольной концентрации, на избирательность и объём внимания;
- У детей младшего школьного возраста (9-10) лет с удовлетворительной, хорошей и отличной успеваемостью темп выполнения задания был слабый.
- Средний уровень развития концентрации внимания у детей младшего школьного возраста с хорошей и отличной успеваемостью - хороший, а у детей с удовлетворительной успеваемостью – патологический.
- Наименьшее количество ошибок при выполнении задания допускали дети с отличной и хорошей успеваемостью, а наибольшее - с удовлетворительной.
- Отличники и хорошисты более длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется высокой продуктивностью в течение некоторого промежутка времени. В то время как, троечники менее длительно сохраняют концентрацию внимания на одном и том же объекте, следовательно, их деятельность характеризуется средней продуктивностью в течение некоторого промежутка времени.
- Дети с разной успеваемостью показывали нам достаточно высокие уровни объема внимания, что говорит о том, что они воспринимают за короткий промежуток времени одновременно большое количество предметов.
- Эмпирическое исследования свойств внимания выявило более низкие показатели произвольности внимания по методике Тулуз-Пьерона, как у детей с удовлетворительной успеваемостью, так и у детей с хорошей и отличной успеваемостью. Так же обращает внимание тот факт, что у детей с отличной успеваемостью был низкий уровень развития произвольности внимания. Таким образом, слабость произвольности внимания не всегда является препятствием для успешного обучения ребенка.
- Эмпирическое исследование свойств внимания выявило более низкие их показатели у слабоуспевающих школьников. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что у немногих детей с хорошей успеваемостью был очень низкий уровень развития свойств внимания, тогда как у некоторых детей со слабой успеваемостью, отмечены хорошие и даже высокие показатели. Таким образом, слабость отдельных свойств внимания не всегда является препятствием для успешного обучения ребенка, также как и хорошее состояние свойств внимания не всегда обеспечивает хорошую успеваемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...
Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста включает ряд упражнений, способствующих развитию внимания. Могут использоваться на любых уроках....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Внимание -это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте....
Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Тренировочные упражнения на развитие внимания....
Методики для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР
Представлены методики: "Корректурная проба", тест Пьерона-Рузера, "Запомни и раставь точки", "Расстановка чисел"...
Психологические особенности развития произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста
С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запо...