Создание здоровьесберегающего пространства в школе для обучающихся 1 класса с ТНР.
статья (1 класс) по теме

Петухова Елена Владимировна

В последнее время перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым, поэтому как никогда актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. Именно поэтому школа призвана обеспечить условия в образовательной среде для формирования здорового образа жизни путём создания такой окружающей среды, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

      Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию ребёнка, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряжённой умственной нагрузкой.

      Решить проблему физического и психического здоровья  школьников, создать мотивацию на ведение здорового образа жизни успешно помогают здоровьесберегающие  образовательные технологии. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной в полной мере, когда профессионально и в системе реализуются здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_1_klasse.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Создание  здоровьесберегающего пространства в школе для            обучающихся  1 класса с ТНР.

В последнее время перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым, поэтому как никогда актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. Именно поэтому школа призвана обеспечить условия в образовательной среде для формирования здорового образа жизни путём создания такой окружающей среды, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

      Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию ребёнка, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряжённой умственной нагрузкой.

      Решить проблему физического и психического здоровья  школьников, создать мотивацию на ведение здорового образа жизни успешно помогают здоровьесберегающие  образовательные технологии. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной в полной мере, когда профессионально и в системе реализуются здоровьесберегающие технологии.

 В первом классе адаптационный период идёт практически две четверти. В период адаптации применяется ступенчатый метод наращивания учебной нагрузки.

       Первые три дня – дни адаптации ребёнка в школе. За эти дни ребёнок знакомится с новой образовательной средой: учителем, одноклассниками, новым местом работы. Учитель организует эти дни в форме занимательных игр, конкурсов, походов, экскурсий с привлечением родителей. Первые недели в первом классе проводятся по три урока, а на протяжении первой и второй четверти уроки проводятся по 35 минут, после второго урока проводится динамическая пауза в виде урока на природе. Проводится не более 4 уроков день. Перед уроками можно разучивать с детьми комплекс упражнений для какой-либо группы мышц в виде утренней зарядки. Основные уроки проводятся на 2-3 уроках.

         В первом классе - безотметочная система, которая способствует более спокойному усвоению знаний и помогает избежать психологических стрессов и дискомфорта для детей, т.е. способствует психологическому здоровью детей в период адаптации. Учитель постоянно контролируется посадка детей, обращается внимание на положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты.

      Обязательно  2 раза за любой урок проводятся физкультминутки. Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для расслабления мышц рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно, особенно на уроках чтения.

      В первом классе первые две четверти не задаётся домашних заданий, во втором полугодии домашнее задание может носить только устный характер. Так же существуют дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти, чтобы дети смогли отдохнуть и не перенапрягаться.

           Постоянно проводятся классные часы и беседы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах.  В группе продлённого дня проводится обязательно прогулка на свежем воздухе. Часто в школе проводятся дни здоровья в виде спортивных командных соревнований  для детей.

     Уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице.

      Правильно организованное и сбалансированное питание играет немаловажную роль в здоровом образе жизни  ребёнка. В обязательный рацион входят: фрукты, овощи, соки. Дети получают горячие свежеприготовленные блюда.

                   Средства   здоровьесберегающих технологий.

 - физические упражнения;

 - физкультминутки;

 - подвижные перемены;

 - эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

 - гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая,    дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

 - лечебная физкультура;

- подвижные игры;

- специально организованная двигательная активность ребёнка  (динамическая пауза, занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие двигательных навыков);

 - массаж и самомассаж;

 - выполнение  санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, режим проветривания  помещений, влажная уборка)

- соблюдение общего режима дня, питания и сна;

- соблюдение режима двигательной активности;

- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка;

- обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой  медицинской помощи при ушибах,

порезах, ссадинах, ожогах, укусах)

- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание    переутомления.

                         

Формы работы с учащимися.

 

Учебная деятельность

 Воспитательная     работа

Внешкольная деятельность

- физ. минутки;

- минутки покоя,

   релаксации;

-  динамическая пауза;

- физ. зарядка;

- подвижные перемены;

- дни адаптации;

- организация горячего питания.

- спортивно-оздоровительные

мероприятия;

- праздники Здоровья;

- Дни Здоровья.

- походы;

- оздоровительные    

   прогулки;

- экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое пространство и эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей исключительно значима и актуальна. Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о ...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве начальной школы

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современой жизни. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Наша задача, со...

Формирование здоровьесберегающего пространства в школе 1 ступени

Презентация для проведения м/о и педсоветов, для школы молодого учителя....

Основные подходы к созданию здоровье-сберегающей среды в образовательном пространстве начальной школы

Здесь даны основные критерии по созданию здоровье-сберегающей среды  для младшего школьника...

Технологическая карта урока математики «Юные пираты в математическом пространстве» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Цель урока:развитие у обучающихся умения выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.Задачи урока:    Дидактические:1. Повторить разрядный состав чисел.2. Закрепить знания, ...