Методическая разработка по теме «Лекарственные растения»
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями Московской области и их целебными свойствами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме
«Лекарственные растения»
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД
«Городская станция юных туристов»
г. Ногинска
Воронковой Елены Владимировны
Тема занятия: «Лекарственные растения»
Педагог: Воронкова Елена Владимировна, МОУ ДОД «Городская станция юных туристов» г. Ногинск
Возраст учащихся: 3 класс (9-10 лет)
Тип занятия: занятие изучения нового материала
Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями Московской области и их целебными свойствами.
Задачи:
- познакомить учащихся с лекарственными растениями;
- развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе.
Методы обучения, используемые на занятии: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практический.
Средства обучения: наглядные материалы с изображением лекарственных растений, дидактические материалы (кроссворд, загадки), отвары лекарственных растений.
Оформление: на доске кроссворд, наглядные материалы с изображением лекарственных растений.
Предварительная подготовка: разучивание стихов, загадок, частушек о лекарственных растениях.
Деятельность учащихся на занятии: ответы на вопросы педагога, выполнение заданий педагога, чтение стихов, участие в дидактических играх.
Ход занятия:
- Организационный момент, актуализация знаний учащихся
Педагог: Здравствуйте, ребята! Знаете, кто я такая?
(ответы учащихся)
Педагог: Я – Бабушка-травница. А кто такая травница?
(ответы учащихся)
- Изучение нового материала
Педагог: Я лечу разные недуги у людей травами. Как вы думаете, любыми травами можно лечить болезни?
(ответы учащихся)
Нет, только лекарственными. А знаете ли вы, как люди узнали о том, что некоторые растения помогают лечить разные болезни? Сейчас я вам расскажу. Раньше люди тоже любили пить чай, только привычной нам заварки у них не было. А заваривали они растения, которые имели приятый запах и были приятные на вкус. А потом люди стали замечать: болит, например, у человек голова. Попьет он отвар из листочков мяты, и через некоторое время – никакой головной боли. Или приложит листик подорожника к ушибленной ноге – и боль, как рукой сняло. Появились люди, которые о каждой травке, о каждом растении все знали. Какую болезнь, какой травой вылечить можно. Стали их называть травниками. С давних времен народная медицина для лечения почти всех болезней использует лекарственные растения. Не на пустом месте возникли многочисленные сказания о чудодейственных силах, заключенных во многих травах, цветах и корнях, о заживлении незаживающих ран у богатырей, о волшебных настойках и напитках, возвращающих красоту, молодость и здоровье. Сегодня со своими друзьями (лекарственными растениями) расскажу вам, что это за травы такие и как ими можно болезни лечить. Посмотрите, кто к нам пришел.
Выходит учащийся в костюме подорожника
Подорожник:
Путника друг, всем знакомый
Скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Путника друг всем знакомый
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут на тропинке у ног.
Ребята, узнали, кто я такой?
(ответы учащихся: подорожник)
Подорожник: Я – подорожник, такой привычный, что вы часто даже не обращаете на меня внимание. Ге только меня не встретишь: на дорогах и тропинках, в лесу и в поле, где люди ходят, там и я - подорожник расту. Еще меня называют попутчик – везде мне по пути с человеком.
Педагог: Ребята, а знаете, как называли подорожник индейцы? (а называли его «след белого человека»). Интересно, что Америка до прихода европейцев не нала подорожника. И когда пришли белые люди, в след за ними устремился подорожник, где пройдут, там вырастают неведомые для туземцев кружочки из жилистых листьев со стоячим стебельком. Смекнули индейцы: да это же «след белого человека». Так и получил подорожник свое второе название. А как вы думаете, подорожник обыкновенное растение или какое-то особенное? (ответы учащихся). А чем же оно особенное?
Листья подорожника обладают целебными силами. Их соком исстари заживляли раны, избавлялись от ожогов. Путники обращаются к подорожнику каждый раз, когда натрут или побьют ноги. Чистые, размятые листья подсушивают, унимают боль. Консервированный сок подорожника успешно применяется при болезнях желудка. Вот сколько разных болезней лечит подорожник. А вы, ребята, лечились подорожником?
(ответы детей)
Педагог: А сейчас отгадайте загадку.
Желтая скатерка,
Белая оборка
У оборки той зубцы –
Закругленные концы. (ромашка)
Выходит учащийся в костюме ромашка
Ромашка: Я сейчас слышала, что ребята меня звали. Все кричали: «Ромашка! Ромашка!». Вот я и пришла.
Педагог: Сейчас я тебя представлю ребятам: Ромашка – милый, обаятельный цветок. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.
Ромашка: Все вы меня знаете, ребята. Часто меня рвете и веночки из меня сплетаете или гадаете на моих лепестках (любит, не любит). А я сегодня к вам пришла, чтобы рассказать о своих целебных свойствах. Ведь моя целебная сила известна людям с давних времен. Ромашку применяю при заболевании нервной системы, органов дыхания. Наружно ромашка применяется при ангине, ожогах, ушибах.
Педагог: Вот видите, ребята, сколько разных заболеваний можно вылечить с помощью ромашки. А из вас кто-нибудь лечился отваром ромашки?
(ответы учащихся)
Надеюсь теперь, когда, например, у вас заболит горло, вы не будете глотать таблетки, а сделаете отвар из цветков ромашки и будете полоскать им горло. А еще издавна русские красавицы промывали свои волосы ромашковым отваром. Волосы приобретают красивый золотистый оттенок. А сейчас я вас угощу чаем, а вы попробуйте отгадать, из какого растения я его заварила.
(учащиеся пробуют отвар из листьев крапивы, называют растение)
Входит учащийся в костюме крапивы
Крапива: А из чего вы это чай заварили? Не из моих ли листочков?
Педагог: из твоих, крапива. Расскажи-ка нам о себе.
Крапива: давайте я вам лучше спою. (поет частушку)
Знай, милейший,
Я – крапива,
Не таращься,
Я не диво,
Но, а пользы от меня
Рассказать не хватит дня.
Подорожник: Да какая же от тебя польза? Только и делаешь, что людей больно обжигаешь. Нельзя к тебе и руку протянуть.
Крапива: А вот какая! Из крапивных из листочков вкусные салаты.
Подорожник: Только к ним добавить нужно лук, яйцо, томаты.
Крапива: А в салате из крапивы много витамина С.
Подорожник: Те, кого им угощают, изменяется в лице.
Педагог: Подорожник, крапива, не надо спорить. Ребята, давайте поможем крапиве убедить подорожник в том, что она действительно полезна.
(ответы учащихся)
Крапива обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. Настой цветков крапивы в виде чая помогает вылечить кашель. Ребята, вы, наверное, устали? Давайте чуть-чуть отдохнем.
(физкультминутка, проводит педагог, учащиеся выполняют упражнения)
Педагог:
Яс растениями дружу, с ними сходство нахожу,
Я расту – они растут.
Я цвету – они цветут.
У меня – голова,
У растений – цветочки.
У меня – руки.
У растений – листочки.
У меня – туловище,
У растений – стебелек.
У меня – ноги,
У растений – корешок.
Дождь польет –
И мы сожмемся.
Ну, а солнцу –
Улыбнемся!
Педагог: А сейчас мне на помощь придет еще один друг, если мы отгадаем загадку.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
Кто же это?
(ответы учащихся: одуванчик)
Выходит учащийся в костюме одуванчика.
Одуванчик:
У меня названий много.
Любят лошади, коровы
Листики мои жевать
И водичкой запивать.
Но всего ценнее корень,
Что храню я под землею,
Из него моя настойка
Помогает всем больным:
Возбуждает аппетит,
Вмиг излечится гастрит.
Если заболел всерьез,
То не лей напрасно слез,
По рецепту докторов
Принимай мою настойку –
Весел будешь и здоров!
Как я!
Вот, ребята, какой я веселый и настроение у меня хорошее. Предлагаю вам поиграть со мной в игру.
(Одуванчик предлагает ребятам угадать, какое растение изображено на картинках, учащиеся отгадывают задания Одуванчика)
Педагог: Древнегреческий врач, ученый Гефест рекомендовал принимать сок одуванчика при веснушках и темных пятнах на коже. Из цветков одуванчика варят медок или варенье, которое помогает при простуде. А кто-нибудь пробовал такое варенье?
(ответы учащихся)
Учащийся в костюме лопуха стучит в дверь
Лопух: Здравствуйте, можно к вам?
Педагог: заход, но я-то тебя узнала, а вот ребята смогут узнать?
Лопух: я им сейчас о себе расскажу. Я – всегда рядом с человеком. Расту по сорным местам и углам дворов, а если не вблизи жилья, то у реки, по оврагам, на самых плодородных землях. Там, где я расту, можно смело огород заводить. Еще меня очень дети любят, любят они в мои репьи играть. А взрослые меня не жалуют, даже пословицу про меня недоброжелательную сложили: высок …., да черт ему рад. Ну что? Узнали, кто я?
(ответы учащихся: репейник, лопух)
Педагог: узнали тебя ребята, а я им про твою пользу расскажу. Русские травники собирали лопух для заживления ран. Это хорошее средство от кожных болезней. В отваре лопуха моют голову для улучшения роста волос и от перхоти.
- Закрепление изученного
Педагог: Вот сколько нового о лекарственных растениях и их целебных свойствах мы сегодня узнали. Давайте вспомним, о каких растениях мы сегодня говорили. А поможет нам в этом кроссворд.
(педагог озвучивает учащимся вопросы кроссворда,
учащиеся разгадывают загадки)
- Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги. (подорожник)
А какие болезни лечит подорожник (ответы учащихся)
- Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце. (ромашка)
При каких недугах помогает ромашка? (ответы учащихся)
- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива)
От каких болезней помогает крапива? (ответы учащихся)
- Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик)
От каких болезней помогает одуванчик? (ответы детей)
- Растение видное, а прозвище обидное. (лопух)
С какими болезнями помогает справиться лопух? (ответы учащихся)
- Подведение итогов занятия
Выходят все действующие лица
Подорожник: рассказали вам сегодня
Ромашка: много сведений полезных
Крапива: и должны признать, что каждый
Одуванчик: кто растений жизнь узнал
Лопух: Может стать, как русский травник
Вместе: Равный даже колдунам!
Педагог: Ребята, мы познакомились сегодня с очень полезными растениями! Их надо беречь!
Педагог предлагает учащимся попробовать тонизирующий напиток из лекарственных трав
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...
Урок на тему "Лекарственные растения"
Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Сценарий "Поле чудес" по теме "Лекарственные растения"
Представлена подробная разработка игры "Поле чудес", иллюстрированная слайдами презентации. В ходе занятия дети обогащают свои знания о лекарственных растениях своей местности, в игровой форме ф...
Презентация по теме: "Лекарственные растения у нашего дома".
Назначение лекарственных растений. Лекарственные растения могут принести не только пользу, но и вред....
Презентация по теме: "Лекарственные растения Тверского края".
В презентации расказывается об исследовательском проекте «Лекарственные растения нашего края», который направлен на изучение лекарственных растений Тверской области.Проект предназначается ...
Внеклассное мероприятие. Игра "Поле чудес". Тема: "Лекарственные растения"
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе....