Методическая разработка по теме «Лекарственные растения»
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Воронкова Елена Владимировна

Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями Московской области и их целебными свойствами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Методическая разработка

 по теме

«Лекарственные растения»

педагога  дополнительного образования

МБОУ ДОД

«Городская станция юных туристов»

г. Ногинска

Воронковой Елены Владимировны

 

Тема занятия: «Лекарственные растения»

Педагог: Воронкова Елена Владимировна, МОУ ДОД «Городская станция юных туристов» г. Ногинск

Возраст учащихся: 3 класс (9-10 лет)

Тип занятия: занятие изучения нового материала

Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями Московской области и их целебными свойствами.

Задачи:

  • познакомить учащихся с лекарственными растениями;
  • развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся;  
  • воспитание бережного отношения к природе.

Методы обучения, используемые на занятии: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практический.

Средства обучения: наглядные материалы с изображением лекарственных растений, дидактические материалы (кроссворд, загадки), отвары лекарственных растений.

Оформление: на доске кроссворд, наглядные материалы с изображением лекарственных растений.

Предварительная подготовка: разучивание стихов, загадок, частушек о лекарственных растениях.

Деятельность учащихся на занятии: ответы на вопросы педагога, выполнение заданий педагога, чтение стихов, участие в дидактических играх.  

Ход занятия:

  1. Организационный момент, актуализация знаний учащихся  

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Знаете, кто я такая?

(ответы учащихся)

Педагог: Я – Бабушка-травница. А кто такая травница?

(ответы учащихся)

  1. Изучение нового материала

Педагог: Я лечу разные недуги у людей травами. Как вы думаете, любыми травами можно лечить болезни?

(ответы учащихся)

Нет, только лекарственными. А знаете ли вы, как люди узнали о том, что некоторые растения помогают лечить разные болезни? Сейчас я вам расскажу. Раньше люди тоже любили пить чай, только привычной нам заварки у них не было. А заваривали они растения, которые имели приятый запах и были приятные на вкус. А потом люди стали замечать: болит, например, у человек голова. Попьет он отвар из листочков мяты, и через некоторое время – никакой головной боли. Или приложит листик подорожника к ушибленной ноге – и боль, как рукой сняло. Появились люди, которые о каждой травке, о каждом растении все знали. Какую болезнь,  какой травой вылечить можно. Стали их называть травниками. С давних времен народная медицина для лечения почти всех болезней использует лекарственные растения. Не на пустом месте возникли многочисленные сказания о чудодейственных силах, заключенных во многих травах, цветах и корнях, о заживлении незаживающих ран у богатырей, о волшебных настойках и напитках, возвращающих красоту, молодость и здоровье. Сегодня со своими друзьями (лекарственными растениями) расскажу вам, что это за травы такие и как ими можно болезни лечить. Посмотрите, кто к нам пришел.

Выходит учащийся в костюме подорожника

Подорожник:

Путника друг,  всем  знакомый

Скромный, невзрачный цветок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Путника друг всем знакомый

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут на тропинке у ног.

Ребята, узнали, кто я такой?

(ответы учащихся: подорожник)

Подорожник: Я – подорожник, такой привычный, что вы часто даже не обращаете на меня внимание. Ге только меня не встретишь: на дорогах и тропинках, в лесу и в поле, где люди ходят, там и я - подорожник расту. Еще меня называют попутчик – везде мне по пути с человеком.

Педагог: Ребята, а знаете, как называли подорожник индейцы? (а называли его «след белого человека»). Интересно, что Америка до прихода европейцев не нала подорожника. И когда пришли белые люди, в след за ними устремился подорожник, где пройдут, там вырастают неведомые для  туземцев кружочки из жилистых листьев со стоячим стебельком. Смекнули индейцы: да это же «след белого человека». Так и получил подорожник свое второе название. А как вы думаете, подорожник обыкновенное растение или какое-то особенное? (ответы учащихся). А чем же оно особенное?

Листья подорожника обладают целебными силами. Их соком исстари заживляли раны, избавлялись от ожогов. Путники обращаются к подорожнику каждый раз, когда натрут или побьют ноги. Чистые, размятые листья подсушивают, унимают боль. Консервированный сок подорожника успешно применяется при болезнях желудка. Вот сколько разных болезней лечит подорожник. А вы, ребята, лечились подорожником?

(ответы детей)

Педагог: А сейчас отгадайте загадку.

Желтая скатерка,

Белая оборка

У оборки той зубцы –

Закругленные концы. (ромашка)

Выходит учащийся в костюме ромашка

Ромашка: Я сейчас слышала, что ребята меня звали. Все кричали: «Ромашка! Ромашка!». Вот я  и пришла.

Педагог: Сейчас я тебя представлю ребятам: Ромашка – милый, обаятельный цветок. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.

Ромашка: Все вы меня знаете, ребята. Часто меня рвете и веночки из меня сплетаете или гадаете на моих лепестках (любит, не любит). А я сегодня к вам пришла, чтобы рассказать о своих целебных свойствах. Ведь моя целебная сила известна людям с давних времен. Ромашку применяю при заболевании нервной системы, органов дыхания. Наружно ромашка применяется при ангине, ожогах, ушибах.

Педагог: Вот видите, ребята, сколько разных заболеваний можно вылечить с помощью ромашки. А из вас кто-нибудь лечился отваром ромашки?

(ответы учащихся)

Надеюсь теперь, когда, например, у вас заболит горло, вы не будете глотать таблетки, а сделаете отвар из цветков ромашки и будете полоскать им горло. А еще издавна русские красавицы промывали свои волосы ромашковым отваром. Волосы приобретают красивый золотистый оттенок. А сейчас я вас угощу чаем, а вы попробуйте отгадать, из какого растения я его заварила.

(учащиеся пробуют отвар из листьев крапивы, называют растение)

Входит учащийся в костюме крапивы

Крапива: А из чего вы это чай заварили? Не из моих ли листочков?

Педагог: из твоих, крапива. Расскажи-ка нам о себе.

Крапива: давайте я вам лучше спою. (поет частушку)

Знай, милейший,

Я – крапива,

Не таращься,

Я не диво,

Но, а пользы от меня

Рассказать не хватит дня.

Подорожник: Да какая же от тебя польза? Только и делаешь, что людей больно обжигаешь. Нельзя к тебе и руку протянуть.

Крапива: А вот какая! Из крапивных из листочков вкусные салаты.

Подорожник: Только к ним добавить нужно лук, яйцо, томаты.

Крапива: А в салате из крапивы много витамина С.

Подорожник: Те, кого им угощают, изменяется в лице.

Педагог: Подорожник, крапива, не надо спорить. Ребята, давайте поможем крапиве убедить подорожник в том, что она действительно полезна.

(ответы учащихся)

Крапива обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. Настой цветков крапивы в виде чая помогает вылечить кашель. Ребята, вы, наверное, устали? Давайте чуть-чуть отдохнем.

(физкультминутка, проводит педагог, учащиеся выполняют упражнения)

Педагог:

Яс растениями дружу, с ними сходство нахожу,

Я расту – они растут.

Я цвету – они цветут.

У меня – голова,

У растений – цветочки.

У меня – руки.

У растений – листочки.

У меня – туловище,

У растений – стебелек.

У меня – ноги,

У растений – корешок.

Дождь польет –

И мы сожмемся.

Ну, а солнцу –

Улыбнемся!

Педагог: А сейчас мне на помощь придет еще один друг, если мы отгадаем загадку.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Кто же это?

(ответы учащихся: одуванчик)

Выходит учащийся в костюме одуванчика.

Одуванчик:

У меня названий много.

Любят лошади, коровы

Листики мои жевать

И водичкой запивать.

Но всего ценнее корень,

Что храню я под землею,

Из него моя настойка

Помогает всем больным:

Возбуждает аппетит,

Вмиг излечится гастрит.

Если заболел всерьез,

То не лей напрасно слез,

По рецепту докторов

Принимай мою настойку –

Весел будешь и здоров!

Как я!

Вот, ребята, какой я веселый и настроение у меня хорошее. Предлагаю вам поиграть со мной в игру.

(Одуванчик предлагает ребятам угадать, какое растение изображено на картинках, учащиеся отгадывают задания Одуванчика)

Педагог: Древнегреческий врач, ученый Гефест рекомендовал принимать сок  одуванчика при веснушках и темных пятнах на коже. Из цветков одуванчика варят медок или варенье, которое помогает при простуде. А кто-нибудь пробовал такое варенье?

(ответы учащихся)

Учащийся в костюме лопуха стучит в дверь

Лопух: Здравствуйте, можно к вам?

Педагог: заход, но я-то тебя узнала, а вот ребята смогут узнать?

Лопух: я им сейчас о себе расскажу. Я – всегда рядом с человеком. Расту по сорным местам и углам дворов, а если не вблизи жилья, то у реки, по оврагам, на самых плодородных землях. Там, где я расту, можно смело огород заводить. Еще меня очень дети любят, любят они в мои репьи играть. А взрослые меня не жалуют, даже пословицу про меня недоброжелательную сложили: высок …., да черт ему рад. Ну что? Узнали, кто я?

(ответы учащихся: репейник, лопух)

Педагог: узнали тебя ребята, а я им про твою пользу расскажу. Русские травники собирали лопух для заживления ран. Это хорошее средство от кожных болезней. В отваре лопуха моют голову для улучшения роста волос и от перхоти.

  1. Закрепление изученного

Педагог: Вот сколько нового о лекарственных растениях и их целебных свойствах мы сегодня узнали. Давайте вспомним, о каких растениях мы сегодня говорили. А поможет нам в этом кроссворд.

(педагог озвучивает учащимся вопросы кроссворда,

учащиеся разгадывают загадки)

  1. Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги. (подорожник)

А какие болезни лечит подорожник (ответы учащихся)

  1. Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка,

И сверкает солнце. (ромашка)

При каких недугах помогает ромашка? (ответы учащихся)

  1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

От каких болезней  помогает крапива? (ответы учащихся)

  1. Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

От каких болезней помогает одуванчик? (ответы детей)

  1. Растение видное, а прозвище обидное. (лопух)

С какими болезнями помогает справиться лопух? (ответы учащихся)

  1. Подведение итогов занятия

Выходят все действующие лица

Подорожник: рассказали вам сегодня

Ромашка: много сведений полезных

Крапива: и должны признать, что каждый

Одуванчик: кто растений жизнь узнал

Лопух: Может стать, как русский травник

Вместе: Равный даже колдунам!

Педагог: Ребята, мы познакомились сегодня с очень полезными растениями! Их надо беречь!

Педагог предлагает учащимся попробовать тонизирующий напиток из лекарственных трав 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Урок на тему "Лекарственные растения"

Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Сценарий "Поле чудес" по теме "Лекарственные растения"

Представлена  подробная разработка игры "Поле чудес", иллюстрированная слайдами презентации. В ходе занятия дети обогащают свои знания о лекарственных растениях своей местности, в игровой форме ф...

Презентация по теме: "Лекарственные растения у нашего дома".

Назначение лекарственных растений. Лекарственные растения могут принести не только пользу, но и вред....

Презентация по теме: "Лекарственные растения Тверского края".

В презентации расказывается об исследовательском проекте  «Лекарственные растения нашего края», который направлен на изучение лекарственных растений Тверской области.Проект  предназначается ...

Внеклассное мероприятие. Игра "Поле чудес". Тема: "Лекарственные растения"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе....