ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
рабочая программа по теме

Юфрякова Наталья Владимировна
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_informatike_i_ikt.docx76.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

( информационным и коммуникационным технологиям )

для четырехлетней начальной школы

А.В. Горячев

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.. и обеспечена учебниками «Информатика и ИКТ» для 3 – 4 кл., автор А.В. Горячев (заключения РАО (от 06.07.2006) и АПК и ППРО (от 07.06.2006).

Пояснительная записка

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

  • требуют обязательного наличия компьютеров;
  • предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3 – 4 классах;

• уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.

Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров;
  • проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента;
  • проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителями.

I. Технологический компонент

В Образовательной системе «Школа 2100» изучение раздела «Информационные технологии» в рамках предмета «Технологии» направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

  1. начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте);
  2. создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  3. ознакомление со способами организации и поиска информации;
  4. создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в т. ч. каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;

создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Организация учебно-воспитательного процесса и состав

учебно-методического материала

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика и ИКТ» («Мой инструмент компьютер»). В состав комплекта кроме учебников входят справочники-практикумы, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций.

Внутренняя структура задач раздела «Информационные технологии» допускает модульную организацию программы. Модульная структура программы создает возможность варьирования числа часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технологии».

Предлагается следующий набор учебных модулей:

Название

Обязательность изучения

(по отношению к стандарту)

Число уроков

1

Знакомство с компьютером

обязательно

3–4

2

Создание рисунков

обязательно

5–7

3

Создание мультфильмов и живых картинок

желательно

6–8

4

Создание проектов домов и квартир

желательно

8–10

5

Создание компьютерных игр

желательно

6–8

6

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

обязательно

1–2

7

Создание текстов

обязательно

6–8

8

Создание печатных публикаций

обязательно

6–8

9

Создание электронных публикаций

желательно

6–8

10

Поиск информации

обязательно

6–8

Следует отметить, что при недостаточном числе часов, отводимом в конкретной школе на изучение информационных технологий, методисту или учителю придется принимать решение об исключении из учебного процесса некоторых модулей, помеченных в таблице как желательные.

Учителя, имеющие возможность учить информационным технологиям со

2-го класса, могут использовать для этой цели учебник для 3-го класса, выделяя больше времени на освоение модулей учебника.

Учебные модули не привязаны к конкретным программам. В каждом модуле приведены примеры программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор компьютерной программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу учителю в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.

Изучение каждого модуля (кроме модулей «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

Содержание программы.

Модуль «Знакомство с компьютером».

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Учащиеся познакомятся:

  • с примерами использования компьютеров в жизни людей;
  • с некоторыми профессиями, которые появились благодаря компьютеру;
  • с примерами того, как изобретение компьютера повлияло на профессии;
  • с программами, управляющими работой компьютеров.

Учащиеся будут знать:

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера.

Учащиеся будут уметь:

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать и завершать компьютерные программы.

Модуль «Создание рисунков»

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Учащиеся познакомятся:

  • с примерами ситуаций, в которых может потребоваться умение создавать рисунки с помощью компьютера;
  • с некоторыми компьютерными программами, позволяющими создавать компьютерные рисунки;
  • с набором основных инструментов и операций, применяемых при рисовании на компьютере.

Учащиеся будут уметь:

• выполнять основные операции при рисовании с помощью одной

из компьютерных программ;

• сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться

  • придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок»

Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

Учащиеся познакомятся:

  • с понятием «компьютерная анимация»;
  • с примерами ситуаций, в которых может потребоваться умение создавать движущиеся изображения с помощью компьютера;
  • с некоторыми компьютерными программами, позволяющими создавать движущиеся изображения;
  • с этапами создания движущихся изображений на компьютере.

Учащиеся будут уметь:

  • выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
  • сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание проектов домов и квартир»

Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.

Учащиеся познакомятся:

  • с примерами ситуаций, в которых может потребоваться умение создавать на компьютере проект дома или квартиры;
  • с этапами создания проектов дома или квартиры;
  • с некоторыми компьютерными программами, позволяющими создавать проекты домов или квартир;
  • с набором основных инструментов, применяемых при создании проектов домов и квартир.

Учащиеся будут уметь:

• выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ

• сохранять созданный проект и вносить в него изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться

           •придумывать проект дома или квартиры, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание компьютерных игр»

Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. Порядок действий при создании игр. Примеры программ для создания компьютерных игр. Основные операции при конструировании игр: создание или выбор фонов, карт или полей, выбор и размещение предметов и персонажей. Другие операции.

Учащиеся познакомятся:

  • с примерами ситуаций, в которых может потребоваться умение создавать компьютерные игры;
  • с разновидностями компьютерных игр;
  • с некоторыми программами, позволяющими создавать компьютерные игры.

Учащиеся будут уметь:

  • выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ;
  • сохранять созданную игру и вносить в нее изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться

придумывать компьютерную игру, предназначенную для какой-либо цели, и создавать ее при помощи компьютера.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)»

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Учащиеся познакомятся:

  • с тем, что такое папка (каталог);
  • с тем, что такое сменные носители;
  • с некоторыми программами, предназначенными для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Учащиеся будут знать:

  • что такое полное имя файла.

Учащиеся будут уметь:

  • создавать папки (каталоги);
  • удалять файлы и папки (каталоги).
  • копировать файлы и папки (каталоги);
  • перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов»

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Учащиеся познакомятся:

  • правильной посадкой за компьютером и расположением рук на клавиатуре;
  • с составными частями текста (символ, слово, абзац);
  • с разными средствами оформления текста (цвет, размер и начертание шрифтов, выравнивание абзацев);
  • с составными частями текстового документа (заголовок, подзаголовок, эпиграф, основной текст).

Учащиеся будут уметь:

  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций»

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Учащиеся познакомятся:

  • с тем, что такое печатная публикация;
  • с ситуациями, в которых может потребоваться умение готовить печатные публикации с помощью компьютера;
  • с видами и составными частями печатных публикаций;
  • с некоторыми компьютерными программами для создания печатных публикаций.

Учащиеся будут уметь:

  • вставлять изображения в печатную публикацию;
  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
  • составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание электронных публикаций»

Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы Интернета. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Учащиеся познакомятся:

  • с тем, что такое электронная публикация;
  • с ситуациями, в которых может потребоваться умение создавать электронные публикации;
  • с тем, что такое гиперссылки;
  • с некоторыми видами электронных публикаций;
  • с некоторыми компьютерными программами, позволяющими создавать электронные публикации.

Учащиеся будут уметь:

  • создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
  • включать в электронную публикацию звуковые, видео и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.

Модуль «Поиск информации»

Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD («си-ди») или диски DVD («ди-ви-ди»), Интернет, постоянная память своего компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в Интернете. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Учащиеся познакомятся:

  • с примерами ситуаций, в которых требуется умение искать информацию;
  • с тем, как составлять запрос на поиск информации по ключевым словам;
  • с расширением и сужением поиска информации.

Учащиеся будут уметь:

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых системах ;
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых системах.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать, находить нужную им информацию и использовать ее, например, при создании печатных или электронных публикаций.

II. Общеобразовательный компонент

Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  • применение формальной логики при решении задач − построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей

( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах». Учебно-методический материал разработан для обучения с 1-го по 4-й класс. Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того, издан набор плакатов и разрезного дидактического материала.

В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит «по спирали» − ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

1 четверть – алгоритмы;

2 четверть – объекты;

3 четверть - логические рассуждения;

4 четверть - применение моделей для решения задач.

Начинать преподавание можно с первого или второго класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с первого класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующем году обучения.

Структура общеобразовательного компонента информатики

В материале выделяются следующие рубрики:

  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если-то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Содержание программы

1-й класс (30 ч)

План действий и его описание (10 ч)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки и составные части предметов (10 ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Логические рассуждения (10 ч)

Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

– находить лишний предмет в группе однородных;

– давать название группе однородных предметов;

– находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

– находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

– называть последовательность простых знакомых действий;

– находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

– отличать заведомо ложные фразы;

– называть противоположные по смыслу слова.

2-й класс (34 ч)

План действий и его описание (11 ч)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

Логические рассуждения(12 ч)

Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

– предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

– выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

– разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по разным признакам – находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

– приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

– точно выполнять действия под диктовку учителя;

– отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3-й класс (34 ч)

Алгоритмы (9 ч)

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 ч)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения (10 ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

– находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

– называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

– понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

– выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

– изображать графы;

– выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

– находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс (34 ч)

Алгоритмы (9 ч)

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).

Объекты (8 ч)

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения (10 ч)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданные критерии. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и – или» графы.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)

Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1 – 3 (к алгоритмам, объектам и др.)

В результате обучения учащиеся будут уметь:

– определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д;

– описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

– заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;

– выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

– изображать множества с разным взаимным расположением;

– записывать выводы в виде правил «если – то»;

– по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».

                                                                                                                                   Приложение 1

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков

информатики и ИКТ в 1 – 4-м классах

I. Общеобразовательный компонент

(бескомпьютерный)

1-й класс

п/п

Тема урока

1

Признаки предметов

2

Описание предметов

3

Состав предметов

4

Действия предметов

5

Симметрия

6

Координатная сетка

7

Симметрия

8

Признаки предметов

9

Повторение

10

Действия предметов

11

Обратные действия

12

Последовательность событий

13

Алгоритм

14

Ветвление

15

Алгоритм

16

Ветвление

17

Повторение

18

Множество. Элементы множеств.

19

Способы задания множеств

20

Сравнение множеств. Равенство множеств.

Сравнение множеств по числу элементов. Пустое

21

Отображение множеств

22

Кодирование

23

Вложенность (включение) множеств

24

Пересечение множеств

25

Объединение множеств

26

Множества

27

Пересечение и объединение множеств

28

Повторение

29

Понятия «истина» и «ложь»

30

Отрицание

31

Логические операции «И», «ИЛИ»

32

Графы, деревья

33

Комбинаторика

34

Комбинаторика

35

Графы, деревья

36

Повторение

2-й класс

п/п

Тема урока

1

Признаки предметов

2

Описание предметов

3

Состав предметов

4

Действия предметов

5

Симметрия

6

Координатная сетка

7

Симметрия

8

Признаки предметов

9

Повторение

10

Действия предметов

11

Обратные действия

12

Последовательность событий

13

Алгоритм

14

Ветвление

15

Алгоритм

16

Ветвление

17

Повторение

18

Множество. Элементы множеств.

19

Способы задания множеств

20

Сравнение множеств. Равенство множеств.

Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество.

21

Отображение множеств

22

Кодирование

23

Вложенность (включение) множеств

24

Пересечение множеств

25

Объединение множеств

26

Кодирование

27

Объединение множеств

28

Повторение

29

Понятия «истина» и «ложь»

30

Отрицание

31

Логические операции «И», «ИЛИ»

32

Графы, деревья

33

Комбинаторика

34

Комбинаторика

35

Логические операции

36

Повторение

3-й класс

п/п

Тема урока

1

Алгоритм (Делай – раз, делай – два)

2

Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров)

3

Ветвление в алгоритме (Стрелка «ДА» или стрелка «НЕТ»)

4

Цикл в алгоритме (Повтори еще раз)

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

6

Алгоритм

7

Ветвления и циклы

8

Повторение

9

Повторение

10

Состав и действия объектов (Из чего состоит? Что умеет?)

11

Группа объектов. Общее название. (Что такое? Кто такой?)

12

Общие свойства объектов группы (Что у любого есть? Что любой умеет?)

Особенные свойства объектов группы (Что еще есть? Что еще умеют?)

13

Единичное имя объекта (Имя для всех и имя для каждого)

14

Общие свойства объектов

15

Единичное имя объектов

16

Повторение

17

Повторение

18

Множество. Число элементов множества. (Остров для множеств)

Подмножество (На острове страна, в стране город)

19

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

(Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)

20

Пересечение и объединение множеств.

(Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)

21

Истинность высказывания. Отрицание

22

Истинность высказываний со словом «НЕ». («ДА» или «НЕТ»)

23

Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ»

24

Граф. Вершины и ребра. (Какие точки соединить?)

Граф с направленными ребрами. (Когда помогут стрелки?)

25

Граф. Вершины и ребра.

26

Граф с направленными ребрами

27

Повторение

28

Повторение

29

Аналогия. (На что похоже?)

30

Закономерность. (По какому правилу?)

31

Аналогичная закономерность. (Такое же или похожее правило)

Выигрышная стратегия. (Кто выигрывает?)

4-й класс

п/п

Тема урока

1

Ветвление в построчной записи алгоритма

(«Команда "ЕСЛИ–ТО"», «Команда "ЕСЛИ–ТО–ИНАЧЕ"»)

2

Ветвление в построчной записи алгоритма

(«Команда "ЕСЛИ–ТО"», «Команда "ЕСЛИ–ТО–ИНАЧЕ"»)

3

Цикл в построчной записи алгоритма («Команда "Повторяй"»)

4

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»)

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. («Выполняй и записывай»)

6

Алгоритм с параметрами

7

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма

(«Выполняй и записывай»)

8

Повторение

9

Повторение

10

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов

(«Что такое? Кто такой?»)

11

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери - замок»)

12

Массив объектов на схеме состава

(«Веток много, ствол один», «Чем помогут номера?»)

13

Признаки и действия составных частей объекта

(«Сам с вершок, голова с горшок»)

14

Массив объектов на схеме состава

15

Признаки и действия составных частей объекта

16

Повторение

17

Повторение

18

Множество. Подмножество. Пересечение множеств

(«Расселяем множества»)

19

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»

(Слова «НЕ», «И», «ИЛИ»)

20

Описание отношений между объектами с помощью графов(«Строим графы»)

21

Пути в графах («Путешествуем по графу»)

22

Высказывания и подграфы («Разбираем граф на части»)

23

Правило «ЕСЛИ–ТО»

24

Схема рассуждений («Делаем выводы»)

25

Высказывания и подграфы

26

Правило «ЕСЛИ–ТО»

27

Повторение

28

Повторение

29

Составные части объектов. Объекты с необычным составом («Чьи колеса?»)

30

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями

(«Что стучит и что щекочет?»)

31

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями

(«Чей дом вкуснее?»)

32

Объекты, выполняющие обратные действия

Алгоритм обратного действия («Все наоборот»)

33

Объекты, выполняющие обратные действия

34

Алгоритм обратного действия

35

Повторение

36

Повторение

II. Технологический компонент

(бескомпьютеный)

3-4-й классы Модуль

«Знакомство с компьютером» (4 часа)

№ п/п

Тема урока

Примечание

1-2

ВВЕДЕНИЕ. Материальные и информационные технологии

3-4

Компьютеры вокруг нас. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера

Компьютерные программы. Операционная система Работа с программами Калькулятор и Блокнот. Оценка результатов по теме «Знакомство с компьютером»

Модуль «Создание рисунков» (5 часов)

на примере использования программы TuxPaint

№ п/п

Тема урока

Примечание

1-2

Компьютерная графика. Графические редакторы. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Основные операции при рисовании. Инструменты. Отмена

Работа над собственным проектом

3-4

Действия, Текст, Штамп, Магия Редактирование рисунка

5-6

Штампы. Текст на рисунке. Создание рисунка с фоном. Печать рисунка Работа над проектом «Мой рисунок на компьютере» (начало работы). Обсуждение и просмотр эскизов. Фон и передний план. Создание рисунка Работа над проектом «Мой рисунок на компьютере» (продолжение работы). Редактирование рисунка, добавление объектов, печать рисунка

Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок» (9 часов)*

на примере использования программы «Конструктор мультфильмов

"Мульти-Пульти"»

№ п/п

Тема урока

Примечание

1

2

3

4 5

6 7

8

9

Компьютерные мультфильмы. Примеры мультфильмов.

Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта.

Программа «Мульти-Пульти». Меню. Понятие фона, предмета, актера, звука, музыки, речи, титров. Загрузка и просмотр мультфильмов Программа «Мульти-Пульти».

Окна программы. Порядок действий при создании простого мультфильма.

Ресурсы программы: коллекция фонов, предметов, актеров. Действия актера.

Смена действия актера Компьютерная анимация.

Одновременные действия двух и более актеров. Сюжет. Создание мультфильма. Работа с титрами (операции с текстом). Сохранение мультфильма. Проблемы и их решение. Редактирование (создание) мультфильма-тренажера. Операции с актерами и предметами. Операции с фильмом. Удаление кадров. Операции со звуком Редактирование мультфильма-тренажера. Операции с фоном. Операции с музыкой. Запись речи. Сохранение и просмотр фильма как видеофильма (в формате avi)

Работа над собственным мультфильмом (начало). Сюжет. Сценарий. Фон. Предметы. Актеры Работа над собственным мультфильмом (продолжение). Анимация актеров, предметов, фона. Редактирование мультфильма.

Работа над собственным мультфильмом (окончание). Работа с музыкой, звуками, титрами. Озвучивание мультфильма.

Фестиваль мультфильмов. Просмотр м/ф и выбор лауреатов

Работа над собственным проектом

Модуль «Создание проектов домов и дизайн помещений» (8 часов)

на примере использования программы «Дизайнер интерьеров FloorPlan3D»

п/п

Тема урока

Примечание

1-2

3

Архитектура.  Компьютерное  проектирование. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. План и объемная модель. Программа «FloorPlan3D». Главное меню. Просмотр готовых проектов

Программа «FloorPlan3D». Из чего состоит дом и что в нем? Эскиз дома. Порядок действий при создании проекта дома. Окна программы. Меню окна. Создаем стены, окна, двери и крышу. Режим Модель. Сохранение проекта

Загрузка проекта. Работа с проектом. Добавление предметов интерьера. Коллекция ресурсов: стены, двери, крыши,   окна. Бытовая техника. Мебель. Электрооборудование.  Сохранение тренировочного проекта

* Для того чтобы не разрывать изучение данного модуля каникулами, его изучение может проходить в третьей четверти.

п/п

Тема урока

Примечание

4

5

6-7

8*

Редактирование проекта. Удаление объектов. Операции с проектом.

Объемное изображение (модель). Камера и работа с ней. Осмотр изнутри и снаружи

Создание собственного проекта (начало). Эскиз. План. Второй этаж и лестницы. Текстура материала. Сохранение файла

Создание собственного проекта (продолжение). Работа с конструкцией дома и интерьером Создание собственного проекта (окончание). Работа с интерьером. Редактирование проекта Представление созданных проектов. Обсуждение. Голосование и выбор лучших проектов по категориям

Работа над собственным проектом

Модуль «Создание компьютерных игр» (6 часов)

на примере использования программы «Конструктор игр "Незнайка на Луне"»

п/п

Тема урока

Примечание

1

Компьютерные игры. Виды игр. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Правила игры. Логические игры. Играем в логические игры

2

Конструктор игр. Меню. Режимы работы программы: конструирование (создание) игры и прохождение игры. Окна программы. Пример готовой игры. Команды и клавиши управления в игре. Загрузка готовой игры

3

Ресурсы программы: коллекции уровней, препятствий, противников, ловушек и бонусов. Пример создания простой игры. Операции в режиме конструирования игры. Операции с предметами. Сохранение игры

4

Создание игр-тренажеров и трудных игр. Создание игры-тренажера. Редактирование игры. Прохождение чужой игры

5

Создание трудной игры или игры для соревнований по выбранной или самостоятельно придуманной ситуации. Редактирование и сохранение игры. Анализ игры. Установка громкости звука и музыки. Перенос файла-игры на другой компьютер

Работа над собственным проектом

6

Проведение соревнования игроков, используя созданные трудные игры и игры для соревнований

Модуль «Файлы и папки (каталоги)» (2 часов)

п/п

Тема урока

Примечание

1 2

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Файлы и папки. Операции над файлами и папками

Модуль «Создание текстов» (9 часов)

на примере использования программ Блокнот, WordPad, MS Word или подобных ей

п/п

Тема урока

Примечание

1

Компьютерное письмо. Применение компьютера для создания текстовых документов различных видов. Демонстрация примеров. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта

2

Компьютерные программы для создания текстов. Текстовые редакторы и процессоры. Клавиатура. Правила компьютерного письма

3

Работа с программами Блокнот и WordPad. Меню. Операции при создании текстов. Набор текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита

4

Операции при создании текстов. Создание, сохранение и открытие текстовых документов

5

Работа с программой MS Word. Меню. Панели инструментов (стандартная, форматирование). Ввод простейшего текста. Сохранение файла

6

Редактирование текста. Удаление, копирование, вставка, перенос

7

Форматирование (оформление) текста. Шрифт и его параметры. Организация текста

8*

MS Word. Работа над собственными проектами (начало работы)

Работа над собствен-

ным проектом

9

MS Word. Работа над собственными проектами (про-

должение работы). Печать текстовых документов

При изучении данного модуля во второй четверти последний урок может быть перенесен на начало третьей четверти.*

Модуль «Создание печатных публикаций» (6 часов)

На примере использования программ MS Word или подобных ей

п/п

Тема урока

Примечание

1

Понятие печатных публикаций. Примеры публикаций. Программы для создания публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта

2

Иллюстрации в публикациях. Рисунки. Фотографии

3

Схемы в публикациях

4

Таблицы в публикациях

5

Работа над собственными проектами (начало работы). Обсуждение и просмотр планов

Работа над собственным проектом

6

Работа над собственными проектами (продолжение работы). Редактирование текста, добавление объектов, печать публикации

Модуль «Создание электронных публикаций» (9 часов)

на примере использования программ MS PowerPoint или подобных ей

п/п

Тема урока

Примечание

1

Понятие электронных публикаций. Примеры электронных   публикаций. Программы для создания электронных публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта

2

Программа MS Power Point. Понятие презентации. Понятие слайда. Окно программы. Меню. Создание слайда. Заголовок. Фон. Текст. Рисунок. Сохранение презентации

3

Последовательность действий при создания электронной презентации. Схема презентации. Гиперссылки. Создание учебной презентации с использованием готового материала. Смена слайдов. Сохранение учебной презентации

4

Анимация на слайде. Вставка музыки и звука в электронную публикацию

5

Вставка анимации и видео в электронную публикацию. Анализ материалов для творческой работы

6

Создание собственного проекта (начало). Создание

Работа над собствен-

слайдов. Сохранение файла

ным проектом

7

Создание собственного проекта (продолжение).

Работа над собствен-

Вставка рисунков, видео, анимации

ным проектом

8

Создание собственного проекта (окончание). Смена

Работа над собствен-

слайдов. Редактирование презентации

ным проектом

9

Представление созданных проектов. Обсуждение содержания и дизайна

Модуль «Поиск информации» (7 часов)*

п/п

Тема урока

Примечание

1

Источники информации для компьютерного поиска. Способы компьютерного поиска информации. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта

2

Поиск информации на жестком диске и компакт-дисках

3

Поиск информации в энциклопедиях и словарях

4

Интернет. Поисковые системы. Поисковые запросы. Уточнение запросов. Сохранение результатов поиска

5

Поиск изображений и их сохранение. Выбор заданий в ситуациях. Разработка схемы сохранения информации

6

Поиск информации для выбранного задания. Анализ

Работа над собствен-

информации. Сохранение информации

ным проектом

7

Представление результатов поиска. Пример исполь-

Работа над собствен-

зования результатов поиска

ным проектом

* Этот модуль можно изучать до создания электронных публикаций, так как умения поиска информации могут оказаться необходимыми при создании презентаций по предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая образовательная программа по информатике для 2 класса на основе программы Бененсон Е.П.

Рабочая образовательная программа  по информатике для 2 класса (1 час в неделю – 34 часа в год) составлена на основе программы  и учебника Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ. 2 к...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Программа по информатики внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"

Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс необходимый шаг в развитии общего образования в связи с ростом информационного потока и развития информационных технологий.Рабочая программа внеуроч...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...