Стартовая диагностика для 1 класса
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Материал включает стартовую диагностику для 1 класса. Цель: определить уровень подготовленности детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
startovaya_diagnostika.doc | 410 КБ |
Предварительный просмотр:
Стартовая диагностика первоклассников.
I .Введение
К. Д. Ушинский «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях» Осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начнёт сознательно влиять на своё развитие»
Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. К каждому ребенку, пришедшему в первый класс, усиливается внимание со стороны педагога на его индивидуальные возможности, уровень стартовой готовности.
Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Как показывает практика, одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «стартовой готовностью». Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.
Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в :
-инструментальный компонент
-личностный компонент
-мыслительные способности
-контрольные умения
-коммуникативные умения
-мотивация и ценностное отношение к знаниям.
Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют необходимость изменения в стартовой диагностике первоклассников по готовности к школьному обучению. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальные учебные действия. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога, педагога, логопеда.
В связи с этим образовательное учреждение решает следующие задачи:
1. Определить комплекс наиболее эффективных методов развития личностных и надпредметных умений, а также психических функций, обеспечивающих формирование предметных учебных действий;
2. Отобрать различные эффективные методики оценки сформированности личностных и надпредметных умений, а также психологического анализа структуры учебной деятельности у обучающихся, испытывающих трудности в обучении и с ОВЗ;
3. Определить направления деятельности, их приоритетность и временную организацию в соответствии со спецификой условий работы психолога, логопеда и педагога.
4. Выстроить систему взаимодействия педагогов, работающих в 1 классах с психологом, логопедом, которая будет направлена на развитие личностных и надпредметных умений в учебной и внеучебной деятельности, оценку уровня их сформированности, предупреждение и преодоление трудностей в обучении, профилактику и коррекцию поведения, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья обучающихся.
Целью стартовой диагностики первоклассников является:
Цель: изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работы.
Задачи стартовой диагностики:
- выявить уровень готовности будущих первоклассников к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
- по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
- выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.
Объектом данного исследования выступает группа детей, поступивших в первый класс общеобразовательных учреждений.
Предметом данного исследования являются особенности адаптации первоклассников к школе – то есть совокупность определенных характеристик их познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей, отражающие их адаптационный потенциал.
Диагностика проводится в два этапа:
1 этап – стартовая диагностика (апрель - октябрь)
2 этап – итоговая диагностика (апрель-май)
Диагностика включает следующие разделы:
– обследование состояния пространственного восприятия,
– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
– умение ориентироваться на плоскости листа,
– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 10 – прямой и обратный счёт), представлениями об операциях сложения и вычитания;
– выявление умения сравнивать множества по числу элементов;
– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
– обследование фонематического слуха и восприятия;
– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
– умение концентрировать и удерживать внимание
– умение слышать и выполнять словесную инструкцию
– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.
Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить уровень развития у будущих учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения.
Методические рекомендации включают:
Сбор информации об особенностях физического и психического развития ребёнка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания.
Беседа с ребёнком.
Обследование состояния готовности ребёнка к школьному обучению (выполнение субтестов):
Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребёнка к школе.
Психолого-педагогические рекомендации.
По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребёнка:
I уровень – очень высокий.
II уровень – средний (норма).
III уровень – низкий – уровень риска.
Результаты диагностики следует использовать для создания Портфолио обучающегося, формирования индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося, обеспечения условий для адаптации первоклассников к школе, а также для выработки управленческих решений на уровне образовательного учреждения.
II Организация психолого-педагогической диагностики
Проведение любого обследования ребенка (психолого-педагогического в частности) возможно только при условии согласия его родителей (законных представителей)
Часть методик можно проводить не только индивидуально, но и фронтально (6-8 чел.). Это позволит сократить общее время обследования детей.
Технологии стартовой диагностики
Индивидуально | Фронтально |
Беседа | «Домик» |
«Нелепицы» | Тест Керна - Йерасика |
«Четвёртый лишний» | «Шифровка» |
«Последовательные картинки» | Зрительное восприятие |
«Визуальные аналогии» | |
«10 картинок» | |
«Запоминание 10 слов» | |
Мотивация | |
Социометрия | |
«Найди отличия» |
Диагностика проводится в два этапа:
I этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что имеется возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.
II этап – индивидуальное обследование. Во время индивидуального обследования учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Ведь задача учителя в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы и критерии оценки выполнения заданий.
Задание 1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания: 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия; 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо; 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена; 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены. Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус». |
Задание 2
Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».
Оценка выполнения задания: 0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции; 1 балл – выполнено верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета; 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания; 3 балла – все пункты задания выполнены верно. Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус». |
Задание 3
Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.
1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)
2. В легковой машине ехало 4 человека. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить)».
Оценка выполнения задания:
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
3 балла – обе задачи выполнены верно.
Задание 4
Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».
Оценка выполнения задания: 0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник); 3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг). |
Если ребенок ошибся в выполнении этого задания во фронтальном обследовании, можно задать ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?»
Если объяснение дано верно, возможно ошибка была случайной, учитель может изменить оценивание, поставив 2 балла.
В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?». Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который вносится в бланк обследования вместо предыдущей оценки.
Задание 5
Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».
Оценка выполнения задания: 0 баллов – задание не принято, линия не проведена; 1 балл – линия проведена неверно; 3 балла – линия проведена правильно. |
Если ребенок ошибся в выполнении этого задания во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задается вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснения дается по внешним признакам («Чтобы на каждом рисунке было по 5» или «Птицы и белки живут на деревьях») – значит, ребенок ещё не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.
Задание 6
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Оценка выполнения: 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания; 1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]); 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет; 3 балла – правильное выполнение задания |
Задание 7
Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».
После проведения групповой работы учитель получит данные о развитии каждого ребёнка.
– пространственного восприятия (задание 2);
– зрительного восприятия (задание 1);
– представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);
– умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);
– фонематического слуха и восприятия (задание 6);
– предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7);
– мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).
– умение концентрировать и удерживать внимание (задание 2)
Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Автором диагностики рекомендовано учителю на следующий день провести индивидуальную встречу с каждым учеником для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.
Анализ результатов
В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.
Результатом фронтального обследования детей является заполнение бланка обследования
В отличие от групповой диагностики задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребенку и некоторые приемы обучения. Это дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», то есть то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.
В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком и его родителем, а так же в наблюдении за ним.
Если учитель работает без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.
Заранее нужно разложить на партах для каждого ребёнка необходимые для обследования листы с заданиями и по набору карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой. Предложить детям сесть за парты по одному.
Перед каждым заданием необходимо дать объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читается громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняться от текста.
Работа начинается кратким объяснением:
«Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».
К чтению следующего задания следует переходить только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончат выполнение предыдущего. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания дети предупреждаются об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут. Во время работы нужно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, нельзя высказывать своё недовольство неправильными действиями детей, указывать на ошибки, выносить оценочные суждения, а нужно почаще говорить слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».
Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий необходимо сразу же фиксировать на листе с заданиями и в бланке обследования.
При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования следует обратиться к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок. Заранее необходимо предупредить родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали неудачи ребенка с особенностями групповой работы. Ни в коем случае нельзя говорить детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их. Наоборот, нужно успокоить ребят, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального собеседования необходимо проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.
Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.
III . Методы индивидуальной диагностики
- Беседа-знакомство
В ходе беседы выясняется, знает ли ребенок свои анкетные данные, фамилию, имя, возраст, имя родителей, свой адрес. Предлагается также несколько вопросов, позволяющих понять насколько ребенок ориентируется в окружающей действительности. Задача педагога здесь - не столько уточнение данных, сколько установление контакта с ребенком. По ответам можно качественно оценить уровень общей осведомленности ребенка, а также специфику его речи. Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы. Т.е. в итоге получил 22 балла. В течение времени, отводимого на ответ (30 секунд), ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
- Что бывает раньше – обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес, телефон.
- Кем работает твой папа, твоя мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужна парта, звонок?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- .Знаешь ли ты дни недели? Какой день конкретно предшествует названному дню? Какой за ним следует?
- .Чем отличается день от ночи?
Ответы на вопросы протоколируются, затем анализируются с точки зрения правильности и полноты. Правильный и полный ответ оценивается в 1 балл; частичное отсутствие этих показателей - в 0,5; неправильный ответ в 0 баллов. Результаты будут классифицироваться следующим образом; 22 балла– высокий уровень, 18 - 15– средний, 0-14 низкий.
2. Тестирование. Эта часть собеседования включает в себя диагностику готовности ребенка к школе при помощи субтестов. Качество выполнения ребенком заданий зависит от того, насколько он чувствует себя естественно и раскованно. Поэтому во время собеседования должна быть создана атмосфера доброжелательности, в которой бы он не боялся ошибиться, не старался бы показаться лучше, чем он есть. Необходима позитивная эмоциональная оценка его действий, поощрение, одобрение и поддержка.
Тест: "Нелепицы"
Цель: становление контакта с ребенком, определение уровня развития критичности познавательной деятельности. Выявление у ребенка чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы.
Ребенку предлагают посмотреть картинку, на которой изображены разные нелепицы, просят его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что перепутал художник, что здесь нарисовано неправильно. Когда ребенок называет эти нелепые ситуации, его просят объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.
На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Тест «Последовательные картинки
Цель: Диагностика умения устанавливать причинно-следственные отношения. Диагностика развития монологической речи.
«Расставь по местам» - стартовая диагностика.
Процедура: Перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена. Предлагается разложить картинки в соответствие с логикой развития сюжета. Ребенок выполняет задание, взрослый фиксирует особенности его деятельности.
Тест «Визуальные аналогии» ( по Л.А. Ясюковой )
Цель: диагностика сформированности основ понятийного мышления.
Данное задание позволяет увидеть сформированность у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Ребенку предлагается в соответствии с соотношением изображений в левой части рисунка по аналогии подобрать одно (единственно подходящее по аналогии с левой частью) изображение из нижней части рисунка.
Тест «4-й лишний
Цель: Определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.
Оборудование: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ними существенному признаку, т.е. - «лишний».
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? (Какой предмет здесь оказался случайно; по ошибке?). Подумай, как назвать одним словом остальные предметы.
Процедура: Ребенку поочередно предлагаются карты различной тематики:
Приложение 4.
Тест «7 картинок»
Цель: Определение объема непроизвольного зрительного запоминания.
Оборудование: Набор 10 картинок с изображением знакомых предметов:
Карандаш, мяч, птица, чайник, рыба, окно, гриб,
Инструкция: Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что нарисовано.
Процедура: Картинки представляются по одной и выкладываются перед ребенком в ряд (приблизительно 1 картинка в 1 секунду). После того как выложена последняя картинка, взрослый ждет еще 1 секунду и убирает стимульный материал. Ребенок должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (называет, что было нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения.
Методика «Запоминание 7 слов»
Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного воспроизведения.
Данная методика дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом.
Оборудование: 10 одно - и двусложных слов, не связанных по смыслу, в единственном числе именительного падежа.
Инструкция: Я прочитаю тебе несколько слов. Постарайся запомнить и повторить их:
Стартовая диагностика: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат
количество повторов — не более 4. Фиксируется количество слов после каждого предъявления.
Через 20 минут ребенок должен вспомнить слова.
Тест «Найди отличия»
Цель: Определить эффективность внимания ребенка.
Оборудование: Карточка с односюжетными картинками, различающимися отдельными деталями и имеющими 7 отличий; часы с секундной стрелкой.
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».
Процедура: необходимо фиксировать: время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (за ошибки считаются повторы, неправильно названные отличия и пропущенные отличительные признаки).
Методика «Шифровка»
Цель: Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Оборудование: Бланк с заданиями
Инструкция: «Посмотрите внимательно на задание. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (галочку), в каждом треугольнике - вертикальную палочку (точку), в кружке вы будете рисовать горизонтальную линию (крестик), а ромбик остается пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе (показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите у себя это на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел...).
Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать».
Основную часть инструкции можно повторить дважды: «В каждой фигуре ставьте свой знак, заполняйте все фигуры по очереди». С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры - показано на образце у них на бланке.
2) Методика оценки уровня развития зрительного восприятия
Цель: Изучение уровня развития зрительного восприятия.
Инструкция: «Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не верти».
1. Стартовая диагностика
ЗАДАНИЕ 1. Инструкция: «Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш».
ЗАДАНИЕ 2 Инструкция: «Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь. Постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обведи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив. Отложи карандаш».
ЗАДАНИЕ 3. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки, к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш».
ЗАДАНИЕ 4. Инструкция: «Сейчас мы будем находить знакомые фигуры, и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребенок не знает, необходимо объяснить и показать) Посмотри внимательно на карточку. Здесь нарисован треугольник (прямоугольник). А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник (прямоугольник)».
ЗАДАНИЕ 5. Инструкция: «Здесь нарисован квадрат (показать), а рядом не дорисованы пять квадратов, т. е. рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай: те линии, которые уже есть, обводить нельзя».
Тест Керна – Йерасека
Цель: Определение сформированности общих представлений. Выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости.
Данный тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
3) Методика « Домик»
Цель: исследование произвольности поведения ребенка, способности действовать по образцу, уровня сформированности тонкомоторных движений, координации в системе «глаз - рука».
Оборудование: картинка с изображением домика
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку с изображением домика. На своем листе нарисуй точно такой же домик. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ничего нельзя, можно поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Понятно задание? Тогда приступай к работе».
Оценивается:
Наличие деталей (обязательными считаются все элементы рисунка).
Рисует ребенок по памяти или зрительно соотносит каждый элемент с образцом.
Как часто ребенок отвлекается.
Наличие ошибок (перечень ошибок смотри ниже).
Соотнесение окончательного результата своей работы с образцом.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение, точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:
- отсутствие какой-либо детали;
- нарушение пропорций (увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка)
- неправильно нарисованный какой-либо элемент;
- неправильное расположение деталей в пространстве (расположение забора не на общей с домиком линии, смещение трубы, существенное смещение окна от центра, расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии, основание крыши соответствует основанию домика);
- отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;
- разрывы в местах необходимых соединений и залезание линий одна на другую.
По результатам обследования составляют диагностическое заключение, обязательной частью которого являются рекомендации.
После всесторонней обработки результаты обследования ребенка заносятся в сводную таблицу, где подсчитывается суммарный балл по всем критериям.
Анализируя эффективность выполнения тестовых заданий, учитывается не только уровень актуальных достижений ребенка (то, что он знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может достичь с помощью взрослого, т.е. зону его ближайшего развития. Результаты диагностики также позволяют педагогу, психологу и логопеду выстроить стратегию действия по отношению к ребенку, если результат оказывается ниже нормы, т.е. выделить основные направления коррекционно-развивающей работы. Как правило, это:
- Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
- Развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций.
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.
У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координаций.
У этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. Для таких учеников необходимо подготовить специальные задания.
Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования выявилось нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.
Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.
Как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы?
Оценивание
3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.
2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.
В процессе выполнения ребенком всех заданий и наблюдении за ним в первые школьные дни можно получить дополнительную информацию.
О степени самостоятельности ребенка можно судить по тому, как он расстанется с родителями у дверей класса, как будет вести себя наедине с учителем, выполняет ли задания уверенно или все время ждет помощи, одобрения.
Об уровне активности, инициативы - легко ли ребенок приступает к выполнению заданий, проявляет ли интерес к окружающему, задает ли вопросы, не касающиеся разъяснения задания.
Об общении с детьми и со взрослыми
Снижение уровня общительности проявляется в том, что ребенок отводит глаза в разговоре, старается держаться как можно незаметнее, стоит в сторонке. Посмотрите, как дети общаются друг с другом.
Диагностика сформированности позиции школьника
Для этого задаются вопросы: «Хочешь ли ты идти в школу?»; «Как ты думаешь, что интересного будет в школе?»; «Как лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?»
Дополнительную информацию о детях можно также получить, проведя с родителями беседу, или анкетирование (Приложение 6.). Вы получите ответы на вопросы о том, чем интересуется ребенок, хочет ли он идти в школу, какие игры (занятия) предпочитает, самостоятелен ли он, может ли занять себя, находясь дома, или все время ищет общества взрослых и др.
Эта информация поможет с первых дней обучения осуществить индивидуальный подход к детям, определить особенности общения с каждым. Например, если у ребенка пока не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования соблюдения школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода.
Не стоит ждать, что после произнесенной учителем фразы: «Дети, откройте тетради», – этот ребенок выполнит требование – он, скорее всего, не воспримет его по отношению к себе. Поэтому целесообразно добавить: «Все открывают тетради – и Толя, и Светочка...»
Если в процессе предварительного знакомства оказалось, что кому-то из детей необходима эмоциональная поддержка, не нужно дожидаться, когда у таких детей появится «синдром беспомощности», – их нужно почаще поддерживать, вселять в них уверенность в своих силах, постепенно приучая к самостоятельности. Конечно, первоначальные наблюдения послужат лишь началом открытия «секретов» взаимоотношений с каждым школьником – они пополнятся последующими наблюдениями, но очень важно не упустить ничего с первых школьных дней.
Результаты педагогической диагностики помогут учителю в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ребенка, в проведении в случае необходимости коррекционно-развивающей работы.
Диагностические данные на класс
Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников.
Учитель:
Класс:
№ | Фамилия Имя | Зрительное восприятие | Пространств. восприятие | Умение сравнивать | Фонематичес. слух | Звуковой анализ | Всего | Уровень готовности к обучению |
Качественный анализ диагностики
Всего в классе - ____ чел.
Высокий уровень -____ чел. ____ %
Средний уровень - ____ чел. ____ %
Низкий уровень -_____ чел. ____ %
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовая диагностика 1 класс
Стартовая диагностика первоклассников (методика И.И. Аргинской)...
"Стартовая диагностика 1 класс"
материалы диагностик...
Стартовая диагностика 1 класс
Задания и оценка заданий стартовой диагностики....
Стартовая диагностика 1 класс
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курс...
Стартовая диагностика. 1 класс.
Стартовая диагностика. 1 класс....
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА 1 КЛАСС
Стартовая диагностика поможет учителю 1 класса проверить уровень готовности первоклассников к обучению в школе. Рабочие программы по предметам помогут учителю в полном объеме изучить программный матер...