Методика работы над стихотворением
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА
РАБОТЫ
НАД
СТИХОТВОРЕНИЕМ
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ
В литературоведении различают две системы художественного строения речи - прозаическую и стихотворную.
СТИХ - особый тип речи, своеобразная, выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Для стихотворной речи присущи несколько признаков. Ритм имеет особую роль для организации стихотворной речи. Он характеризуется повторяющимися элементами, что определят присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером. В начальной школе учащиеся знакомятся с ритмом и рифмой.
Стихотворная речь - эмоционально окрашенная речь. Главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально-окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах.
Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание учеников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разные чувства и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т.д.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. В начальной школе изучают эпические и лирические произведения.
Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета т.е. системы событий и их развитие. В центре эпических произведений - образы - персонажи, раскрывая которую автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Примеры эпических произведений «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А.Некрасова. «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского.
Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Выбор методики зависит от конкретного содержания произведения. В начальных классах не ставится задачей изучение фигур поэтической речи инверсии, но практически учитель постоянно обращает внимание учащихся на использование автором определенных художественных приемов в целях более ясного и образного выражения мыслей. В этических стихотворениях часто используется диалог, что позволяет автору живо описать событие, как бы «включить самого читателя в круг описываемых событий». Пр. «Рассказ танкиста». Диалог способствует четкому восприятию картины, пониманию взаимоотношения действующих лиц. Однако учитель должен помнить, что выразительное чтение стихотворения имеющего диалог, без предварительной подготовки затруднено. Поэтому прежде чем читать части стихотворения вслух, целесообразно предложить чтение про себя с каким-либо заданием.
В лирических стихотворениях предметом (переживания) изображения становятся переживания, чувства человека. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя - это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, философскими размышлениями: о сущности мира, жизни.
С учетом тематически жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, патриотическую, философскую, лирику любви и дружбы и т.д. В лирике начальной школы представлена в основном пейзажная лирика. Необходимы условия, существенно влияющие на полноценность восприятия учащимися данного вида произведений и творческое восприятие их эмоциональнообразного содержания. К числу таких условий относятся:
- Наличие у учащихся жизненных представлений адекватных авторским.
- Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений. Настроения и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).
- Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет место и время проведения экскурсии, подбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам.
Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Учитель может рассказать о поэте так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. Очень эффективным является прослушивание соответствующих музыкальных произведений: у детей создается настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.
Много радости приносит детям прослушивание пьес П.И.Чайковского из его альбома «Времена года». При решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке непосредственно перед чтением много будет зависеть от того, насколько картина и стихотворение соответствуют друг другу.
Необходимо подчеркнуть важность тщательной подготовки учителя к выразительному чтению стихотворения. Стихотворение должен читать учитель наизусть и пробуждать у детей живые ассоциации с картинами, которые описывает поэт. При чтении пейзажной лирики предметом анализа
является живописный образ. Своеобразие анализа стихотворения о природе состоит в том, чтобы оно было направлено на создание у учащихся благоприятных условий для глубоко-эстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа - его взаимосвязанные компоненты. Яркость первичного целостного восприятия создается вопросами следующего характера :
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение ?
Какое чувство выразил поэт, описывая осень ? Докажите.
Какой вы представляете себе черемуху, слушая стихотворение С.Есенина? Какой вы представляете себе весну, лес стихотворения И.Бунина?
На втором этапе работы над стихотворением учитель предлагает детям еще раз прочитать текст и назвать, сколько отдельных картин они видят, о чем они. Учащиеся читают строчки, рисующие одну картину и говорят о том, что они представили, т.е. они воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора. Полнота пейзажного образа создается тем, что наряду со зрительными компонентами, в этот образ входят слуховые и обонятельными. Поэт не только видит природу, но и слышит ее, вдыхает запахи леса, сада, цветущей липы, черемухи. Все это запечатлено в едином поэтическом образе. Поэтому так важно не превращать анализ в логический, ему всегда должна быть присуща эмоциональная сторона. Целенаправленная работа над выразительными средствами языка является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных поэтических средств поэтической речи: эпитетом, сравнений, метафор, олицетворений. В процессе анализа стихотворения учитель создает для учащихся возможность осознать употребление в тексте определенного слова, наиболее точно передающее чувство, отношение или наиболее точно описывающего предмет. При правильно организованном лексико-стилистическом анализе текста, учащиеся хорошо понимают, почему автор наделяет явления природы чертами живых существ. Например: почему в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весна» поэт называет зиму «злой ведьмой», а весну представляет в образе «прекрасного дитя», как, с помощью каких слов автор изображает борьбу зимы и весны, уверенность в победе весны.
Изобразительно-выразительные средства речи
Метафора - перенесение свойств или признаков с одного предмета на другой по принципу сходства.
Метафора - употребление слова в переносном значении (горит восток, солнце встало, дождь пошел).
Олицетворение - овеществление (снег лежит), отождествление предметов и явлений природы, растительного и животного мира с жизнью и деятельностью людей.
Олицетворение - выразить, представить в образе живого существа (ветер, ветер, ты могуч...).
Эпитет - образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженного прилагательным.
Эпитет - образное художественное определение. Придает предметам особую живость, образность, эмоциональность (бродяга- ветер, Мороз-воевода).
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление
одного предмета другому. Сопоставление объектов с целью выявления
Работа над стихотворением в начальной школе Особенности поэтических текстов
Цель уроков: формирование начальных представлений учащихся о рифме и ритме как основах поэтического текста.
Мы не можем в первом классе вводить понятие «поэзия», особенно в сопоставлении с прозой: наши читатели ещё слишком малы. Но их читательский и жизненный опыт позволяет нам всё же дать детям первоначальные представления о поэзии как о художественном тексте, написанном стихами, имеющем рифму и ритм.
Для реализации принципа проблемности обучения, включения учащихся в поисковую деятельность необходимо перед этими уроками дать детям задание выучить на выбор отрывок из прозы или стихотворение. Выбор детей можно с уверенностью предсказать. Объясняя, почему они выбрали для заучивания стихи, они выйдут на самые простые представления об особенностях поэтической речи, её размеренности и похожести слов, которые стоят в конце строки.
Стихотворение Д. Чиарди «Похожие хвосты» в лёгкой, игровой форме объяснит ученикам-читателям, что такое рифма, и покажет рифмующиеся слова. Затем дети сами найдут рифмы в стихотворении А. Н. Плещеева «Весна».
Формировать представление о ритме можно через знакомую детям считалку и интуитивно понятное слово «складно». Перед этим уроком надо дать детям домашнее задание: вспомнить свои детские считалки. И урок сразу станет очень интересным всем, весёлым и непредсказуемым.
Мы поместили в учебнике, по сути дела, записанную беседу с учащимися о рифме и ритмической организации стиха, понимая сложность объяснения детям этих понятий. Учитель должен помочь ученикам разобраться в том, что называется рифмой и ритмом, он помогает прохлопать ритм и организует игры. В этих уроках много игровых моментов, они хороши импровизацией, а сам литературный материал знаком, любим и удивительно гармонизирует учебное образовательное пространство.
Завершится этот урок самостоятельной работой учащихся по определению рифм в стихотворении А. Милна «Хвосты».
Расширение представлений учащихся о рифме
Цели уроков: 1) знакомство с основными правилами рифмовки; 2) работа над выразительностью чтения диалога.
Отрывок из книги Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», помимо того что интересен детям по содержанию и даёт прекрасную возможность совершенствовать технику чтения на объёмном эпическом тексте с яркими диалогами, позволяет ещё раз на новом материале расширить представление учащихся о рифме.
Разбираясь в неудачных попытках Незнайки сочинить рифму, мы в шутливом, весёлом чтении выходим с детьми на правила рифмовки. Первая неудача Незнайки произошла оттого, что в его рифме не было совпадения ударного гласного и количества слогов в словах. А вторая — оттого, что к слову «пакля» действительно трудно подобрать рифмующееся слово. Но можно и не говорить детям об этих правилах, ведь мы в первом классе даём самые начальные представления об особенностях художественного текста.
Организуя чтение, учитель может использовать возможности данного текста для отработки у детей умения различать границы высказывания. Данный текст очень хорош для чтения по ролям, дети с удовольствием будут делать это, а значит, работа над определением того, кому из героев принадлежат слова, будет им интересна и плодотворна. Так же органично и заинтересованно на этих уроках будет решаться задача выразительности чтения.
Отработка принципов и способов рифмовки в поэтическом тексте
Цель урока: проверка умений определить созвучие и подобрать рифму.
Тексты, с которыми мы работаем на этом уроке, расположены в порядке усложнения учебных задач.
Читая стихотворение Н. В. Гернет, Д. И. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», дети придумывают простые, так называемые «точные» рифмы — это классическая русская рифма, где совпадают ударные гласные, а последующие звуки тождественны.
Работа над последним в этом разделе стихотворением Ю. Тувима «Про пана Трулялинского» может превратиться в увлекательную игру, которая очень интересна возможностью импровизации, творчества, общения (можно устроить всевозможные состязания между группами детей, читать текст по ролям, инсценировать его). Мастерство учителя проявится здесь в том, как он сумеет незаметно для детей выявить тех, у кого умения по определению рифмы ещё недостаточно сформированы, чтобы в дальнейшей работе над поэтическими текстами развивать у них эти умения.
Кроме того, на этом уроке мы работаем, по сути дела, над моделями словообразования в русском языке, которое будет изучаться позднее, т. е. реализуем один из главных принципов развивающего обучения — работу в зоне ближайшего развития ребёнка.
«...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»
Это, может быть, самая трудная для осмысления учениками-читателями тема. Но именно в этом возрасте, когда фантазия ребёнка просто безгранична, когда он свято верит в игру и сказку, можно сформировать читательское представление об умении автора создавать фантастические картины, которых на самом деле не бывает, и о самых простых способах создания таких картин.
Это необходимо сделать, чтобы не допустить примитивного соотнесения художественного изображения с действительностью, когда достоверность картины проверяется формулой «как в жизни». Мы хотели бы предупредить об этой ошибке и учителя, поскольку видели уроки, на которых образ вороны
из стихотворения А. А. Блока «Ворона» соотносился учителем с фотографией вороны и дети вместо анализа стихотворения и художественного образа сравнивали то, что говорит автор о вороне, и «настоящую» птицу.
Приемы формирования
полноценного чтения
- Беглость.
- Правильность.
- Выразительность.
- Сознательность.
Упражнение: задувание свечи.
Правильная посадка, осанка, дыхание.
Г имнастика.
Вдох - 1-5, задержка дыхания 1-3, выдох — 1-5
Глубокий вдох - 1-2, задержка дыхания - 1, выдох -1 -10.
Вдох - 1-3, задержка дыхания - 1, выдох 1-10 с произношением звука.
Вдох - 1-3, задержка дыхания - 1, выдох 1-10 с произношением пословиц или поговорок, чистоговорки.
*1* Учить видеть голосом
(Работа со словами - шепотом, громче).
♦S* Учить читать ясно и отчетливо.
Чистоговорки.
Читать в разных темпах.
Плавное чтение до режима скороговорки. (Стоя спать умеет слон ...). Учить читать знаки препинания.
Мышонку шепчет мышь: (1,2) Ты все шуршишь, (1) не спишь. (1,2,3). Мышонок шепчет мыши: (1,2) Шуршать я буду тише. (1,2,3).
Соблюдать логическое ударение.
Прочитать предложение, чтобы логическое ударение менялось, падало сначала на 1 слово (2,3). Разбираем смысл.
Правильная интонация.
«-Собака, что лаешь? - Волков пугаю! -Собака, что хвост поджала? -Волков боюсь!»
Формирование беглого правильного чтения.
Учитель ставит перед собой задачи:
Создать атмосфер у успеха, сформировать положительную установку на чтение. Сравнивать ребенка только самим с собой.
Создать ситуацию роста достижения ребенка.
Установки для детей.
- Сдавать любой, заранее приготовленный текст.
S готовься, сколько хочешь.
S главное - качество.
S чтение идет до 1-ой ошибки.
Ф.И.О. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
© | 13/13 | 17/13 | 17/30 | 26/56 | Кол- во общее | Безошиб.кол- во слов общее |
- Число попыток не ограничивается.
- Каждая попытка - новый текст.
Скорость работает после того, как научаться читать без ошибок.
Чтение по таблице со стечением согласных.
Слоги слияния
ИЭАОУЫ ИЭ иэ Аэа ОЭА ао Уоуэуиу Ыны
ИЭАОУЫ
АОУЫЭ ИЭ ОУ АЫ АЭО ОУИ АЭЫ ОУА
А Э О У 3 Прочитать на выдохе.
ОУАИ
ТА ДА ТО ДО ТУДУ ты ды тэ дэ | 4. АТА-АДА АТО-АДО АТУ-АДУ АТЫ-АДЫ АТЭ-АДЭ |
Дачка-тачка | Удочка-уточка |
Дом-Том | Подушка-катушка |
Дочка- Точка | Стул-сдул |
Дрова-Трова | доля-Толя |
Душ -тушь | доска-тоска |
Топоры стучали до поры До поры стучали топоры
Дятел на суку сидит Дятел дерево долбит День долбит Два долбит- Носом в небо угодит.
Звуки р-л
Jla-ри лар-рал ' JIo-po лор-рол Лу-ру лур-рул [ Ли-ри лир-рил
JIa-pa | Лар-рал |
Ло-ро | Лор-лор |
Лу-ру | Лур-рул |
Ли-ри | Лир-рыл |
Старый пес среди двора Караулил куль добра Воры куль добра не брали Воры сторожа украли
4 упражнение Слоги слияния
- Ти, тэ, та, то, ту, ти (6 строчек)
Ит, эт, ...
Ди , дэ...
Ид, эд...
- Дом-дол г, - короткие слоги
День - дед Двор-дверь Дуб-душ Долг-толк
Тик, так, танк, тень-тишь.
- Чтение скороговорки
На дворе трава, на траве дрова.
- Составить слова. Табличка.
- Читать цепочки слов.
- НИ-НА-ША-РЫ-БА-ЗА-БОР
«Увлечение чтением» Эдигей
Лото
Карточки с существительными.
«Фишки» с описанием предметов.
Прочитал «фишки» закрепить сущ.
Арбуз - большой, зеленый, внутри красный, сладкий.
Квадрат Шульте
17 | 9 | 20 | 3 | 24 |
21 | 12 | 7 | 1 | 14 |
16 | 4 | 15 | 11 | 5 |
19 | 13 | 2 | 8 | 22 |
23 | 6 | 18 | 25 | 10 |
Фиксируем взгляд на центральном числе Боковым зрением назвать числа по порядку
Скороговорки
Скороговорки занимают в работе над дикцией особое место. Цель работы над ними — научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности, сложные звукосочетания, имеющиеся в них.
В русском фольклоре "соль" скороговорки в том, что сочетания некоторых звуков трудно произносятся, да еще при многократном повторении их в быстрой речи ошибочная замена одного звука другим создает комический эффект. Особенно часто происходит это со звуками р—л, с—ш, з—ж, ч—ц. При работе над скороговоркой прежде всего надо твердо помнить, что ты говоришь, т. е. не терять логики в скороговорке.
В сочетаниях глухих согласных часто наблюдается исчезновение первого звука сочетания, и мы слышим: "Кёт кач кани на плаки Тани" вместо "Ткёт ткач ткани на платки Тане".
Скороговорки интересны, как мы уже говорили, прежде всего как материал для работы над дикцией. С их помощью мы добиваемся чистоты и точности произношения в любых трудных сочетаниях согласных и в любом темпе.
Скороговорки — это всегда забава, и работать над скороговоркой надо весело. В ней нет глубоких мыслей, как в пословице или поговорке, но в ней всегда есть материал для шутки. Поэтому мы рассматриваем скороговорку не только как техническое упражнение, но и как материал, помогающий развитию фантазии актера, умению оценивать забавные ситуации и передавать их партнеру выразительно и ярко. В скороговорке сказывается любовь русского народа к чистой, четкой речи.
К текстам скороговорок прибавлены специально составленные для работы над дикцией фразы, в которых встречаются слова с трудно произносимыми сочетаниями согласных.
* * *
Активность дикции актера в большой степени зависит от точного знания, ради чего говорит он тот или иной текст. Совершенно недопустимо механическое, бессмысленное пробалтывание текста.
Многолетнее наблюдение показало, что скороговорки запоминаются скорее и произносятся чище в любом темпе и при многочисленном повторении их тогда, когда учащийся, актер во время тренировки помнит и "видит" то, о ч е м он говорит и точно знает, зачем икому направлен текст скороговорки.
Начинать работу над скороговорками надо в медленном темпе, точно определив в каждой скороговорке её смысловую направленность, нафантазировав очень простые и конкретные жизненные обстоятельства, при которых возможно повторение текста.
- Короткие скороговорки можно повторять целиком несколько раз подряд, например: Либретто "Риголетто" {с действенной задачей продать либретто).
- В других скороговорках удобнее и вернее логически будет повторять только два-три слова скороговорки: Шел деготник, а мне не до деготника, не до деготника, не до деготника, не до
деготниковой жены (с действенной задачей отказаться от разговора о деготнике).
- В некоторых скороговорках для уточнения мысли можно переставлять порядок слов: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши; из-под простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше; дала сыворотку из-под простокваши мамаша Ромаше (например, с действенной задачей успокоить партнера: Ромаша сыт! Его накормила мамаша!).
- В отдельных случаях при тренировке можно соединять близкие по смыслу скороговорки: Инцидент с интендантом, инцидент с интендантом, четверть гороха без червоточинки, без червоточинки четверть четверика гороха (с действенной задачей уличить интенданта: выбрал самый хороший горох!).
Совершенно необходимо при работе над скороговоркой избегать однотонного произнесения текста.
Выразительности и разнообразию интонаций помогает, как мы уже говорили выше, способность актера оценивать факты, уметь увлекать партнера. Поэтому любые паузы (не пустые, а заполненные внутренней речью), прием противопоставления и сравнения — дают возможность даже в таких маленьких текстах, как скороговорки, использовать выразительные средства голоса: силу и легкость, повышение и понижение голоса, смену темпа, диапазона голоса, — словом, все богатство человеческой речи.
Как и при любой работе над текстом, категорически запрещается "пробалтывать" скороговорки в пространство. В жизни у человека всегда есть товарищ для обмена мыслями, есть цель, задача, отношение и к тому, о чем говоришь, и к тому, кому и зачем говоришь. Так и в скороговорке всегда есть "материал" для диалога с партнером.
Вся работа по технике речи должна проверяться словом, текстом, а все, что выражено словами, должно быть осмысленным, ярким, убедительным. Это надо не забывать и в работе над скороговоркой.
Когда учащийся уточнил интересные для него обстоятельства этих маленьких текстов и освоил артикуляцию трудных сочетаний согласных, можно постепенно убыстрять темп речи, но опять-таки не механически, а точно определив, при каких жизненных обстоятельствах необходима быстрая речь. В некоторых случаях можно начинать произносить скороговорку медленно, постепенно убыстряя темп, оправдывая это в процессе повторения.
Иногда, когда позволяет смысл текста, можно резко менять при повторении темп, можно использовать силу и легкость звука. Только не надо забывать, что одновременное использование силы и быстроты вредит четкой дикции. Мы разделили тексты скороговорок на три группы, подобрав их для тренировки по группам согласных.
К работе над скороговоркой можно приступить после того, как артикуляция каждого звука и звукосочетания проверена и закреплена в его верном произнесении.
Если скороговорка все же осваивается с трудом, её полезно тренировать сначала беззвучно и очень медленно, и только затем в более быстром темпе.
Занятия скороговорками следует начать с легких, постепенно прибавляя более трудные и сложные. Если в речи есть дефектные звуки, то нельзя начинать работать над скороговорками, имеющими эти звуки. Сначала надо избавиться от
2
недостатков речи.
б, п, в, ф, г, к, д, т, х
- Добыл бобов бобыль.
- Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
- Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
- Верзила Вавила весело ворочал вилы.
- Около кола колокола, около ворот коловорот.
- Шакал шагал, шакал скакал.
- Купи кипу пик.
- Купи кипу пуха.
- Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
- Ткет ткач ткани на платки Тане.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.
- В один, Клим, клин колоти.
- Стоит копна с подприкопёночком.
- В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
- Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
- У ёлки иголки колки.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
- Все бобры для своих бобрят добры.
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
- На меду медовик, а мне не до медовика.
- Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
- Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
- Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
- У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
- У нас гость унёс трость.
- Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
- Бомбардир бомбардирован Бранденбург.
- Рододендроны из дендрария.
- К Габсбургам из Страсбурга.
- Шел деготнйк, а мне не до деготника, не до деготникбвой жены.
- Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
- Хвалю халву.
р, л, м, н
- Дробью по перепелам, да по тетеревам.
- У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
- Клара краля кралась к Ларе.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполкоинин
и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручике про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапор-щика, а про
СКОРОГОВОРКИ
- Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
- Лежит ежик у елки,
У ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодни на травке лежат.
- В ночной тиши у шалаша,
Чуть слышен шорох камыша.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
- У ежа - ежата, у ужа - ужата.
- С мышами во ржи подружились ежи.
- У ежа и елки иголки колки.
л-м
- Коля колья колет,
Поля поле полет.
- Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели Карамель на мели ели.
- Дядя Коля дочке Поле Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли Убежал от Поли в поле.
- Было весело на горке Сане, Соне о Егорке,
А Маруся не каталась,
В снег упасть она боялась.
- Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Б-П
- Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
- Забавной обезьяне бросили бананы Бросили бананы забавной обезьяне.
- На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
- Бобры храбры - идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
- Пилил Филипп полено из лип, Притупил пилу Филипп.
- Петр Петрович
По имени Перепелович Пошел погулять,
Поймал перепелку Пошел продавать Пошел по рынку Бросил полтинку Подали пяток Он продал и так.
В-Ф
- У Феофана Митрофаныча Три сына Феофаныча.
- Купили Валерику и Вареньки Варежки и валенки.
- Варвара караулила цыплят,
л-т
- Дед Данила делил дыню,
Дольку Диме, дольку Дине.
Ц
Ты, молодец, скажи молодцу:
«Пусть молодец молодцу скажет,
Пусть молодец тележку привезет».
3-С
- Оса и без пояса.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами
- На воду лоза, у воды коза.
- Носит Сеня в сани сено,
г-к
- Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
- Как на горке на пригорке Стоят рядом три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.
Ш-Щ
- Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше,
Несли по два гроша.
- Сшила Саша Сане шапку,
Саша шапкой шишку сшиб.
- Чешуя у щучки Щетина у чушки.
подпрапорщицу промолчал.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора,
дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!
- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
- Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, под рыла.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет,
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
- Всех скороговорок не перескороговоришъ, не перевыскороговоришь.
- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
- Король — орёл.
- Курьера курьер обгоняет в карьер,
- Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
- Гонец с галер сгорел.
- Талер тарелка стоит.
- Идти на рать, так бердыш брать.
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Либретто "Риголетто".
- Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
- Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
- Во мраке раки шумят в драке. 37. Жри во ржи, да не ржи.
- Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером. 39.
Г ород Нерль на Нерли-реке.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- Вашему пономарю пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
- Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
- А мне не до недомогания.
с, з, ш, ж, ч, ад, ц
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Осип охрип, Архип осип.
- Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
- Сачок зацепился за сучок.
- По семеро в сани уселися сами.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Свиристель свиристит свирелью.
- Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Шли сорок мьппей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
- Шестнадцать шли мьппей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
- Четверть четверика гороха, без червоточинки.
- Инцидент с интендантом.
- Прецедент с претендентом.
- Константин констатировал.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
- Ценит цеп косец по косовице.
- Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса.
- У ежа ежата, у ужа ужата.
- Жутко жуку жить на суку.
- Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
- Течет речка, печет печка.
- Щипцы да клещи — вот наши вещи.
- Тщетно тщится щука ущемить леща.
- Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ.
- Цыпленок цапли цепко цыплялся за цепь.
- Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши и не пачкай уши тушью.
- Около колодца кольцо не найдется.
- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
- Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе:.
- Яшма в замше замшела.
- Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
- В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируяножами, штуку кушает инжира.
- (Загадка.) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит: ты плешь, я плешь, на плешь капнешь плешь задерешь, другую заведешь. (Блины.)
- Самшит, самшит, как ты крепко сшит!
Можно, когда скорговорки освоены, составлять из них не большие тексты. Приводим примеры усложненных и комбиниро-ванных скороговорок.
Скороговорки усложненные и комбинированные
- Маланья-болтунья, Маланья-болтунья, молоко болтала-болтала, болтала болтала; выбалтывала-выбалтывала, выбалтывала-выбалтывала, да не выболтала, да не выболтала.
- Однажды галок поп пугая, поп пугая, поп пугая,
в кустах увидел попугая, попугая, попугая, и говорит тот попугай, тот попугай, тот попугай:
"Пугать ты галок, поп, пугай, поп, пугай, поп, пугай, но, галок, поп, в кустах пугая, в кустах пугая, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая, попугая, попугая".
- Пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп, ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп, как при Прокопе кипел укроп, кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, кипел уь роп.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, cam и скок, санки скок, Сеньку с ног, Сеньку с ног; Саньку в бок, Са [ьку в бок, Саньку в бок; Соньку в лоб, Соньку в лоб, Соньку в лоб; все в сугро( I, все в сугроб, все в сугроб.
- Карл у Клары украл кораллы, украл кораллы Карл у Клары, а Клара у Карла украла кларнет, украла кларнет Клара у Карла. Если бы Карл у Клары не крал кораллы, не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет, не крала б кларнет.
- Сшит колпак не по-колпаковски, не по-колпаковски сшит колпак, вылит колокол не по-колоколовски, не по-колоколовски вылит колокол. Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать, перевыколпаковать-переколпаковать?! Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать, переколпаковать-перевыколпаковать! Надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать, перевыколоколовать-перевыколоколовать, перевыколоколовать-переколоколовать! Колпак переколпаковать-перевыколпаковать, перевыколпаковать-переколпаковать, колокол переколоколовать-перевыколоколовать, перевыколоколовать-переколоколовать.
- Командир говорил про подполковника и про подполковницу, про подполковницу и про
подполковника; про подпоручика и про подпоручицу, про подпоручицу и про подпоручика; про подпрапорщика, про подпрапорщика, про подпрапорщика; а про подпрапорщицу, про подпрапорщицу, про подпрапорщицу, а про подпрапорщицу промолчал, а про подпрапорщицу промолчал.
- Командир говорил про подполковника, про подполковника, про подполковника; про подпоручика, про подпоручика, про подпоручика; про подпрапорщика, про подпрапорщика, про подпрапорщика, про подполковницу, про подполковницу, про
подполковницу, про подпоручицу, про подпоручицу, про подпоручицу; а про подпрапорщицу, про подпрапорщицу, про подпрапорщицу, а про подпрапорщицу
промолчал, а про подпрапорщицу промолчал.
9. Купи | кипу | пик, |
пик | кипу | купи, |
кипу | пик | купи, |
кипу | купи | пик, |
купи | кипу пик. | |
10. Осип | охрип, Архип | осип; |
охрип | Архип, осип | Осип; |
охрип | Осип, осип | Архип; |
Осип | охрип, Архип | осип. |
11. Либретто | оперы | "Риголетто"! |
Либретто | оперы | "Риголетто"! |
Либретто | оперы | "Риголетто"! |
Либретто, | либретто, | либретто! |
Риголетто, | Риголетто, | Риголетто! |
Риголетто, | Риголетто, | Риголетто! |
Либретто, | либретто, | либретто! |
Эту скороговорку можно объединить с одним из первоначальных голосовых упражнений.
Несколько раз до предельной высоты голоса каждого учащегося (конечно, в пределах его возможностей), на полунапевном звучании (по хроматической гамме) повышать звучание, продолжая первую часть скороговорки: "Либретто "Риголетто", либретто "Риголетто", либретто "Риголетто", либретто "Риголетто" и т. д., а потом понижать, тоже по полутонам, по одному слову: "Риголетто", либретто, "Риголетто", либретто, "Риголетто", либретто и т. д. до самой низкой ноты, свойственной индивидуально каждому голосу. И дальше на удобной студенту ноте еще раз повторить в быстром темпе: Либретто "Риголетто", "Риголетто", либретто.
По такому же принципу можно работать и над скороговоркой "От топота копыт пыль по полю летит".
- От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. От топота, от топота, от топота; от топота копыт, от топота копыт, от топота копыт; пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю; пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
Как и в предыдущей скороговорке, повышать голос по полутонам на полунапевном звучании на первой половине скороговорки: "От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт" и т. д., дойдя до самой своей высокой ноты, а потом — понижать (по хроматической гамме): "Пыль по полю летит, пыль полю летит, пыль по полю летит" и т. д., дойти до своей самой низкой ноты и еще раз повторить (обычно на средней ноте своего диапазона): "От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт" (и на этом закончить).
Мы привели только две скороговорки в сочетании с голосовым упражнением, но хочется еще раз повторить, что мы предлагаем как бы канву, по которой можно строить скороговорку, а каждый педагог, а также и каждый учащийся может работать по-своему и на этих и на других скороговорках.
В скороговорке "Либретто "Риголетто" два /тт/ нужно произносить слитно, а также в скороговорке "От топота копыт пыль пополю летит" два /тт/ (от топота) тоже нужно произносить слитно.
В некоторых случаях можно объединить две скороговорки, близкие по содержанию. Например:
- Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокорпьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп говорил: пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп. Другой поп Прокоп говорил: ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп Третий поп Прокоп говорил." как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Прокопа кипел укроп, так и при Прокопе кипел укроп.
Что происходит в этой скороговорке? Один поп Прокоп считает, что кипел укроп, когда пришел Прокоп. Другой поп Прокоп возражает: он считает, что кипел укроп, когда ушел Прокоп. Третий поп Прокоп, желая их примирить, говорит, что кипел укроп и при Прокопе и без Прокопа. Спор продолжается, каждый упорно настаивает на своём. Дело доходит до ссоры.
- Сенька, Санька с Сонькой на санках (2 раза) лавировали, лавировали, да не вылавировали. Санки скок, санки скок, санки скок! Сеньку с ног, Сеньку с ног, Сеньку с ног! Саньку в бок, Саньку в бок, Саньку в бок! Соньку в лоб, Соньку в лоб, Соньку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб!
- Везет цапля чушку с щучкой на санках. Санки скок, санки скок, санки скок! Цаплю с ног, цаплю с ног, цаплю с or! Чушку в бок, чушку в бок, чушку в бок, щучку в лоб, щучку в лоб, щучку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб! Цапля чахла, цапля чахла, цапля чахла, чушка сохла, чушка сохла, чушка сохла, чушка сдохла.
- Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины и два дровосека, два дровокола, два дроворуба, говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки, про Ларьку, про Варьку, про Ларь-кину жену.
(Эту скороговорку можно говорить с повторениями отдельных фраз.)
- На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дроворуба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил". Архип: "Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил". На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дроворуба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил". Архип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил". На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дроворуба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил". Архип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил, переголовил, перевыголовил". Осип охрип. Архив осип.
(Эту скороговорку нужно делать в трех темпах: в медленном, и более быстром и в очень быстром, конечно, в зависимости от но (можностей учащегося.)
Мы привели несколько примеров усложненных и комбиниро-Инных скороговорок.
По этому принципу можно подбирать и составлять целый ряд других усложненных и комбинированных скороговорок и из приведенных в учебнике примеров, и из других источников.
Еще раз напоминаем: главное в работе над скороговорками наряду с четкостью, ясностью и легкостью произнесения текста осмысленное их
донесение.
Хотя скороговорка и примитивна по своему содержанию, она рассказывает о каком-то хоть и незначительном, но событии; в ней есть мысль, которую мы выражаем словами, а слово должно быть действенным.
- Купи кипу ПИК.
- К о л я колет колья,
- Сух сук нёс барсук.
- Оса боса и без пояса.
- Бобр добр для бобрят.
- Гонец с галер сгорел.
- Около кола колокола.
- Талер тарелка стоит
- V ежа ежата, у ужа ужата.
Ю. Влас у нас, Афанас у вас,
- 1. Осип охрип, Архип осип.
- Жил-был жук, жук жил-был,
- Пётр Петру пёк пироги,
- Соломы воз возница вёз.
- Жутко жуку жить на суку.
- На возу лоза, у воза коза.
- В один, Клим, клин колоти,
- У воза овца, на возу пуд овса,
- А мне не до недомогания
- Сшил Пашка шапку Сашке,
- Король орёл, орёл король
- Крот рыл ход, ход рыл крот.
- Инцидент с интендантом,
- Течёт речка, печёт печка.
- Сашка шапкой шишку сшиб,
- Баран буян залез в бурьян.
- Не живут ужи, где живут ежи,
- Наш Полкан попал в капкан.
- Волн всплеск брызг блеск,
- Город Нерль на Нерли-реке.
3 1. У пеньков опять пять опят.
- Гроза грозна, грозна гроза,
- Бдит блин кот, кот бдит блин,
- К Габсбургам из Страсбурга.
- У зайки Бубы разболелись зубы.
- Ваш гость у нас унёс трость,
- Проросли ростки, ловыросли, да ростом ростки не выросли,
- Вставай, Архип, петух охрип.
- Рододендроны из дендрария.
- В Чите речка течёт Читинка.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
- Вкусная халва мастеру хвала,
- Козёл-мукомол, кому муку молол?
- Чешуя у щучки, щетинка у ушки.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Ткёт ткач ткани на платки Хане,
- Дятел дуб долбил, да не выдолбил.
- У Кондрата куртка коротковата,
- Проворонила ворона воронёнка.
5 1. На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
- Съел Слава сало, да сала было мало.
- Тщетно тщится щука ущемить леща.
- Огурцы-молодцы Зелёнобелогубы
- У гусыни усов ищи не ищи не сыщешь.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Стоит копна с поднри копнён очком.
- Около колодца кольцо не найдётся,
- Водовоз вёз воду из-под водопровода.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Веселей, Савелий, сено расшевеливай,
- Пол погреба репы, полколпака гороху.
- Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
- У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки,
- Дали Глаше простокваши, а у Глаши каша.
- Цапля чахла, цапля сохла,цапля сдохла.
- Фрол прям - Проф крив крив Проф - прям Фрол.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Зимой поле белое промёрзло- заледенелое.
71 .У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
- Дед До дон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
- Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
- Четверть четверика гороха без червоточинки.
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
- Гч/1 илая Мила мылилась мылом, намылилась, смыла так мылась 1V1 ила.
- С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая.
И говорит тут попугай: «Пугать ты галок поп, пугай,
Но галок поп в саду пугая, пугать не смей ты попугая!».
ПРОДОЛЖИ СТИХИ
Шла лесной тропинкой Бабушка с корзинкой,
А в корзине той грибы, ягоды и фрукты.
Внучка бабушке несет все эти продукты.
А за ней котята шли,
Помидоры ей несли,
Ягоды, грибы собирали И добрую песенку напевали.
Начало стихотворений
Очень мне обидно стало,
Что собака покусала
•
Как-то раз в конце субботы В наши сельские края
•
Однажды я из школы С портфелем возвращался
•
Вот моя кроватка Спать в ней очень сладко
•
Жил у лужи крокодил Он кого-то сторожил
Иней лег на ветви ели,
За ночь иглы побелели
Жил на свете муравей,
Без ресниц и без бровей
Как-то с папой в зоопарк Мы пришли под вечер
•
Стул на гнутых ножках Танцует под гармошку
•
Говорят, что кошки Не едят из ложки
•
Лень любила всей душой Нежиться в кровати
Я хотел устроить бал И гостей к себе позвал
На поле резвятся лошадки, Играют в пятнашки и прятки
•
Если в кухне тараканы Маршируют по столу
Игрушечная кошка
Сидит на окошке
Мухи фруктов захотели Утром к югу полетели
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает •
На полянке возле речки Прятались в кустах овечки
•
Вот уже четыре дня Жар и кашель у меня
•
Белая мышка всю зиму Продавала соль в магазине
Петухи распетушились,
Но подраться не решились
Залетела к нам оса И гудела два часа
•
Телефон опять звонит От него в ушах звенит
•
Поскорее наливай Мне в стакан горячий чай
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей
•
Головастики спешат Превратиться в лягушат
В реке большая драка Поссорились два рака
КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.
Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.
Первый метод — это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он просит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал малышу, как это делать.
Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать
с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.
Третий метод — это метод «пересказа» стихотворения своими словами. Читается все стихотворение и ребенк рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан.
Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет.
Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Работа над стихотвореним Г.Тукая "Туган авыл"
Этот проект сделан с воспитательной целью: любовь к родной земле,к творчеству Г.Тукая....
Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников
Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)
Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....