стартовая диагностика в 1 классе
статья (1 класс) на тему

Работа по преемственности ДОУ и СОШ.  Входная стартовая диагностика в 1 классе - итог работы ДОУ по подготовке дошкольников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

                            К. Д. Ушинский. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях. Осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек  сам начнёт сознательно  влиять на своё развитие». 

                           До прихода в школу ребёнок находится в дошкольном образовательном учреждении. «Предшкольное образование» - образование детей старшего дошкольного возраста (5 - 6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.  

                           Выделяют четыре линии развития дошкольника, определяющие его готовность к школьному  обучению:

  • линия формирования произвольного поведения;
  • линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других);
  • линия мотивационной готовности.

Эти четыре линии развития  определяют содержание и дидактику предшкольного образования. От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16-20 млрд рублей ежегодно.

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущих первоклассников традиционно связаны с проблемой готовности. Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны  определенные стартовые умения. В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета,

НО

- у 35−40%  из них не развита мелкая моторика,

- у 60% – устная речь,

- у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность (данные взяты из программы по дошкольному образованию «Школа 2100»).

Поэтому речь не идет об умении читать и считать. Речь идет о способностях  метапредметного характера. К каждому ребенку, пришедшему в первый класс,  усиливается внимание со стороны педагога на его индивидуальные возможности, уровень стартовой готовности.

Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Как показывает практика, одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «стартовой готовностью». Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.

Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться  в:

-инструментальный компонент;

-личностный компонент;

-мыслительные способности;

-контрольные умения;

-коммуникативные умения;

-мотивацию и ценностное отношение к знаниям.

Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют  необходимость изменения в стартовой  диагностике первоклассников по готовности к школьному обучению. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальные учебные действия. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога, педагога, логопеда.

Целью стартовой диагностики первоклассников было: 

изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работы.

Задачи стартовой диагностики:

  • выявить уровень  готовности первоклассников  к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
  • по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
  • выработать стратегию и тактику обучения первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

                         После проведения этой работы я получила данные о  развитии  у каждого ребёнка, которые были занесены в сводную таблицу.

  • – пространственного восприятия (задание 2);
  • – зрительного восприятия (задание 1);
  • – представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);
  • – умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);
  • – умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);
  • – фонематического слуха и восприятия (задание 6);
  • – предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7);
  • – мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).
  • –  умение концентрировать и удерживать внимание (задание 2) , которые были занесены в сводную таблицу.  

                После выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок. Вам представлены общие результаты по классу. (Презентация.)

Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Автором диагностики рекомендовано в дальнейшем  индивидуально встретиться с каждым учеником для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам. Это сделали логопед и психолог.

 

Литература:

Примерная  программа начального общего образования, разработанная в соответствии с ФГОС авторским коллективом ОС «Школа 2100» - М: «Баласс», 2011.  

В.А.Андроник.  Как разработать и провести стартовую диагностику?: методическое пособие – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика 1 класс

Стартовая диагностика первоклассников (методика И.И. Аргинской)...

"Стартовая диагностика 1 класс"

материалы диагностик...

Стартовая диагностика 1 класс

Задания и оценка заданий стартовой диагностики....

Стартовая диагностика 1 класс

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курс...

Стартовая диагностика. 1 класс.

Стартовая диагностика. 1 класс....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА 1 КЛАСС

Стартовая диагностика поможет учителю 1 класса проверить уровень готовности первоклассников к обучению в школе. Рабочие программы по предметам помогут учителю в полном объеме изучить программный матер...