Кружок "Занимательная азбука"
творческая работа учащихся (1 класс) по теме
В пояснительной записке раскрывается актуальность занятий , их структура, виды деятельности учащихся. В планировании учебного материала предложены темы каждого занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Занимательная азбука" | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Актуальность предлагаемой программы.
Комплекс занятий кружка «Занимательная азбука» проводится с первоклассниками после уроков в группе продлённого дня. Это время, когда ученики чувствуют себя более раскованно, свободно, так как им необходимо снять напряжение (психологическое и физическое) после учебной деятельности, когда надо было тихо сидеть на уроке, внимательно слушать учителя и своих одноклассников, правильно сидеть за партой, выполнять разнообразные задания.
Занятия направлены с одной стороны на то, чтобы разносторонне организовать досуг детей в группе продлённого дня, с другой стороны они помогают учащимся в занимательной и непринуждённой форме изучать русский алфавит и совершенствовать навыки чтения и письма.
Программа кружка не повторяет основной учебный материал, а дополняет его путём использования нетрадиционных приёмов обучения на этапе изучения букв и далее в процессе совершенствования навыка чтения. Работа в кружке предусматривает использование не только лингвистического материала (словесных игр и упражнений), но и участие в «Творческой мастерской» по созданию и оформлению своей детской книги «Занимательная азбука». Создание книги предусматривает оформление её страниц работами ребят: аппликациями, изготовленными из разных материалов (ваты, бумаги, крупы), тематическими рисунками-загадками, стихами о буквах, иллюстрациями. Большое место отводится совершенствованию мелкой моторики, так как эти упражнения и игры косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, а также помогают детям в овладении навыка письма.
Занятия в кружке проводятся с учётом подготовки детей к обучению грамоте, сформированности навыка чтения, развитостью мелкой моторики, речи, памяти, мышления, внимания.
Первоклассники чрезмерно подвижны, поэтому включение динамических пауз, дидактических игр с мячом, пальчиковой гимнастики дают возможность ребятам выпустить свою энергию, раскрывать свои творческие способности, предотвращают утомляемость детей. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей позволяют реализовать здоровьесберегающий аспект программы.
Благодаря сочетанию разнообразных видов деятельности каждый ребёнок имеет возможность быть успешным на каждом занятии. Успех каждого формирует познавательный интерес к предмету «Обучение грамоте» и «Письмо», а в дальнейшем «Литературное чтение» и «Русский язык», снижает тревожность, повышает самооценку воспитанников.
- Цель.
Используя нетрадиционные приёмы работы, организовать досуг первоклассников так, чтобы в ненавязчивой форме помочь овладеть детям процессом чтения, совершенствовать приобретённые навыки, увлечь литературным творчеством.
Обеспечивать всестороннее развитие личности ребёнка. Воспитывать любовь к русскому языку. Создать предпосылки для формирования активного читателя.
3. Задачи.
Комплекс занятий включает в себя решение следующих задач:
- ненавязчивое обучение чтению с использованием нетрадиционных приёмов;
- формирование и совершенствование речевой активности в процессе речевого общения;
- развитие интереса к овладению русской грамотой, а в дальнейшем и к изучению русского языка и литературы;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- создание предпосылки для формирования активного читателя;
- формирование общеинтеллектуальных умений;
- развитие памяти, формирование навыков запоминания, устойчивости;
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- совершенствование развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости;
- развитие творческого мышления;
- обучение отдельным приёмам работы с разными материалами в процессе оформления страниц собственной книги « Занимательная азбука»;
- формирование и совершенствование навыков коллективной работы.
4. Воспитательный аспект.
Одним из основных направлений программы является разностороннее развитие личности. Вовлечение первоклассников в разнообразные виды деятельности даёт возможность каждому ребёнку быть успешным на каждом занятии, что особенно важно для каждого человека. Снижается уровень тревожности, повышается самооценка ученика, следовательно меняется и отношение к процессу обучения.
Увлечение детей чтением очень важно на современном этапе, так как увлекаясь компьютерными играми ребёнок оказывается в придуманном мире, где героями часто становятся те, кто разрушает. Дети хотят быть похожими на вымышленных героев, подражают им, проявляют агрессивность, недоброжелательность. Книги же не только учат, но и помогают детям овладеть словом, насладиться богатством родного языка.
5. Возраст, возрастные особенности.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста – первоклассников и учитывает их возрастные особенности, а именно: быстрая утомляемость, несформированность произвольности внимания, повышенная двигательная активность, недостаточная сформированность речевой деятельности, потребность в положительной оценке результатов деятельности. Исходя из этих особенностей возникает необходимость вовлечения детей в игровую деятельность и разнообразие дидактических игр, частой смены различных видов деятельности, использование нетрадиционных приёмов обучения, разнообразие динамических пауз.
6. Формы работы.
Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, занятие-игра, занятие-сказка, праздник, занятие «Творческая мастерская».
По охвату детей на занятиях используются индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.
В учебно-воспитательном процессе чередуются занятия по овладению навыкам чтения и занятия по созданию творческих проектов (книги «Занимательная азбука») по усмотрению педагога в рамках почасовой разбивки содержания. Также имеют место занятия, сочетающие разные виды работ в области лингвистики и в « Творческой мастерской».
7. Методы работы.
Для достижения поставленных в программе целей, применимы следующие методы обучения и воспитания: методы формирования познавательного интереса – познавательные и дидактические игры, создание ситуации успеха, конкурсы, игры – соревнования; методы постановки проблемной ситуации при изложении материала; наглядные методы – показ и рассматривание иллюстраций, просмотр фрагментов видеофильмов; словесные – беседа, рассказ, обсуждение, прослушивание аудиозаписи; практические методы работы – выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, составление стихотворных строчек, работа с разными материалами; проектная деятельность в рамках работы «Творческая мастерская».
Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы небольшими группами, а также деятельность всего объединения.
8. Результативность.
В процессе обучения в кружке первоклассники овладевают русским алфавитом, совершенствуют навыки чтения, создаются предпосылки для формирования активного читателя, повышается интерес и к основному процессу обучения, совершенствуется и координируется мелкая моторика пальцев рук; реализуют свои способности посредством участия в проектной деятельности.
Промежуточным результатом работы являются выступления на празднике «Посвящение в читатели», участие в выставке проектов.
9. Связь с основным образованием и другими объединениями дополнительного образования.
Занятия в кружке «Занимательная азбука» не дублируют учебный материал программы основного образования, а путём использования нетрадиционных приёмов делает процесс обучения чтению незаметным, увлекательным. Занятия помогают первоклассникам развивать память, мышление, внимание. Достаточная развитость этих процессов необходима в учебной деятельности. Лингвистические игры позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу. Совершенствование речевой деятельности помогает детям быть успешными в общении, формируют уверенность в себе, повышает самооценку. Развитость мелкой моторики и координации движений – необходимая сторона формирования навыков каллиграфического письма. Участие детей в создании книги «Занимательная азбука» повышает интерес, формирует положительное отношение к работе по созданию проектов.
Умения, приобретённые в кружках изобразительного искусства, шитья помогают детям проявлять творчество в оформительской и трудовой деятельности.
10. Содержание программы.
Программа рассчитана на один год обучения для первоклассников.
Учитывая степень подготовки детей к школьному обучению ученики 1 «А» класса занимаются 2 раза в неделю.
Занятия проводятся по группам: 1 «А» – 2 раза в неделю, 1 «Б», «В», «Г» – 1 раз в неделю в соответствии с требованиями СанПиН, Положением о системе дополнительного образования и Уставом школы.
Программа содержит два этапа: изучение букв русского алфавита и совершенствование навыка чтения в непринуждённой для первоклассников форме; совершенствование речевой активности путём создания эмоциональных, благоприятных ситуаций, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевой деятельности.
- Вводное занятие.
- Упражнения на запоминание конфигурации букв: сравнение и сопоставление буквы с предметом; отыскивание образа буквы в рисунке и наоборот «Спрячь букву в рисунок»; выщипывание буквы из бумаги; выкладывание из геометрических фигур и счётных палочек; аппликация «Буква из гороха, из ваты, из меха, из катышков бумаги»; вылепливание буквы из солёного теста; ощупывание и узнавание букв, изготовленных из пластмассы, пенопласта, крупы и др. материалов закрытыми глазами.
- Упражнения на развитие фонематического слуха.
- Графические диктанты.
- Лингвистические игры.
- Отгадывание загадок, решение ребусов и кроссвордов.
- Пальчиковая гимнастика и игры.
- Разучивание стихов и показ их в движении.
- Художественно-творческая деятельность.
10. Инсценировки.
11. Праздник.
12. КВН.
13. Заключительное занятие.
11.Учебно-тематический план.
1 группа.
№ | Тема | Дата |
1,2 | Подготовительный этап, формирование группы. | |
3 | Вводное занятие. Инструктаж. | |
4 | История создания азбуки. Значимость для человечества. Игра. | |
5 | Буква А. Пальчиковая гимнастика. | |
6 | Буквы А, О. Стихи в движении. | |
7 | Буквы И, Ы. Игра. | |
8 | Буква У. Беседа « У водоёма». Ребусы. | |
9 | Повторение изученных букв. Творческая мастерская. Инструктаж (правила работы с ножницами). | |
10 | Буква Н. Развитие мелкой моторики. | |
11 | Буквы Т, Л. Беседа о диких животных. Игра. | |
12 | Буква С. Птицы родного края. | |
13 | Творческая мастерская. | |
14 | Буква Р. Пальчиковая гимнастика. | |
15 | Буква В. Лингвистические игры. Графический диктант. | |
16 | Изображение изученных букв. | |
17 | Буква Е. Овощи. | |
18 | Буква П. Перевёртыши. | |
19 | Совершенствование навыка чтения. Лингвистические игры. | |
20 | Буква М. Творческая мастерская. | |
21 | Буква З. Игра «Зоопарк». | |
22 | Буква Б. Стихи в движении. | |
23 | Буква Д. Игра « Вылепи букву». | |
24 | Буква Г. Пальчиковые игры. | |
25 | Повторение изученных букв. Совершенствование навыка чтения. | |
26 | Творческая мастерская. | |
27 | Буква Ч. Образ буквы в рисунке. | |
28 | Буква Я. Детёныши диких животных. | |
№ | Тема | Дата |
29 | Буква Ж. Образ буквы в рисунке. Графический диктант. | |
30 | Буква Ш. Пальчиковые игры. | |
31 | Игра « Без чего не бывает Нового года». | |
32 | Игра « Без чего не бывает Нового года». | |
33 | Совершенствование навыков чтения. Творческая мастерская. Инструктаж. | |
34 | Лингвистические игры. Разгадывание ребусов. | |
35 | Буква Ь. 12 месяцев в загадках. | |
36 | Буква Ё. Пальчиковые игры. | |
37 | Буквы И, Й. Стихи в движении. | |
38 | Творческая мастерская. | |
39 | Буква Х. Беседа « Хлеб – всему голова». | |
40 | Покажи буквы руками. Игра. | |
41 | Решение кроссворда, лингвистические игры. | |
42 | Буква Ю. Инсценировка. | |
43 | Буква Ц. Образ буквы в рисунке. | |
44 | Буква Э. Разучивание стихов к празднику. | |
45 | Разучивание стихов к празднику. Творческая мастерская. | |
46 | Буква Щ. Сопоставление Щ – Ш, Щ – Ч. Дифференциация. | |
47 | Разучивание стихов к празднику. Подготовка проектов. | |
48 | Подготовка к празднику. Оформление проектов. | |
49 | Буква Ф. Лингвистические игры. | |
50 | Буквы Ь, Ъ. Сказка о буквах. | |
51 | Праздник «Посвящение в читатели». | |
52 | Работа в творческой мастерской. Выставка проектов. | |
53 | Какие бывают слова? Графический диктант. | |
54 | Диафильм. В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»? | |
55 | На что похоже? Пальчиковые игры. | |
56 | Игра «Эхо». |
№ | Тема | Дата |
57 | Инсценировка. | |
58 | Оживление. Русские народные сказки. | |
59 | Познай себя! Составление ребусов. | |
60 | Небылицы. К. Чуковский «Путаница». | |
61 | Всё наоборот. | |
62 | Весёлые рифмы. | |
63 | Скрещивание. Рисунок несуществующего животного. | |
64 | Почемучка. Разгадывание ребусов. | |
65 | Объяснялки. | |
66 | Книжки-малышки. | |
67 | Интервью. Инсценировка. | |
68 | Одна буква, буквоед. | |
69 | Перевертень. | |
70 | Забавные превращения. | |
71 | Мишмаш. | |
72 | С миру по букве. | |
73 | Для чего нужна речь? | |
74 | КВН. | |
75 | Выставка проектов. | |
76 | Заключительное занятие. Инструктаж. |
Тематическое планирование занятий в группах №2, 3.
№ | Тема | Дата |
1 | Подготовительный этап. Формирование групп. | |
2 | Вводное занятие. Инструктаж. | |
3 | Из истории развития азбуки. Буквы А, О. Пальчиковая гимнастика. | |
4 | Буквы Ы, И. Стихи в движении. | |
5 | Буква У. Пальчиковая гимнастика. | |
6 | Творческая мастерская. Инструктаж. | |
7 | Буквы Н, Л. | |
8 | Буквы М, Р. Ребусы, пальчиковая гимнастика. | |
9 | Буквы Д, Т. Дикие животные. | |
10 | Буквы З, С. Игра «Зоопарк». | |
11 | Буквы Б,П. Творческая мастерская. | |
12 | Буквы Г, К. Перевёртыши. | |
13 | Повторение изученных букв в движении. Вылепи букву. Игра. | |
14 | Буквы Е, Ё. Стихи в движении. | |
15 | Буква Ч. Творческая мастерская. | |
16 | Буквы В, Ф. Инструктаж. | |
17 | Игра «Без чего не бывает Нового года». | |
18 | Лингвистические игры. Решение кроссворда. | |
19 | Буквы Я, Ю. Звери-малыши. | |
20 | Буквы Ш, Ж. Образ буквы в рисунке. Графический диктант. | |
21 | Буквы Ц, Щ. Пальчиковые игры. | |
22 | Разучивание стихов к празднику. Творческая мастерская. | |
23 | Сопоставление Ц, Ч, Ж, Ш, Щ. Дифференциация. | |
24 | Буквы в загадках. Сопоставление И – Й. | |
25 | Подготовка проектов. | |
26 | Буквы Ь, Ъ. Сказка о буквах. | |
27 | Праздник «Посвящение в читатели». | |
28 | Какие бывают слова? Диафильм. В.Сутеев «Мышонок и карандаш». |
№ | Тема | Дата |
29 | На что похоже? Эхо. | |
30 | Оживление. Игра «Познай себя». | |
31 | Небылицы. К.Чуковский «Путаница». | |
32 | Весёлые рифмы. Скрещивание. | |
33 | Почемучка. | |
34 | Объяснялки. | |
35 | Книжки-малышки. Интервью. | |
36 | Перевертень. Забавные превращения. | |
37 | КВН. | |
38 | Выставка проектов. | |
39 | Заключительное занятие. Инструктаж. |
12. Литература для педагога.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры: Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Карапуз», 12.03.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: «Академия развития» 1998. – 240 с.
- Берестов В. Читалочка. Стихи. – Смоленск: Русич, 2008. - 48 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Игры, ребусы, головоломки: Серия «Папка дошкольника». – КОГУП «Кировская областная типография», 2003. – 16 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие творческих способностей: Рабочая тетрадь дошкольника: Серия «Мои первые тетрадки». – КОГУП «Кировская областная типография», 2003. – 32 с.
- Готовность к школе: развивающие программы. / Под ред. Дубровиной И.В. – 6-е издание. – М.: Академический Проект, 2001. – 96 с. – с. 23 – 37, с. 52 – 76.
- Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких. – СПб.: ИЧП фирма «Кристалл» - 272 с.
- Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 222 с.
- Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. /Сост. В.Волина. М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
- Калинина И. Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов: - 3-е издание, М.: Флинта, 1998, - 64 с. – с. 5 – 27.
- Калугин М.А. После уроков: Ребусы, кроссворды, головоломки: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. -192 с. – с. 7 – 62, с. 103 – 124.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп – топ : Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 10 лет.- М.: Изд-во «Гном и Д», 2003. – 20 с. – с. 4, 8, 9, 18, 19.
- Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по чтению, как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. – 224 с.
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с. – с. 19 – 71.
- Развивающие задания. 2 класс./ Сост. Языканова Е. В. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.
- Речь, речь, речь: Книга для учителя./ Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
- Степанов В. Стихи. – Смоленск: Русич, 2008. – 48 с.
- Степанов В. Азбука. - Смоленск: Русич, 2008. – 48 с.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 124 с.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет): Рабочие тетради. Часть 1. – 7-е изд-е испр. и доп., - М.: Рост книга, 2008. – 56 с.
- Читаем сами: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Н. Савушкина. – М.: ИД «Карапуз», 2004. - с. 16.
Литература для учащихся.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры: Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Карапуз», 12.03.
- Берестов В. Читалочка. Стихи. – Смоленск: Русич, 2008. - 48 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Игры, ребусы, головоломки: Серия «Папка дошкольника». – КОГУП «Кировская областная типография», 2003. – 16 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие творческих способностей: Рабочая тетрадь дошкольника: Серия «Мои первые тетрадки». – КОГУП «Кировская областная типография», 2003. – 32 с.
- Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких. – СПб.: ИЧП фирма «Кристалл» - 272 с.
- Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 222 с.
- Калугин М.А. После уроков: Ребусы, кроссворды, головоломки: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. -192 с. – с. 7 – 62, с. 103 – 124.
- Развивающие задания. 2 класс./ Сост. Языканова Е. В. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.
- Степанов В. Стихи. – Смоленск: Русич, 2008. – 48 с.
- Степанов В. Азбука. - Смоленск: Русич, 2008. – 48 с.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет): Рабочие тетради. Часть 1. – 7-е изд-е испр. и доп., - М.: Рост книга, 2008. – 56 с.
- Читаем сами: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Н. Савушкина. – М.: ИД «Карапуз», 2004. - с. 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой
Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с элементами нотной грамоты. В форме игры мале...
Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"
Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....
Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.
Для 1 класа праздник прощания с Азбукой....
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:· развитие познавательной активности и творчес...
Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Азбука, азбука каждому нужна..
Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...