Кружок "Занимательная азбука"
творческая работа учащихся (1 класс) по теме

В пояснительной записке раскрывается актуальность занятий , их структура, виды деятельности учащихся. В планировании учебного материала предложены темы каждого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок "Занимательная азбука"173.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Актуальность предлагаемой программы.

Комплекс занятий кружка «Занимательная азбука» проводится с первоклассниками после уроков в группе продлённого дня. Это время, когда ученики чувствуют себя более раскованно, свободно, так как им необходимо снять напряжение (психологическое и физическое) после учебной деятельности, когда надо было тихо сидеть на уроке, внимательно слушать учителя и своих одноклассников, правильно сидеть за партой, выполнять разнообразные задания.

Занятия направлены с одной стороны на то, чтобы разносторонне организовать досуг детей в группе продлённого дня, с другой стороны они помогают учащимся в занимательной и непринуждённой форме изучать русский алфавит и совершенствовать навыки чтения и письма.

Программа кружка не повторяет основной учебный материал, а дополняет его путём использования нетрадиционных приёмов обучения на этапе изучения букв и далее в процессе совершенствования навыка чтения. Работа в кружке предусматривает использование не только лингвистического материала (словесных игр и упражнений), но и участие в «Творческой мастерской» по созданию и оформлению своей детской книги «Занимательная азбука». Создание книги предусматривает оформление её страниц работами ребят: аппликациями, изготовленными из разных материалов (ваты, бумаги, крупы), тематическими рисунками-загадками, стихами о буквах, иллюстрациями. Большое место отводится совершенствованию мелкой моторики, так как эти упражнения и игры косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, а также помогают детям в овладении навыка письма.

Занятия в кружке проводятся с учётом подготовки детей к обучению грамоте, сформированности навыка чтения, развитостью мелкой моторики, речи, памяти, мышления, внимания.

Первоклассники чрезмерно подвижны, поэтому включение динамических пауз, дидактических игр с мячом, пальчиковой гимнастики дают возможность ребятам выпустить свою энергию, раскрывать свои творческие способности, предотвращают утомляемость детей. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей позволяют реализовать здоровьесберегающий аспект программы.

Благодаря сочетанию разнообразных видов деятельности каждый ребёнок имеет возможность быть успешным на каждом занятии. Успех каждого формирует познавательный интерес к предмету «Обучение грамоте» и «Письмо», а в дальнейшем «Литературное чтение» и «Русский язык», снижает тревожность, повышает самооценку воспитанников.

 

  1. Цель.

Используя нетрадиционные приёмы работы, организовать досуг первоклассников так, чтобы в ненавязчивой форме помочь овладеть детям процессом чтения, совершенствовать приобретённые навыки, увлечь литературным творчеством.

Обеспечивать всестороннее развитие личности ребёнка. Воспитывать любовь к русскому языку. Создать предпосылки для формирования активного читателя.

3. Задачи.

Комплекс занятий включает в себя решение следующих задач:

  • ненавязчивое обучение чтению с использованием нетрадиционных приёмов;
  • формирование и совершенствование речевой активности в процессе речевого общения;
  • развитие интереса к овладению русской грамотой, а в дальнейшем и к изучению русского языка и литературы;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • создание предпосылки для формирования активного читателя;
  • формирование общеинтеллектуальных умений;
  • развитие памяти, формирование навыков запоминания, устойчивости;
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • совершенствование развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости;
  • развитие творческого мышления;
  • обучение отдельным приёмам работы с разными материалами в процессе оформления страниц собственной книги « Занимательная азбука»;
  • формирование и совершенствование навыков коллективной работы.

4. Воспитательный аспект.

Одним из основных направлений программы является разностороннее развитие личности. Вовлечение первоклассников в разнообразные виды деятельности даёт возможность каждому ребёнку быть успешным на каждом занятии, что особенно важно для каждого человека. Снижается уровень тревожности, повышается самооценка ученика, следовательно меняется  и отношение к процессу обучения.

Увлечение детей чтением очень важно на современном этапе, так как увлекаясь компьютерными играми ребёнок оказывается в придуманном мире, где героями часто становятся те, кто разрушает. Дети хотят быть похожими на вымышленных  героев, подражают им, проявляют агрессивность, недоброжелательность. Книги же не только учат, но и помогают детям овладеть словом, насладиться богатством родного языка.

5. Возраст, возрастные особенности.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста – первоклассников и учитывает их возрастные особенности, а именно: быстрая утомляемость, несформированность произвольности внимания, повышенная двигательная активность, недостаточная сформированность речевой деятельности,  потребность в положительной оценке результатов деятельности. Исходя из этих особенностей возникает необходимость вовлечения детей в игровую деятельность и разнообразие дидактических игр, частой смены различных видов деятельности, использование нетрадиционных приёмов обучения, разнообразие динамических пауз.

6.  Формы работы.

Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, занятие-игра, занятие-сказка, праздник, занятие «Творческая мастерская».

По охвату детей на занятиях используются индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.

В учебно-воспитательном процессе чередуются занятия по овладению навыкам чтения и занятия по созданию творческих проектов (книги «Занимательная азбука») по усмотрению педагога в рамках почасовой разбивки содержания. Также имеют место занятия, сочетающие разные виды работ в области лингвистики и в « Творческой мастерской».

7. Методы работы.

Для достижения поставленных в программе целей, применимы следующие методы обучения и воспитания: методы формирования познавательного интереса – познавательные и дидактические игры, создание ситуации успеха, конкурсы, игры – соревнования; методы постановки проблемной ситуации при изложении материала; наглядные методы – показ и рассматривание иллюстраций, просмотр фрагментов видеофильмов; словесные – беседа, рассказ, обсуждение, прослушивание аудиозаписи; практические методы работы – выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, составление стихотворных строчек, работа с разными материалами; проектная деятельность в рамках работы «Творческая мастерская».

Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы небольшими группами, а также деятельность всего объединения.

8. Результативность.

В процессе обучения в кружке первоклассники овладевают русским алфавитом, совершенствуют навыки чтения, создаются предпосылки для формирования активного читателя, повышается интерес и к основному процессу обучения, совершенствуется и координируется мелкая моторика пальцев рук; реализуют свои способности посредством участия в проектной деятельности.

Промежуточным результатом работы являются выступления на празднике «Посвящение в читатели», участие в выставке проектов.

9. Связь с основным образованием и другими объединениями дополнительного образования.

Занятия в кружке «Занимательная азбука» не дублируют учебный материал программы основного образования, а путём использования нетрадиционных приёмов  делает процесс обучения чтению незаметным, увлекательным. Занятия помогают первоклассникам развивать память, мышление, внимание. Достаточная развитость этих процессов необходима в учебной деятельности. Лингвистические игры позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу. Совершенствование речевой деятельности помогает детям быть успешными в общении, формируют уверенность в себе, повышает самооценку. Развитость мелкой моторики и координации движений – необходимая сторона формирования навыков каллиграфического письма. Участие детей в создании книги «Занимательная азбука» повышает интерес, формирует положительное отношение к работе по созданию проектов.

Умения, приобретённые в кружках изобразительного искусства, шитья помогают  детям проявлять творчество в оформительской и трудовой деятельности.

10. Содержание программы.

Программа рассчитана на один год обучения для первоклассников.

Учитывая степень подготовки детей к школьному обучению ученики 1 «А» класса занимаются 2 раза в неделю.

Занятия проводятся по группам: 1 «А» – 2 раза в неделю, 1 «Б», «В», «Г» – 1 раз в неделю в соответствии с требованиями СанПиН, Положением о системе дополнительного образования и Уставом школы.

Программа содержит два этапа: изучение букв русского алфавита и совершенствование навыка чтения в непринуждённой для первоклассников форме; совершенствование речевой активности путём создания эмоциональных, благоприятных ситуаций, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевой деятельности.

  1. Вводное занятие.
  2. Упражнения на запоминание конфигурации букв: сравнение и сопоставление буквы с предметом; отыскивание образа буквы в рисунке и наоборот «Спрячь букву в рисунок»; выщипывание буквы из бумаги; выкладывание из геометрических фигур и счётных палочек; аппликация «Буква из гороха, из ваты, из меха, из катышков бумаги»;  вылепливание буквы из солёного теста; ощупывание и узнавание букв, изготовленных из пластмассы, пенопласта, крупы и др. материалов закрытыми глазами.
  3. Упражнения на развитие фонематического слуха.
  4.  Графические диктанты.
  5.  Лингвистические игры.
  6.  Отгадывание загадок, решение ребусов и кроссвордов.
  7.  Пальчиковая гимнастика и игры.
  8.  Разучивание стихов и показ их в движении.
  9.  Художественно-творческая деятельность.

10. Инсценировки.

11. Праздник.

12. КВН.

13. Заключительное занятие.


11.Учебно-тематический план.

1 группа.

Тема

Дата

1,2

Подготовительный этап, формирование группы.

3

Вводное занятие. Инструктаж.

4

История создания азбуки. Значимость для человечества. Игра.

5

Буква А. Пальчиковая гимнастика.

6

Буквы А, О. Стихи в движении.

7

Буквы И, Ы. Игра.

8

Буква У. Беседа « У водоёма». Ребусы.

9

Повторение изученных букв. Творческая мастерская. Инструктаж  (правила работы с   ножницами).

10

Буква Н. Развитие мелкой моторики.

11

Буквы Т, Л. Беседа о диких животных. Игра.

12

Буква С. Птицы родного края.

13

Творческая мастерская.

14

Буква Р. Пальчиковая гимнастика.

15

Буква В. Лингвистические игры. Графический диктант.

16

Изображение изученных букв.

17

Буква Е. Овощи.

18

Буква П. Перевёртыши.

19

Совершенствование навыка чтения. Лингвистические игры.

20

Буква М. Творческая мастерская.

21

Буква З. Игра «Зоопарк».

22

Буква Б. Стихи в движении.

23

Буква Д. Игра « Вылепи букву».

24

Буква Г. Пальчиковые игры.

25

Повторение изученных букв. Совершенствование навыка чтения.

26

Творческая мастерская.

27

Буква Ч. Образ буквы в рисунке.

28

Буква Я. Детёныши диких животных.

Тема

Дата

29

Буква Ж. Образ буквы в рисунке. Графический диктант.

30

Буква Ш. Пальчиковые игры.

31

Игра « Без чего не бывает Нового года».

32

Игра « Без чего не бывает Нового года».

33

Совершенствование навыков чтения. Творческая мастерская.

      Инструктаж.

34

Лингвистические игры. Разгадывание ребусов.

35

Буква Ь. 12 месяцев в загадках.

36

Буква Ё. Пальчиковые игры.

37

Буквы И, Й. Стихи в движении.

38

Творческая мастерская.

39

Буква Х. Беседа « Хлеб – всему голова».

40

Покажи буквы руками. Игра.

41

Решение кроссворда, лингвистические игры.

42

Буква Ю. Инсценировка.

43

Буква Ц. Образ буквы в рисунке.

44

Буква Э. Разучивание стихов к празднику.

45

Разучивание стихов к празднику. Творческая мастерская.

46

Буква Щ. Сопоставление Щ – Ш, Щ – Ч. Дифференциация.

47

Разучивание стихов к празднику. Подготовка проектов.

48

Подготовка к празднику. Оформление проектов.

49

Буква Ф. Лингвистические игры.

50

Буквы Ь, Ъ. Сказка о буквах.

51

Праздник «Посвящение в читатели».

52

Работа в творческой мастерской. Выставка проектов.

53

Какие бывают слова? Графический диктант.

54

Диафильм. В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?

55

На что похоже? Пальчиковые игры.

56

Игра «Эхо».

Тема

Дата

57

Инсценировка.

58

Оживление. Русские народные сказки.

59

Познай себя! Составление ребусов.

60

Небылицы. К. Чуковский «Путаница».

61

Всё наоборот.

62

Весёлые рифмы.

63

Скрещивание. Рисунок несуществующего животного.

64

Почемучка. Разгадывание ребусов.

65

Объяснялки.

66

Книжки-малышки.

67

Интервью. Инсценировка.

68

Одна буква, буквоед.

69

Перевертень.

70

Забавные превращения.

71

Мишмаш.

72

С миру по букве.

73

Для чего нужна речь?

74

КВН.

75

Выставка проектов.

76

Заключительное занятие. Инструктаж.

Тематическое планирование занятий в группах №2, 3.

Тема

Дата

1

Подготовительный этап. Формирование групп.

2

Вводное занятие. Инструктаж.

3

Из истории развития азбуки. Буквы А, О. Пальчиковая гимнастика.

4

Буквы Ы, И. Стихи в движении.

5

Буква У. Пальчиковая гимнастика.

6

Творческая мастерская. Инструктаж.

7

Буквы Н, Л.

8

Буквы М, Р. Ребусы, пальчиковая гимнастика.

9

Буквы Д, Т. Дикие животные.

10

Буквы З, С. Игра «Зоопарк».

11

Буквы Б,П. Творческая мастерская.

12

Буквы Г, К. Перевёртыши.

13

Повторение изученных букв в движении. Вылепи букву. Игра.

14

Буквы Е, Ё. Стихи в движении.

15

Буква Ч. Творческая мастерская.

16

Буквы В, Ф. Инструктаж.

17

Игра «Без чего не бывает Нового года».

18

Лингвистические игры. Решение кроссворда.

19

Буквы Я, Ю. Звери-малыши.

20

Буквы Ш, Ж. Образ буквы в рисунке. Графический диктант.

21

Буквы Ц, Щ. Пальчиковые игры.

22

Разучивание стихов к празднику. Творческая мастерская.

23

Сопоставление Ц, Ч, Ж, Ш, Щ. Дифференциация.

24

Буквы в загадках. Сопоставление И – Й.

25

Подготовка проектов.

26

Буквы Ь, Ъ. Сказка о буквах.

27

Праздник «Посвящение в читатели».

28

Какие бывают слова? Диафильм. В.Сутеев «Мышонок и    карандаш».

Тема

Дата

29

На что похоже? Эхо.

30

Оживление. Игра «Познай себя».

31

Небылицы. К.Чуковский «Путаница».

32

Весёлые рифмы. Скрещивание.

33

Почемучка.

34

Объяснялки.

35

Книжки-малышки. Интервью.

36

Перевертень. Забавные превращения.

37

КВН.

38

Выставка проектов.

39

Заключительное занятие.  Инструктаж.

12. Литература для педагога.

  1. Арушанова  А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры: Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Карапуз», 12.03.
  2.  Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: «Академия развития» 1998. – 240 с.
  3.  Берестов В. Читалочка. Стихи. – Смоленск: Русич, 2008. - 48 с.
  4.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Игры, ребусы, головоломки: Серия «Папка дошкольника». – КОГУП «Кировская областная типография», 2003. – 16 с.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.                                      Развитие творческих способностей: Рабочая тетрадь                 дошкольника: Серия «Мои первые тетрадки». – КОГУП «Кировская           областная типография», 2003. – 32 с.  
  6.  Готовность к школе: развивающие программы. / Под ред. Дубровиной И.В. – 6-е издание. – М.: Академический Проект, 2001. – 96 с. – с. 23 – 37, с. 52 – 76.
  7.   Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких. – СПб.: ИЧП фирма «Кристалл» - 272 с.
  8. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 222 с.
  9.  Занимательное  азбуковедение: Книга для учителя. /Сост. В.Волина. М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
  1. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать:  Книга для      родителей, учителей начальных классов и логопедов: - 3-е издание, М.: Флинта, 1998, - 64 с. – с. 5 – 27.
  1. Калугин М.А. После уроков: Ребусы, кроссворды, головоломки: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. -192 с. – с. 7 – 62, с. 103 – 124.
  1.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Хлоп – топ : Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 10 лет.- М.: Изд-во «Гном и Д», 2003. – 20 с. – с. 4, 8, 9, 18, 19.
  2. Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по чтению, как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. – 224 с.
  3. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с. – с. 19 – 71.
  4. Развивающие задания. 2 класс./ Сост. Языканова Е. В. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.  
  5. Речь, речь, речь: Книга для учителя./ Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
  6. Степанов В. Стихи. – Смоленск: Русич, 2008. – 48 с.
  7. Степанов В. Азбука. - Смоленск: Русич, 2008. – 48 с.
  8. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 124 с.
  9. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет): Рабочие тетради. Часть 1. – 7-е изд-е  испр. и доп., - М.: Рост книга, 2008. – 56 с.
  10. Читаем сами: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Н. Савушкина. – М.: ИД «Карапуз», 2004. - с. 16.

Литература для учащихся.

  1. Арушанова  А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры: Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Карапуз», 12.03.
  2. Берестов В. Читалочка. Стихи. – Смоленск: Русич, 2008. - 48 с.
  3.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Игры, ребусы, головоломки: Серия «Папка дошкольника». – КОГУП «Кировская областная типография», 2003. – 16 с.
  4.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.                                      Развитие творческих способностей: Рабочая тетрадь                 дошкольника: Серия «Мои первые тетрадки». – КОГУП «Кировская  областная типография», 2003. – 32 с.  
  5.  Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких. – СПб.: ИЧП фирма «Кристалл» - 272 с.
  6. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 222 с.
  7. Калугин М.А. После уроков: Ребусы, кроссворды, головоломки: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. -192 с. – с. 7 – 62, с. 103 – 124.
  8. Развивающие задания. 2 класс./ Сост. Языканова Е. В. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.  
  9. Степанов В. Стихи. – Смоленск: Русич, 2008. – 48 с.
  1. Степанов В. Азбука. - Смоленск: Русич, 2008. – 48 с.
  2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет): Рабочие тетради. Часть 1. – 7-е изд-е  испр. и доп., - М.: Рост книга, 2008. – 56 с.
  3. Читаем сами: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Н. Савушкина. – М.: ИД «Карапуз», 2004. - с. 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...