занятия по ознакомлению с окружающим «Мы - следопыты»
план-конспект занятия по теме

Обухова Елена Васильевна

Формирование у детей необходимых для  жизни социально значимых навыков. Формирование представлений жизни диких животных весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.
Тема занятия:

«Мы - следопыты»

Цель занятия: Формирование у детей необходимых для  жизни социально значимых навыков. Формирование представлений жизни диких животных весной.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление детей о признаках весны.
- Уточнить представление детей об изменениях в жизни диких животных весной.
- Расширять и уточнить знания о диких животных, об их существенных признаках, о приспособлении к условиям жизни.

- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
- Продолжать учить отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
- Расширить словарь за счет имён существительных - названий детёнышей животных (медвежонок, лисёнок, ежонок, волчонок, бельчонок, зайчонок.)
- Расширить словарь детей за счет имён прилагательных (плотный, клейкий, серый, рыжий.); а так же глаголов (линяет, питается.)

 - Активизировать употребление в речи антонимов (холодный-теплый, голодный-сытый, худой-толстый, густой-редкий.)
- Учить отвечать на вопросы полными ответами.
- Учить образовывать форму родительного падежа имён существительных.
- Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Воспитательные:
- Прививать бережное отношение ко всему живому.
- Замечать красоту окружающей природы.
Возрастная направленность занятия: 
Старший дошкольный возраст.
Наглядно-дидактический материал:
- Предметные картинки «Дикие животные», «Детёныши диких животных».
- Бумага для рисования, зелёная и коричневая краска, кисточки и образец для рисования «Первые листочки».
Предварительная работа:
- Наблюдение на улице, чтение рифмовки.
Солнце припекает,
Снег повсюду тает.
Лопаются почки,
Растут, растут листочки,
Травка появляется...
Мишка просыпается.
Зверьки дикие линяют -
Шубы зимние меняют.
Весной родились малыши:
У всех зверей - детёныши.
Воспитатель:
Ребята, зимой спал не только медведь, но и ёж. Ещё с осени ёжик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло-проснулся ёжик, зафыркал: « Ф-ф-ф-вставать пора - весна пришла!». Все лесные звери рады весне. Зимой было голодно и холодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики - надоело им всю зиму ветки, да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, всё чаще из своих норок выходят полевые мышки. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко всё горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть - мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а вот весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен её теперь не сразу и заметишь.
Вопросы к детям:
Кто зимой спал, а кто нет?
Почему медведь и ёж весной проснулись?
Почему звери линяют – шубы зимние меняют?
У каких диких животных летом мех не такого цвета, как зимой? Для чего это нужно?
Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детёнышей.
«
Весной у всех диких животных появляются детёныши. Назовите их. У зайца-зайчонок, у лисы-лисёнок, у белки-бельчонок, у волка-волчонок, у ежа-ежонок, у медведя-медвежонок».
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
Сегодня вы побываете в весеннем лесу и расскажите о том, что там увидите.
Попросить детей составить рассказ по картине о весне.
Вариант рассказа:
«Весной ярко светит солнце. Весной тает снег. Весной вырастает трава и листочки на деревьях. Весной просыпаются медведь и ёж. Весной животные линяют. Весной у диких животных появляются детёныши».
Предложить детям отгадать загадки о диких животных.
Этот зверь живёт в бору,
У стволов грызёт кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою-в беленькой.
                  (Заяц)
-
 Дети, что весной кушает заяц (траву, листочки)?
Хозяин лесной.
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
                   (Медведь)
-
Проснулся весной медведь да как начал реветь: «Э-э-э... есть хочу!».  Дети, что ест медведь (корни, травы, жуков, мышей, зайцев)?

Зверька узнаём мы с тобой.
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке-летом.
                          (Белка)
«Цик-цик-цик», - говорит белочка. - «Это я!
Пуста кладовочка моя.
Надо из дупла выбираться -
За едой отправляться».
-
Дети, чем кормиться белка (шишками, орехами)?
Всю зиму между ёлками.
Проспал мешок с иголками
«Ф-ф-ф-хватит спать,
Пора вставать!»
                       (Ёж)
-
Дети, чем питается ёжик (жуками, червяками, мышами)?
Серый и зубастый.
Воет в день ненастный: «У-у-у...»
                         (Волк)
-
Дети, какую пищу ест волк (мясо-ловит мышей, зайцев, овец)?
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
                    (Лиса)
-
Дети, кого ещё ловит лиса (мышей, зайцев)?
«Где же детки?»
Воспитатель:
- Дети у всех диких животных весной появляются детёныши.
Но случилась в лесу беда - все малыши разбежались кто куда. Загоревали звери-родители.
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением диких животных и просит сказать за них фразы.
Медведь: «Где мой медвежонок? Нет моего медвежонка».
Волк: «Где мой волчонок? Нет моего волчонка».
Лиса: «Где мой лисёнок? Нет моего лисёнка».
Заяц: «Где мой зайчонок? Нет моего зайчонка».
Белка: «Где мой бельчонок? Нет моего бельчонка».
Ёж: «Где мой ежонок? Нет моего ежонка».
Воспитатель:
- Ребята давайте поможем животным найти своих детёнышей.
Используем предметные картинки с изображением детёнышей диких животных.
- Звери очень обрадовались тому, что нашлись их детеныши.
Воспитатель показывает детям две картинки лиса и лисёнок.
- Где здесь мама, а где её детёныш? Как вы это поняли? (Мама большая, а детёныш маленький). Сделайте вывод:
У лисы нос, а у лисёнка носик.
У лисы рот, а у лисёнка ротик.
У лисы уши, а у лисёнка  ушки.
У лисы усы, а у лисёнка усики.
У лисы лапы, а у лисёнка лапки.
У лисы хвост, а у лисёнка хвостик.
У лисы спина, а у лисёнка спинка.
У лисы живот, а у лисёнка животик.
Похвалить детей за то, что они помогли найти мамам их детёнышей. Сказать, что теперь они настоящие следопыты.
Итог занятия и оценка работы детей:
Игры и задания для закрепления материала:
Игра «Закончи фразу»
Воспитатель:
- Какое сейчас время года?
- Какое время года было до весны, какое время года наступит после неё?
- Дети, помогите мне закончить фразу.
«Зимой в лесу холодно, а летом... (тепло).
Зимой волк голодный, а летом... (сытый).
Зимой медведь худой, а летом... (толстый).
Зимой заяц в белой шубе, а летом... (в серой).
Зимой у лесы мех густой, а летом... (редкий).
Зимой белка серая, а летом... (рыжая). »
«Первые листочки»
Воспитатель:
- Давайте ребята превратим зимнюю полянку в весеннюю. Надо нарисовать на кустах и деревьях первые листочки.
Загадка:

На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
Что же это за комочки?
Отвечайте-это... (почки)
Работа детей.
Итог:
Воспитатель:
- Как только лесные жители узнают о том, что в лесу распустились первые зелёные листочки, они тут же прискачут, прибегут и прилетят на эту поляну.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

1.Формировать обобщающее понятие «Овощи»2.расширять знания детей по теме «Овощи»: где растут, как и когда собирают, что готовят. 3.Закреплять представления о «словах – признаках», «словах - дейст...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

Тема: дикие домашние животные. Их признаки.Програмное содержание: закрепление знаний детей о домашних и диких животных. Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных. Показать отличие диких жив...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Башкирия» с использованием инновационных технологий. (подготовительная группа)

Задачи:Ø расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;Ø закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людя...

Коррекционное занятие по ознакомлению с окружающим миром

Коррекционное занятие было разработано для учащихся 2 класса СКО VIII  видаЦель: Закрепить знания учащихся о времени года осень Задачи: - закреплять знания и представления учащихся об осени-...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Шестиногие друзья»

Цели: Образовательные1. Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, усиков, туловище разделено на три части).Воспитательные1. Развитие твор...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в группе для детей старшего дошкольного возраста

Занятие по ознакомлению с окружающем миром "Добрый доктор Айболит" для детей старшего дошкольного возраста....