| Технологическая карта |
|
|
Фамилия, имя, отчество | Ширшина Юлия Николаевна |
|
|
Место работы | МБОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27» |
|
|
Должность | Учитель начальных классов |
|
|
Модуль | Основы православной культуры |
|
|
УМК | Изд. «Просвещение» |
|
|
Тип урока | Урок введения нового знания |
|
|
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
|
|
Тема урока | Пасха |
|
|
Цель, задачи
| В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижения культуры для человечества. В области формирования УУД: - познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
- регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
- коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
- В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально- полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей;
|
|
|
Основные термины, понятия | Воскресение, Пасха Христова, пасхальный гимн, христианский пост |
|
|
Оборудование и инструментарий | Карточки, таблицы, кроссворд, дополнительный материал ( выдержки из библии, библия для детей). Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация |
|
|
Планируемые результаты урока | адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.
|
|
|
| Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни. |
|
|
|
|
|
|
*Познавательные УУД | Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы. Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. |
|
|
*Личностные УУД | Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним. Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами. |
|
|
*Регулятивные УУД | Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников. Умение проговаривать последовательность действий на уроке; учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль). |
|
|
* Коммуникативные УУД
| Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока. Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание |
|
|
Формы работы | Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная. |
|
|
Ход урока |
|
|
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| Вот опять звенит звонок Приглашает на урок. У нас гости, поприветствуем их, садитесь.
Слайд 1 ( звучит праздничный звон колоколов) «Христос Воскресе!».
( звучит праздничный звон колоколов, одновременно показывается анимация на тему «Пасха»)
Ребята, вы любите праздники? А какие христианские праздники вы знаете? Кто был внимателен, о каком христианском празднике пойдёт речь? Какая у нас сегодня тема урока?
Слайд 2 (высвечивается тема урока)
Праздник Пасхи наступает Торжество нас ожидает.
|
1.Дети отвечают учителю «Во истину воскресе!»
2. Ребята, глядя на анимацию, называют тему урока: Пасха.
| Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Понимать цель выполняемых действий Формирование мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
|
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
| Ребята, знаете ли вы, что… Слайд 3 1.что Евангелие — это книга, в которой рассказывается… Слайд 4 2. Иисус Христос- это… Слайд 5 3. Иисус Христос позволил Себя казнить через распятие, чтобы…
Своим Божеством Иисус Христос победил смерть и подарил человеку бессмертие. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. | Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы. 1.…о жизни Иисуса Христа. 2..Сын Божий, Богочеловек. 3.…Чтобы победить смерть.
| Умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест». Оценивать правильность выполнения задания, высказывания. Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
|
3.Выявление места и причины затруднения.
| 1.А вы знаете, как переводится слово Евангелие? .Весть о том, что Иисус Христос воскрес, христиане узнали в определённый день возобновления жизни, что это за день?
2. Что такое Пасха? Какое есть иное определение слова «Пасха»? Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос? |
Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем. | Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания. Прогнозирование предстоящей работы. Учиться выдвигать версию; умение слушать и понимать других.
|
4.Построение проекта выхода из затруднения . | - Хочется, вам, узнать правильные ответов? Тогда, давайте составим план ( что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопросы?) 1. Евангелие. 1.День возобновления жизни. 2.Пасха Христа.
Слайд6 (план)
|
Ученики составляют план работы на урок
| В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. Поиски способов решения проблемы. Формирование умения выявлять сущность и особенности объекта; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
|
5.Реализация построенного проекта. | Слайд 7 Евангелие- добрая весть. А на все остальные вопросы вам ответят одноклассники. ( заранее подготовленные 5 учеников рассказывают новый материал) 1Ксюша: Слайд7 Пасха! В трубы золотые Ангелы трубят с небес, Будьте счастливы, все люди, Радуйтесь! Христос воскрес! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. Слово пасха переводится с древнееврейского языка – «переход», «избавление». И отмечается 40 дней. 2 Слава:Слайд8 Пасха наступила – Радость охватила: Иисус любимый, Отстрадав, воскрес! Поздравляю с праздником, Чудом из чудес! На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Ведь Воскресенье- это день возобновления жизни.В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых.
3 Фарион Даша:Слайд9 После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес. - На 3 день к гробу пришли жёны мироносицы, которые хотели по еврейскому обычаю помазать тело умершего Христа. Они увидели ангелов, которые сказали: «что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес».
4 Матвей:Слайд10 - Женщины рассказали об этом ученикам Христа – апостолам, но они не поверили и побежали к пещере. Они нашли пустой гроб и плащаницу – в которую завернуто было тело Умершего. (Туринская плащаница)
- Христос несколько раз являлся апостолам и женам-мироносицам. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день- воскресенье.
-
- 5 Саша Чапковская:Слайд11
- О воскрешении Христа апостолы рассказали людям, и все поверившие в Его воскрешение стали называть себя христианами.
Под напев молитв пасхальных И под звон колоколов К нам летит весна из дальних, Из полуденных краёв. Христос воскрес! Христос воскрес! Сияет солнышко с небес! Зазеленел уж тёмный лес, Христос воистину воскрес! 2.Работа с текстом учебника - Как отмечают праздник Пасхи православные христиане, давайте заглянем в учебник с.30 по ходу чтения: - ребята прослушивают главный пасхальный гимн - аудио песнопения, хор Новокузнецкого православного духовного училища
- Слайд12 Шаньков М.Ю. Пасха
- Слайд13 Христосование.
- Слайд14 аудио из Отпуста пасхального богослужения
- Слайд15 Пасхальные яйца.
3. Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца. В пасху ребята узнавали, у кого крепче яйцо и сейчас мы это проверим. Играем в паре.
4.(Звучит песня «Звонят-звонят колокола» в исполнении Л. и С. Ершовых)- физкультминутка А сейчас встаньте, представим, что мы колокола, повторяйте за мной движения. Спасибо. | Внимательно слушают.
|
Удерживать учебную задачу в процессе работы. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; Ориентироваться в тексте учебника; Извлекать информацию из текстов.
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Слайд17 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.
- Праздничная служба
| Благодатный огонь, крестный ход | - Пасхальное приветствие:
| «Христос воскресе!» «Во истину воскресе!» | - Приветствие друг друга
| Три поцелуя в щёки | - Пасхальное угощение
| Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?) | - 7 дней каждый может…
| Звонить в колокола |
Молодцы, теперь сравните ваш ответ с моим по слайду 18. Оцените себя. У кого так, как у меня поднимите руки, погладьте себя по голове. | Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте. | Понимать информацию, представленную в виде таблицы. Определение правил составления таблиц в паре, обсуждении ответов |
7.Самостоятельная работа в группах
| Слайд19 Поработаем в группах .Тест « Найди верный вариант»
- С каким событием связан праздник Пасхи?
- Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо
- Христос воскрес из мертвых
- С весенним праздником мая
- Почему Христа называют Спасителем?
- Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
- Он спас израильтян от власти римлян
- Он спас людей от глобальных катастроф
- Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»
- Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
- Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью
- Люди поняли, что о смерти не нужно думать
- Какой день недели называют малой Пасхой?
- Субботу
- Понедельник
- Воскресенье
Слайд20 Проверьте и оцените вашу работу
| Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа
| Группировать предметы по существенным признакам. Оценивать правильность выполнения задания, Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание Умение выделять существенную информацию из различных источников. формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах ориентироваться на развороте учебника
|
8.Включение в систему знаний и повторение.
|
Слайд21 ( вопросы для пазла)
Мы все любим собирать пазлы. Чтобы получилась картина, нужно ответить на 4 вопроса. Ответьте письменно на них , работая индивидуально.
Поменяйтесь листочками со своим соседом и проверьте .
Слайд22 (составление пазла)
Слайд23 (план урока) |
|
Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. Осуществлять самоконтроль умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
|
9.Рефлексия учебной деятельности.
| 1.Ребята, обратите внимание на план урока, на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа:
1. | На уроке я работал | активно / пассивно | 2. | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 3. | Урок для меня показался | коротким / длинным | 4. | За урок я | не устал / устал | 5. | Мое настроение | стало лучше / стало хуже | 6. | Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
3. Слайд24 Прослушайте, внимательно домашнее задание ( на выбор) 1. Нарисуй пасхальную открытку 2. Создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы рассказать, что вы узнали о празднике Пасха. 3.Расспросить бабушек или мам о секретах окрашивания яиц, и приготовления пасхи и кулича.
4. Слайд25 Все хорошо трудились. Молодцы! Чтобы вы не забыли наш урок хочу подарить яичко- символ мира, теплоты и доброты. А каким оно будет, решать вам. Раскрасьте на своё усмотрение. 5. Слайд26 (учитель дарит яйцо- раскраску и включает праздничный звон колоколов)
| 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.
2.Оценивают своё участие в уроке.
3.Записывают домашнее задание в дневник.
| Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала; Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|