Формирование самоконтроля у учащихся начальных классов.
статья (1 класс) по теме
В статье приведены методические приемы с помощью которых можно сформировать у учащихся действие самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Прощенко Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 21
г.Южно-Сахалинска
Формирование навыков самоконтроля
у учащихся начальных классов
Контроль и оценка составляют
основу успешности обучения.
С.Т.Шацкий
Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. "Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения.
Самоконтроль – психологический термин. Умение контролировать собственные действия и эмоции. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. Уже в 1 классе следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка как ребёнка к самому себе. Обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой (на уроках математики) и добукварный (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:
- Проверь, правильно ли срисован (заштрихован) узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).
- Найди такую же картинку.
- Что неправильно нарисовано на картинке?
- Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:
- Проверь, одинаковые ли цифры (буквы) вычеркнуты на карточке и на образце.
- Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.
Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.
Например:
- предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам;
- привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его;
- для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это;
- предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.
В своей работе на данном этапе использую приемы:
- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;
- прием «сопоставления своих действий и результата с образцом»;
- прием «умные вопросы»
На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия.
Во втором классе использую приемы:
- прием «составления задачи по чертежу»;
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения»;
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»
Для формирования пооперационного контроля можно использовать специальные «парные тетради», в которых ученики работают в парах ручками разного цвета, осуществляя каждое действие поочередно. Например, при отработке алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел во 2 классе, учащиеся выполняют действия пооперационно, каждый своим цветом:
1 – записывает числа в столбик;
2 – контролирует;
2 –определяет переполнение (разбиение разрядов);
1 осуществляет действие контроля;
1 определяет количество разрядов в сумме (разности);
2 контролирует;
2 выполняет действие в 1 разряде;
1 контролирует и т. д.
На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. Подобная работа на данном этапе обучения может эффективно строиться в рамках разновозрастного сотрудничества четвероклассников с учащимися более младших классов. Со стороны учащихся предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы), план подготовки к работе с ними, собственные действия четвероклассников по отношению к малышам, знаково-символические средства для решения поставленных задач, собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления. С этой целью на данном этапе школьники начинают работу по созданию «карты знаний» и использованию ее для отслеживания траектории движения класса в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.
На данном этапе применяю
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»)
- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
Таким образом, формирование действия контроля предполагает развитие не только умение соотносить объект контроля с образцом, но и умение самостоятельно выбирать или конструировать такие образцы - критерии успешности выполнения тех или иных действий, критерии достижения той или иной цели.
Приемам действия контроля необходимо учащихся специально учить.
Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Я систематизировала работу следующим образом:
1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.
4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.
6. В тех темах, в которых это, возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.
7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.
Мастер-класс
Некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля, которые я использую на уроках.
Работа с группой учителей
№ | Задания | Форма организации деятельности | Технические средства, раздаточный материал | ||||||||||||
1. | Игра «Учитель». На доске записаны предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения. Юра и серёжа пошли на рыбалку. Они поймали леща и щюку. вдруг показалась туча. Ребята побежали домой. | Фронтальная | Проектор | ||||||||||||
2 | Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. 7:3= 1 : 5= 7:9= 1 : 2= | Парная | Карточки, ручки зеленого и черного цветов. | ||||||||||||
3 | Самопроверка с опорой на информационную карточку. Найди корень уравнения: | Индивидуальная | Информационная карточка, карточка – ответ. | ||||||||||||
4 | Прочти и найди задачи с «ловушками»: 1)Папа купил на рынке 2кг яблок, 1кг груш, 5кг картофеля и 3 кг огурцов. Сколько всего килограммов овощей и фруктов принес папа? 2) Папа купил на рынке 2 кг яблок, 1кг груш, 5 кг картофеля и 3 кг огурцов и разложил всё купленное в две сумки, чтобы удобнее было нести. Сколько всего овощей и фруктов купил папа? 3) Папа пошёл в магазин и купил морковь, капусту, баклажаны. Сколько всего килограммов овощей купил папа? | групповая | карточки | ||||||||||||
5 | Измени задачу так, чтобы «ловушки» не стало, а вопрос задачи оставь тем же. | ||||||||||||||
6 | Дети решали примеры. Проверь, кто из ребят выполнил задание верно? Как ты будешь проверять? Какие «ошибкоопасные» места могут встретиться? | парная | карточки | ||||||||||||
Катя | Света | Игорь | Саша | ||||||||||||
2 | 4 | 7 | 2 | 4 | 7 | 2 | 4 | 7 | 2 | 4 | 7 | ||||
+ | 8 | 6 | + | 8 | 6 | + | 8 | 6 | + | 8 | 6 | ||||
1 | 1 | 0 | 7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Я остановилась лишь на некоторых приемах, способствующих формированию умений самоконтроля. В арсенале каждого учителя, наверное, имеются и другие приемы, обеспечивающие формирование таких умений. Главное - чтобы эта сторона организации обучения и воспитания учащихся планировалась учителем, входила в систему деятельности, так как обучение самоконтролю способствует общему развитию младших школьников, углублению их познавательной активности. У учащихся формируется самооценка и самокритичность в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-47146-1565210140.jpg)
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/01/picture-73517.jpg)
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».
Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/15/picture-434-1655303856.jpg)
Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальных классов
«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать и...
Формирование самоконтроля у учащихся начальных классов.
В статье приведены методические приемы с помощью которых можно сформировать у учащихся действие самоконтроля....
Формирование самоконтроля у учащихся начальных классов.
В статье приведены методические приемы с помощью которых можно сформировать у учащихся действие самоконтроля....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/03/picture-872113-1483453297.jpg)
"Формирование УУД по математике и учёт самоконтроля у учащихся начальных классов"
Цель начального курса математики:"Создать дидактические условия для овладения учащимися УУД"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/15/picture-968497-1668521054.jpg)
Формирование орфографического самоконтроля у учащихся начальных классов
Презентация для выступления на ШМО...