Санкт-Петербургская азбука
материал (1 класс) на тему

Чубинец Елена Леонидовна

Интегрированный курс изучения русского языка на материале краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_kurs_istorii_goroda_i_russkogo_yazyka.docx1.99 МБ
Microsoft Office document icon metodichka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пособие «Петербургская азбука» представляет собой рабочую тетрадь для систематического изучения русского языка на краеведческом материале в начальной школе. Оно позволяет знакомить детей на подготовительном уровне с историей, архитектурой и культурой Санкт-Петербурга.

Рабочая тетрадь предназначена для использования на уроках русского языка (в том числе при обучении грамоте) и истории города, для внеклассной работы, а также для семейного чтения, при знакомстве ребёнка с городом и изучении азбуки.

Пособие может быть включено в любой учебно-методический комплекс как дополнительный учебный материал. Оно соответствует требованиям образовательных стандартов второго поколения.

Одна из важнейших задач пособия — развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного города. Кроме того, представленный материал создаёт условия для духовно-нравственного воспитания, способствует формированию общих учебных умений и комплексному изучению разных сторон окружающего мира.

Каждая тема пособия, посвящённая одной букве русского алфавита, представлена тремя разделами:

1)        перечень слов на данную букву (названия краеведческих объектов, топонимы; краеведческие, архитектурные и другие тематические термины);

2)        тексты, посвящённые отдельным краеведческим объектам;

3)        методический аппарат (вопросы и задания краеведческой и лингвистической направленности).

Тексты представляют собой небольшие самостоятельные рассказы. Они разнообразны по тематике, что помогает ребёнку находить межпредметные связи и в конечном итоге способствует формированию целостной картины мира. Под каждой буквой даётся несколько текстов разных размеров, однако не все из них обязательны для активной работы. Обратите внимание на то, что ребёнок на занятии может сам выбирать себе материал для чтения, учитывая свои силы и желания. Такая система позволяет избавить учащегося от информационной перегрузки, она направлена на индивидуализацию процесса обучения. В итоге рабочей тетрадью на уроке могут пользоваться одновременно дети разных уровней подготовки.

Каждый текст заканчивается вопросами и заданиями, направленными на его усвоение. Их содержание максимально просто для понимания и носит как репродуктивный, так и продуктивный характер, оно соответствует уровню учащихся, только приступивших к занятиям в школе. Рамки изучения каждой темы можно расширить за счёт введения педагогом заданий более высокой степени сложности, не имеющих обязательный характер, но воспитывающих, помимо познавательного интереса, творческие способности детей.

Вопросы и задания способствуют развитию внимания, памяти, смекалки. Некоторые из них требуют неоднократного чтения текста для нахождения ответов, что повышает усидчивость и терпение. Кроме того, в пособии присутствует достаточно заданий, направленных на развитие мелкой моторики. Многие из них включают в себя игровые моменты, что немаловажно для учебного процесса в этом возрасте. Маленькому читателю предстоит соединять слова с соответствующими изображениями, рисовать свои варианты разных достопримечательностей, решать кроссворды и т. д.

Обратите внимание ребёнка, что в тетради можно и нужно писать, рисовать, раскрашивать. Каждое занятие начинайте с заполнения строчки прописи и чтения слов на соответствующую букву. При выполнении разных заданий помогите ученику подобрать нужные цвета и формы.

Формирование навыков фонетического анализа слова — одна из важнейших составляющих учебного процесса на этом этапе. Поэтому перечень слов на каждую букву алфавита снабжён заданиями на понимание и обсуждение звучания данной буквы. Перед их выполнением объясните ребёнку, что буквы, обозначающие гласные звуки, следует подчёркивать карандашом красного цвета; буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки, — карандашом синего или зелёного цвета соответственно.

Работая над текстами и заданиями, проговаривайте вместе с ребёнком написание разных слов (в том числе имён собственных) на уровне, соответствующем его знаниям. Таким образом, читая рассказы о достопримечательностях родного города, учащийся познакомится с орфограммами и закрепит навык их написания, а также освоит правила грамматики русского языка.

Желаем успехов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие "Санкт-Петербургский листопад"

Подобную игру - путешествие можно провести с ребятами 2-4 классов....

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Санкт-Петербургский Троицкий храм (Кулич и Пасха)

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"), рассказывающая об истории Санкт-Петербургского Троицкого храма  (Кулич и Пасха)....

Петергоф. Санкт-Петербургский проспект (часть 1)

Материал для изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках программы внеурочной деятельности "Увлекательное путешествие по Санкт-Петербургу"....