Программа за 1 класс. Программа "Наш 21 век".
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Рабочая программа за 1 класс. Программа "Наш 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа за 1класс | 397.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Н.Ф. Виноградовой
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI века»
для 1 класса МОУ СОШ № 2
Учитель: Чайкина Светлана
Александровна.
Составлена на основе учебной программы
«Начальная школа XXI века».
Автор: профессор РАО
Н.Ф. Виноградова.
Составлена на основе учебной программы «Начальная школа XXI века»,
автор - профессор РАО Н.Ф. Виноградова. Комплект УМК включён в федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, имеет гриф «Рекомендовано» или «Допущено» Министерством образования Российской Федерации.
Цель курса – полноценное индивидуальное развитие каждого ребёнка и его успешное обучение.
Комплект обеспечен программой, концепцией, общей методикой «Беседы с учителем», раскрывающей подходы к обучению в каждом классе, и методическими пособиями по предмету.
Средства обучения.
Учебники.
Грамота. 1 кл. Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова.
Чтение и письмо. 1 кл. Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Л.А. Ефросинина.
Математика. 1 кл. Автор: В.Н. Рудницкая.
Окружающий мир. 1 кл. Автор: Н.Ф. Виноградова.
Тетради.
Грамота. 1 кл. № 1,2,3.
Письмо. 1кл. № 1, 2,3.
Математика. 1кл. № 1, 2.
Учимся думать и фантазировать. 1 кл.
Я учусь считать. 1 кл.
Я учусь писать и читать. 1 кл.
Книги для учителя.
Беседы с учителем. Методика обучения: 1 кл. (1 – 4) / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : Вентана – Графф, 2001.
Литература для первоклассника (хрестоматия).
Программы четырёхлетней начальной школы. – М. : Вентана – Графф, 2004.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Приоритетные цели обучения в нач. школе:
- Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
- Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
- Формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Учебная деятельность.
Учебные умения:
1. Умения принимать и решать учебную задачу.
Задачи: практическая, неучебная ( «Что делать?») и учебная ( «Как делать?»).
2. Умения анализировать, сравнивать, классифицировать.
3. Работа с моделями.
4. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Пояснительная записка.
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе « человек – природа- общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимания своей индивидуальности, способностей и возможностей.
К концу обучения в первом классе школьник должен уметь:
1) называть:
- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, столицу;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии (5 – 6);
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России.
2) различать (сопоставлять) :
- знаки светофора; знаки дорожного движения;
- основные нравственно-этические понятия (сочувствие - равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);
- времена года;
- животных. Объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки.
3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим дня;
- определять время по часам;
- подготавливать своё учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами;
- выполнять трудовые поручения: поливать растения в классе, дежурство в столовой и т.д.;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушки, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Экскурсии: сезонные «времена года» (в парк), знакомство с различным трудом (посещение места работы родителей).
Практические работы: уход за комнатными растениями.
Количество часов в неделю – 2 часа, в год – 68 часов. (34 недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Окружающий мир.
Раздел | Дата провед. по плану | Фактич.дата провед. | № урока | Тема урока | Базовые ЗУН по теме | Дидактич. мат-лы, лит-ра, метод. приёмы |
1. Ты – первоклассник. | 2.09. | 2.09. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Давай познакомимся. Давай познакомимся. Экскурсия по школе. Дорога от дома до школы. Светофор. Поиграем «Улицы нашего города». | Рассказывать о себе «Какой я?» Рассказывать о «моём любимом занятии». Знание правил поведения в школе. Знание ПДД. Сигналы светофора. Зачем нужны ПДД ? Знание улиц. Кто такой пешеход, работник ГАИ и т.д. | Дидакт. игра (Д.и.) «Узнай по описанию, кто это». Реч. разминка. (Р.р.) «Спроси, какое у меня настроение». Р.Р. «Что можно узнать у милиционера?». Игра –моделирование.(И.м.) «Моя дорога от дома до школы». И.м. со знаками ПДД, раб. тетр. стр. 5. Рисование знаков ПДД в тетр. |
2. Родная страна. | 7. 8. 9. 10. | Твоя семья. Поиграем: семья. Расскажи сказку. Мой воскресный день. | Знать членов своей семьи, рассказывать о ней. Распределение ролей в семье, их обязанности. Рассказывать о своей любимой сказке. Рассказ о воскресном дне. | Учебник, тетр. стр. 5, рис. «Моя семья». Р.р. Поговори с мамой по телефону. Р.и. «Моя семья» (сын, дочь, мама, папа, дедушка. Бабушка, соседка). Литер. Игра: «Узнай сказку» (по иллюстр.), тетр. стр. 4,7,30. Р.р.: «Спроси, какое у меня настроение». | ||
3. Родная природа | 11. 12. 13. 14. 15. | Прогулка в парк. Что нам осень подарила? Поиграем: соображалки Как из зерна получилась булка. Поиграем: «магазин», «хлеб». | Признаки неживой и живой природы. Различение фруктов и овощей, деление их на группы. Различать предметы живой и неживой природы. Рассказывать о различных профессиях: хлебороб и т.д. | Тетр. стр. 7, 3,6, Р.р.: «кто больше назовёт предметов живой и неживой природы!» Д.и.: «собираем урожай» (овощи – фрукты) Р.р. « фрукты и овощи хвастаются». Тетр. стр. 21. Р.и.: «Как хлеб на стол попал» Т. стр. 9. Д.И.: «магазин», «хлеб» (роли: продавец, покупатели) | ||
4. Мы и вещи. | 16. 17. 18. | Все профессии важны. Поиграем: «Кто самый аккуратный» «Угадай мою профессию» | Рассказывать о профессиях «Кем я хочу быть» Умение чистить обувь, следить за вещами. | Т. стр. 10. самооценка «Как я выполнил задание». Д.и.: кто быстрее сложит одежду. Д.и. «угадай профессию» (по рис.) | ||
5. Ты и здоровье. | 19. 20. 21. 22. | Что такое здоровье О времени и часах. Наши помощники – органы чувств Органы чувств | Режим дня, работа с часами (определение времени) Работа в парах: определение времени. Распознавать органы чувств и знать, как их охранять (правильная поза при чтении, просмотре телевизора) | Р.р.: «что мы делаем в течение дня», составление режима дня». Д.и. «угадай, как называются эти часы» (будильник, карманные, настенные, наручные и др. стр. 12 Д.и. «угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме, по цвету. Стр. 13 | ||
Родная природа | 23 24 25 26 27 | Прогулка в парк: октябрь Прогулка на водоём О природе Поиграем: «Лесные новости» «Соображалки» | Признаки середины осени Как готовятся насекомые, животные к зиме | Экскурсия в парк. И. «от какого дерева лист?» Экскурсия: жизнь на водоёме осенью, наблюдения за птицами Р.и.: «к нам осень пришла» Р.р. «разговор белки и ежа, медведя и дятла, лисы и зайца». Р.и. «Кто как готовится к зиме» Р. Задача: «как лесные жители перепутали свои жилища» стр. 16 | ||
Родная страна | 28 29 30 | Город и село О чём рассказывают вывески Урок творчества | Чем отличается город и село Узнавать объект (учреждение по вывеске) | И. «Город – село» Р.р.: «Что я могу купить в разных магазинах» Рисование вывесок, стр. 18 «Узнай учреждение по вывеске» | ||
Родная природа | 31 32 33 | Ноябрь «Соображалки» и «сочинялки». Декабрь | Сравнение последнего периода осени с серединой и началом. (Что происходит в природе) Умение классифицировать на группы: домашние и дикие животные. Свойства воды, проводить опыты со льдом, снегом, водой. | Р.р: погода в ноябре. Д.и. – классификация: домашние и дикие животные. Р.и. «Лесное сообщество» Опыты. | ||
34 | Проведём опыты | Таблица «свойства воды в разном состоянии», стр. 24, 25 | ||||
6. Твои друзья – взрослые и дети | 35 36 | Поговорим о дружбе Принимаем гостей | Основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие и т.д.) Умение накрывать на стол, развлечь гостей | Р.р. «Пригласи друзей в гости». Д.и. «Ждем гостей», стр 22, 23,27,28 | ||
Родная природа | 37 38 | Гости с севера «Соображалки» | Почему птицы улетают на юг? Классифицировать птиц на: перелётных, кочующих, зимующих Помощь птицам зимой; описание птицы по картинке | Классификация рисунков на группы, стр. 29 Р.р.: «Что за птица?», «Кто обедал в птичьей столовой?» Стр. 29 | ||
Твои друзья – взрослые и дети | 39 40 | Новогодний театр «Сочинялки» | Поздравлять с праздником; составлять поздравление Составлять рассказы на заданную тему | Р.р. «поздравляем родных и знакомых С новым годом», стр. 31, 38 Тема: «В новогоднюю ночь в чулане разговорились старые вещи…» | ||
Родная природа | 41 42 | Январь «Соображалки» | Классифицировать деревья на: хвойные и лиственные. Различать деревья, определять название по силуэту. | Прогулка в парк. Д.и.: «Узнай дерево по силуэту», стр. 33, 59 Сравнение веток сосны и ели, зарисовка шишек, силуэты разных деревьев. | ||
Родная страна | 43 44 45 46 47 48 | Наша страна – Россия Герб, флаг, гимн Москва – столица России Какого народа ты сын? Золотые руки народные Мы приехали в Москву | Права и обязанности граждан России Символика России Основные достопримечательности. Кремль. Где и как живут разные народы? Предметы нар. творчества Рассказы о Москве | Какие народы живут в России? Национальные костюмы. Стр. 36 Зачем государству свои символы? Стр. 34 Стр. 35 Р.и. «К нам в гости приехали люди разных национальностей» Р.р. «Жили-были 3 матрёшки. Пошли они как-то на прогулку…» стр. 37 Р.и. «Покажем столицу и расскажем нашим гостям о Москве» | ||
Родная природа | 49 50 | Правила ухода за комнатными растениями «Лесные новости» | Правила ухода за комнатными растениями Что происходит в феврале – марте в лесу? | Как вырастить растения из листа, черенка, луковицы. Стр. 42 Р.р. «Какое у людей настроение весной? Почему? | ||
Родная страна | 51 | 8 марта – праздник женщин | Поздравлять с праздником | Стр. 48 | ||
Родная природа | 52 53 | Звуки весны: апрель «Сочинялки» | Понятие «животное – живое существо» Составление небольших рассказов - этюдов | Р.р. «Угадай звуки весны» (капель, голоса птиц, урчание лягушек) стр. 51 Творч. задан. На тему: «Весна» | ||
Родная страна | 54 55 | 12 апреля – День космонавтики «Мы - космонавты» | Рассказывать о космонавтах, космосе | Р.р. «если бы я попал на другую планету…» «Мы прилетели на Луну» стр. 52 | ||
7. Ты и твоё здоровье | 56 | Здоровая пища | Какая пища полезная? Кто питается правильно? | Стр. 44, 54 | ||
Родная природа | 57 58 59 | Май (экскурсия) Насекомые Береги природу! | Весенние явления в неживой и живой природе Рассказывать о пчеле, мухе, комаре, бабочке, стрекозе. Составление рассказов об охране природы | И. «Найди дерево по названию» Стр. 45, 46, 53 Стр. 47 | ||
8. Семья | 60 | «Папа, мама и я – спортивная семья» | Рассказ о своей семье | Стр. 55 | ||
9. Повторение | 61 62 63 64-68 | Моё любимое время года Забавное животное Повторение (проверочная работа) Резервные уроки. | Рассказывать о любимом времени года, о животном | Стр. 57, 56 Стр. 58, 60 Стр. 61, 62 |
Изобразительное искусство.
Пояснительная записка.
В неделю – 1 час, в год – 34 часа.
Основными задачами преподавания являются:
1. осуществление эстетически-нравственного воспитания учащихся;
2. вооружение учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка; формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и нар. искусства; развития у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного; воспитание интереса и любви к искусству.
Программой предусмотрены 4 вида занятий: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, знакомство с отдельными произведениями изобразительного искусства.
Знания и умения.
Должны знать:
- названия цветов,
- элементарные правила смешения цветов,
- начальные сведения о скульптуре и архитектуре;
- сведения об особенностях художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), о глиняной игрушке (Филимоново, Вятка).
Должны уметь:
- правильно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом;
- передавать резкий и плавный переход от тёмного к светлому и наоборот;
- правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, цвет предметов, положение;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге; применять простейшие приёмы народной росписи (цвет. пятно, штрихи, линии, и др.)
- узнавать изображённые на картине предметы, явления, действия, высказывать своё мнение о картинах.
Программа построена на основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Изобразительное искусство.
№ урока | Дата провед. по плану | Фактич.дата провед. | Тема урока | Вид деятельности
| Базовые ЗУН по теме | Иллюстрации |
| ||||||
1 | Введение в предмет | Работа с акварелью; рисунок солнца. | Правильно держать лист бумаги и карандаш | |||
2 | Изображения всюду вокруг нас. | Работа с гуашью; рис. по замыслу | Правила работы на уроке, виды художественной деятельности | |||
3 | Мастер изображения учит видеть | Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса. | Понятие «форма», формировать и развивать наблюдательность | |||
4 | Изображать можно пятно | Акварель; изображение пятна | Владеть первичными навыками изображения на плоскости | |||
5 | Изображать можно в объёме | Изображение животного (лепка) | ||||
6 | Изображать можно линией | Фломастеры; изображение линией «путаница» | Изображение линией на плоскости | |||
7 | Рисование на тему: «Рассказ про себя» | Карандаш, фломастеры; графическая работа «Изобрази себя» | Изображение линией на плоскости | |||
8 | Разноцветные краски | Гуашь; разноцветный коврик | Умение пользоваться красками и получать новые цвета при смешивании. | |||
9 | Изображать можно и то, что невидимо | Гуашь; изображение настроения | Умение изображать мир чувств | |||
10 | Художники и зрители | Рассматривание худож. произведений | Формировать навыки восприятия худож. произведений | Ван Гог «Подсолнухи», М.А. Врубель «Царевна – Лебедь» | ||
11 | Посещение музея | Экскурсия | ||||
| ||||||
12 | Мир полон украшений | Гуашь; сказочный цветок | Развивать эстетический вкус, творческое воображение | Рисунки цветов | ||
13 | Красоту надо уметь замечать | Гуашь; картина природы | Учить видеть красоту родной природы | Узоры в полосе | ||
14 | Узоры на крыльях | Гуашь; бабочка, её украшение | Различные узоры, развивать воображение | Бабочки | ||
15 | Красивые рыбы | Гуашь; украшение рыбы | Новая техника - монотопия | Рыбы | ||
16 | Украшение птиц | Изображение птиц | Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета и фактуры материала | Птицы | ||
17 | Узоры, которые создали люди | Гуашь; рисование орнамента | Разнообразные орнаменты | Узоры | ||
18 | Как украшает себя человек | Гуашь; сказочный герой | Знания об украшениях сказочных героев | Сказочные герои | ||
19 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | Работа со снежинками (украшение) | Знания об украшениях | |||
| ||||||
20 | Постройки в нашей жизни | Сказочный дом | Формировать представления о существовании разных типов построек; овладеть новой техникой. | |||
21 | Домики для сказочных животных | Домики для сказочных животных | Развивать творческое воображение | Сказка «Теремок», «Снежная королева» | ||
22 | Домики, которые построила природа | Сказочный домик в форме овощей или фруктов | Умение видеть домик в любом предмете | Фото | ||
23 | Дом снаружи и внутри | Дом в виде буквы алфавита | Понятие «внутри», «снаружи», представление о соотношении вида и конструкции дома | |||
24 | Строим город | |||||
25 | Всё имеет своё строение | Дом из геометрических фигур | Умение видеть конструкцию предмета | |||
26 | Город, в котором мы живём | Улицы города | Развивать наблюдательность | |||
| ||||||
27 | Совместная работа трёх братьев - Мастеров | Работа художников и детей | Изображение, украшение и постройка составляют разные стороны художника и присутствуют во всём | |||
28 | Иллюстрирование народной сказки «Колобок» | Рисование сказки | ||||
29 | Народная сказка «Маша и Медведь» | Рисование сказки | ||||
30 | Цветы весны | Цветы | ||||
31 | Разноцветные жуки | Изображение божьей коровки | Формировать умение рисовать объекты природы и их украшения; развивать творческое воображение, наблюдательность | Божья коровка | ||
32 | Сказочная страна | Рисование сказ. страны | Формирование изобразительных навыков | |||
33,34 | «Здравствуй, лето!» | Образ лета в творчестве художников | Развитие худ. эстетического вкуса | А. Пластов «Сенокос» и Шишкин «Рожь» |
Трудовое обучение.
Пояснительная записка.
В неделю – 1 час, в год – 34 часа.
Основными задачами преподавания являются:
- развитие личностных качеств (активности, инициативы, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления ), речи, творческих способностей, в частности конструктивного, технологического мышления, и на этой основе овладение учебной деятельностью;
- формирование общих представлений о культуре, созданной умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и создание современных технологий), о взаимосвязи человека с природой как источником не только сырья, энергии, но и вдохновения, а также идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- становление экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса;
- овладение детьми элементарными обобщёнными технико-технологическими знаниями и умениями;
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей, о роли техники в жизни человека.
Цели:
▪ сохранить у ребёнка целостное восприятие окружающего митра и помочь ему осознать себя частью этого мира;
▪ научить различать мир и естественную природу, и рукотворный мир;
▪ воспитать уважение к людям труда и культурному наследию – результатом трудовой деятельности предшествующих поколений;
▪ пробудить у детей чувство радости от сделанного ими самими;
▪ развить творческие способности на основе общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать (при участии учителя), поддерживать стремление искать и решать доступные конструкторско-технологические задачи.
УМК реализует программу «Технология. Ступеньки к мастерству» (авт. Е.А. Лутцева) и согласуется с концепцией образовательной модели «Начальная школа ХХI века».
Учащиеся должны знать:
- что такое деталь, как составная часть изделия, что такое конструкция (однодетальная и многодетальная), что такое соединение деталей;
- виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клея;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- различать конструкции несложных изделий;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению
несложных изделий;
- безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Трудовое обучение.
Раздел | Дата провед. по плану | Фактич.дата провед. | № урока | Тема урока | Базовые ЗУН по теме, беседы | Материалы |
1. Введение | 1 | Что нас окружает. Знакомство с уроками труда | Техника безопасности (Т.б.) при работе с различными инструментами. Рационально организовывать рабочее место | Учебник, тетрадь | ||
2. Работа с пластилином. Азбука мастерства. | 2 3. 4. | Лепка колобка. Работа с пластилином. Лепка медведя. Лепка овощей и фруктов | Лепить из пластилина простейшие изделия Беседа (б): «Как устроены разные изделия» | Пластилин, стеки, картон, баночка, клеёнка | ||
3. Работа с бумагой | 5. 6. 7. 8. | Изготовление изделия по шаблону Аппликация лягушонка. Фантазии из бумаги. Аппликация Винни-Пух | Т.б. при работе с ножницами, клеем (стр. 31) Первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, газетная, обёрточная и т.д.), знание последовательности изготовления несложных изделий, разметка, резание, сборка, отделка. (стр. 38) Виды отделки: аппликация. Самостоятельно изготовить по образцу изделие. Б: «Почему ножницы разные?» Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки. Изготовлять по образцу изделие. (стр. 53) | Цв. Бумага, клей, ножницы, клеёнка, шаблоны, картон Цв. Бумага, клей, ножницы, клеёнка, шаблоны, картон | ||
4. Работа с природными материалами. «Учимся мастерству». | 9. 10. | Составляем осенний букет из листьев Фантазии из листьев и цветов | Знать правила сушки листьев. Т.б. при работе с клеем, ножницами. Стр. 74 | Листья, клей, картон, клеёнка, ножницы | ||
Работа с бумагой | 11. 12,13 | Ждём гостей. Подставка под стаканы, вазу Аппликация «Поляна» | Стр. 75 Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки. Изготовлять по образцу изделие. | Цв. Бумага, клей, ножницы, клеёнка, шаблоны, картон | ||
Работа с пластилином. Азбука мастерства. | 14 | Изготовление вазы | Стр. 78 Ваза. Лепить из пластилина простейшие изделия | Пластилин, стеки, картон, баночка, клеёнка, ваза, семена, горох | ||
Работа с бумагой | 15 | Подставка для кисточки | Стр. 80 Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки. Изготовлять по образцу изделие. Б.: «Свойства бумаги» | Цв. Бумага, клей, ножницы, клеёнка, шаблоны, картон | ||
16 17 18 19 20 21 22 | Размечаем треугольники. Разметь, вырежи, собери Новогодняя мастерская. Цепочка. Снежинки. Домино (из шаблонов) Мозаика Аппликация «Цирк» Бал цветов | Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки. Изготовлять по образцу изделие. Клеить кольца в цепочку. Вырезать по образцу узоры. Стр. 88. Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки. Изготовлять по образцу изделие. Стр. 91. Сборка изделия из деталей при помощи клея. Из заготовки сделать цветок | Цв. Бумага, клей, ножницы, клеёнка, шаблоны, картон, салфетки | |||
5. Оригами | 23 24 | Игрушки без ножниц и клея «Собачка» «Тюльпан» | Изготовлять изделия в технике «Оригами» | Цв. Бумага, лист в клетку | ||
6. Работа с тканью | 25 26 27 28 29 | Шов «прямая строчка», «двойная строчка». Шов «перевивы» Игольница Учимся красиво вышивать. Хитрые узелки. | Стр. 62, 63, 106. Выполнять простейшие швы. Т.б. при работе с иглой Стр. 106. Б. «Свойства ткани» Стр. 99 Б. «Сказка про иголки». Стр. 70 Техника вышивания. Обработка ткани. | Игла, нитки, ножницы, ткань | ||
Работа с бумагой | 30 31,32 | Размечаем круги, прямоугольники Разметь, вырежи, собери | Т.б. при работе с ножницами Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки. Изготовлять по образцу изделие. Т.б. при работе с ножницами Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки. Изготовлять по образцу изделие. | Цв. Бумага, клей, ножницы, клеёнка, шаблоны, картон, | ||
Работа с природными материалами. | 33,34 | Открытки из цветов | Т.б. при работе с клеем, ножницами. Работа с природными материалами | Природные материалы, сухие цветы, картон, клей, клеёнка, тряпочка |
Интегрированный курс «Грамота»
Пояснительная записка.
Соединяем «Обучение грамоте» и «Математика». Формируются умственные операции – сравнение, сопоставление, классификация и т.д.
Основная цель – достижение эффекта умственного развития, формирование учебной деятельности.
Основные задачи:
- научить детей учиться.
- формировать основные компоненты учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Ученик ставит вопросы: «не что делать?», а «как делать?».
На столах детей: учебник, рабочая тетрадь «Грамота», «Я учусь считать», фишки, цветные карандаши, цветные фигуры, тетрадь в клетку, цифры.
Постоянно перемежаются по языку, математике и подготовке руки ученика.
По окончанию учебного года ученик должен называть, приводить примеры:
- звуков гласных, согласных мягких, твёрдых;
- слов, называющих предметы.
Различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение.
Решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- строить модель предложения;
- проводить звуковой анализ, строить модели звукового состава 4 – 5 звуковых слов;
- правильно писать «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши» (под ударением);
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно, отдельные слова и простые предложения.
В неделю – 4 часа «Грамота», «Письмо» - 5 час.
В год - «Грамота» - 136 час., «Письмо» - 170 час.
34 недели.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Грамота.
Раздел | Дата провед. по плану | Фактич.дата провед. | № урока | Тема урока | Содержание, методические приёмы |
1. Обучение грамоте. Подготовитель-ный период (I полугодие) 64 часа | 1 2 3. 4. | Понятие о предложении. Введение понятия «слово» Интонационное выделение первого звука в словах. Знакомство со схемой звукового состава слова | Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской. Обозначение каждого слова полоской, различия между предметом и обозначающим его словом. Пересказ сказки «Репка», выделение первого звука в словах «внучка», «кошка», «мышка», «репка», «Жучка», «дед», «бабка». Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение места звуков «У», «А» в словах (под ударением). Составление предложений по картинке. Моделирование предложения. | ||
5. 6. 7. 8. | Звуковой анализ слова «мак». Звуковой анализ слов «сыр», «нос» Сравнение слов «кит», «кот» по звуковой структуре Сравнение слов «лук», «лес» по звуковой структуре | Подбор слов со звуком «м», расположенным в начале, в середине, в конце слова (по схемам). Сравнение этих слов по звуковой структуре. Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов. Подбор слов со звуками «к» и «кь» в начале, в середине, в конце (по схемам). Подбор слов со звуками «л» и «ль» в начале, в середине, в конце (по схемам). | |||
9. 10. 11. 12. | Понятие «гласный звук» Обозначение гласных звуков в модели слова Понятия «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук» Знакомство с буквой «а». | Введение понятия. Обозначение гласного звука красной фишкой. Звуковой анализ (З.а) слов «жук», «лужа». Обозначение гласных звуков в модели слова. Составление слова из заданных звуков. Введение понятий. Обозначение синими и зелёными фишками. Выбор слов со звуком «а» в начале, середине, в конце слова. (по рисункам). Печатание букв «А» и «а», дописывание элементов. | |||
13 14 15 16 | Знакомство с буквой «я» Буква «я» в начале слова. Знакомство с буквой «О» Знакомство с буквой «ё» | З.а. слов «пять», «дыня», «сабля». Печатание буквы «Я» и «я». Поиск и раскрашивание букв в соответствии с образцом. Письмо элементов печатных букв «Я» и «я». Обозначение звуков «й» и «а». З.а. слова «яхта». Печатание букв «а», «я» в заданной последовательности. Дописывание элементов буквы «а». Составление по схеме имён с изученными буквами. З.а. слов «стол» и «столик». Называние слов со звуком «о» в начале середине, в конце слова. З.а. слов «клён», «пёс», «утёнок». Печатание букв «Ё», «ё». Поиск и раскрашивание букв. | |||
17 18 19 20 | Буква «ё» в начале слова. Знакомство с буквой «у» Знакомство с буквой «ю» Буква «ю» в начале слова. | Обозначение звуков «й» и «о». Печатание букв «а, я, о» в заданной последовательности З.а. слов «труба», «стул». Сравнение слов «утка», «утята». Печатание букв «У», «у». дописывание элементов. З.а. слов «ключ», «утюг». Соотнесение слов «рюмка», «люстра» со схемами. Печатание букв «Ю», «ю». Поиск и раскрашивание букв. Обозначение звуков «й» и «у». З.а. слов «юла», «юнга». Запись букв в заданной последовательности. | |||
21 22 23 24 | Знакомство с буквой «э» Знакомство с буквой «е» Буква «е» в начале слова. Знакомство с буквой «ы» | З.а. слова «экран». Чтение стихотворения читающими детьми. З.а. слова «эхо». Печатание букв «Э», «э». З.а. слова «лев», «белка». Словоизменение. Печатание букв «Е», «е». Дописывание элементов буквы «е». Поиск и соединение печатной и письменной буквы. Обозначение звуков «й» и «э». З.а. слов «ели», «ежата». Печатание букв. З.а. слова «рыба». Словоизменение. Печатание буквы «ы», дописывание элементов. | |||
25 26 27 28 | Знакомство с буквой «и» Сопоставление согласных звуков по твердости – мягкости Знакомство с буквой «м» Знакомство с буквой «н» | З.а. слов «флаги», «гиря». Нахождение слов со звуком «и» в начале, середине, конце (по рис.). составление звуко– буквенной модели слова «иголка», «иголки». Слова единственного и множественного числа. Печатание букв «И», «и». Чтение слов. Сопоставление звуков в словах «мышка», «мишка», «булка», «белки». Печатание букв. З.а. слов «Маша», «Миша». Показ способа чтения прямого слога. Чтение слогов. Печатание букв «М», «м». Подсчёт и чтение слогов. З.а. слов «нос», «нитки». Чтение слогов. Печатание букв «Н», «н». Подсчёт и чтение слогов. | |||
29 30 31 32 | Знакомство с буквой «р» Знакомство с буквой «л» Знакомство с буквой «й» Деление слов на слоги. | З.а. слов «рысь», «речка». Чтение слогов. Печатание букв «Р», «р». Подсчёт и чтение слогов. Рассказ «Кто сказал «мяу»?» З.а. слов «луна», «лиса». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Л», «л». Подсчёт и чтение слогов. Рассказ «Кто сказал «мяу»?» З.а. слов «рой», «мой». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Й», «й». Подсчёт и чтение слогов. Слог. Перевод слов, записанных письменными буквами в слова печатные. Нахождение односложных слов. Печатание «р, л, м, н» | |||
33 34 35 36 | Знакомство с буквой «г». Понятие об ударении. Знакомство с буквой «к». Сопоставление звуков «Г», «к» по звонкости – глухости. Знакомство с буквой «з». | З.а. слов «рога», «флаги». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Г», «г». Подсчёт и чтение слогов, слов, предложений. Соотнесение рисунка со слогоударной схемой слова. З.а. слов «карта», «кегли». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «К», «к». Подсчёт и чтение слогов, слов, предложений. Отражение этой функции в модели слова (знак – «звоночек»). З.а. слов «зебра», «замок». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «З», «з». Подсчёт и чтение слогов, слов, предложений. | |||
37 38 39 40 | Знакомство с буквой «с». Знакомство с буквой «д». Знакомство с буквой «д». Знакомство с буквой «т». | З.а. слов «гуси», «сумка». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «С», «с». Подсчёт и чтение слогов, слов, предложений. Отражение этой функции в модели слова (знак – «звоночек»). Чтение слов, маленьких рассказов. Б.Житков «Галка». З.а. слов «дуги», «дятел». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Д», «д». Подсчёт и чтение слогов, слов, предложений. З.а. слов «тигр», «труба». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Т», «т». Подсчёт и чтение слогов, слов, предложений. В. Берестов «Как найти дорожку» | |||
41 42 43 44 | Сопоставление звуков «д», «т» по звонкости – глухости. Знакомство с буквой «б». Знакомство с буквой «п». Знакомство с буквой «в». | Классификация слов на две группы: со звонкими звуками и глухими. Печатание слов по группам. З.а. слов «бант», «бинт». Сравнение в словах звуков по твёрдости-мягкости. Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Б», «б». Подсчёт и чтение слогов, слов, предложений. З.а. слов «печка», «пушка». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «П», «п». Чтение слогов, слов, предложений. М.Пришвин «Ёж». З.а. слов «ветка», «ворона». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «В», «в». Чтение слогов, слов, предложений. | |||
45 46 47 48 | Знакомство с буквой «ф». Знакомство с буквой «ж». Знакомство с буквой «ш». Знакомство с буквой «ч». | З.а. слов «фонарь», «филин». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Ф», «ф». Чтение слогов, слов, предложений. Сравнение звуков по твёрдости – мягкости. З.а. слов «лыжи», «пирожок». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Ж», «ж». Чтение слогов, слов, предложений. Особенность звука – всегда твёрдый согласный. З.а. слов «груша», «катушка». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Ш», «ш». Чтение слогов, слов, предложений. Особенность звука – всегда твёрдый согласный. З.а. слов «чайник», «спички». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Ч», «ч». Чтение слогов, слов, предложений. Всегда мягкий согласный. | |||
49 50 51 52
| Знакомство с буквой «щ». Знакомство с буквой «х». Знакомство с буквой «ц». Знакомство с буквой «ь». | З.а. слов «ящик», «клещи». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Щ», «щ». Чтение слогов, слов, предложений. Всегда мягкий согласный. З.а. слов «хобот», «хвост». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Х», «х». Чтение слогов, слов, предложений. З.а. слов «цапля», «синица». Чтение слогов, слов, предложений. Печатание букв «Ц», «ц». Чтение слогов, слов, предложений. Всегда твёрдый согласный. Особенности буквы. Чтение слов по моделям. Сопоставление звуков по твёрдости – мягкости. Запись слов. | |||
53 54 | Разделительный твёрдый знак (Ъ) Знакомство с буквой «ъ». | Образование слов во множественном числе. Печатание. Сравнение слов. Печатание. Образование и запись слов с «ъ». | |||
2. Послебуквар-ный период. (учебник «Чтение и письмо» | 55 56. 57,58 59-64 | Алфавит. В. Сутеев. «Под грибом». А. Шибаев «Что случилось с «Ь»? В. Сутеев. «Под грибом». «Двенадцать месяцев» | Знание алфавита. Чтение сказок, рассказов учителем и хорошо читающими детьми. Моделирование обложки. | ||
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ (72 часа) | |||||
1 - 4 | «Двенадцать месяцев» | Знание алфавита. Чтение сказок, рассказов учителем и хорошо читающими детьми. Моделирование обложки. Знание алфавита. Чтение сказок, рассказов учителем и хорошо читающими детьми. Моделирование обложки. | |||
5 6, 7 8 | В. Сутеев «Три котёнка» В. Сутеев «Капризная кошка» Е. Чарушин «Как Томка научился плавать» | ||||
9 10-12 | «Про нос и язык» (по Е. Пермяку) «Меня нет дома» Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора» А. Шибаев «На зарядку –становись!» | ||||
13 14,15 16 | «Маленький тигр» (по Г. Циферову) Г. Остер «Середина сосиски». Я. Аким «Жадина» Е. Чарушин «Страшный рассказ». А. Шибаев «Беспокойные соседки» | ||||
17-18 19-20 | А. Шибаев «Всегда вместе» В. Сутеев «Яблоко» | ||||
21 22 23 24 25,26 27 28 | К. Ушинский «Четыре желания» Д. Хармс. «Храбрый ёжик» Г. Остер. «Спускаться легче» Г. Остер. «Два хвостика» Б.Житков «Как меня называли». Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился». В. Драгунский «…и чего не люблю» Н. Сладков «Белка и Медведь» | ||||
29 30 31,32 | М. Карем. «Растеряшка», «Заколдованная буква» В. Драгунский «Заколдованная буква» Н. Носов «Живая шляпа» Г. Снегирёв «Медвежата» | ||||
33-35 36 | В. Драгунский «Тайное становится явным» С. Маршак «Апрель» И. Соколов-Микитов «Май» | ||||
37,38 39 40 | С. Есенин «Черёмуха» Е. Чарушин «Томкины сны» А. Барто «Жук» | ||||
41 42,43 44 | А. Барто «Звуки и буквы» Е.Чарушин «Волчишко» Е. Трутнева «Эхо» | ||||
45,46 47,48 | Е. Пермяк «Торопливый ёжик» А.Барто «Я – лишний», Я. Тайц «По ягоды» | ||||
49,50 51,52 53,54 55,56 | В.Осеева «Печенье» «Три товарища» В.Осеева «Добрая хозяюшка» С. Прокофьев «Сказка о том, что надо дарить» | ||||
57,58 59,60 | Е. Пермяк «Самое страшное» «Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка) | ||||
61,62 63,64 | В. Сутеев «Кораблик» Д. Биссет. «Дракон Комодо» | ||||
65 66-68 | Д. Биссет. «Дракон Комодо» К. Чуковский «Путаница» | ||||
69-72 | Резерв. |
«Русский язык».
Пояснительная записка.
Программа реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умения и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся, развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа 1 класса изучается в рамках интегрированного курса «Грамота» (I полугодие) и «Чтение и письмо» (II полугодие). Количество часов на родной язык: I полугодие – 80 часов ( 5 часов в неделю), II полугодие – 90 часов ( 5 часов в неделю), за год 170 часов (34 недели).
Письмо.
На уроках письма ученик должен овладеть правильной посадкой за партой, умением держать тетрадь и пользоваться ручкой при письме; писать большие и маленькие буквы и их соединения в словах и предложениях.
Записывать слова, предложения после предварительного их анализа с учителем, а затем самостоятельно.
Читать и списывать слова, написание которых не расходятся с произношением, и предложений, состоящих из таких слов.
Читать и списывать слова, предложения с печатного и рукописного шрифтов.
Писать под диктовку, проверять написанное при помощи сличения с текстом. Писать большую букву в начале предложения, в именах, кличках животных, названий.
Составление небольшого рассказа и выборочная запись предложений из него.
Работа проводится в тетрадях на печатной основе.
«Письмо» № 1, 2, 3.
«Я учусь писать и читать».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Письмо.
Раздел | Дата провед. по плану | Фактич.дата провед. | № урока | Тема урока | Содержание, методические приёмы |
1. Подготовительный период (I полугодие) – 80 ч Тетради «Грамота» № 1,2,3 | 1, 2 3 - 5 | Рисование прямых линий в заданном направлении. Рисование прямых и наклонных линий. | Правила посадки, умение держать тетрадь, ручку при письме; рисование прямых линий. Рисование прямых и наклонных линий. | ||
6 7 8 9,10 | Рисование прямых и наклонных линий. Письмо наклонных линий. Рисование полуовалов и наклонных линий. Рисование полуовалов и прямых линий | Письмо наклонных линий. Рисование полуовалов и наклонных линий. Рисование полуовалов и прямых линий | |||
11,12 13 14,15 | Письмо полуовалов и прямых линий в различных направлениях Письмо различных линий Письмо элементов письменной буквы «а» | Письмо полуовалов и прямых линий в различных направлениях Письмо различных линий Письмо элементов письменной буквы «а» | |||
16,17 18 19,20 | Письмо элементов письменной буквы «а». Письмо вертикальных линий в заданной последовательности. Письмо письменной буквы «о» Письмо букв «О, о, Ё, ё, а» | Письмо элементов письменной буквы «а». Письмо вертикальных линий в заданной последовательности. Письмо письменной буквы «о» Письмо букв «О, о, Ё, ё, а» | |||
21 22 23-25 | Письмо изученных букв Письмо буквы «у» Письмо букв «Ю, ю» | Письмо буквы «у» Письмо букв «Ю, ю» | |||
26 27 28 29,30 | Письмо букв «Э, э» Письмо буквы «е» Письмо буквы «Е» Письмо буквы «ы» Резерв. | Письмо букв «Э, э» Письмо буквы «е» Письмо буквы «Е» Письмо буквы «ы» Изученные буквы | |||
31 32 33 34 35 | Письмо буквы «И, и» Письмо букв «и, ы». Письмо изученных букв Письмо букв «М, м» Резерв. | Письмо буквы «И, и» Письмо букв «и, ы» Письмо букв «М, м» Изученные буквы | |||
36 37 38 39 40 | Письмо букв «Н, н» Письмо буквы «р» Письмо букв «Л, л» Письмо букв «Й, й» Резерв. | Письмо букв «Н, н» Письмо буквы «р» Письмо букв «Л, л» Письмо букв «Й, й» Изученные буквы | |||
41 42 43 44 45 | Письмо букв «р, л, м, н» Письмо букв «Г, г» Письмо букв «К, к» Письмо букв «г, к» Резерв. | Письмо букв «р, л, м, н» Письмо букв «Г,г» Письмо букв «К, к» Письмо букв «г, к» Изученные буквы | |||
46 47 48 49 50 | Письмо букв «З,з» Письмо букв «С, с» Письмо букв «с, з» Письмо букв «Д, д» Резерв. | Письмо букв «З,з» Письмо букв «С, с» Письмо букв «с, з» Письмо букв «Д, д» Изученные буквы | |||
51 52 53 54 55 | Письмо букв «Т,т» Письмо букв «т, д» Письмо буквы «б» Письмо буквы «п» Резерв. | Письмо букв «Т,т» Письмо букв «т, д» Письмо буквы «б» Письмо буквы «п» Изученные буквы | |||
56 57 58 59 60 | Письмо буквы «в» Письмо буквы «ф» Письмо буквы «ж» Письмо буквы «ш» Резерв. | Письмо буквы «в» Письмо буквы «ф» Письмо буквы «ж» Письмо буквы «ш» Изученные буквы | |||
61 62 63 64 65 | Письмо букв «Ч,ч» Письмо буквы «щ» Письмо букв «Х, х» Письмо букв «Ц, ц» Резерв. | Письмо букв «Ч,ч» Письмо буквы «щ» Письмо букв «Х, х» Письмо букв «Ц, ц» Изученные буквы | |||
2. Послебукварный период Тетради «Письмо» № 1,2,3 | 66 67 68 69 70 | Письмо буквы «ь» Письмо буквы «ъ» Письменные буквы «А, а» Письменные буквы «Я, я» Изученные буквы | Письмо буквы «ь» Письмо буквы «ъ» Письменные буквы «А, а» Письменные буквы «Я, я» | ||
71-72 73-74 75 | Письменные буквы «О, о» Письменные буквы «Ё, ё» Изученные буквы | Письменные буквы «О, о» Письменные буквы «Ё, ё» Изученные буквы | |||
II полугодие 90 ч. | 76-77 78-79 80 1. 2 3 4 5 | Письменные буквы «У, у» Письменные буквы «Ю, ю» Изученные буквы Письменные буквы «Э, э» Письменные буквы «Е, е» Письменная буква «ы» Письменные буквы «И, и» Изученные буквы | Письменные буквы «У, у» Письменные буквы «Ю, ю» Изученные буквы Письменные буквы «Э, э» Письменные буквы «Е, е» Письменная буква «ы» Письменные буквы «И, и» Изученные буквы | ||
6 7 8 9 10 | Урок – обобщения: гласные буквы. Письменные буквы «М, м» Письменные буквы «Н, н» Письменные буквы «Л, л» Изученные буквы | Гласные буквы. Письменные буквы «М, м» Письменные буквы «Н, н» Письменные буквы «Л, л» Изученные буквы | |||
11 12 13 14 15 | Письменные буквы «Р, р» Письменные буквы «Й, й» Письменные буквы «Г, г» Письменные буквы «К, к» Изученные буквы | Письменные буквы «Р, р» Письменные буквы «Й, й» Письменные буквы «Г, г» Письменные буквы «К, к» Изученные буквы | |||
16-17 18,19 20 | Сопоставление «г – к» по звонкости и глухости. Письменные буквы «З, з» Письменные буквы «С, с» | Сопоставление «г – к» по звонкости и глухости. Письменные буквы «З, з» Письменные буквы «С, с» | |||
21,22 23 24 25 | Сопоставление «з– с» по звонкости и глухости. Письменные буквы «Д, д» Письменные буквы «Т, т» Сопоставление «д– т» по звонкости и глухости. | Сопоставление «з – с» по звонкости и глухости. Письменные буквы «Д, д» Письменные буквы «Т, т» Сопоставление «д– т» по звонкости и глухости. | |||
26 27 28 29,30 | Письменные буквы «Б, б» Письменные буквы «П, п» Сопоставление «б– п» по звонкости и глухости. Письменные буквы «В, в» | Письменные буквы «Б, б» Письменные буквы «П, п» Сопоставление «б– п» по звонкости и глухости. Письменные буквы «В, в» | |||
31 32 33 34 35 | Письменные буквы «Ф, ф» Сопоставление «в– ф» по звонкости и глухости. Письменные буквы «Ж, ж» Письменные буквы «Ш, ш» Сопоставление «ж– ш» по звонкости и глухости. | Письменные буквы «Ф, ф» Сопоставление «в– ф» по звонкости и глухости. Письменные буквы «Ж, ж» Письменные буквы «Ш, ш» Сопоставление «ж– ш» по звонкости и глухости. Сочетания «жи-ши». | |||
36 37 38 39 40 | Письменные буквы «Ч, ч» Письменные буквы «Щ, щ» Письменные буквы «Х, х» Письменные буквы «Ц, ц» Изученные буквы. Сочетания «ча-ща», «чу-щу». | Письменные буквы «Ч, ч» Письменные буквы «Щ, щ» Письменные буквы «Х, х» Письменные буквы «Ц, ц» Изученные буквы. Сочетания «ча-ща», «чу-щу». | |||
41 42 43,44 45 | Буква «ь» Буква «ъ» Повторение пройденного. Предложения по цели высказывания. | Буква «ь» Буква «ъ» Повторение пройденного. Предложения по цели высказывания. Запись предложений под диктовку. Списывание. | |||
46 47-49 50 | Однокоренные слова. Имена собственные. Деление слов на слоги. | Однокоренные слова. Писать с большой буквы имена собственные | |||
51 52,53 54,55 | Деление слов на слоги. Наблюдения над изменением смысла слов при изменении их форм Правописание гласных после шипяших | Деление слов на слоги. Писать правильно сочетания «жи-ши» в словах. | |||
56,57 58,59 60 | Сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу». Роль и значения имён прилагательных Повторение | Запись прилагательных. | |||
61-65 | Правописание гласных после шипящих | Писать правильно сочетания «жи-ши» «ча-ща», «чу-щу» в словах. | |||
66,67 68,69 70 | Правописание гласных после шипящих Наблюдения над ролью и значением глаголов Правописание слов с мягким знаком | Писать правильно сочетания «жи-ши» «ча-ща», «чу-щу» в словах. Запись глаголов. Правописание слов с мягким знаком | |||
71 72,73 74-76 | Правописание слов с мягким знаком Однокоренные слова. Правописание гласных после шипящих | Запись однокоренных слов. Писать правильно сочетания «жи-ши» «ча-ща», «чу-щу» в словах. | |||
77,78 79,80 | Антонимы Повторение. | Запись антонимов. Письмо под диктовку. | |||
81,82 83-90 | Списывание текстов. Повторение и закрепление пройденного материала. |
«Математика».
Пояснительная записка.
Обучение первоклассников математике в рамках самостоятельного предмета «Математика» начинается со второго полугодия, после завершения в первом полугодии интегрированного курса «Грамота». В соответствии с учебным планом на изучение «Математики» выделяется 64 часа (4 часа в неделю), во втором полугодии 72 часа, всего за год 136 часов (34 недели).
Учебник содержит материал, предназначенный для организации разнообразных видов и форм работы с детьми:
устной (коллективное обсуждение задачи, устный счёт, решение задач без выполнения записей) и письменной (запись решения задачи, выполнение геометрических построений, самостоятельная работа) работы. Все нужные записи выполняются в тетрадях на печатной основе «Грамота» № 1, 2, 3 и «Математика» № 1, 2, «Я учусь считать», в обычной тетради.
Важнейшими целями обучения являются:
- создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
- развитие мышления ребёнка;
- формирование его творческой деятельности.
Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих 5 содержательных линий:
- элементы арифметики;
- величины и их измерение;
- логика – математические понятия;
- элементы алгебры;
- элементы геометрии.
Особое место в системе упражнений занимают упражнения повышенной
трудности, которые носят ярко выраженный развивающий характер.
Структурно учебник выстроен по тематическому принципу.
Тема № 1. Свойства сложения и вычитания.
№2. Сложение и вычитание в пределах 10.
№ 3. Сложение и вычитание в пределах 20.
№ 4. Осевая симметрия.
Основные требования к подготовке учащихся,
оканчивающих 1 класс.
Ученик должен:
- знать названия натуральных чисел от 1 до 20 и число 0, уметь записывать эти числа цифрами;
- уметь называть числа 1 – 20 в прямом и обратном порядке;
- уметь пересчитывать предметы и результат выражать числом;
- уметь сравнивать два числа, характеризуя результаты, сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»;
- знать названия и обозначения действий сложения и вычитания и использовать эти действия для решения текстовых арифметических задач в одно действие, уметь записывать решение задачи с помощью математических знаков;
- знать наизусть таблицу сложения однозначных чисел в случаях, когда результаты не превышают 10, а также результаты табличных случаев вычитания в пределах 10.
Ученик может:
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; выполнять действие классификации;
- называть и показывать предмет, расположенный левее, правее, выше, ниже данного предмета, между двумя предметами;
- сравнивать предметы по размерам, используя практические приёмы;
- различать число и цифру;
- измерять длину предмета (отрезка), записывать результаты измерений в см, дм, см и дм;
- называть фигуру, изображённую на рисунке: точку, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник;
- различать шар и круг, куб и квадрат, многоугольники (треугольники, четырёхугольники, пятиугольники, шестиугольники);
- отмечать на бумаге точку, строить с помощью линейки отрезок;
- находить и показывать на чертеже пары симметричных точек.
Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
- выкладывать или изображать фишки для выбора нужного арифметического действия при решении задач;
- изображать с помощью стрелок (графов с цветными рёбрами) отношения между числами (величинами).
Применять:
- свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;
- правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;
- микрокалькулятор в целях самоконтроля при выполнении вычислений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Математика.
Раздел | Дата провед. по плану | Фактич.дата провед. | № урока | Тема урока | Содержание, методические приёмы |
1. Подготовительный период. Тетради «Грамота» № 1, 2, 3 I полугодие – 64 ч. | 1,2 3,4 | Выделение из множества его элементов – одного, каждого. Установление пространственных отношений между предметами. | Формирование первоначальных представлений о множествах: (множество предметов на столе, цветов в вазе, зверей на корабле). Выявление сходства и различия в предметах. Выделение множества. Ориентировка в пространстве: слева, справа. Отношения: впереди, сзади, между; порядковый счёт. | ||
5 6. 7 8 | Знакомство с числами и цифрами от 1 до 5. Знакомство с числами и цифрами от 6 до 9. Числа и цифры от 1 до 9. Взаимное расположение предметов. Состав чисел 2, 3, 4, 5. | Счёт от 1 до 5. Классификация цветных фигур по цвету и по форме. Запись цифры 1. Счёт от 6 до 9. отработка понятий «левее», «правее». Шкала линейки. Соответствия между множеством и числом. Закрепление знаний о числах и цифрах от 1 до 9. Расположение цифр «внутри», и «вне» замкнутой линии. Письмо цифры 2. Закрепление знаний о взаимном расположении предметов. Счёт предметов. Состав чисел 2, 3, 4, 5. Пространственное расположение цифр и их классификация. Решение задач. | |||
9 10. 11 12 | Подготовка к решению задач. Составление пар из элементов 2-х множеств. Установление соответствия между элементами множеств Подготовка к решению задач на сложение и вычитание | Движение по шкале линейки вправо. Влево. Циферблат часов. Подготовка к решению задач. Состав числа 5 (фишки). Письмо цифры 3. Ориентировка в понятиях «больше», «меньше», «поровну». Сравнение множеств. Установление соответствия между элементами множеств. Счёт предметов. Письмо цифры 4. Сравнение множеств. Письмо цифры 5. Моделирование условий задач и «запись» их решения. | |||
13 14 15 16 | Понятия «больше на…» и «меньше на …» Составление и решение задач на сложение и вычитание. Понятия «внутри», «вне», «пересечение». Составление и решение задач. | Состав числа 6. Сравнение множеств предметов. Составление и решение задач на сложение и вычитание (работа с цифрами). Письмо цифры 6. Установление соответствия между множеством предметов и числом. Решение задач. «Запись решения» цифрами (касса цифр). Состав чисел 6, 7. Письмо цифр. Понятия «внутри», «вне», «пересечение». Состав числа 7. Решение задач. Письмо цифры 7. Составление и «запись» задачи по рисунку. Письмо цифры 8. | |||
17 18 19 20 | Знакомство с числом и цифрой «0» Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром Нахождение длин отрезков. Решение задач на сложение и вычитание | Отработка понятий «больше на…» и «меньше на …». Сравнение чисел с использованием шкалы линейки. Знакомство с числом и цифрой «0». Решение задач. Состав числа 8. Письмо цифры 9. Запись цифр в заданной последовательности. Рисование прямоугольника по клеточкам. Решение задач, «запись» цифрами. Измерение длины отрезков с помощью линейки сравнение чисел. Рисование фигуры равной данной (с помощью кальки). Установление последовательности, в которой записаны числа. Решение задач, письмо цифр. Работа с фишками. Решение примеров на сложение. Заполнение таблицы карточками с цифрами. Состав числа 9. | |||
21 22 23 24 25 26 27 28 | Составление задач по рисункам Дециметр. Многоугольники Составление задач по рисункам Раскрытие смысла действия умножения. Решение задач. Составление задач. Работа с прямоугольной таблицей Уточнение смысла действия умножения | Состав числа 8. «Запись» решения задач цифрами, выполнение действий Составление задач по рисунку. Знакомство с дециметром. Решение примеров, копирование данных фигур. Дописывание пропущенных цифр. Составление задач по рисунку на сложение и вычитание. Счёт геометрических фигур. «Запись» решения цифрами. Выполнение действий на сложение и вычитание, решение примеров. Составление задач по рисункам Составление задач по рисунку, «запись» решения цифрами. Выполнение сложения. Решение различных задач по одному рисунку. Измерения расстояния между точками одинакового цвета. Выполнение сложения и вычитания с использованием шкалы линейки. Решение примеров. Работа с прямоугольной таблицей. Выделение из множества его частей, сравнение множеств. Состав числа 8. Прибавление и вычитание 1. Решение примеров. Составление задач по рисунку, чтение условия задачи и вопросов, «запись» решения цифрами. | |||
29 30 31 32 | Числа от 11 до 20 Представление чисел от 11 до 19 в виде суммы разрядных слагаемых Составление и решение задач. Числа от 11 до 20 | Образование чисел, их чтение, запись. Моделирование чисел с помощью пособия «Цветные палочки». Решение задач. Представление чисел от 11 до 19 в виде суммы разрядных слагаемых. Называние по порядку чисел, расположенных между 12 и 17, 19 и 14, 14 и 17, 15 и 12 и т.д. Измерение длины и высоты предметов, отрезков. Установление закономерности записи цифр и продолжение записи в соответствии с установленной закономерностью. Сравнение чисел, состав чисел 9, 10. Представление чисел от 11 до 19 в виде суммы разрядных слагаемых. Составление и решение задач. Подсчёт треугольников в фигуре и т.п. | |||
33 34 35 36 | Измерение длины в дм. Умножение. Состав чисел. Решение задач. | Измерение длины в дм. Выделение из множества его частей. Решение задач. Знакомство с действием «умножение». Измерение отрезков. Решение задач, примеров. Работа с танграмом. Вычитание числа 2, состав чисел 9, 10. Решение задач. Составление «домика» и «стола» из частей танграма. Практические упражнения, направленные на раскрытие смысла действия «умножении». | |||
37 38 39 40 41 42,43 44,45 | Составление и решение задач Введение знака «умножения» Числа от 11 до 20. Передвижение точки в соответствии с заданным алгоритмом. Сравнение множеств Решение задач на деление. Состав числа 10. Решение задач на деление, умножение. | Составление и решение задач. Вычитание из числа 8. Представление чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. Введение знака «умножения». Числа от 11 до 20. Составление и решение текстовых задач. Прибавление к числу 5. Составление и решение задач по рисунку «Путешествие» точки по заданному маршруту. Чтение текста задач и запись решения. Сравнение множеств. Измерение длины отрезков, состав числа 10. поиск геометрических фигур на рисунке. Раскрытие смысла действия «деления». Составление решения задач. Состав числа 10. Вычитание из числа 9. составление примеров по образцу. | |||
46,47 48 | Решение задач на деление, умножение. Измерение расстояний между точками. | Вычитание числа 4, прибавление числа 3. состав числа 10, составление и решение задач. Составление фигур из элементов танграма. Измерение расстояний между точками. Составление решения задач по схемам. Представление чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. | |||
49-51 52 | Решение задач. Работа с танграмом. | Прибавление к числу 7, дополнение до 10. Решение примеров, задач, дополнение условия задачи, моделирование его. Составление фигур из элементов танграма. Измерение длины сторон пятиугольника. Соединение линиями примеров с одинаковыми ответами. Дополнение условия задачи, решение её. | |||
53 54 | Составление и решение примеров Решение задач на все действия | Составление и решение примеров с заданным результатом. Вычитание из числа 7, вычитание числа 3. Классификация множества предметов. Составление примеров с заданным результатом. Вычитание из числа 9, вычитание числа 4. Составление и решение задач по рисунку. | |||
2. Послебукварный период. Учебник «Математика», тетради «Математика» № 1, 2 | 55,56 57,58 59.60 61,62 63,64 | Перестановка чисел при сложении. Сложение чисел с нулём. Свойства вычитания. Вычитание нуля. Прибавление и вычитание числа 1. | Складывать числа в любом порядке, уметь применять свойства действий при вычислениях. | ||
II полугодие – 72 ч. | 65,66 67,68 69,70 71,72 73,74 75,76 77,78 79,80 81,82 83,84 85,86 87,88 89,90 91,92 93,94 95,96 97-100 101 – 104 | Прибавление числа 2. Вычитание числа 2. Прибавление числа 3. Вычитание числа 3. Прибавление числа 4. Вычитание числа 4. Прибавление однозначного числа к 10. Прибавление и вычитание числа 2. Прибавление и вычитание числа 3. Прибавление и вычитание числа 4. Прибавление и вычитание числа 5. Прибавление и вычитание числа 6. Повторение. Правила сравнения чисел. Изображение отношений с помощью графов. Применение вычитания для сравнения двух чисел. Решение задач на нахождение числа больше данного на несколько единиц. Решение задач на нахождение числа меньше данного на несколько единиц. | Знать состав чисел 2, 3, 4. Уметь прибавлять и вычитать число по частям. Знать наизусть результаты прибавления чисел 1, 2, 3, 4 (без перехода через десяток). Уметь прибавлять любое однозначное число к 10. Состав чисел 2 – 6. Знать наизусть результаты прибавления чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6 (с переходом через десяток). Уметь сравнивать числа, выражая результат сравнения словами «больше» и «меньше». Уметь читать высказывания, изображённые с помощью стрелок. Уметь решать задачи, в которых надо узнать число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа. | ||
105, 106 107-110 111-113 114 – 116 117 – 120 121 – 124 125 – 127 128 – 130 131 – 134 135, 136 | Прибавление числа 7. Прибавление чисел 8, 9. Связь вычитания со сложением. Вычитание чисел 7, 8, 9 Сложение и вычитание в пределах 20. Отображение в зеркале (симметрия) Изображение фигуры, симметричной данной. Фигуры, имеющие ось симметрии. Повторение. Резерв. | Знать состав чисел 7, 8, 9. Уметь прибавлять к любому однозначному числу числа 7, 8, 9 по частям. Знать наизусть таблицу сложения. Называть действие, обратное действию «прибавить 3», «вычесть 5» и т.д. Уметь производить вычитание, пользуясь таблицей сложения. Уметь получать фигуру, симметричную данной, перегибанием листа бумаги по оси симметрии; уметь проверять перегибанием листа, имеет ли данная фигура оси симметрии. Уметь находить образы предметов или отдельных их частей в зеркале; показывать пары соответственных точек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....
рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"
данные рабочие программы соответствуют ФГОС...