Рабочая прорамма
календарно-тематическое планирование по теме
ПРОГРАММА
дополнительного образования
предшкольной подготовки
«Школа будущего первоклассника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkola_programma_.zip | 49.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное
образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№140
Советского района г. Волгограда
Утверждаю
Директор МОУ СОШ№140
____________Е.Л.Гордияш
_________________ 20__г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
предшкольной подготовки
«Школа будущего первоклассника»
Разработчик программы:
Шабанова С.Ю., учитель
начальных классов
Принято на заседании НМС
Протокол№ __ от _______20__г.
Программа групп предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» разработана на основе «Программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100».
Основная цель программы: обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Содержание программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения их в школе.
Программа «Школа будущего первоклассника» призвана решать следующие задачи воспитания и развития:
- укрепление и обогащение здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
- развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Организация образовательного процесса
Принципы организации педагогического процесса в ГПП:
- образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
- основное внимание педагога направлено на приобретение ребёнком опыта коммуникативного поведения в среде сверстников и формирование желания учиться;
- взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнёра-участника.
Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки включает в себя виды деятельности для детей дошкольного возраста. К ним относятся игровая деятельность, продуктивная деятельность (изобразительная, конструктивная), восприятие художественной литературы, восприятие музыки и движение под музыку, двигательная активность, познавательно-исследовательская деятельность, элементарная математика, а также практическая бытовая деятельность по самообслуживанию.
Образовательный процесс в ГПП строится на рациональном сочетании разнообразных видов организации деятельности, в том числе и учебной, которая будет осуществляться на специально проводимых занятиях со всей группой обучающихся и в самостоятельной деятельности детей.
Формой предшкольной подготовки является группа кратковременного пребывания детей на базе МОУ СОШ№140.
Сроки освоения программы: октябрь – апрель - 68 часов, два часа в неделю, академический час составляет 30 минут. В связи с возрастными особенностями детей данная программа предусматривает в течение проведения занятий одну динамическую паузу (30 минут) и одну ролевую игру (30 минут).
Структура программы
Занятия по программе носят интегрированный характер, с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются разделы: «По дороге к грамоте», «Первые шаги в математику». Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.
Раздел «По дороге к грамоте» направлен на формирование фонематического восприятия и слуха, обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение».
Раздел «Первые шаги в математику» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».
Программно-методическое и технологическое обеспечение
Для работы в группах предшкольной подготовки используются программы для дошкольных образовательных учреждений.
Учебный курс/ Учебная программа | Учебно-методическое обеспечение |
«По дороге к грамоте» Государственная программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте («По дороге к Азбуке»)». | Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч.3,4); Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации. |
«Первые шаги в математику» Государственная программа Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Математическое развитие дошкольников». | Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников (ч. 1, 2); Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации. |
Для успешной реализации программы ГПП возможно использование различных педагогических технологий:
- игровые, т.к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, предоставляют новые возможности добычи информации;
- технологии деятельностного метода, исследовательско-познавательные, проектные – в основе – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, обеспечивает самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка. Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы;
и др.
Формы оценки и контроля усвоения учебной программы учащимися:
- психолого-педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапах обучения;
- индивидуальная карта отслеживания успешности обучаемого;
- папка достижений ребенка.
Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы
- сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
- развитая функция произвольного поведения;
- овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты);
- сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);
- сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников);
- развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых, трудовых, музыкально-ритмических, графических, социально-нравственных и др.)
Компетенции дошкольника
В группах предшкольной подготовки начинается формирование тех компетенций, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, таким образом, обеспечивая преемственность между предшкольной и начальной ступенями образования.
Компетенции, формирующиеся на предшкольной ступени образования:
- учебно-познавательные - умения наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать, умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты;
- информационные – простейшие навыки приёма, переработки, выдачи информации, работы с носителями информации;
- социально-трудовые – первичные навыки самообслуживания, умения получать радость от общения, оценивание своей деятельности и поведения
- общекультурные - знания и опыт сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, навыки конструктивного общения, умения взаимодействовать со сверстниками.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по развитию математических представлений разработана на основе авторской программы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Математическое развитие дошкольников» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе концепции «Программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Программное содержание реализуется с использованием:
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников (ч. 1, 2);
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.
Содержание программы
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... , меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения.
Основные умения даются на двух уровнях: уровень А - планируемый минимум образования; уровень Б - желаемый уровень.
Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
Умение соотносить цифру с количеством предметов.
Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Уровень А.
Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
Умение находить части целого и целое по известным частям.
Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Уровень Б.
Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,<,=.
Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах .10. на основе предметных действий.
Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков;
Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц:
Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади;
Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Формируемые понятия и универсальные учебные действия | Тема учебного пособия, № пособия и страницы | Дата |
Свойства предметов | 1 | Сравнение предметов по величине (без измерения), форме, цвету, материалу, назначению. Нахождение общего свойства группы предметов. Выделение основания для определения «лишний предмет». Игра «Матрешки». Уточнение представления о формах геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал). Игра- путешествие в Царство геометрических фигур. | «Раз -ступенька, два -ступенька…» №1, с. 1-2 | ||
Объединение предметов в группы по общему свойству. | 1 | Объединение предметов в группы по общему признаку. Сравнение групп предметов с помощью сопоставления пар, уравнивание групп предметов, установление порядка уменьшения и увеличения размера. Знакомство с понятиями таблицы. Строки и столбца таблицы. Игра «День рождения кота Леопольда». | «Раз -ступенька, два -ступенька…» №1, с. 3-5 | ||
Объединение предметов в группы по общему свойству. | 1 | Сравнение групп предметов с помощью сопоставления пар, уравнивание групп предметов, установление порядка уменьшения и увеличения размера. Сравнение групп предметов путем составления пар. Знаки равенства и неравенства. Игра «Третий лишний». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.6-9 | ||
Сравнение групп предметов. | 1 | Сравнение групп предметов. Знаки «равно» и «неравно». Закрепление понятий «равенство» и «неравенство». Игры «день-ночь», «Все-все-все». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.10-13 | ||
Сложение. | 1 | Формирование представления о действиях сложения, как объединения группы предметов. Знакомство со знаком «+». Формирование понятий: часть, целое. Игры: «В овощном магазине», «Кто лишний». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.14-15 | ||
Пространственные отношения: на, над, под. | 1 | Формирование пространственных отношений. Закрепление представления о сложении как объединении группы предметов. Закрепление понятий: часть, целое. Игра «Вспомни и назови». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.16-17 | ||
Пространственные отношения: справа, слева. | 1 | Формирование пространственных отношений: справа, слева. Закрепление представления о сложении. Закрепление понятий: часть, целое. Игра «Геометрическое лото». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.18-21 | ||
Вычитание. Пространственные отношения: между, посередине. | 1 | Формирование представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком «-». Формирование пространственных отношений: между, посередине. Игра: «Сбор урожая. | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.22-25 | ||
Один – много. Число 1 и цифра 1. | 1 | Формирование понятий: один – много. Знакомство с числом 1 и с графическим рисунком цифры 1. Закрепление представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания. | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.26-29 | ||
Число 2 и цифра 2. Пара. Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | Формирование понятий: один – много. Знакомство с числом 2 и с графическим рисунком цифры 2. Закрепление представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания. Игра «Динамические картинки». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.30-33 | ||
Пространственные отношения: длиннее, короче. Представления о точке, линии, отрезке. | 1 | Формирование представления о точке, линии, отрезке, прямой и кривой линиях, луче. Соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять задачи, в которых надо выполнить сложение и вычитание в пределах 2. | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.34-37 | ||
Число 3 и цифра 3. Замкнутые и незамкнутые линии. Отрезок, луч. | 1 | Знакомство с образованием и составом числа 3. Закрепление представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания. Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линии. Игра «Путешествие точки». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.38-41 | ||
Число 4 и цифра 4. Ломаная линия, многоугольник. | 1 | Знакомство с образованием и составом числа 4. Закрепление представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания. Формирование представлений о ломаной линии, многоугольнике. Игра «Строители». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.42-45 | ||
Представления о числовом отрезке. Угол | 1 | Формирование представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Закрепление смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетных умений и состава чисел в пределах 4, пространственных отношений. Формирование представлений о различных видах углов – прямом, остром, тупом. Игра «Железная дорога». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.46-49 | ||
Число 5 цифра 5. Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 | Знакомство с образованием и составом числа 5. Уточнение пространственных отношений: впереди, сзади. Присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5. Игра «Геометрическое лото». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.50-53 | ||
Обозначение отношений больше, равно, меньше. | 1 | Формирование представлений о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар. Знакомство со знаками «больше», « меньше». Закрепление понимания взаимосвязи целого и частей, в числах и цифрах 1 – 5. Игра «В гостях». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.54-57 | ||
Числа 1-5. Временные отношения: раньше, позже. | 1 | Закрепление навыков количественного и порядкового счета. Образование и написание, состав чисел 1 – 5. Расширение временных представлений об отношениях: раньше, позже. Игра «Волшебный мешочек». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №1, с.58-61 | ||
Число 6 и цифра 6. | 1 | Знакомство с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 6. Закрепление понимания взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов. Введение термина «задача». Игра «Поезд». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.2-5 | ||
Число 6 и цифра 6. Шестиугольник. | 1 | Знакомство с новым видом многоугольников – шестиугольником. Закрепление умения считать до 6, представление о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и части. Игра «Геометрическое лото». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.6-7 | ||
Измерение длины. | 1 | Знакомство с различными способами измерения длины, с единицами измерения длины: шаг, пядь, локоть. Сажень. Закрепление умения составлять мини-рассказы и выражения по рисункам. Счет в пределах 6. Игра «Забавные человечки». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.10-11 | ||
Число 7 и цифра 7. | 1 | Знакомство с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 7. Знакомство с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины. Игры « Хлопки», «Строители». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.16-17 | ||
Отношения: тяжелее, легче. Сравнения предметов по массе. | 1 | Формирование представлений о понятиях: тяжелее, легче; сравнение предметов по массе. Закрепление понимания взаимосвязи между частью и целым. Игра «Поварята». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.22-25 | ||
Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки) | 1 | Формирование представления о необходимости выбора мерки при измерении массы; знакомство с меркой 1 кг. Закрепление понимания взаимосвязи между частью и целым; смысла сложения и вычитания. Игры «Седьмой лишний», « В магазине». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.26-27 | ||
Число 8 и цифра 8. | 1 | Знакомство с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 8. Игры « Хлопки», «Строители». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.28-31 | ||
| Представления об объёме (вместимости). | 1 | Формирование представления об объеме, сравнение сосудов по объему с помощью переливания. Закрепление счетных умений в пределах 8, взаимосвязи целого и частей. Игры « Хлопки», «Строители». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.34-35 | |
| Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки) | 1 | Формирование представления об измерении объемов с помощью мерки. Закрепление счетных умений в пределах 8, взаимосвязи целого и частей. Игра «Кубики». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.36-37 | |
| Число 9 и цифра 9. | 1 | Знакомство с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 9. Закрепление понимания взаимосвязи между частью и целым; смысла сложения и вычитания. Игры «Седьмой лишний», « Торопись, да не ошибись». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.38-41 | |
| Счет и сравнение чисел в пределах 9. | 1 | Закрепление представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей и их схематического изображения с помощью числового отрезка. Сравнение чисел на предметной основе, сложение и вычитание на числовом отрезке. Игра «Волшебный мешочек». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.42-43 | |
| Площадь. Измерение площади. | 1 | Представления о площади. Сравнение площади (опосредованное с помощью мерки и непосредственное). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Игра «Зеркало». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.44-45 | |
| Число 0 и цифра 0. | 1 | Представление о числе 0 и его свойствах. Закрепление представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей и их схематического изображения с помощью числового отрезка. Сравнение чисел на предметной основе, сложение и вычитание на числовом отрезке. Игра «Волшебный мешочек». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.50-51 | |
| Число 10 и цифра 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | Представления о числе 10, его образовании, составе, записи. Закрепление понимания взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники. | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.52-53 | |
| Шар, куб, параллелепипед. | 1 | Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед (коробка). Распознавание пространственных фигур. Закрепление представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей и их схематического изображения с помощью числового отрезка. Сравнение чисел на предметной основе, сложение и вычитание на числовом отрезке. Игра «Фотограф». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.54-55 | |
| Пирамида, конус, цилиндр. | 1 | Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Распознавание пространственных фигур. Закрепление представления о составе числа 10.Игры «Угадай-ка», «Волшебный мешочек». | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.56-57 | |
| Игра-путешествие в страну Математику. | 1 | Закрепление представления о свойствах предметов; сложении и вычитании группы предметов; взаимосвязи целого и частей; геометрических представлений. Количественный и порядковый счет, состав чисел в пределах 10. | «Раз - ступенька, два - ступенька…» №2, с.60-61 |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте разработана на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе концепции «Программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Программное содержание реализуется с использованием:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч.3,4).
Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации.
Цель программы по обучению грамоте и письму – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
1) развитие умений говорения и слушания, чтения (слогов);
2) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
3) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звуко-слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки.
Содержание работы
- Развитие связной речи:
– обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
– обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
– обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет_
ной картинке, по серии картинок;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Лексическая работа:
– обогащение словарного запаса детей;
– обучение употреблению новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие звуковой культуры речи:
– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
звука, его условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Развитие фонематического слуха:
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных.
- Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения.
К концу обучения по программе «По дороге к азбуке» у детей формируются следующие знания и умения:
1. Звуки:
- Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения Звука, его условное обозначение;
- Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове;
- Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов;
- Уметь читать и составлять слоги и.
2. Слоги:
- Знать понятие «слог»
- Уметь проводить слоговой анализ слов;
- Уметь подбирать слова на заданное количество слогов;
- Уметь выделять в словах первый и последний слог;
- Уметь подбирать слова на заданный слог;
- Уметь составлять прямые и обратные слоги.
- Уметь печатать слоги
3. Слова:
- Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
- Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам;
- Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова;
- Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Уметь печатать слова
4. Буквы:
- Знать буквы
- Знать дифференсацию понятий «звук» и «буква»;
- Знать согласные и гласные буквы;
- Уметь соотносить букву и звук
5. Связная устная речь.
- Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;
- Уметь составлять предложения
- Уметь пересказывать текст;
- Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Формируемые понятия и универсальные учебные действия | Тема учебного пособия, № пособия и страницы | Дата |
Звуки и буквы. | 1 | Знакомство с правилами поведения в школе, школьными принадлежностями. Знакомство с понятиями: речевые и неречевые звуки; с органами артикуляции, способами произнесения звука. Формирование правильной посадки при письме. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Звуки и буквы. Стр. 1. | ||
Слова. Звуки. | 1 | Знакомство с понятиями «звуки» и «буквы»; «длинный, короткий». Знакомство с правилами штриховки. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 2. | ||
Звук [А]. | 1 | Знакомство с понятиями «звуки» и «буквы». Знакомство со звуком [А], его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, способом произнесения, узнавание звука [А] в звуковом ряду; выделение гласного звука [А] среди других гласных, его обозначение буквой «А».
| «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 1, 4–5 | ||
Звук [О]. | 1 | Знакомство со звуком [О], его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, способом произнесения, узнавание звука [О] в звуковом ряду; выделение гласного звука [О] среди других гласных, его обозначение буквой «О». Формирование умения определять количество звуков [О] в словах, положение [О] в разных частях слова. Игра: «Расшифруй письмо». Знакомство с правилами штриховки. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 2, 6–7 | ||
Звук [Э]. | 1 | Представление о длинных и коротких словах. Знакомство со звуком [Э], его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, способом произнесения, узнавание звука [Э] в звуковом ряду; выделение гласного звука [Э] среди других гласных, его обозначение буквой «Э». Формирование умения определять количество звуков [Э] в словах, положение [Э] в разных частях слова. Формирование навыка правильного письма: штриховка в разном направлении. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 3, 8–9 | ||
Звук [И]. | 1 | Знакомство со звуком [И], его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, способом произнесения, узнавание звука [И] в звуковом ряду; выделение гласного звука [И] среди других гласных, его обозначение. Формирование умения определять количество звуков [И] в словах; закрепление представления о коротких и длинных словах. Развитие умения звукового анализа и синтеза слов. Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 10–11 | ||
Звук [Ы]. Звуки [Ы] - [И]. | 1 | Знакомство со звуком [Ы] , его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, способом произнесения, узнавание звука [Ы] в звуковом ряду; выделение гласного звука [Ы] среди других гласных, его обозначение буквой «Ы» Формирование умения определять положение звука [Ы] в словах; различать звуки [И] – [Ы] ) в словах, развитие навыка словоизменения. Формирование навыка правильного письма: штриховка в разном направлении. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 12–15 | ||
Звук [У]. Гласные звуки. | 1 | Знакомство со звуком [У] , его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, способом произнесения, узнавание звука [У] в звуковом ряду; выделение гласного звука [У] среди других гласных, его обозначение буквой «У». Формирование умения узнавать гласные звуки по артикуляции. Развитие умения звукового анализа слов, различать слова по звуковому составу. Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, раскрашивание. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 16–19 | ||
Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. | 1 | Знакомство со звуком [М], его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, способом произнесения; обозначение буквой М; выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений. Развитие умения звукового анализа слогов и словотличия от звуков, выкладываем с помощью звуковых обозначений слоги. Знакомство с согласными звуками их отличие от гласных. Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, раскрашивание. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 20–23 | ||
Звук [М*]. Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | Знакомство со звуком [М*], его обозначением на сюжетной картинке и звуковой карточке, способом произнесения; обозначение буквой М; выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений. Развитие умения звукового анализа слогов и словотличия от звуков, выкладываем с помощью звуковых обозначений слоги. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, штриховка. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 24–27, звуковые карточки | ||
Звуки [Н] – [Н*]. | 1 | Знакомство со звуками [Н] и [Н*], различение звуков [Н] – [Н*]. Знакомство с буквой «Н». Развитие умения звукового анализа слогов и словотличия от звуков, выкладываем с помощью звуковых обозначений слоги. Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, штриховка. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 28–31, звуковые карточки | ||
Звуки [П] – [П*]. | 1 | Знакомство со звуками [П] и [П*], различение звуков [П] – [П*]. Знакомство с буквой «П». Развитие умения звукового анализа слогов и словотличия от звуков, выкладываем с помощью звуковых обозначений слоги. Формирование навыка правильного письма: раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 32–35, звуковые карточки | ||
Звуки [Т] – [Т*]. | 1 | Знакомство со звуками [Т] и [Т*], различение звуков [Т] – [Т*]. Знакомство с буквой «Т». Развитие умения звукового анализа слогов и словотличия от звуков, выкладываем с помощью звуковых обозначений слоги. Формирование навыка правильного письма: раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 36–39, звуковые карточки | ||
Звуки [К] – [К*]. | 1 | Знакомство со звуками [К] и [К*], различение звуков [К] – [К*]. Знакомство с буквой «К». Развитие умения заполнять схемы слов. Формирование навыка правильного письма: раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 40–45, звуковые карточки | ||
Звуки [Х] – [Х*]. | 1 | Знакомство со звуками [Х] и [Х*], различение звуков [Х] – [Х*], [К] – [Х], [К*] – [Х*]. [Знакомство с буквой «Х». Развитие умения заполнять схемы слов. Формирование навыка правильного письма: раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 46–47, звуковые карточки | ||
Звуки [Ф] – [Ф*]. | 1 | Знакомство со звуками [Ф] и [Ф*], различение звуков [Ф] – [Ф*]. Знакомство с буквой «Ф». Развитие умения звукового анализа слов, заполнение схем слов. Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 48–50, звуковые карточки | ||
Дружные звуки. Звук [Й*]. Звуки [Й*О] – [Й*У]. | 2 | Знакомство со звуками [Й*], [Й*О], различение звуков [Й*О], [Й*У]. Знакомство с буквами «Й», «Ё», «Ю». Развитие умения узнавать йотированные звуки в словах. Формирование умения звукового анализа. Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 56–58, звуковые карточки | ||
Звуки [Й*А] – [Й*Э]. | 2 | Знакомство со звуками [Й*А], [Й*Э], различение звуков [Й*А], [Й*Э]. Знакомство с буквами «Я», «Е». Развитие умения узнавать йотированные звуки в словах. Формирование умения звукового анализа. Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов. | «По дороге к Азбуке», ч. 3. Стр. 59–60, звуковые карточки | ||
Звуки [Л] – [Л*]. | 1 | Знакомство со звуками [Л] и [Л*], различение звуков [Л] – [Л*], [Л*] – [Й*]. Знакомство с буквой «Л». Развитие умения слогового анализа, определение слогов в словах. Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов. | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 1–7, звуковые карточки | ||
Звуки [В] – [В*]. Звонкие и глухие согласные. | 1 | Знакомство со звуками [В] и [В*], различение звуков [В] – [В*], [В*] – [Ф*], [В] – [Ф]. Знакомство с буквой «В». Представление о звонких и глухих согласных. Развитие умения слогового анализа, определение слогов в словах. Формирование навыка правильного письма: воспроизведение рисунков, линий, полуовалов по памяти. | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 8–11, звуковые карточки | ||
Звук [Ч*]. | 1 | Знакомство со звуком [Ч*], буквой «Ч». Развитие умения изменять слова. Формирование умения звукового анализа слов. Формирование навыка правильного письма: воспроизведение рисунков, линий, полуовалов по памяти. | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 12–13, звуковые карточки | ||
Звук [Щ*]. | 1 | Знакомство со звуком [Щ*], буквой «Щ». Различение звуков [Ч*] – [Щ*]. Развитие умения подбирать слова к готовым схемам. Формирование умения звукового анализа слов. Формирование навыка правильного письма: воспроизведение рисунков, линий, полуовалов по памяти. | «По дороге к Азбуке», ч. 4 . Стр. 14–17, звуковые карточки | ||
Звуки [Б] – [Б*]. | 1 | Знакомство со звуками [Б] и [Б*], различение звуков [Б] – [Б*], [Б*] – [П*], [Б] – [П]. Знакомство с буквой «Б». Развитие умения подбирать слова к готовым схемам. Формирование умения звукового анализа слова и синтеза. Формирование навыка правильного письма: графический диктант. | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 18–21, звуковые карточки | ||
Звуки [Д] – [Д*]. | 1 | Знакомство со звуками [Д] и [Д*], различение звуков [Д] – [Д*], [Д*] – [Т*], [Д] – [Т]. Знакомство с буквой «Д». Развитие умения подбирать слова к готовым схемам. Формирование умения звукового анализа слова и синтеза. Формирование навыка правильного письма: графический диктант. | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 22–25, звуковые карточки | ||
Звуки [С] – [С*]. | 1 | Знакомство со звуками [С] и [С*], различение звуков [С] – [С*]. Знакомство с буквой «С». Развитие умения подбирать слова к готовым схемам. Формирование умения звукового анализа слова и синтеза. Формирование навыка правильного письма: графический диктант. | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 26–29, звуковые карточки | ||
Звук [Ц]. | 1 | Знакомство со звуком [Ц], различение звуков [Ц] – [С], [Ц] – [Ч*]. Знакомство с буквой «Ц». Развитие умения подбирать слова к готовым схемам. Формирование умения образовывать «цепочку слов». Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов, воспроизведение по памяти и на «слух». | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 30–33, звуковые карточки | ||
Звуки [Г] – [Г*]. | 1 | Знакомство со звуками [Г] и [Г*], различение звуков [Г] – [К], [Г*] – [К*]. Знакомство с буквой «Г». Развитие умения умения звуко-слогового анализа и синтеза слов. Формирование умения решать «примеры». Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов, воспроизведение по памяти и на «слух». | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 34–37, звуковые карточки | ||
Звуки [З] – [З*].Свистящие согласные звуки. | 1 | Знакомство со звуками [З] и [З*], различение звуков [З] – [С], [З*] – [С*]. Знакомство с буквой «З», с свистящими согласными звуками. Развитие умения умения звуко-слогового анализа и синтеза слов. Формирование умения решать «примеры Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов, воспроизведение по памяти и на «слух». | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 38–43, звуковые карточки | ||
Звук [Ш]. | 1 | Знакомство со звуками [З] и [З*], различение звуков [З] – [С], [З*] – [С*]. Знакомство с буквой «З», со свистящими согласными звуками. Развитие умения умения звуко-слогового анализа и синтеза слов. Формирование умения решать «примеры». Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов, воспроизведение по памяти и на «слух». | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 44–47, звуковые карточки | ||
Звук [Ж]. Шипящие согласные звуки. | 1 | Знакомство со звуком [Ж], различение звуков [Ж] – [Ш], [Ж] – [З]. Знакомство с буквой «Ж». Развитие умения подбирать слова к готовым схемам. Формирование понятия шипящие согласные звуки. Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов, воспроизведение по памяти и на «слух». | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 48–51, звуковые карточки | ||
Звуки [Р] – [Р*]. | 1 | Знакомство со звуками [Р] и [Р*], различение звуков [Р] – [Р*], [Р] – [Л], [Р*] – [Л*].Знакомство с буквой «Р». Развитие умения звуко-слогового анализа и синтеза слов. Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов, воспроизведение по памяти и на «слух». | «По дороге к Азбуке», ч. 4. Стр. 52–60, звуковые карточки | ||
Игра-путешествие по стране Азбуке. | 1 | Повторение изученных звуков: гласные и согласные; деление согласных звуков на твердые и мягкие. Повторение изученных букв. | «По дороге к Азбуке», ч. 4, звуковые карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прорамма по литературному чтению 2 класс УМК Планета Знаний
Данный материал содержит рабочую программу по литературному чтению для 2 класса УМК Планета знаний. Программа включает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса,методы и формы решения поставле...
Рабочая прорамма по технологии (Лутцева) для 2 класса
Рабочая программа для 2 класса по Лутцевой (пояснительная записка, тематическое планирование, сама программа)...
рабочая прорамма по внеурочной деятельности "Я - гражданин своей страны"
рабочая прграмма по внеурочной деятельности военно - патриотического направления "Я - гражданин своей страны"...
Рабочие прораммы по УМК "Планета знаний" 3 класс
Пояснительные записки, календарно-тематические планы...
рабочая прорамма
Дәреслек: Татар теле.Мияссарова И. Х.,Фәйзрахманова , татар телендә башлангыч гомуми белем бирү мәктәбенең 4 сыйныфы өчен дәреслек 2 кисәктә ТР Мәгариф һәм фән ми...
Рабочая прорамма, 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена в соответствии с ФГОС НОО с учетом Примерных программ по учебным предметам ...
Рабочая прорамма по внеурочной деятельности "Балаболока" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе (33 часа) по развитию речи под названием "Балаболочка".Программа внеурочной деятельности «Балаболочка» имеет общекультурну...