"Местоимение". Обобщающий урок. 4-й класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoim.docx75.75 КБ

Предварительный просмотр:

"Местоимение". Обобщающий урок. 4-й класс

Паневина Татьяна Александровна, учитель начальных классов

Цели:

Закрепить знания о местоимениях, подготовить к изучению темы “Глагол”;

Развивать умение делать логические выводы и обосновывать их; воспитывать любовь к красоте русского языка.

ХОД УРОКА

1. Минутка чистописания.

Я Яя

2. Повторение ранее изученного.

- К какой части речи относится слово “Я”?

 - Что вы знаете о местоимениях?

 - Без местоимений наша речь была бы длинной и нудной. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство. И хотя в местоимениях нет “перелива красок” как в прилагательных; нет точных эпитетов, как в существительных, местоимения играют роль “запасных игроков”, “дублеров”.

- Докажите, что местоимения занимают в речи место существительных, прилагательных. (Дети приводят примеры).

 - Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадайте, какие слова подразумеваются под местоимениями ОНО, ОН, ОНА.

Утром, так заведено – разомкнешь ресницы,

 И к тебе идет ОНО розовой жар-птицей…

 А стемнеет – ОН придет: тоненький, смущенный.

 Он на цыпочках войдет долькою лимонной…

 Срок прошел – плывет ОНА в пелене тумана,

 Круглолица и грустна, будто Несмеяна.

- О каких небесных светилах здесь говорилось? - Запишем эти отгадки вместе с местоимениями, которые их заменяли.

(Солнце – оно, месяц – он, Луна – она).

 3. Игра на внимание “Четвертое лишнее”.

- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Посмотрите на эти слова и навозите “4 лишнее”:

Мы он вы но (союз)

Они вы я мы (ед.ч.)

Он ты оно они (2 лицо)

Он его ему яму (сущ., в.п.)

4. Выборочный слуховой диктант.

- Вы были внимательны, поэтому вам не будет трудно на слух определить количество местоимений в тексте:

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно… Дома рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету. (9 местоимений)

- Для проверки мы выпишем из этого текста местоимения и определим их падежи:

Я – им.п., (подл.),

Ей – д.п.,

Ко мне – д.п.,

Он – им.п.,

Она – им.п.,

Надо мной – т.п.,

Около меня – р.п.,

Их – р.п.

 5. Игровое задание “Кроссворд”.

- А сейчас небольшая проверочная работа. Запишите в строчку через запятую следующие местоимения:

1 л., мн.ч., д.п.

 1 л., ед.ч., д.п.

 3 л., ед.ч., м.р., р.п.

 3 л., мн.ч., им.п.

 3 л., мн.ч., т.п.

- Если вы все сделали верно, то в моем кроссворде сойдутся все буквы.

- Вспомните, какие местоимения подходят к этим моделям. (Местоимения могут стоять в любом падеже)

6. Корректор.

- У меня на доске записан текст, в котором допущены орфографические и стилистические ошибки. Найдите их:

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ними было озеро. В нем водились карпы. Они приехали рыбачить. Ани поймали много их.

- А теперь запишите к себе исправленный текст. Слова, в которых были допущены ошибки, подчеркните карандашом.

7. Игра на внимание “Хитрые вопросы”.

- Небольшая игра “Хитрые вопросы”:

Мама увидела на столе посуду и спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы – мы – ты)

Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог “К”, чтобы получились самые крупные овощи? (ты – к – вы)

Какие местоимения одинаково читаются слева направо и справа налево? (оно, тот)

8. Пропедевтика темы “Глагол”.

- Мы заканчиваем с вами изучать “Местоимения” и со следующей недели будем изучать новую часть речи – глагол. Глаголы тесно связаны с местоимениями. И в подтверждение моих слов я предлагаю вам следующее задание. Прочитайте предложения с пропущенными местоимениями и восстановите их по форме глагола:

Вечером … играем в прятки. (МЫ)

 Что … вырезает из бумаги? (ОН, ОНА)

 Какую задачу … решают? (ОНИ)

 Куда … идешь? (ТЫ)

 Завтра … пойду в лес. (Я)

- Подчеркните глаголы, с которыми связаны эти местоимения.

 - Как нужно подчеркнуть? (======)

 - Почему? (Это сказуемые)

- По местоимению можно определить лицо и число глагола. Например, местоимение МЫ – 1 л., мн.ч., значит, и глагол ИГРАЕМ - 1 л., мн.ч. (надписать). Надпишите над глаголами лицо и число по местоимению, к которому относится глагол. Проверка.

9. Итог урока.

- Расскажите, что вы сегодня узнали на уроке нового?

 - Какие задания показались слишком простыми?

 - Какие задания оказались сложными, и их нужно еще раз объяснить на следующем уроке?

 - Дома составьте похожие задания и напишите их на карточках для самостоятельной работы своим одноклассникам.

ЛИТЕРАТУРА: Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин “Конкурс грамотеев”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие. Обобщающий урок в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Л.М Зелениной, Т.Е.Хохловой....

Наречие. Обобщающий урок в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Л.М Зелениной, Т.Е.Хохловой....

Наречие. Обобщающий урок в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Л.М Зелениной, Т.Е.Хохловой....

Обобщающий урок в 3 классе по теме"Времена года"

На уроке используются различные виды работы, направленные на развитие навыков чтения, говорения, аудирования, письма. Урок проводится в традиционной форме с использованием ИКТ. Так как урок являе...

Физминутка к обобщающему уроку "Глагол".4 класс

Физминутка к обобщающему уроку "Глагол".4 класс.Физминутка для глаз...

Обобщающий урок во втором классе по русскому языку

Презентация по русскому языку во 2 классе: обобщение....

Обобщающий урок в 3 классе по теме "Spotlight on the UK"

Разработка по теме «Spotlight on the UK» предназначена для учеников 2 класса, обучающихся по УМК “Spotlight 2" авторов Н.И. Быковой, Д. Дули.Данная презентация предлагается учащимся как обобщение знан...


 

Комментарии

Хотела использовать в качестве проверки знаний ребят. В итоге не только на все вопросы ответили, но и повеселились, теперь просят почаще проводить такие уроки)))