"Местоимение". Обобщающий урок. 4-й класс
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
"Местоимение". Обобщающий урок. 4-й класс
Паневина Татьяна Александровна, учитель начальных классов
Цели:
Закрепить знания о местоимениях, подготовить к изучению темы “Глагол”;
Развивать умение делать логические выводы и обосновывать их; воспитывать любовь к красоте русского языка.
ХОД УРОКА
1. Минутка чистописания.
Я Яя
2. Повторение ранее изученного.
- К какой части речи относится слово “Я”?
- Что вы знаете о местоимениях?
- Без местоимений наша речь была бы длинной и нудной. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство. И хотя в местоимениях нет “перелива красок” как в прилагательных; нет точных эпитетов, как в существительных, местоимения играют роль “запасных игроков”, “дублеров”.
- Докажите, что местоимения занимают в речи место существительных, прилагательных. (Дети приводят примеры).
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадайте, какие слова подразумеваются под местоимениями ОНО, ОН, ОНА.
Утром, так заведено – разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО розовой жар-птицей…
А стемнеет – ОН придет: тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет долькою лимонной…
Срок прошел – плывет ОНА в пелене тумана,
Круглолица и грустна, будто Несмеяна.
- О каких небесных светилах здесь говорилось? - Запишем эти отгадки вместе с местоимениями, которые их заменяли.
(Солнце – оно, месяц – он, Луна – она).
3. Игра на внимание “Четвертое лишнее”.
- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Посмотрите на эти слова и навозите “4 лишнее”:
Мы он вы но (союз)
Они вы я мы (ед.ч.)
Он ты оно они (2 лицо)
Он его ему яму (сущ., в.п.)
4. Выборочный слуховой диктант.
- Вы были внимательны, поэтому вам не будет трудно на слух определить количество местоимений в тексте:
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно… Дома рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету. (9 местоимений)
- Для проверки мы выпишем из этого текста местоимения и определим их падежи:
Я – им.п., (подл.),
Ей – д.п.,
Ко мне – д.п.,
Он – им.п.,
Она – им.п.,
Надо мной – т.п.,
Около меня – р.п.,
Их – р.п.
5. Игровое задание “Кроссворд”.
- А сейчас небольшая проверочная работа. Запишите в строчку через запятую следующие местоимения:
1 л., мн.ч., д.п.
1 л., ед.ч., д.п.
3 л., ед.ч., м.р., р.п.
3 л., мн.ч., им.п.
3 л., мн.ч., т.п.
- Если вы все сделали верно, то в моем кроссворде сойдутся все буквы.
- Вспомните, какие местоимения подходят к этим моделям. (Местоимения могут стоять в любом падеже)
6. Корректор.
- У меня на доске записан текст, в котором допущены орфографические и стилистические ошибки. Найдите их:
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ними было озеро. В нем водились карпы. Они приехали рыбачить. Ани поймали много их.
- А теперь запишите к себе исправленный текст. Слова, в которых были допущены ошибки, подчеркните карандашом.
7. Игра на внимание “Хитрые вопросы”.
- Небольшая игра “Хитрые вопросы”:
Мама увидела на столе посуду и спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы – мы – ты)
Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог “К”, чтобы получились самые крупные овощи? (ты – к – вы)
Какие местоимения одинаково читаются слева направо и справа налево? (оно, тот)
8. Пропедевтика темы “Глагол”.
- Мы заканчиваем с вами изучать “Местоимения” и со следующей недели будем изучать новую часть речи – глагол. Глаголы тесно связаны с местоимениями. И в подтверждение моих слов я предлагаю вам следующее задание. Прочитайте предложения с пропущенными местоимениями и восстановите их по форме глагола:
Вечером … играем в прятки. (МЫ)
Что … вырезает из бумаги? (ОН, ОНА)
Какую задачу … решают? (ОНИ)
Куда … идешь? (ТЫ)
Завтра … пойду в лес. (Я)
- Подчеркните глаголы, с которыми связаны эти местоимения.
- Как нужно подчеркнуть? (======)
- Почему? (Это сказуемые)
- По местоимению можно определить лицо и число глагола. Например, местоимение МЫ – 1 л., мн.ч., значит, и глагол ИГРАЕМ - 1 л., мн.ч. (надписать). Надпишите над глаголами лицо и число по местоимению, к которому относится глагол. Проверка.
9. Итог урока.
- Расскажите, что вы сегодня узнали на уроке нового?
- Какие задания показались слишком простыми?
- Какие задания оказались сложными, и их нужно еще раз объяснить на следующем уроке?
- Дома составьте похожие задания и напишите их на карточках для самостоятельной работы своим одноклассникам.
ЛИТЕРАТУРА: Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин “Конкурс грамотеев”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие. Обобщающий урок в 4 классе
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Л.М Зелениной, Т.Е.Хохловой....
Наречие. Обобщающий урок в 4 классе
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Л.М Зелениной, Т.Е.Хохловой....
Наречие. Обобщающий урок в 4 классе
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Л.М Зелениной, Т.Е.Хохловой....
Обобщающий урок в 3 классе по теме"Времена года"
На уроке используются различные виды работы, направленные на развитие навыков чтения, говорения, аудирования, письма. Урок проводится в традиционной форме с использованием ИКТ. Так как урок являе...
Физминутка к обобщающему уроку "Глагол".4 класс
Физминутка к обобщающему уроку "Глагол".4 класс.Физминутка для глаз...
Обобщающий урок во втором классе по русскому языку
Презентация по русскому языку во 2 классе: обобщение....
Обобщающий урок в 3 классе по теме "Spotlight on the UK"
Разработка по теме «Spotlight on the UK» предназначена для учеников 2 класса, обучающихся по УМК “Spotlight 2" авторов Н.И. Быковой, Д. Дули.Данная презентация предлагается учащимся как обобщение знан...
Комментарии
Конспект урока
Хотела использовать в качестве проверки знаний ребят. В итоге не только на все вопросы ответили, но и повеселились, теперь просят почаще проводить такие уроки)))