Онтогенетическое развитие связной речи
методическая разработка по теме

Парамонова Любовь Владимировна

 

Актуальность работы заключается в том, что связная речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом, поэтому формирование связной речи является центральной задачей всего речевого воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3    

2. Онтогенетическое развитие связной речи…………..……...5

1.1 Понятие «речь»………………………………………………………5

1.2 Фазы речевого развития по А. А. Леонтьеву……………………....6

1.3 Формы речи………………………………………………………..…8

1.4 Механизм формирования связной речи………………………....…8

1.5 Физиологическая основа речи………………………………..……10

1.6 Уровни речевого развития……………………………………..…..10

1.7 Понятие «связная речь»………………………………………….....11

1. 8 Формы связной речи……………………………………….……....12

1. 9 Типы связной речи…………………………………………………12

1.10 Основные положения теории речевой деятельности……………14

1.11 Этапы развития связной речи………………………...…………...15

1.12 Функция связной речи…………………………………………….16

3. Заключение………………………….………………………….………17

4. список литературы…………………………………………….…….18

Введение

       Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание русского языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой начальной, а затем и основной школы.

И.П.Павлов обосновал естественнонаучную основу учения о языке. Язык, по его словам, не только заменяет непосредственное действие на мозг всех внутренних и внешних раздражителей, но и абстрагирует, обобщает их, является, таким образом, орудием наиболее высокого уровня мышления.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П.Павлова, высший регулятор человеческого поведения.

Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит могучим средством развития личности ребёнка.

Всё это предъявляет высокие требования к качеству  речи. Именно поэтому в основную задачу начальной школы обязательно включается развитие полноценной связной речи ребёнка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное выявление и устранение всевозможных её недочётов. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь ребёнка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а, следовательно, и личность в целом.

Основываясь на учении И.П.Павлова о выработке условных рефлексов путём воспитания и обучения, отечественная психология и педагогика доказали, что язык развивается в результате обучения – ребёнок обучается на примерах взрослых, подражая их языку, выполняя их указания.

Анатомо-физиологические механизмы речи и речевых расстройств рассмотрены в исследованиях С.С.Ляпидевского, М.М.Сироткина, Л.В.Неймана, Б.М.Гриншпуна.

Актуальность работы заключается в том, что связная речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом, поэтому формирование связной речи является центральной задачей всего речевого воспитания.

В связи с важностью и актуальностью данной проблемы, темой написания реферата была выбрана: «Онтогенетическое развитие связной речи».

Цель работы: изучить онтогенетическое развитие связной речи.

Объект исследования: становление связной речи и её особенности у детей.

Предмет исследования: онтогенетическое развитие связной речи.

2. Онтогенетическое развитие связной речи

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, это высшая форма речевой деятельности, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. [49]

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. [1]

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которых главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. [34]

Еще в начале XX века была распространена точка зрения, согласно которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров».

И.П.Павлов дал новый импульс дальнейшему развитию этой точки зрения, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией». [38]

В настоящее время, благодаря исследованиям П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия [12].

Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции органов речевых. [10].

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем, эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий.

 «Чтобы полноценно общаться, – пишет А.А.Леонтьев, – человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения ... во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения ... в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания ... в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным».[8]

А.А.Леонтьев выделяет четыре фазы речевого действия:

I фаза – сориентироваться в условиях общения – это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от остальных условий коммуникации (устное или письменное общения, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная/письменная), типе (монолог/диалог), стиль высказывания.

II фаза – планирование – заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи – тема и основная мысль высказывания, существенны также ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи. На этом этапе мысль еще не расчленена, еще не выражена в словах.

Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляет III фазу речевого действия. Для нее характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, и здесь так же, как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задачам общения.

IV фаза – контроля – состоит в том, что говорящий сопоставляет результаты речевого действия и задачу общения. В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено. Для этого, обычно, мысленно прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчет: возможно, не были учтены какие-то существенные для данного случая общения условия речевой ситуации или недавно было спланировано содержание высказывания, или, может быть, программа была нарушена на стадии ее реализации (не удалось точно выразить мысль). [34] Такова в общих чертах структура речевого действия по материалам современной психолингвистической литературы.

Итак, связная речь представляет собой наиболее сложную высшую форму речевой деятельности и имеет ту же структуру, что и любая деятельность.

В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого.

Теория же методики обучения связной речи начала складываться в 60-е годы, когда к речи подошли не только как к тексту (виду работы), но и как к процессу его порождения (действию). Впервые в методике преподавания родного языка речь была осмыслена как деятельность.

Речь - это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Различают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие и моторную - произнесение звуков речи самим человеком.

Конечно, обе эти формы очень тесно связаны между собой, но все же они различаются. Важно также, что сенсорная и моторная речь осуществляется разными по преимуществу отделами мозга (зоны П.Брока и Э.Вернике) [36].

Понимание чужой речи начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание; этот процесс основан на том, что в коре головного мозга вырабатываются нервные связи, благодаря которым различные звукосочетания связываются в слова. В слове звуки следуют один за другим в определенном порядке, и это приводит к установлению связей между ними. Иначе говоря, вырабатывается система связей. Благодаря этому и получается не просто несколько разрозненных звуков, а целое слово.

Но не только звуки связываются в слова. Далее эти звукосочетания связываются со многими ощущениями, получаемыми от предмета, который обозначается этим словом. Например, в слове «мама» прежде всего, вырабатываются связи между звуками «м-а-м-а», а затем слово «мама» ассоциируется в мозгу ребенка со зрительными, осязательными и другими ощущениями от матери. И вот теперь ребенок начинает понимать слово «мама». [32]

Для того чтобы ребенок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом видеть и трогать предмет.

Таким образом, понимание речи (работа механизмов приема речи) возможно только тогда, когда у ребенка развит слух и в мозгу происходит образование новых нервных связей между слышимыми звукосочетаниями и другими ощущениями.

Местом, где формируются связи между звуками речи, является зона Вернике. Для правильного протекания речевого акта необходимо очень точное согласование работы речевых областей. [36]

Для того чтобы человек понял слово, необходимо образование связей в его мозге между звуками, из которых слагается это слово, что отбор движений артикуляционного аппарата и их последовательность также обеспечивается выработанными в мозге связями.

В осуществлении речевого акта принимают участие как врожденные, так и выработанные рефлексы. Первые, так называемые предречевые врожденные реакции - гуление, лепет, звукоподражание. [10]

Постепенно, между слышимыми звуками и теми движениями губ, языка, гортани и т.д., которые нужны для произнесения этих звуков, устанавливаются условные связи. Теперь услышав звук речи, и не видя мимики взрослого, ребенок пытается воспроизвести его - звукоподражание приобретает условнорефлекторный характер. Механизм условного рефлекса обеспечивает и развитие понимания слов.

В процессе понимания, то есть связи слова с предметами, участвуют связи зрительно-слуховые, зрительно-осязательные, двигательно-слуховые и т.д. Когда ребенок начинает произносить слова, то это тоже всегда результат обучения, то есть результат выработки систем условных связей. Здесь используются и те связи, которые были получены при сочетании звуков речи и движений артикуляционных органов и те, которые вырабатываются при сочетании звуков речи между собой. Каждое слово есть стереотип определенных звукосочетаний, каждая фраза - стереотипное сочетание слов. Последовательность входящих в стереотип элементов закрепляется и, если дается один элемент стереотипа, ребенок воспроизводит остальное. Нужно иметь в виду, что путь от центра к периферии, то есть от мозга к речевым мышцам, составляет только часть механизма речи. Другая его часть - обратные связи. Это дает мозгу возможность внести нужные поправки в работу артикуляторных органов еще до того, как звук произнесен. Так осуществляется своеобразный мышечный контроль над процессами артикуляции.

Итак, речь — одна из высших психических функций человека. Физиологическая основа речи — сложная организация нескольких функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Эта организация является многочленной и многоуровневой и включает как элементарные физиологические механизмы типа "стимул — реакция", так и механизмы специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности. В психофизиологической организации речи есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, словесный состав, грамматика и даже звуковая сторона речи): характер осознания зависит от типа речи, уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и других факторов.

 Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи детей и развития их связной речи. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей резко задерживается формирование всех компонентов языка. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.Левиной и определено как общее недоразвитие речи (ОНР).

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в этот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

У детей, находящихся на первом уровне речевого развития словарный запас крайне обеднен, ограничен отдельными искажениями, грамматически несформированными лепетными звукосочетаниями - эквивалентами слов и небольшим количеством произносимых слов.

Одно и то же по звучанию слово может выражать для ребенка совершенно разный смысл. Понимание речи при этом шире возможностей активного пользования ею, но и оно ограничено ситуацией.

Отличительной чертой второго уровня речевого развития является более высокая речевая активность детей. У них появляется фразовая речь, однако, весьма искаженная в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь характеризуется большим объемом и разнообразием, отмечаются уже различные лексико–грамматические разряды слов. Использование слов в самостоятельной речи часто бывает неверным: наблюдается смысловые замены слов. Формируется грамматические значения, однако в спонтанной речи грамматические изменения слов нередко передаются искаженно. Характерным является резко выраженные аграмматизмы. Понимание речи остается неполным, так как многие грамматические формы недостаточно различаются.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На фоне сравнительно развернутой обиходной речи наблюдается неточное знание и употребление         многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка.

При хорошем понимании обиходной речи наблюдается недостаточно полное понимание читаемого текста, из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматики. Дети не могут связно излагать        свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи.

 Связной считается такая речь, которая организованна по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. [47]

Связной в специфическом, терминологическом смысле слова мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего. Эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. [49] Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. [11]

Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания или в зависимости от определённой конкретной ситуации. На основе этого существуют следующие формы связной речи: ситуативная и контекстная. Для того чтобы понять речь, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; все в ней понятно для другого из самого контекста речи. Эта речь называется контекстной. [49]

Современные ученые, занимающиеся проблемами развития речи, исходят из посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь. [55]

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. В зависимости от этого выделяются следующие типы связной речи: диалогическая и монологическая речь. [30]

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Также диалогическая речь проявляется непроизвольностью и реактивностью, она мало организованна. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Если разговаривают дети между собой, в их репликах можно услышать сокращения, разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных слов) Таким образом, диалогическая речь более проста, чем другие виды речи. [41]

Монологическая речь – это развёрнутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на её основе высказывание. Монологическая речь – это организованный (каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует) и активный вид речи. Для монолога характерно: литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Монологическая речь является более сложным, организованным видом речи, чем диалогическая. Из всёго выше сказанного следует, что монологическое высказывание развивается в недрах диалогической речи. Умения монологической речи формируются после диалогической и при специальном речевом воспитании.

Монологическая речь эффективней формируется с помощью наглядности (игрушки, картинки, серии сюжетных картинок). Формирование и умений и навыков монолога требует обязательного развития таких качеств как связность, целостность, владение вариантами соединения фраз (цепная связь, параллельная связь, лучевая связь) и типами высказываний (описание, повествование, рассуждение).

Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития ребёнка. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, но самое главное - от познавательной активности ребёнка, которая должна быть учтена в процессе целенаправленного речевого воспитания). Такая трактовка впервые в психологической науке была предложена Л.С.Выготским и развита его школой (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин и др.). Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной, речевой деятельности.

Понимание языка (речи) как деятельности особенно близко задачам обучения. Рассмотрим поэтому основные положения теории деятельности вообще и речевой деятельности в частности.

При обучении связной речи мы сталкиваемся с понятием деятельности в двух аспектах. Во-первых, учебная (познавательная) деятельность, в ходе которой усваиваются знания и структура языка. Во-вторых, это речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют речевой язык в различных речевых функциях, в том числе и функции общения. Эти виды речевой деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создает основу для активизации процесса развития речи учащихся.

Трактовка речи как деятельности, успешно разрабатываемая отечественной психологической наукой, является научной основой построения системы развития младших школьников.

Итак, связной считается такая речь, которая организованна по законам логики и грамматики; представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Связная речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, это высшая форма речевой деятельности, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Связная речь рассматривается как речевая деятельность и имеет ту же структуру, что и любая деятельность.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Начало развития мышления у детей относят к возрасту около 2 лет. Л.С.Выготский утверждает, что именно в раннем возрасте у ребёнка появляется сознание, являющееся центральным новообразованием раннего детства. Возникновение сознания он тесно связывает с развитием речи. [10]

По словам Л.С.Выготского происходит «встреча мышления и речи», которая дает начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека – это речевое мышление. В речи выражаются результаты познания, решаются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.[36]

Развитие связной речи неразрывно связано с уровнем развития мышления, который соответствует определенному возрастному периоду.

Речь развивается поэтапно. Этапы развития речи соотнесены с возрастными отрезками психического развития детей, представленных в периодизации Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Гвоздева, Г.Л.Розенгарт-Пупко, А.Н.Леонтьева и др. [8]

С возрастом происходит изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, появление новых отношений с взрослыми, новых видов деятельности, требующих более развернутой связной речи.

 Нормальное развитие детской речи представляет собой очень сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем языка, слоговой структурой слова, звукопроизношением и так далее. Одни языковые группы усваиваются детьми раньше, другие - значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития нормальной детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие - ещё неусвоенными или усвоенными частично. Отсюда вытекает и разнообразие нарушений языковых разговорных норм детей.

Итак, формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Основная функция связной речи – коммуникативная функция общения – осуществляется в форме диалога и монолога. В связи с этим важно знать механизмы развития диалогической и монологической речи детей, закономерности перехода от ситуативной речи к контекстной. В процессе психического развития ребёнка его речь формируется поэтапно благодаря взаимодействию всё усложняющихся процессов общения (и процессов использования речи в некоммуникативных целях) и становлению лежащих в основе речи других видов деятельности.

Заключение

          Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики; представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Связная речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, это высшая форма речевой деятельности, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Связная речь рассматривается как речевая деятельность и имеет ту же структуру, что и любая деятельность.

Трактовка речи как деятельности, успешно разрабатываемая современной психологической школой, является стимулом развития методической мысли в наши дни и научной основой совершенствования методик по развитию связной речи детей младшего школьного возраста.

Мною  были выявлены основные показатели развития связной речи детей. Таковыми являются: логичность, точность, грамматическая правильность и самостоятельность.

Список литературы

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2006. – 340 с.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: «Сфера», 2001. – 254 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Гном и Д, 2001. – 230 с.

 Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до семнадцати лет): учебное пособие. Третье издание. – М.: Издательство УРАО, 2007. – 176 с.

 Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн. – четвёртое издание – М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 2, - Психология образования. 608 с.

 Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Сост. Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 114 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи.  Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...