Воскресная школа. Программа по развитию моторики руки.
рабочая программа на тему
В материале представлена программа занятий по развитию моторики руки у дошколят перед поступлением в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voskresnaya_shkola._programma.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
Программа
воскресной школы
(развитие моторики руки)
Составила
Рякина Ирина Викторовна
г. Пермь 2009
Объяснительная записка
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность образования – постоянное продвижение детей вперед на определенном временном отрезке. Преемственность в данном случае просматривается на границе различных форм обучения (детский сад – школа).
Дети дошкольного возраста реагируют на разные виды свободной деятельности, которые развивают их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками. Дети с удовольствием играют, музицируют, рисуют, слушают сказки. Учитывая это, на занятиях по развитию мелкой моторики мы ненавязчиво, в игре, прививаем малышам новые формы деятельности.
Одним из признаков готовности ребенка к обучению в школе является готовность его руки к письму (развитие мелкой моторики).
Целью занятий по письму является всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи курса:
- развитие мелкой моторики руки;
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- Развитие наглядно-образного мышления, умения делать выводы;
- развитие внимания, памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
- развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развитие умения говорить и слушать;
- обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь, развитие речи;
- расширение представлений об окружающем мире.
Для развития мелкой моторики руки предлагаются следующие упражнения:
- штриховка;
- раскрашивание;
- обведение рисунков по контуру;
- дорисовывание изображений;
- рисование по клеточкам;
- рисование по точкам;
-вырезание ножницами;
- наклеивание;
- составление рисунков из спичек,
-пальчиковая гимнастика.
Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитие внимания, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.
При выполнении заданий малыши учатся правильно держать карандаш, а позднее ручку; видеть границы штриховки, проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво, стараться не отрывать карандаш от бумаги. Задания предполагают придумывание самим штриховых линий, что способствует развитию творческого воображения.
Для достижения успехов используются следующие пособия:
5 лет:
- Е.В.Соколова, Н.Н. Няньковская. Готовимся к школе: учимся штриховать и раскрашивать.
Пособие учит ребенка узнавать форму и цвет, поможет развивать логику и сообразительность.
- Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (в 2-х частях).
Пособие развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, а также мелкую моторику и координацию движений руки.
6 лет:
- Папка дошкольника. Ориентировка в пространстве.
Задания учат ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, за, над, перед, между, около и др.; развивают внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление.
- Папка дошкольника. Папка-раскраска.
На отдельных листочках предлагаются задания: продолжить написание различных графических элементов в тетрадных сетках ( в клетку и линию), выполнить штриховку; обвести рисунок по пунктирным линиям и раскрасить картинку; создать свой рисунок по готовым трафаретам.
- Папка дошкольника. Знакомимся с клеточками.
Материал на отдельных листах поможет ребенку развить зрительное восприятие, научиться ориентироваться на листе бумаги в клетку; научиться выполнять графические диктанты; научиться в точности копировать предложенные схемы рисунков.
Планирование
Уроки письма
- Детский сад и игрушки. Пальчиковая гимнастика. Дорисуй узор.
- Ягоды. Фигурки из палочек. Дорисуй узор.
- Грибы. Рисунок по образцу из легких геометрических форм.
- Овощи. Игра с теннисным мячиком. Дорисуй узор.
- Перелетные птицы. Кубики. Узнай меня (соединить точки одной линией).
- Домашние птицы. Танграм. Дорисуй узор.
- Почта. Складывание конверта. Дорисуй узор.
- Осень. Пальчиковая гимнастика. Рисование осенних листочков.
- Семья. Подарок маме (цветочек, оригами). Нарисуй по образцу.
- Зима. Вырезание снежинок.. Дорисуй узор.
- Зимующие птицы. Дорисуй узор. Танграм.
- Новый год. Игрушки для елочки (аппликация, обрывание)
- Зимние забавы. Снеговик из ваты. Кубики.
- Наш город. Раскрашивание медведя. Кубики.
- Наша Родина. Башни Кремля из геометрического материала.
- Посуда и пища. Пальчиковая гимнастика. Дорисуй узор.
- Одежда и обувь. Работа со шнуровкой. Напиши по образцу.
- Домашние животные. Разучивание стихов. Кубики.
- Животные жарких стран. Дорисуй узор. Раскрась.
- Защитники Отечества. Открытка для папы. Танграм.
- Мамин праздник. Открытка для мамы.
- Весна. Веточка вербы.
- Строительные профессии. Игра «Найди профессию»
- Школа и библиотека. Графический диктант.
- Космос. Танграм. Дорисуй узор.
- Мебель. Кубики. Напиши по образцу.
- Бытовые приборы. Пальчиковая гимнастика.
- Откуда хлеб пришёл? Что лишнее. Фигурки из палочек.
Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: во-первых, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашей воскресной школе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса
Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов. Цели: Необходимо ...
Роль тактильной памяти в развитии мелкой моторики руки
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга...
раздаточный материал для занятий по развитию моторики руки
здесь ссылка на материал для практических занятий...
Школа будущего первоклассника. Блок 1. Развитие фонематического слуха и моторики руки. Занятие 1.Тема: Знакомство с речью.
Знакомство детей с понятием "Речь".Упражнения для развития моторики руки....
Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой...
упражнения для развития моторики руки у младших школьников
упражнения помогают первоклассникам подготовиться к письму...
Комплекс игр и упражнений для развития моторики руки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512651","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"356"}}]]...