Требования к современному уроку в начальных классах
статья (1 класс) по теме
Представлен материал педагогического совета по проблеме современного урока в соответствии с ФГОС начального общего образования. В помощь зам.директорам по начальной школе, учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_tyuminoy.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Урок: каким он должен стать сегодня?»
10 января 2012г.
«Кто не знает куда направляется,
тот очень удивится попав не туда.»
План
проведения педагогического совета
1. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .(Тюмина Н.В.)
2. Урок современного типа . «Универсальные учебные действия» :
-Регулятивные УД, познавательные УД (Лысова Т.Ю.)
-Коммуникативные УД (Соколова В.И.)
-Личностные УД (Колесникова В.В.)
3. Сравнительная характеристика традиционного урока и урока современного типа(Тарасова Н.П.).
4. Автоматизированное рабочее место учителя начальных классов (Грыгрышева Е.О.)
5. Введение нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-5 классах (Лысова И.А.).
6. Обсуждение и подведение итогов.
Цели данного педсовета: собрать фактический материал, который поможет проанализировать достоинства и недостатки уроков в школе, обозначить ресурсы развития урока, определить дальнейшие направления деятельности в данной сфере.
Последние 10–15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития. В теории и практике активно разрабатывались вопросы дифференциации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни.
Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что все большее число специалистов принимают и активно поддерживают идею качества образования как ведущую, доминирующую.Факторов, влияющих на совершенствование качества образования, много.
Факторы, влияющие на качество образования:
- динамика процессов развития школы в целом, всех ее структур как педагогической системы;
- объем и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;
- связь школы с учреждениями культуры и дополнительного образования;
- взаимодействие школы с наукой;
- совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.
- УРОК.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.
Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ
- Современный урок в начальной школе
Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Щуркова Н.Е.
- три постулата современного урока:
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
- Требования к структуре говорят о необходимости:
- Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
- Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
- Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
- Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
- Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
- Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
- Найти оптимальное место домашнему заданию.
- Требования к подготовке и организации урока:
- Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
- Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
- Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
- Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
- Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
- Требования к содержанию урока и процессу учения:
- Урок должен быть воспитывающим;
- Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
- На уроке следует воспитывать любовь к природе;
- Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
- В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
- Требования к технике проведения урока
- Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
- Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
- Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
- Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
- Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
- Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена [17].
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Пидкасистый П.И. считает, что цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи [13].
Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов [14
- Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
- Структуры уроков развивающего обучения.
Структура урока изучения нового материала.
- Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
- Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
- Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
- Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);
- Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
- Контроль результатов первичного запоминания.
- Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
- Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
- Структуры уроков развивающего обучения.
Структура урока формирования умений и навыков:
- Постановка цели урока;
- Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- Проведение проверочных упражнений;
- Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- Упражнения на их освоение;
- Упражнения на их закрепление;
- Тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции;
- Упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- Упражнения творческого характера;
- Итог урока;
- Задание на дом.
- Структуры уроков развивающего обучения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- Организация начала урока (психологический настрой учащихся);
- Сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;
- Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;
- Упражнения по отработке навыков;
- Творческое применение знаний и умений;
- Проверка выполненных работ;
- Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
- Задание на дом (если это необходимо).
- Структуры уроков развивающего обучения.
Структура урока повторения, обобщения и систематизации знаний.
- Организационный момент;
- Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
- Выполнение учащимися индивидуально и/или коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
- Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- Формулирование выводов по изученному материалу;
- Оценка результатов урока;
- Подведение итогов;
- Задание на дом (не всегда).
- Структуры уроков развивающего обучения.
Структура урока контроля и коррекции зун
- Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
- Сообщение темы, цели и задач урока.
- Изложение содержания контрольной или проверочной работы.
- Показ учащимися использования приобретённых зун:
- Проверка знания фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос.
- Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа.
- Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщающих таблиц, письменный опрос.
- Применение учащимися знаний в проверочных работах (контрольные работы, тесты, и т.д.), практические задания.
- Выполнение творческих комплексных работ.
- Итоги урока.
- Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.
- Задание на дом. (не всегда)
- Структуры уроков развивающего обучения.
Структура комбинированного урока
- Организация начала урока;
- Проверка домашнего задания, постановка целей урока;
- Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
- Изучение нового материала, в том числе и объяснение;
- Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
- Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
- Подведение итогов и результатов урока;
- Задание на дом;
- Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно – воспитательном процессе применяются новые методы обучения:
- По виду передачи и восприятия учебной информации
- методы словесной передачи и слухового восприятия;
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия;
- практические методы обучения;
- По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования
- репродуктивные методы обучения;
- проблемно-поисковые (продуктивные) методы
- По степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учителя
- методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;
- методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации;
- По основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- По логике изложения и усвоения учебного материала
- индуктивные методы обучения;
- дедуктивные методы обучения
Особенностью содержания современного начального образования
- является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести),
- но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
- современный урок, в отличие от традиционного, должен быть продуктивным.
- На современном уроке необходимо применять проблемно-поисковый метод.
- Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований.
Готовясь к нынешнему педсовету, администрация школы собрали фактический материал, который поможет нам проанализировать достоинства и недостатки уроков в нашей школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления и пути дальнейшей деятельности в этом направлении.
Как видно из представленной анкеты в нашей школе урок как основная форма организации учебной деятельности нуждается в совершенствовании.
Типичными недостатками в практике работы школы учителя называют следующие:
- Увлечение планированием одного урока без достаточной связи с другими- 7,1%
- Слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие- 14,2%
- Слабое знание личности школьника и классных коллективов, уроки-близнецы в разных классах-7%
- Недооценка специального продумывания задач урока- 0%
- Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса- 14,2%
- Перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника -64,2%
- Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования- 14,2%
- Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия- 7,1%
- Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения- 71,4%
- Увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны- 21,4%
- Слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке- 21,4%
- Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация объема и степени сложности)- 21,4%
- Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда – 21,4%
- Какие из перечисленных ресурсов развития современного урока кажутся Вам наиболее продуктивными в школе?
- Информационный ресурс (развитие знаний, умений и навыков на основе использования ИКТ, культуры работы с информацией)-35,7%
- Ресурс образовательных технологий- 28,5%
- Инновационный ресурс (использование различных педагогических инноваций в образовательном процессе, экспериментальная и исследовательская деятельность)- 14,2%
- Проектировочные ресурсы (способы актуализации и реализации потребностей учащихся, обеспечивающие мотивацию):
4А. Проектирование проблемных ситуаций- 42,8%
4Б. Проектирование ситуации успеха в познавательной деятельности- 57,1%
4В. Проектирование ситуации общения и взаимодействия в познавательной деятельности- 21,4%
4Г. Проектирование ситуации рефлексии в познавательной деятельности- 21,4%
- Учет потребностей учащихся (индивидуализация обучения)- 28,5%
- Здоровьесберегающие ресурсы (снижение тревожности и утомляемости)- 57,1%
- Совершенствование методических знаний и умений учителя (овладение педагогическими техниками)- 28,5%
- Углубление теоретических знаний детской психологии и их практическое применение- 28,5%
- Более тесная связь педагогической практики с наукой -0%
- Критически оцените уроки своего предмета. Назовите три основных недостатка уроков Вашего предмета в школе .
Под руководством учителя уч-ся выполняют ряд практических задач(в результате низкий уровень самостоятельности;
Пассивная позиция школьников на уроках;
Чаще всего новый материал излагается в форме объяснения и недостаточно путём постановки проблемы;
Выбор учебного материала, недостаточное использование ТСО;
Односторонний подход к дифференциации обучения;
Нет возможности работать индивидуально, страдает фонетическая сторона речи уч-ся, слабо формируются коммуникативно-речевые умения;
Уроки-близнецы в одной параллели;
Работа на коллективное выравнивание; не работаю, не развиваю «сильного» ученика. Скучно!
Боязнь травмоопасных ситуаций;
Не хватает времени;
Слабое использование педагогических инноваций;
Недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися;
- «Враги» хорошего урока:
- монотонность речи учителя;
- металлический, резкий, крикливый способ передачи информации;
- однообразие приемов, отсутствие художественных оборотов речи, ораторских приемов;
- окрики и упреки: «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться»и т.д.;
- отсутствие средств наглядности или формальное их использование;
- пассивная позиция учащихся, когда по ходу объяснения не используются элементы активного участия в процессе освоения нового материала;
- неиспользование звукового и видеоряда;
- отсутствие связи нового материала с ранее изученным материалом;
- констатирующий характер объяснения без использования проблемного начала;
- безразличие при подаче материала, отсутствие положительной эмоциональной окраски.
- Обозначьте причины, которые затрудняют сделать урок более эффективным
- Слабая подготовленность учащихся;
- Не соблюдается принцип «от простого к сложному»;
- Перегрузка программы лишним материалом;
- Слабая подготовка к уроку самого учителя;
- Пассивность учащихся в учебном процессе;
- Слабый контроль со стороны родителей;
- Недостаток педагогического опыта;
- Работа с целым классов, нет возможности выслушать всех желающих, а в результате обиды и недовольство;
- Причины, которые затрудняют сделать урок более эффективным
- неумение удерживать дисциплину на уроке;
- отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могли бы быть весьма значимы для учеников;
- поверхностные педагогические и психологические знания, отсюда ошибки в общении с детьми, которые снижают педагогический авторитет;
- несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствия профессионализма;
- неумение организовать творчество учащихся на уроке, неумение быть увлекательным, убедительным и успешным педагогом;
- неумение создать поле, обстановку и возможности для успеха каждого ученика;
- слабое владение содержанием науки, лежащей в основе учебного предмета;
- неосведомленность в инновационных технологиях, псевдоинноватика;
- слабое владение научным стилем;
- нарушение правил педагогической этики, культуры общения.
В чем Вы видите пути решения проблем современного урока
(что можно сделать, чтобы урок стал лучше).
- Использование информационного ресурса;
- Овладение педагогическими технологиями;
- Активное развитие мотивации учащихся;
- Включение в процесс действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний;
- Индивидуальный подход;
- Совокупность приёмов и методов;
- Двусторонний характер деятельности( учитель + ученик)
- Проектирование;
- Взаимосвязь науки и педагогической практики;
- Самосовершенствование, самообразование учителя;
- В центре должны быть самостоятельность и инициатива учащихся;
- Чёткое планирование урока, его продуманная организация;
- Давать детям возможность слышать и быть услышанными и создание благоприятной обстановки для изучения, общения и творчества.
Таким образом, в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень умений и навыков учащихся
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка
- систему учебных и познавательных мотивов,
умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Урок современного типа
- В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
- Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия. - Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
- – удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- – планировать решение учебной задачи: выстраивать
- последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
- («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
- – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
- Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
- – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
- – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- Познавательные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
- -различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
- – анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- фиксировать их результаты;
- – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- – применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Познавательные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять
- характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;
- – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
- – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
- – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
- – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
- Познавательные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
- - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
- - составлять план простого эксперимента;
- – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
- – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
- – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- – моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
- – исследовать собственные нестандартные способы решения;
- – преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать
- Коммуникативные универсальные учебные действия.
- Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом
- - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- – сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной
- мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
- – анализировать и исправлять деформированный текст: находить
- ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
- – составлять план текста: делить его на смысловые части,
- озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
- Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- – различать особенности диалогической и монологической речи;
- – описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
- – характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
- – характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
- – выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
- – составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
- – писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников
- Личностные универсальные учебные действия
- а) отражающие отношение к социальным ценностям:
- – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
- – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- – различать основные нравственно-этические понятия;
- – соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и
- чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
- – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
- б) отражающие отношение к учебной деятельности:
- – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
- – выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
- Сравнительная характеристика традиционного урока и урока современного типа
- Автоматизированное рабочее место учителя начальных классов
- С помощью «Рабочего места Учителя» учитель может:
планировать уроки, используя дифференцированный подход к обучению;- проводить наглядные и интерактивные уроки;
- создавать и проводить викторины и контрольные работы;
- вести проектную деятельность;
- разрабатывать тематические планы;
- для проведения уроков использовать готовые материалы или создавать собственные уроки (как на базе существующих, так и с нуля);
- использовать богатейшую коллекцию медиа-объектов «Кирилла и Мефодия»;
- создавать собственную коллекцию уникальных медиа-объектов;
- работать с электронной библиотекой;
- проходить курсы развития личности;
- использовать ресурсы «Школьного Клуба»;
- обмениваться педагогической информацией с коллегами;
- просматривать работы учащихся;
- вести электронный классный журнал и создавать различные отчеты;
- Использовать проекты из серии «Обучение с увлечением».
- На «Рабочем месте Учителя» имеются следующие закладки:
- «Индивидуальный портфель»
- «Классный журнал»
- «Тематическое планирование»
- «Методический кабинет»
- «Школьный Клуб»
Энциклопедии
Книги
Игры
Уроки
Тренинги
Видеофильмы
- Введение нового комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в 4-5 классах
Нормативно-правовой основой разработки и введения
в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» является
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
- Цель учебного курса ОРКСЭ
- – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения - Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
- Учебный курс ОРКСЭ войдет в состав учебных предметов основной программы.
- Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) - 4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) - 5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный.
- Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
- 1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010;
- 2. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010;
- 3. Чимитдоржиев В. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010;
- 4. Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010;
- 5. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. И др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл., Просвещение, 2010;
- 6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, 2010.
- Обучение ради воспитания
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.
Выступление на тему "Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка" - применение технологии проекта....
Природосообразный подход в проектировании современного урока в начальных классах
ФГОС: современные образовательные технологии...
Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО
Материал для выступления на педсовете рассказывает об основных отличаях традиционного урока и урока по ФГОС....
Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требо...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...