Родительское собрание. Подготовка детей к школе.
статья по теме

В жизни каждой семьи наступает однажды радостный и ответственный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в  первый класс. И в отличие от малыша, взрослые волнуются куда сильнее. Кому, как не им, хорошо известно, что в самом начале пути кроху ждут самые настоящие трудности: непривычный ранец, непослушные буквы и гудящие от шариковой ручки пальчики. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить ребенка к школе, к предстоящему учебному труду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

в детском саду.

Тема: подготовка ребенка к школе.

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 3 г. Белорецк

Сучкова Светлана Александровна

2011 год

Общее родительское собрание. Подготовка к школе.

В жизни каждой семьи наступает однажды радостный и ответственный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в  первый класс. И в отличие от малыша, взрослые волнуются куда сильнее. Кому, как не им, хорошо известно, что в самом начале пути кроху ждут самые настоящие трудности: непривычный ранец, непослушные буквы и гудящие от шариковой ручки пальчики. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить ребенка к школе, к предстоящему учебному труду? Ведь начало обучения в школе - очень напряженный период, потому что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать, общение с новыми друзьями. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе. Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Выделяются разные виды готовности к школе:

Психологическая готовность

Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений

Специальная готовность: умение читать, считать, писать

Прежде всего, важна психологическая готовность (что вы и отметили в своих анкетах). Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО СТАРТА - чтобы ребенок хотел учиться, чтобы в первый класс шел с радостью.

Если ребенок не имеет желания учиться, то существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.

Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как…

Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "

Ситуация. Проанализируем высказывания детей и возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:

В школе двойки будут ставить"

"Играть будет некогда"

"В школе программа трудная"

Решение. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!".

Совет родителям: Не запугивать ребенка школой! Не допускайте негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Постарайтесь создать общий положительный образ школы. Почаще рассказывайте малышу о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристских походах и самое главное - о том новом и интересном, что может открыть только школа.

В то же время не переусердствуйте, не идеализируйте школьные будни. Ребенок должен знать: учеба - не только радость, но и упорный труд. И без усидчивости, аккуратности, без старательности и прилежания успеха не добьешься.

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

способность управлять своим поведением

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

стремление преодолевать трудности

стремление к достижению результата своей деятельности.

Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя. И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Ситуация

Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»

Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.

Взрослый должен:

ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

направлять, помогать в достижении цели;

приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ...

Дети с раннего возраста стремятся включиться в дела старших. Не отталкивайте их,    наоборот, постепенно привлекайте к выполнению каких-то домашних обязанностей. Например, поручите дочке поливать цветы, вытирать пыль. Конечно, первое время она может и забыть о вашем поручении. Надо ей напомнить: "Вот видишь - ты не поливала несколько дней цветы и они чуть не засохли. Пожалуйста, не забывай об этом впредь". Постепенно девочка привыкнет к своим обязанностям и будет воспринимать их как должное. Прекрасный способ выработать у детей привычку к труду и связанное с ним чувство ответственности - поручить им уход за домашними животными.

Чтобы избавить ребенка от мук беспомощности, постарайтесь как можно раньше привить ему навыки трудолюбия: пусть он сам убирает игрушки, застилает постель, содержит в порядке свои вещи. Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания.

Постепенно нужно предлагать ребенку и такую работу, которая, может, и не интересна ему, но необходима. Ведь в школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

ЕСЛИ ТРУДНО УСИДЕТЬ НА МЕСТЕ, то и учиться будет нелегко. В школе малышу придется подолгу заниматься одним и тем же, подчас однообразным делом.

Ситуация. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает усидчивости и внимания.

Решение. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает и ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку.

Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть.

Воспитывать детей можно и нужно при каждом удобном случае. К примеру, сын увлеченно рисует, но через 10 минут бросил - надоело. Воспользуйтесь ситуацией. "Покажи-ка мне, что у тебя получилось? Нет, так не годится: смотри, домик у тебя как у Бабы-Яги: без окон, без дверей. И труба набок, вот-вот упадет. Как ты думаешь, какую оценку поставила бы тебе учительница?" Постарайтесь, чтобы ребенок закончил рисунок, но не забудьте похвалить за работу... Помогите своим детям усвоить важнейшую формулу успеха: начатое дело нужно доводить до конца.

Подведение итогов действия - очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация, убрана комната.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.

ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "НЕЛЬЗЯ".

Ведь что такое школа в первую очередь? Это не только развивающая среда, а еще и дисциплинирующая система.

И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. Он проходит под девизом "Ты должен!". Конечно, от таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующе действует на ребенка. Смягчается ли это "Ты должен!" заинтересованностью в обучении, общением, полнотой происходящих в школе событий.

Но даже в самой доброжелательной обстановке ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать себя сам.

К 7 годам ребенок должен уметь внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, не быть назойливым.

Надо чаще напоминать малышу, что он живет среди людей и поэтому должен вести себя так, чтобы своим поведением не мешать им: папа спит - нельзя шуметь; мама занята разговором - не нужно в это время обращаться к ней с вопросами, пришли к родителям гости – ребенку не место за столом.

Если ребенок не умеет считаться с другими, он не сумеет построить правильные отношения с детьми и в школьном коллективе.

ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Отношение к сверстникам. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, починяться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Как могут сложиться отношения Саши в школьном классе?

Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.

То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Отношение к родным и близким.

Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения.

Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, свои способности, свою деятельность и ее результаты, т.е. иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - одно из важнейших условий успешного вхождения ребенка в школьную среду.

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Школа начинается с раздевалки. Через месяц учебы в школе родителям предложат ограничить проводы ребенка у дверей класса. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся "в процессе". Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать.

Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета.

Многие родители знают, что посещение туалета даже в детском саду может быть связано с определенными сложностями. К счастью, в нашей школе существуют отдельные туалеты для малышей. Старшеклассники их не посещают. Но ведь этим общественным туалетом надо уметь пользоваться! Надо, между прочим, уметь справляться со штанами, попадать куда надо, спускать за собой, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки.

При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему").

Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.

Ребенок должен:

Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.

Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.

Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития.  Ребёнку необходим запас знаний,  овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.

Мы не ставим перед вами конкретных целей, чтобы ребенок умел читать, писать, решать задачи и т.п. Но надо помнить о том, что от того насколько он готов к школе, будет зависеть его успеваемость, быстрая адаптация к школе, физическое и эмоциональное здоровье.

Ознакомление с окружающим миром:

Ребенок должен знать название страны, республики, столицы, название города, домашний адрес, уметь рассказать о себе и о своей семье.

Иметь  представления о сезонных изменениях в природе, знать названия месяцев, дней недели и т.п.

Классифицировать  предметы в группы (мебель, ягоды, птицы, и т.д.)

Развитие речи:

Успешность обучения ребенка грамоте определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, т.к. при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Следовательно необходимо четко произносить все звуки, различать их, называть слова с определенным звуком. Уметь определять место звука в слове; делить слова на слоги, составлять  из слогов слова. Иметь представление о предложении. Уметь согласовать слова в роде, числе, падеже. Составлять рассказ по картинке из нескольких предложений. Отвечать на вопросы полным ответом. Словарный запас – не менее 2000 слов, состоящий из всех частей речи.

Математика:

Количество и счет предметов. Уметь считать в прямом и обратном порядке; соотносить число предметов с цифрой; сравнивать числа в пределах 10; устанавливать какое число больше, меньше; уравнивать число предметов (убрать, добавить).

Величины. Сравнивать предметы по величине (длина, ширина, высота), называть соответствующие слова: длиннее, короче, уже, шире, ниже, выше и т.п.

Геометрические фигуры. Различать по форме квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка в пространстве. Выражать словами местоположение предметов относительно себя и других предметов. Уметь ориентироваться на листе бумаги.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания.

По проблеме преемственности детского сада и школы учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегуляции.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Подготовка детей к школе в условиях внедрения ФГОС НОО– федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения»

Экспериментальная работа по  внедрению ФГОС НОО  Организация внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году.  ...

Родительское собрание "Подготовка ребенка к школе".

Родители с волненим ждут 1 сентября. В этот день они поведут своих детишек в первый класс. Папы и мамы волнуются иногда больше самих первоклашек: а все ли у него получится, станет ли он успешным....

Родительское собрание "Готовность детей к школе"

Данное родительское собрание проводится в группах, где выясняются проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся 1 класса....

Выступление на родительском собрании "Подготовка ребенка к школе"

Материал доклада на родительском собрании...

Родительское собрание «Подготовка ребенка к школе»

Леонид Абрамович Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ...