педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей 7 лет
методическая разработка по теме

Педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей  7 лет в процессе взаимодействия с родителями

Содержание

1.1   Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья младшего школьника

1.2   Взаимодействие ОУ и семьи по воспитанию культуры здоровья у младшего школьника.

 

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья у человека – одна из центральных проблем современности. Вклад в разработку разных аспектов проблемы внесли: А.М. Амосов, А.И. Антонов, Е.Б. Бреева, Г.А. Бутко, В.М. Нилов, В.П. Петленко, А.А. Покровский, Е.Л. Семенова, С.М. Степанова, Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров и др.

Проблема формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, т. к. в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья значительно легче, если оно заложено в детстве.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России. Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей, поскольку здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

Проблема здоровья детей всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Проблемой работы с родителями в системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю.П. Азаров, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье – Д.О. Дзинтере. Данными учеными исследовалось взаимодействие образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось, именно поэтому нас заинтересовала данная проблема.

1.1 Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья».

О понятии «здоровье» столетиями идут споры философов, медиков и психологов, здоровье является одной из главных жизненных ценностей для большинства из нас. Здоровье человека как биосоциального существа является не только биологической категорией, но и важным показателем общественного прогресса. Здоровье необходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, но и в духовном, экологическом, психологическом смысле [16,с.5].

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора [39, с.146].

Для того, чтобы изучить проблему воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями, обратимся к анализу понятий, на содержание которых мы будем ссылаться при изучении  данной проблемы.

Здоровье человека - одна из глобальных научных проблем в мире, кото­рая с каждым шагом развития цивилизации и общества обостряется. Данные, отраженные в статистике здоровья разных поколений граждан России показывают, что проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления, остается крайне острой, требующей серьезного осмысления и решения в XXIвеке. Неслучайно задачи здоровьесбережения россиян решаются сегодня на уровне государственной политики и стратегии развития нашей страны, находят отражение в приоритетных национальныхпроектах РФ [24,с.52].

Здоровьесбережение ребенка - ведущая задача концепции модернизации  российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольной.[18, с.24].

Здоровье- это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ничное развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора [45,с.3].

В.А. Деркунская отмечает, что самая обыденная точка зрения сводится к тому, что здоровье - это отсут­ствие болезней, а здоровым можно считать не болеющего или редко болеюще­го человека. Безусловно, на бытовом уроне такая точка зрения имеет место насуществование [4,с.17].

Здоровье как научная проблема интерпретируется сегодня гораздо шире и становится предметом изучения комплекса наук: биологии, медицины, психо­физиологии и психологии, философии и социологии, педагогики, и интегра-тивной науки - валеологии. Здоровье человека как предмет изучения порожда­ет новые еще не сформировавшиеся до конца науки — здравоведение (В.В. Колбанов)[15]; новые научные направления - нозоло­гия и классификация болезней; реабилитология, педагогика здоровья, валеопе-дагогика, валеология детства, здоровый образ жизни [5,с.7].

В литературе понятие «здоровье» имеет множество определений. И определяется как:

·как процесс сохранения и развития психических, физических и биологи­ческих способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социаль­ной активности при максимальной продолжительности жизни (В Л. Казначе­ев)[18 ,с.12];

·как полнота приспособления, а болезнь - как его нарушение. При этом адаптационные свойства организма человека являются мерой его способности сохранить нормальную жизнедеятельность в неадекватных условиях среды (И.В. Давыдовский)[18,с.12].;

·как физическая, социальная и психологическая гармония человека, доб­рожелательные отношения с другими людьми, с природой с самим собой. Как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман)[28,с.8];

·как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реа­лизовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетво­рить систему материальных, духовных и социальных потребностей (В.П. Петленко, Д.Н, Давиденко)[28,с.7].;

·как нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, как воз­можность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить (Г. Сигерист, ЮЛ. Лисицын)[48,с.21];

·как целостное многомерное динамическое состояние (включающее по­зитивные и негативные стороны),развивающееся в процессе реализации гене­тического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои био­логические Асоциальные функции (А.Г. Щедрина)[7,с.11].;

·как непрерывная последовательность естественных состояний жизнедея­тельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосовершенствова­нию соматического и психического статуса при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющейся окружаю­щей среде, использовании резервных и компенсаторных механизмов в соот­ветствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций (В.В. Колбанов)[15,с.24]..

Всемирная организация здравоохранения руководствуется следующим определением, которое будет исходным для излагаемой идеи культуры здоро­вья в дошкольном детстве (дословный перевод): «Здоровье - это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополу­чия, а не только отсутствие болезни или немощи (недомогания)». Существуют и другие версии перевода: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов»; «Здоровье - это состояние полного физического, пси­хического и социально-нравственного благополучия». Именно этому опреде­лению присущ целостный антропологический подход, отражающий сочетание биологического и социального в человеке и рассматривающего его как био-социо-культурное существо[18,с.3].

Физическое здоровье - это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра­вильно функционирует и развивается [22,с.4].

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств [22,с.5].

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело­века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличи­тельными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокро­вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про­тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче­ски здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье счи­тается высшей мерой человеческого здоровья [22,с.6].

Поэтому здоровый и духовно развитый человек счастлив - он от­лично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Человек во многом формируется силами культуры. М.С. Каган отмечает, что культура в определении сущности человека охватывает не только его внутренние (психологические, духовные) качества и состояния, но и их прояв­ления в способах его деятельности и их воплощение в плодах этой самой дея­тельности. «Тем самым - подытоживает философ - культура и оказывается сопоставимой с природой, поскольку она опредмечивает духовность человека в природных материалах, в том числе в его собственном теле как природной данности; но, культура равномасштабна и обществу, поскольку дарует всем общественным отношениям определенную форму, тем самым их объективи­руя, т.е. придавая им самостоятельное, независимое от создавших их людей существование. И именно опредмеченность культуры и позволяет ей «возвра­щаться» к человеку, распредмечивающему эту предметность, тем самым вновь превращаясь из инобытия человека в его собственное, внутреннее, сущностное бытие.

Главная функция культуры, по мнению М.С. Кагана, заключается в ком­пенсации утраченной человеком способности генетически транслировать по­веденческие программы новым, неизвестным природе способом наследования - передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение и от популяции каждому индивиду [14,с.32].

Здоровый образ жизни- это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­лять до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье [8,с.26].

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

здоровый образ жизни – его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении; человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболеваний;

здоровый образ жизни – это “типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия” (1981) [13,с.35].

Здоровый образ жизни – совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества [34,с.28].

Структура здорового образа жизни – целостное единство предметно-вещного, природного, социокультурного и духовного компонентов, социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности челове­ка и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности рядового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленных, производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов [22,с.36].

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей [39,с.147].

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходи­мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ­культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - сло­вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья [42,с.165].

Под культурой здоровья детей дошкольного возраста пони­мается совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохра­нению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности направлен­ных на обретение физического, психического и социального благополучия. Ре­зультатом культуры здоровья ребенка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания[4,с.18].

Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития остается недооцененным в становлении культуры здо­ровья человека. Так, В.В. Колбанов пишет, что «...валеологая детства является наименее разработанным, наиболее трудоемким, но перспективным направле­нием научных исследований». Практически отсутствуют парциальные про­граммы и образовательные технологии, ставящие своей целью — воспитание культуры здоровья у детей данного возраста; становление ребенка как субъек­та здоровьесозидания. Исходной возрастной точкой формирования культуры здоровья принято считать младший школьный возраст (7-8 лет)[15,с.42].

Культура здоровья у детей дошкольного возраста это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат, прежде всего, воспитания. Дошкольное образовательное учреждение как универсаль­ная образовательная среда, помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья.

С учетом требований современных комплексных программ, а также выше рассмотренных определений, определим со­держательные характеристики культуры здоровья детей дошкольно­го возраста[17,с.66].

Культура здоровья детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего, это ребенок, у которого устойчиво сформированы ценно­сти здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению сво­его здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребе­нок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливоотносится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру. Ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание и др.). [4,с.42].

Это ребенок, который имеет представления о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. А именно:

·о внешних и внутренних особенностях строения человека;

·о правилах  здоровья:   режим  дня,  питание,  сон,  прогулка,  культурногигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физ­культурой и профилактика болезней;

·о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;

·о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе;

·о полезных и вредных привычках;

·о поведении заболевающего и болеющего человека;

·о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Ребенок старшего дошкольного возраста, обладающий культурой здоро­вья:

·умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены;

·умеет определить состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих;

·умеет назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;

·умеет правильно питаться, различает полезные и вредные для здоровья
продукты питания, разумно употребляет их, умеет принимать витамины;

·владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т.д.);

·умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;

·умеет выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, зарядку и ободряющую гимнастику;

·выполняет правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортив­ном уголке группы;

·умеет пользоваться опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и пр. (под присмотром взрослого);

·умеет пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром или с помощью взросло­го;

·обращается за помощью к взрослому в использовании пожароопасныхпредметов;

·умеет одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепля­ясь чрезмерно;

·умеет правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

·умеет различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно се­бя ведет, в лесу;

·проявляет осторожность при общении с незнакомыми животными;

·умеет соблюдать правила дорожного движения;

·умеет вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;

·умеет держаться на воде, плавать, правильно ведет себя на воде;

·умеет правильно вести себя на солнце;

·умеет культурно вести себя в общественных местах в соответствии с об­стоятельствами;

·умеет вступить в контакт со сверстником, взрослым в разных ситуациях взаимодействия;

·умеет быть вежливым во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· умеет организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения;

·учитывает настроение и эмоциональное состояние партнеров по совмест­ной деятельности;

·умеет правильно, культурно выражать свои эмоции и чувства;

·умеет действовать, осуществляет выбор стратегии поведения с позиции со­хранения здоровья и человеческой жизни.

·умеет позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому;

·умеет объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит;

·старается вести себя сдержано и спокойно; слушается указаний взрослого, выполняет инструкции;

·умеет объяснить, где он живет, как зовут родителей и как с ними связаться;

·умеет элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;

·знает как себя вести при встрече с незнакомым животным, в случае его ата­ки,

·умеет наблюдать за своим поведением и поведением других людей; умеет сочувствовать, сопереживать, поддержать, может пожалеть, успоко­ить;

·умеет принимать помощь и сочувствие;

·умеет объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае трав­мы (алгоритм действий);

·готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть гла­за, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью); умеет разрешать конфликты между детьми, старается не провоцировать их сам;  

·помогает детям разобраться в причинах обиды, старается разобраться сам в причинах собственных обид;

·умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от пережива­ний, развеселить, увлечь игрой;

·привлекает внимание взрослого к сложной ситуации, требует от него по­мощи [4,с.51].

         Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели понятие «здоровье», «культура здоровья». Анализ понятия «здоровье» включает: физическое, психическое и социальное благополучие.  При анализе понятие «культура здоровья» определили составляющие: 1. устойчивую сформированность ценно­сть здоровья и человеческой жизни, которая мотивирована к сбережению сво­его здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом, 2 знание своих возможностей и вера в собственные силы,  представления о себе, своей самоценности, ощущение себя субъектом здоровья и здоровой жизни, 3. проявление бережного, уважительного и заботливого отношения к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру, 4. осознание нравственных эталонов жизнедеятельности.

Взаимодействие ОУ и семьи по воспитанию культуры здоровья у младших школьников

Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивает­ся, воспитываясь в двух институтах — семье и дошкольном учреж­дении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга ста­новится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересо­вать взрослых членов семей проблемами формирования личности детей[17,с.3].

Здоровье школьников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. Отмечает­ся, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вслед­ствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах ис­пользования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отра­жается и на отношении родителей к занятиям своих детей физи­ческими упражнениями.Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое дей­ственное значение в физическом воспитании дошкольников, яв­ляется личный пример взрослых.

К сожалению, родители не всегда обладают достаточными зна­ниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребен­ку нормального развития и испытывают трудности, обусловлен­ные следующими причинами: незнанием возрастных особеннос­тей детей и неумением учитывать индивидуальные; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недоста­точным владением двигательными умениями; неумением выпол­нять задания в условиях игровой деятельности[47,с.6].

Специалисты в области образования дошкольников обращают внимание на необходимость активного привлечения родителей к фи­зическому воспитанию их детей. Опыт показывает, что организатором этой работы может стать дошкольное учреждение, и в пер­вую очередь — специалист по физической культуре, воспитатели группы.

В 80 - 90 г. в связи с изменениями в обществе происходят изменения и в работе с семьей. Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В.И. Безлюдная), специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва), детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е.П. Арнаутова), работа детского сада с молодой семьей (О.Л. Зверева).

Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа и др.):

·глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания

·постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей

·наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи [27,с.26].

Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и учителей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников. Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.

 «Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т.А. Куликова).

«Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации (О.Л. Зверева).

Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Специфика здоровьесберегающей деятельности в процессе взаимодействия семьи и ДОУ заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления собственным здоровьем становится родители  и сам индивид. Педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, основанную на индивидуальных потребностях и, давая свободу выбора, предоставляет возможность получения необходимых знаний и навыков [17,с.51].

Концептуальной основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ культуры здоровья является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого педагоги отмечают, что следует обратить внимание на такие аспекты как:

1.                 создание развивающей среды – пространство самореализации

2.                 оказание помощи ребёнку для накопления необходимого опыта и знаний для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья

3.                 формирование через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям

4.                 стимулирование дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности

5.                 направление на совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка

6.                 формирование навыков саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья. [37,с.82].

Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья дошкольников, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в воспитании культуры здоровья школьника - это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. В процессе взаимодействия образовательного учреждения и семьи по воспитанию культуры здоровья школьника складывается из логически фиксированной последовательности определенных и строго установленных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата.

Алгоритм взаимодействия:

1. Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.

2. Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий

3. Работа с  школьниками по воспитанию культуры здоровья направлена на формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела), осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека, формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирование оптимистического миро- и самоощущения, воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать [6,с.82].

Е.П. Арнаутова выделяет следующие формы работы с семьей по проблеме воспитания культуры здоровья школьника:

•    коллективное сотрудничество (родительские со­брания, «круглые столы», тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия);

•    индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, домаш­ние задания, «Почта доверия» — анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);

•    наглядно-информационное сотрудничество (стен­ды, памятки для родителей, выставки работ, рабо­чих тетрадей детей).

•      Активное участие родителей в жизни ребенка (под­вижные игры, совместные занятия, соревнования, тренин­ги «воспитатель — родитель — ребенок»)

•    Посещение детьми занятий по физической культуре в школе, присутствие на спортивных соревнованиях.

В процессе подготовки детей к школе следует создавать такие условия, которые содействуют ре­шению комплекса оздоровительных и воспитательно-обра­зовательных задач. К ним можно отнести:

•    стремление педагогов к достижению гармонично­го общего и физического развития детей, а также к успешной подготовке их к школе;

•    формирование у ребенка: потребности в физичес­ком самосовершенствовании, то есть желания ак­тивно и самостоятельно участвовать в разных ви­дах двигательной деятельности, использовать все пространство, разнообразие пособий и оборудования, природное окружение; готовности постоянно расширять свой двигательный опыт, проявлять ин­терес к занятиям определенными видами физичес­ких упражнений и прилагать волевое усилие к до­стижению высоких показателей физической подго­товленности, совершенствовать свою двигательную деятельность за счет повышения собственной ак­тивности, а также сознательного управления ею;

•    обеспечение возможности освоения детьми жиз­ненно важных движений и развития их физичес­ких и волевых качеств (настойчивость, выдержка,
целенаправленность, активность, самостоятель­ность, решительность и смелость, организован­ность и дисциплинированность);

•    стимулирование индивидуальных возможностей каждого дошкольника, активизация детской само­стоятельности и развитие двигательных способно­стей;

•    формирование потребности в систематических за­нятиях физическими упражнениями (ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры) и выпол­нении режима дня;

•    предупреждение утомления, расширение функци­ональных и двигательных возможностей детей (по­могать им раскрыть свои возможности, укрепляя веру ребенка в собственные силы);

•    воспитание у детей осознанного отношения к сво­ему здоровью и физическому развитию (обучение доступным способам укрепления здоровья).[30,с.52].

Все вышеперечисленные аспекты, касающиеся проблемы воспитания культуры здоровья школьника обращены к развитию личности, двигательной сферы, к укреплению здоровья ребенка. В процессе по воспитания культуры здоровья дошкольника нами будут учтены современные направления работы  в рамках формирующего этапа работы.

В рамках данной проблемы мы поставили задачи:

 

1. Изучить особенности ценностного отношения ребенка к здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

2. Изучить особенности представлений школьников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих  и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

3. Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности детей 7 лет как готовности самостоятельно решать: задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях; задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

4. Изучить особенности проявления культуры здоровья у родителей воспитанников.

Диагностические задачи

Методы диагностики

1. Изучить особенности ценностного отношения ребенка к здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

- индивидуальная беседа с ребенком

2.Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих укрепляющий и сохраняющий его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я другие люди».

Беседы,

- Диагностические игровые задания,

- опрос родителей и педагогов.

3.Изучить особенности здороьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

 -задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,

 -задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях,

 -задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи

 -диагностические игры с использованием проблемных ситуаций

- сочинение истории «Путешествие в страну Здоровья»

 

4.Изучить особенности представлений родителей о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих укрепляющий и сохраняющий

- опрос родителей и педагогов.

 

 

Длярешения первой задачи, направленной наизучения особенностей ценностного отношения детей 7 лет к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни, мы использовали методику «Неоконченные предложения» (В.А. Дерукнская).

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

1.     Здоровый человек - это...

2.     Мое здоровье...

3.     Иногда я болею, потому что...

4.     Когда я болею, мне помогают...

5.     Когда у человека что-то болит, то он...

6.     Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...

7.     Когда я думаю о здоровье, то представляю себе..

8.     Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

9.     Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

10.Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

11.Когда мои друзья болеют, то я...

12.Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.

Результаты оформляются в таблицу.

Направленность отношения

1.Отношению к здоровью

1,7

2.Отношение к своему здоровью

2,3, 6, 12

3.Отношение к болезни

4,5, 11

4.Отношение к опасным для здоровья ситуациям

10

5.Направленность желаний о здоровье

8,9

 

Обработка     результатов

По характеру ответов делается вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его. Обратить внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр так же является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний связанных с ним.

Для  изучения  отношения  к  здоровью  и  здоровому  образу  жизни детей 7 лет можно использовать методику «Сочини историю». «Путешествие в страну Здоровье».

Анализ детских высказываний направлен на понимание осознания ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их.Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Обращается внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету.

Для решения второйзадачи направленной на  изучение представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих  и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведения дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводилась по разделам.

Раздел  «Здоровый человек»

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

1.Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый
человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2.Как, по-твоему, быть здоровым - это хорошо или плохо? Почему?

3.А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты
это делаешь?

4.Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

5.Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так
считаешь?

Раздел «Человеческий организм»

Цель: изучить особенности знаний детей о человечком организме.

1. Скажи пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело? Задание ля ребенка с использованием дидактической игры «Собери человека». Предлагается дошкольнику из отдельных составляющих частей тела человека собрать целостную фигуру. По ходу игры воспитатель задает дополнительные вопросы (как называется эта часть? Для чего нужна)

2. Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?

3. Зачем человеку нужна кровь?

4. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот? (использование схемы – таблицы «Внутреннее строение человека»)

5. А как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по-разному?

Раздел 3 «Безопасный мир»

Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни детей 7 лет, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде.

1.     Дома

1.                 Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами дома? А ты соблюдаешь эти правила?

2.                 Что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?

3.                 Если я наберу номер (01,02,03,04), то куда попаду? В каких случаях это необходимо?

2.     На улице

1.                 Для чего придумали правила безопасности на дороге?

2.                 Как ты думаешь, улица удобное место для игр, почему?

3.                 Знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как вести себя в лесу

3.     В помещении

1.           Представь, что спускаемся по лестнице, идете на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

2.           Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

3.           Как ты думаешь, почему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом?

Раздел 4. «Я и другие люди»

Цель: изучить особенности знаний детей  социально благоприятных (здоровых взаимоотношениях)

1.                 Скажи, пожалуйста, зачем общаются люди друг с другом?

2.                 Если тебе нужно что-то спросить, то как ты обратишься к другу? А к взрослому?  А к незнакомому человеку?

3.                 Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? Почему ты так думаешь? А другим людям это вредит?

Критерии оценки:

·наличие  ответов  на  вопросы  и решений предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;

·адекватность детских ответов и решений;

·полнота и глубина ответов, здоровьесберегающая эрудированность
ребенка;

·перенос имеющихся здоровьесберегающих знаний в решение
проблемных и имитационных ситуаций;

·активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Характеристика уровней представлений школьников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих  и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди»

Высокий уровень (3-2,4 балла)  ребенок владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по диагностике дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя здоровьесберегающую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.

Средний уровень (2,3 – 1,8 балла)ребенок отчасти владеет      здоровьесберегающим содержанием беседы, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы диагностики ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется здоровьесберегающая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкийуровень (1,7–1 балла) ребенок слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов диагностики ребенок дает не адекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка разрозненностьздоровьесберегающих представлений. У ребенка не оформлена здоровьесберегающая компетентность, он не подготовлен к решению конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни, не задумывается об этом.

 

Для решения третьей задачи, направленного на изучения здоровьесберегающей компетентности детей 7 лет использовали:

1 задание методика«Путешествие в страну Здоровья» (составить творческий рассказ на заданную тему)

Показатели:

·Понимания смысла «здоровье»

·Отношение к здоровью

·Знает правила о здоровье

·Отношение к правилам

·Представление о ценностном отношении к здоровью

·Творчество в рассказе

2 задание - дидактические игры,направленные на решение ребенком задач:

·здорового образа жизни и безопасного поведения;

·разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

·оказания элементарной медицинской, психологической самопомощии помощи.

Описание игр представлено в приложении 1 (игра «Правила чистюли», «Режим дня», «Здоровые зубы», «Опасные предметы», «Первая помощь»)

Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника:

•    применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и
навыков в решении игровой дидактической задачи;

•    быстрота актуализации здоровьесберегающих знаний, умений и
навыков в решении игровой дидактической задачи;

•    решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;

•    автономность, самостоятельность решения.

Исходя из них компетентному ребенку присуще самостоятельное применение здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении здоровьесберегающих задач. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности школьника.

 

Характеристика изучения здоровьесберегающей компетентностидетей 7 лет

Высокий уровень (2,4-3 балла) Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес проявляется как в организованных взрослым видах деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций идидактических игр ребенок дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения, удовлетворен предлагаемыми решениями. И решения, и ответы на вопросы ребенок готов прокомментировать, объяснить их. Дошкольник обладает здоровьесберегающей эрудицией, в процессе взаимодействия со взрослым показывает глубину и полноту соответствующих знаний, умений, навыков.

Демонстрируемые ребенком знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, самостоятельно проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Не существует разрыва между знаниями, умениями, навыками и реальным поведением дошкольника.

Средний уровень (2,3 – 1,8 балла)  Ребенок  проявляет  интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес ребенка проявляется исключительно в организованных для него взрослым видах деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения. Допускает ошибки или решает некоторые задачи неадекватно, неадекватными способами, не всегда удовлетворен своими решениями. И решения, и ответы на вопросы чаще всего ребенок не готов прокомментировать, объяснить их, испытывает затруднения.

Частично демонстрируемые ребенком знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности самостоятельно и с помощью педагога. Но, чаще всего, знания, умения, навыки глубже, полнее и качественнее, чем реальное поведение дошкольника, имеют тенденцию не отражаться в нем (знаю, но не делаю; знаю, но не переношу в свою жизнь, не применяю в конкретных ситуациях).

Низкий уровень (1-1,7 балла) Ребенок не проявляет интереса к здоровью, не интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни или имеет неустойчивый слабый интерес, который проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком, и требует постоянной активизации и направленности через специально организованные виды детской деятельности.

В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает неадекватные ответы и предлагает неадекватные решения. Допускает серьезные ошибки. И свои решения, и ответы на вопросы прокомментировать, объяснить их отказывается.

Демонстрируемые ребенком неадекватные знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Ребенок не компетентен.

 

Для решения четвертой задачи, направленной на изучение особенностей культуры здоровья у родителей, был проведен Опросник, позволяющий определить культуру здоровья семьи воспитанника

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в опросе, позволяющем изучить культуру здоровья Вашей семьи. Активное участие и Ваша искренность позволят нам эффективнее осуществлять работу по воспитанию культуры здоровья детей, посещающих наш детский сад,а Вам по оздоровлению ребенка в семье.

Мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми, были удачливы и успешны!!!

Благодарим Вас за помощь!

1.         Делаете ли Вы утреннюю зарядку? Да. Нет. Иногда.

2.         Проводите ли закаливающие процедуры? Да. Нет. Иногда.
Какие? (перечислите, пожалуйста)________

3.         Есть ли у Вас вредные привычки? Да. Нет.

4.         Знает ли об этом Ваш ребенок (Ваши дети)? Да. Нет. Не знаю.

5.        Соблюдаете  ли   Вы   режим   дня   (сон,   питание,   прогулка)?
Скорее да. Скорее нет. По-разному.

6.        Придерживаетесь ли Вы здорового рациона питания? Да. Нет. Не знаю.

7.        Как часто Вы бываете на свежем воздухе? Часто. Редко. Как
получится, не задумываюсь об этом.

8.        Посещаете ли Вы спортзал? Да. Нет. Иногда.

9.        Стараетесь ли Вы соблюдать правила безопасного поведения в
быту,   на   улице,   транспорте?   Всегда.   Нет,   не   стараюсь.   Иногда,   в
зависимости от ситуации.

10.    Часто ли  Вы  болеете?  Часто. Не  часто.  Год  на  год  не приходится (по-разному).

11.    Активны ли Вы в профилактике заболеваний (регулярно
делаете прививки, флюорографию, профосмотры)? Да. Нет. По настоянию
родственников, друзей в периоды эпидемий, по требованию на работе.

12.    Есть  ли  у  Вас  дома  приборы,   помогающие  сохранить   и
укрепить   здоровье?      Да.     Нет.     Перечислите   какие-нибудь

13.    Знакома ли Вам картина Вашего здоровья, знаете ли вы свои
болезни и особенности своего организма? Да. Нет. Отчасти.

14.    Посещаете ли Вы в связи с этим соответствующих врачей-
специалистов? Да. Нет. Иногда.

15.    Что Вы делаете в связи с этим? Принимаю профилактические
меры.  Ничего  не делаю.   Принимаю  меры,  только  когда  возникают
симптомы.

16.    Знаете ли Вы картину здоровья своей семьи (наследственные
заболевания, предрасположенность к каким-то заболеваниям и др.)? Да.
Нет. Отчасти.

17.    Считаете ли Вы свою семью здоровой и ведущей здоровый
образ жизни? Скорее да. Скорее нет. Не могу ответить на вопрос.

18.    Считаете  ли   Вы   себя   субъектом   (активным   участником,
творцом) здоровой жизни? Да. Нет.

19.    А есть ли у Вас в семье такие люди?

Кто это?_____________________________

В анкете представлены вопросы уже с готовыми ответами.

На основании полученных результатов можно говорить об особенностях культуры здоровья в семьях воспитанников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Опыт работы поданной теме поможет учителям начальных классов научить детей беречь и укреплять свое здоровье, усвоить понятия здорового образа жизни....

Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей.

Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки....

Доклад на ШМО «Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»

Доклад на ШМО«Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»...

Пример родителей - основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей.

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко,   который говорилродителям:  «Правильное  воспитание – это  ...