Подготовка к школе "Путешествие фантазёров"
рабочая программа на тему
Здесь представлена программа подготовки к школе, расчитана на один год. Включает обучение грамоте, математику, музыку, рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Puteshestvie_fantazerov.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №21
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор ГОУ СОШ №21
«___» __________ 2009 г. __________ И.Ю. Резцова
Протокол № __________
Дополнительная
образовательная программа
дополнительного образования детей
«Путешествие фантазёров»
Возраст учащихся 5-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель
Педагоги дополнительного
образования
Лобусова Н.Ю
Добринская С.А.
Комисина Н.С.
Иванова Л.В.
Емелина А.М.
Санкт-Петербург
2009 г.
Пояснительная записка
В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствие единой образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.
Данная программа направлена не только на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов.
Основная цель данной программы – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования; создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
- Создание развивающей среды.
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры.
- Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребёнка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
- Формирование опыта самопознания.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Программа построена в соответствии с принципами:
а) Личностно – ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно – ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно-ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
При разработке данной программы «Путешествие фантазеров» был учтён накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также современные подходы в данной области.
Подготовка детей к обучению в школе проводится с 1 сентября по 31 мая.
Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 30 минут, прерываемого динамической паузой 5 минут. Перемены по 10 минут активной деятельности детей под руководством учителя.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | Формы контроля | |
Лекции | Практичес-кие занятия | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | _ | 1 | |
2 | Разноцветные сказки | 72 | _ | 72 | |
3 | Веселые цифры | 72 | _ | 72 | |
4 | Радуга развлечений | 35 | _ | 35 | |
5 | Музыкальная шкатулка | 35 | _ | 35 | |
6 | Заключительное занятие | 1 | _ | 1 | |
Итого: | 216 | _ | 216 | Тестирование, анкетирование, |
Ведущим методическим приёмом на уроке в «Путешествие фантазеров» выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Структура и содержание программы
Программа представлена следующими разделами:
- Разноцветные сказки
- Веселые цифры
- Радуга развлечений
- Музыкальная шкатулка
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
1. Веселые цифры
- Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
- Количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;
- Образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;
- Сравнение натуральных чисел первого десятка;
- Присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами;
- Знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания
- Развитие логического мышления.
- Развитие глазомера.
- Закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,
правильное их название (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, куб);
- Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
- Закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года;
- Развитие «чувства времени» у детей.
2. Разноцветные сказки.
- Речь (устная и письменная) - общее представление.
- Предложение и слово.
- Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение.
- Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
- Звуки и буквы.
- Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
- Выделение в словах отдельных звуков, слогозвуковой анализ слов, выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слогозвуковую структуру.
- Обучение чтению.
- Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, место ударения в нём (по знаку ударения).
- Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в содержание их речи.
- Развитие устной речи.
- Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.
- Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
- Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
- Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
- Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
- Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.
- Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
- Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
- Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
- Музыкальная шкатулка.
Содержание программы по музыке в качестве основополагающих заявлены идеи теории развивающего обучения В.В. Давыдова – Д. Б. Эльконина.
Концепция развивающего музыкального образования, основана на единстве принципов изучения музыки как искусства и учитывающая специфику детского возраста, представляющая собой теоретическую и практическую стратегию обновления содержания музыкального образования в целом и обеспечивающая направленность всего музыкально-педагогического процесса на развитие духовной, творческой сущности растущего человека.
Музыка — основа формирования музыкальной культуры детей. Она побуждает детей к сопереживанию, эмоционально-оценочному отношению. «Слышание» музыки побуждает детей к различным проявлениям творчества: пение, певческие импровизации, способствует развитию воображения и фантазии. Путь приобщения к музыкальному искусству лежит через воспитание способности эмоционально откликаться на музыку, к развитию музыкального слуха, что позволяет чувствовать и осознавать особенности музыкальной речи, глубину и красоту искусства звуков.
Задача Музыкальной шкатулки для учащихся «Путешествие фантазеров» - накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей — опора для дальнейших занятий музыки в школе.
- Радуга развлечений
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, пятно, цвет, линия, объем, фактура материала, композиция.
Программа «Радуга развлечений» построена так, что бы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
Художественная деятельность детей на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы, изучение художественного наследия. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.
При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия.
На протяжении этого курса обучения дети знакомятся с выдающимися произведениями скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства.
«Разноцветные сказки»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | Формы контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 | - |
2 | Развитие связной речи. Развитие анализа и синтеза на уровне предложения. Развитие познавательных способностей | 11 | - | 11 | - |
3 | Развитие звукового анализа, синтеза и представлений. Развитие речи. Развитие познавательных способностей | 58 | - | 58 | - |
4 | Заключительное занятие | 1 | - | 1 | - |
Итого: | 72 | - | 72 | Анкетирование, тестирование. |
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать:
- названия букв и звуков, которые они обозначают;
- различать звуки по признакам (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
- отличие предложения от слова, слова от слога, слога от звука;
учащиеся должны уметь
- слышать и выполнять устную инструкцию;
- отвечать полным ответом на вопрос учителя;
- работать в заданном темпе;
- определять месторасположение звука в слове;
- писать печатными буквами;
- уметь правильно держать карандаш и осанку во время работы;
- уметь составлять рассказ по серии картинок;
- уметь делать пересказ небольшого рассказа;
- читать по слогам или целыми словами
«Веселые цифры»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | Формы контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с кружком; ИТБ; ПДД. | 1 | _ | 1 | - |
2 | Общие понятия | 14 | _ | 14 | - |
3 | Числа и операции над ними | 36 | _ | 36 | - |
4 | Пространственно-временные представления | 4 | _ | 4 | - |
5 | Геометрические фигуры и величины | 16 | _ | 16 | - |
6 | Заключительное занятие | 1 | - | 1 | - |
Итого: | 72 | _ | 72 | Тестирование, анкетирование, |
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >, <, = для записи сравнения;
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
учащиеся должны уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);
- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
«Музыкальная шкатулка»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | Формы контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | _ | 1 | - |
2 | Вокально-хоровая деятельность | 14 | _ | 14 | - |
3 | Музыкально-ритмические движения | 10 | _ | 10 | - |
4 | Восприятие музыки | 10 | _ | 10 | - |
5 | Заключительное занятие | 1 | _ | 1 | - |
Итого: | 36 | _ | 36 | Тестирование, анкетирование, выступление |
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны уметь:
- привести 2-3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки разного
- эмоционального содержания, дать определение ее характера;
- понимать, что музыка имеет содержание, воспринимать ее выразительные
- средства;
- различать яркие средства музыкальной выразительности, характерные тембры,
- интонации, темповые, динамические оттенки, регистровые изменения;
- петь естественным, звонким голосом, легким подвижным, напевным звуком;
- брать дыхание перед началом нения и музыкальными фразами, произносить
- отчетливо слова, вместе начинать и заканчивать пение;
- петь ускоряя, замедляя, усиливая или ослабляя звучание;
- правильно петь мелодию, точно выполнять ритмический рисунок в песнях,
- исправлять свои ошибки в пении;
- импровизировать несложные мелодии;
- играть простейшие попевки на детских музыкальных инструментах.
учащиеся должны знать:
- жанры музыки;
- термины и названия: опера, балет, творчество, импровизация;
- музыкальные инструменты: фортепьяно, скрипка, флейта, балалайка, их внешний вид и звучание;
- различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки.
«Радуга развлечений»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | Формы контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | - |
2 | Рисование | 14 | - | 2 | - |
3 | Аппликация | 10 | - | 3 | - |
4 | Лепка | 10 | - | 4 | - |
5 | Заключительное занятие | 1 | - | 5 | - |
Итого: | 36 | - | 36 | Тестирование, выставка |
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся должны овладеть основными инструментами рисования, а именно:
- Карандаши и резинка;
- Кисти и непроливайка;
- Ножницы и стеки;
- Линейка;
- Пластилин;
- И разные виды бумаги;
2. Учащиеся должны овладеть основными навыками рисования, лепки и аппликационного мастерства:
- Научиться получать нужный им цвет с помощью заданной краски;
- Научиться находить связь между предметами явлениями окружающего мира и их изображать на лепке, в рисунке, аппликации;
- Понять разные приемы изображения предметов;
- Научиться различать жанры в изобразительном искусстве;
- Научиться содержать рабочее место в чистоте;
- Научиться управлять линией;
В результате освоения практической части образовательной программы, учащиеся должны уметь:
1) создавать собственные иллюстрации, используя нужные материалы и инструменты и при этом умение отображать свое отношение к действительности.
2) понимать различия в жанрах искусства.
Список используемой литературы
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа. / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
- www.chel-edu.ru Каптелина Л.В., музыкальный руководитель МДОУ № 261 – Программа «Детский сад – 2100» и музыкальное воспитание.
- www.chel-edu.ru Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования.
- Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000.
- Башарина, Н.М. Работаем по программе “Путешествие в прекрасное” /Н.М. Башарина //Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №4.
- Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Н. Носов "Фантазёры"
Открытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова) Тема урока «Н. Носов «Фантазёры»...
Кулинарный фантазёр
проведение конкурса между девочками и мальчиками на лучшие фантазии в приготовлении разных блюд...
Программа кружка "Фантазёры"
Внеурочная деятельность учащихся 3 класса...
Образовательная программа "ЛЕГО-фантазёры"
Образовательная программа по ЛЕГО конструированию и проектированию....
План экспедиции отряда "Фантазёры"
План экспедиции детской организации "Солнышко". На карте показано, как класс совершает заочное путешествие по станциям....
Н. Н. Носов "Фантазёры"
Презентация урока внеклассного чтения во 2 классе....
Н. Н. Носов "Фантазёры"
Урок внеклассного чтения во 2 классе....