Подготовка к школе "Путешествие фантазёров"
рабочая программа на тему

Лобусова Наталия Юрьевна

Здесь представлена программа подготовки к школе, расчитана на один год. Включает обучение грамоте, математику, музыку, рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Puteshestvie_fantazerov.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №21

Принята                                                      Утверждаю

на педагогическом совете                                Директор  ГОУ СОШ №21        

«___» __________ 2009 г.                                __________ И.Ю. Резцова

Протокол  № __________

Дополнительная

образовательная программа

дополнительного образования детей

«Путешествие фантазёров»

Возраст учащихся 5-7 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель

Педагоги дополнительного

образования

Лобусова Н.Ю

Добринская С.А.

Комисина Н.С.

Иванова Л.В.

Емелина А.М.

Санкт-Петербург

2009 г.

Пояснительная  записка

          В  современном  российском  образовании сложилась  ситуация             рассогласованности целей  и отсутствие  единой  образовательной  системы на разных  этапах обучения и воспитания  детей.  Отсюда особенно  важным  представляется  создание  единой  цепи  непрерывного  образования,  звенья  которой  не  только  связаны  друг  с  другом, но  и  каждое  является  основанием  для  другого.

              Данная  программа  направлена  не только  на  усвоение предусмотренных      знаний и  соответствующих   умений,  но  и  общее  развитие  детей, включающее  в  себя  развитие  мыслительных  операций,  восприятия, внимания,  памяти  и  других  психических  процессов.  

          Основная  цель  данной  программы – обеспечение  непрерывности  и  преемственности дошкольного и  школьного  образования;  создание  условий  для  максимального  раскрытия  индивидуального возрастного  потенциала  ребёнка.  

    Реализация  цели предполагает решение ряда задач.

  1. Создание  развивающей  среды.
  2. Охрана  и  укрепление  здоровья  дошкольников,  развитие  их  двигательной  культуры.
  3. Разработка  содержания,  обеспечивающего  развитие  личностных  качеств  ребёнка,  а  также  его  мышления, воображения,  памяти,  речи, эмоциональной  сферы.
  4. Формирование  опыта  самопознания.

     

             Результатом  всего  хода  нормального  развития  и  воспитания  ребёнка  в  дошкольном  возрасте  является  такая  подготовка к  школе,  которая  позволит  ему не  только  подготовиться  к  изучению школьных  предметов,  но  и  осознать  самого себя («я  есть»),  свои  возможности  и  индивидуальные  особенности  («я  такой»),  уметь общаться  и сотрудничать  со  взрослыми  и  сверстниками.

Программа построена  в  соответствии  с  принципами:

а) Личностно – ориентированные принципы  

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели                              воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно – ориентированные  принципы 

 Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в  соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

 

 

в)  Деятельностно-ориентированные  принципы 

 Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

       При  разработке  данной  программы  «Путешествие фантазеров»  был  учтён  накопленный позитивный  опыт  современного  дошкольного образования,  а  также  современные  подходы  в  данной  области.

       Подготовка  детей  к обучению  в  школе  проводится  с  1 сентября  по  31  мая.

Занятия  проводятся  в  форме  урока  общей  продолжительностью  30  минут,  прерываемого  динамической  паузой  5  минут.  Перемены  по  10  минут  активной  деятельности  детей  под  руководством  учителя.                                                                    

Учебный  план

 

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Практичес-кие занятия

1

Вводное занятие

1

_

1

2

Разноцветные сказки

72

_

72

3

Веселые цифры

72

_

72

4

Радуга развлечений

35

_

35

5

Музыкальная шкатулка

35

_

35

6

Заключительное занятие

1

_

1

Итого:

216

_

216

Тестирование, анкетирование,

     

        Ведущим  методическим  приёмом  на  уроке  в  «Путешествие фантазеров»  выступают  дидактическая  игра  и  игровые  упражнения.

        Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения  детей, способствует становлению у них  положительной самооценки.

Структура и содержание программы

Программа представлена следующими разделами:

  1. Разноцветные сказки
  2. Веселые цифры
  3. Радуга развлечений
  4. Музыкальная шкатулка

Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.

1.  Веселые цифры

  1. Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
  2. Количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;
  3. Образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;
  4. Сравнение натуральных чисел первого десятка;
  5. Присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее);  знакомство с цифрами;
  6. Знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания
  7. Развитие логического мышления.
  8. Развитие глазомера.
  9. Закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,

правильное их название (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, куб);

  1. Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
  2. Закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года;
  3. Развитие «чувства времени» у детей.

 2. Разноцветные сказки.

 

  1. Речь (устная и письменная) - общее представление.
  2. Предложение и слово.
  3. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение.
  4. Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
  5. Звуки и буквы.
  6. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
  7. Выделение в словах отдельных звуков, слогозвуковой анализ слов, выделение  ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слогозвуковую структуру.
  8. Обучение чтению.
  9. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, место ударения в нём (по знаку ударения).
  10. Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в содержание их речи.
  11. Развитие устной речи.
  12. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.
  13. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
  14. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
  15. Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
  16. Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
  17. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.
  18. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
  19. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
  20. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

  1. Музыкальная шкатулка.

Содержание  программы  по  музыке  в качестве основополагающих заявлены идеи теории развивающего обучения В.В. Давыдова – Д. Б. Эльконина.

      Концепция развивающего музыкального образования, основана на единстве принципов изучения музыки как искусства и учитывающая специфику детского возраста, представляющая собой теоретическую и практическую стратегию обновления содержания музыкального образования в целом и обеспечивающая направленность всего музыкально-педагогического процесса на развитие духовной, творческой сущности растущего человека.

     Музыка — основа формирования музыкальной  культуры детей. Она  побуждает детей к сопереживанию,  эмоционально-оценочному отношению. «Слышание»  музыки побуждает детей к различным проявлениям творчества: пение, певческие импровизации, способствует развитию воображения и фантазии. Путь приобщения к музыкальному искусству лежит через воспитание способности эмоционально откликаться на музыку, к развитию музыкального слуха, что позволяет чувствовать и осознавать особенности музыкальной речи, глубину и красоту искусства звуков.

Задача Музыкальной шкатулки для учащихся «Путешествие фантазеров» - накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей — опора для дальнейших занятий музыки в школе.

  1. Радуга развлечений

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, пятно, цвет, линия, объем, фактура материала, композиция.

Программа «Радуга развлечений» построена так, что бы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Работа         на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

Художественная деятельность детей на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы, изучение художественного наследия.  Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.

При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия.

На протяжении этого курса обучения дети знакомятся с выдающимися произведениями скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства.

«Разноцветные сказки»

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

1

Вводное занятие

2

-

2

-

2

Развитие связной речи. Развитие анализа и синтеза на уровне предложения.

Развитие познавательных способностей

11

-

11

-

3

Развитие звукового анализа, синтеза и представлений. Развитие речи. Развитие познавательных способностей

58

-

58

-

4

Заключительное занятие

1

-

1

-

Итого:

72

-

72

Анкетирование, тестирование.

Ожидаемые результаты:

учащиеся должны  знать:

 

  1. названия букв и звуков, которые они обозначают;
  2. различать звуки по признакам (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
  3. отличие предложения от слова, слова от слога, слога от звука;

учащиеся должны  уметь 

  1. слышать и выполнять устную инструкцию;
  2. отвечать полным ответом на вопрос учителя;
  3. работать в заданном темпе;
  4. определять месторасположение звука в слове;
  5. писать печатными буквами;
  6. уметь правильно держать карандаш и осанку во время работы;
  7. уметь составлять рассказ по серии картинок;
  8. уметь делать пересказ небольшого рассказа;
  9. читать по слогам или целыми словами

«Веселые цифры»

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

1

Вводное занятие. Знакомство с кружком; ИТБ; ПДД.

1

_

1

-

2

Общие понятия

14

_

14

-

3

Числа и операции над ними

36

_

36

-

4

Пространственно-временные представления

4

_

4

-

5

Геометрические фигуры и величины

16

_

16

-

6

Заключительное занятие

1

-

1

-

Итого:

72

_

72

Тестирование, анкетирование,

Ожидаемые результаты:

учащиеся должны  знать:

 

  1. части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
  2. для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  3. состав чисел первого десятка;
  4. знаки >, <,  = для записи сравнения;
  5. знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
  6. общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

учащиеся должны  уметь:

  1. выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  2. объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  3. находить части целого и целое по известным частям;
  4. считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
  5. сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
  6. соотносить цифру с количеством предметов;
  7. выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  8. продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
  9. выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
  10. непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
  11. практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);
  12. по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

«Музыкальная шкатулка»

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

1

Вводное занятие

1

_

1

-

2

Вокально-хоровая деятельность

14

_

14

-

3

Музыкально-ритмические движения

10

_

10

-

4

Восприятие музыки

10

_

10

-

5

Заключительное занятие

1

_

1

-

Итого:

36

_

36

Тестирование, анкетирование, выступление

Ожидаемые результаты:

учащиеся должны  уметь:

  1. привести 2-3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки  разного
  2. эмоционального содержания, дать определение ее характера;
  3. понимать, что музыка имеет содержание, воспринимать ее выразительные  
  4. средства;
  5. различать яркие средства музыкальной выразительности, характерные тембры,
  6. интонации, темповые, динамические оттенки, регистровые изменения;
  7. петь естественным, звонким голосом, легким подвижным, напевным звуком;
  8. брать дыхание перед началом нения и музыкальными фразами, произносить
  9. отчетливо слова, вместе начинать и заканчивать пение;
  10. петь ускоряя, замедляя, усиливая или ослабляя звучание;
  11. правильно петь мелодию, точно выполнять ритмический рисунок в песнях,
  12. исправлять свои ошибки в пении;
  13. импровизировать несложные мелодии;
  14. играть простейшие попевки на детских музыкальных инструментах.

учащиеся должны  знать:

  1. жанры музыки;
  2. термины и названия: опера, балет, творчество, импровизация;
  3. музыкальные инструменты: фортепьяно, скрипка, флейта, балалайка, их внешний вид и звучание;
  4. различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки.

«Радуга развлечений»

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

1

Вводное занятие

1

-

1

-

2

Рисование

14

-

2

-

3

Аппликация

10

-

3

-

4

Лепка

10

-

4

-

5

Заключительное занятие

1

-

5

-

Итого:

36

-

36

Тестирование, выставка

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся должны овладеть основными инструментами рисования, а именно:

  1. Карандаши и резинка;
  2. Кисти и непроливайка;
  3. Ножницы и стеки;
  4. Линейка;
  5. Пластилин;
  6. И разные виды бумаги;

2. Учащиеся должны овладеть основными навыками рисования, лепки и аппликационного мастерства:

  1. Научиться получать нужный им цвет с помощью заданной краски;
  2. Научиться находить связь между предметами явлениями окружающего мира и их изображать на лепке, в рисунке, аппликации;
  3. Понять разные приемы изображения предметов;
  4. Научиться различать жанры в изобразительном искусстве;
  5. Научиться содержать рабочее место в чистоте;
  6. Научиться управлять линией;

В результате освоения практической части образовательной программы, учащиеся должны уметь:

1) создавать собственные иллюстрации, используя нужные материалы и инструменты и при этом умение отображать свое отношение к действительности.

2) понимать различия в жанрах искусства.

Список используемой литературы

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа. / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
  2. www.chel-edu.ru Каптелина Л.В., музыкальный руководитель МДОУ № 261 – Программа «Детский сад – 2100» и музыкальное воспитание.
  3. www.chel-edu.ru Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования.
  4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000.
  5. Башарина, Н.М. Работаем по программе “Путешествие в прекрасное” /Н.М. Башарина //Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №4.
  6. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  7. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Н. Носов "Фантазёры"

Открытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе  по системе Л. В. Занкова) Тема урока «Н. Носов «Фантазёры»...

Кулинарный фантазёр

проведение конкурса между девочками и мальчиками на лучшие фантазии в приготовлении разных блюд...

Программа кружка "Фантазёры"

Внеурочная деятельность учащихся 3 класса...

Образовательная программа "ЛЕГО-фантазёры"

Образовательная программа по ЛЕГО конструированию и проектированию....

План экспедиции отряда "Фантазёры"

План экспедиции детской организации "Солнышко". На карте показано, как класс совершает заочное путешествие по станциям....

Н. Н. Носов "Фантазёры"

Презентация урока внеклассного чтения во 2 классе....

Н. Н. Носов "Фантазёры"

Урок внеклассного чтения во 2 классе....