«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Функциональная грамотность - это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентировочных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Республиканский центр образования"
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕМА: «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Выполнила: Бурундукова Л.Н.
учитель начальных классов
Улан-Удэ
2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................... стр. 2
Глава 1
1.1 История развития понятия «функциональная грамотность» …………………стр.4
1.2Недостатки сегодняшнего начального образования ……………………………стр.4
1.3Современное определение понятия «функциональная грамотность» ……….стр.4
1.4 Личностно ориентированная образовательная ситуация………….…………..стр.5
Глава 2
2.1 Формы и методы, способствующие формированию функциональной
грамотности……………………………………………………………………… стр.5
2.2 Ресурсы для формирования функциональной грамотности……………….стр.6-7
Заключение….............................................................................................................. стр.8
Список использованных источников …...................................................................стр.8-9
Приложение ……………………………………………………………………….стр. 9-16
Введение
«Пути формирования функциональной грамотности в начальных классах».
Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентировочных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.
Согласно ФГОС, главная цель и задача начального образования — это освоение младшими школьниками результатов, предписанных стандартом, но с учетом индивидуальных возможностей учащихся. В связи с развитием государства и изменениями в политической, экономической и других сферах, в стандарты начального образования по ФГОС регулярно вносятся дополнения и поправки. Самые последние из них сместили образовательный курс с общественных потребностей в сторону интересов учащихся и их личностного роста.
Цель: внедрение приемов развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
Задачи:
- Раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность».
- Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
- История развития. Термин «функциональная грамотность»
- был введён в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
- Грамотность – это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами.
- Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
- Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.
1.2. Недостатки сегодняшнего начального образования
Направленность обучения на формирование, обогащение, расширение знаний без развития способности их использовать и добывать приводит к поверхностному,
можно сказать, одностороннему развитию личности. Это подтверждает анализ достижений младших школьников и подростков в школах РФ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования. Это доказывает и оценка результатов участия российских школьников в международных исследованиях.
Главная причина лежит в устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70% заданий являются репродуктивными, т. Е. Предполагающими воссоздающие действия — запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.
1.3 Современное определение понятия «функциональная грамотность».
«Функциональная грамотность младшего школьника» книга для учителя.
Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности… Ребёнок должен обладать:
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Сущность функциональной грамотности младшего школьника
И, действительно, если рассматривать функциональную грамотность с точки зрения Н.Ф. Виноградовой «Функциональная грамотность младших школьников», то сущность ФГ состоит в том, что обучающиеся готовы:
- сами добывать знания;
- применять полученные знания;
- оценивать свое знание-незнание;
- стремиться к саморазвитию.
Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило, ведется по четырём направлениям, как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Предметные ( литературная, языковая, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
1.5 Личностно ориентированная образовательная ситуация
(Игровая ситуация - Проблемная ситуация; Анализ ситуации (задачи), актуализация мотивов. Цель учебной деятельности- учебная задача.
Планирование действий по решению УЗ. Актуализация знаний, опыта, открытие новых знаний, способов осуществления УД. Рефлексия -оценка, коррекция)
Структура урока (Таблица 1. См в Приложении)
2.1 Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:
групповая, игровая, творческие задания, текстовые задания, практическая работа, ролевые и деловые игры, исследовательская работа.
Роль структуры урока в формировании функциональной грамотности
(Таблица 2. См. Приложении)
2.2 Ресурсы для формирования функциональной грамотности. (Снимок №3. См. В Приложении)
Для того чтобы у учащихся начальных классов процесс формирования ФГ проходил качественно, я использую тренажёр для школьников «Функциональная грамотность», учение с увлечением. Формирование функциональной грамотности у младших школьников в этом пособии ведётся также по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно-научная. Тренажёр полностью соответствует обновлённому ФГОС НОО (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021) предназначен для учеников и их родителей, учителям начальных классов и для организации внеурочной деятельности. Авторы М.В. Буряк, М.С. Шейкина. М: Планета, 2023.
Финансовая грамотность для младших школьников – это те знания, умения и навыки, которые необходимы им для принятия разумных финансовых решений. Учащиеся знакомятся с понятиями: деньги, товар, цена, доход, обязательные и необязательные платежи, стоимость коммунальных услуг и т.д. У школьников формируются: общие представления об экономике; откуда берутся деньги и на что они тратятся, умение экономить и правильно распределять карманные деньги. В данной книге представлены практические работы. Выполняя задания, школьники решают реальные житейские задачи по планированию покупок, расчёт имеющейся суммы со списком того, что надо купить( умение выбирать необходимые покупки и предотвращать лишние траты) и т.д. Практикум полностью соответствует обновлённому ФГОС НОО (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021) предназначен для учеников и их родителей, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования. Авторы М.В. Буряк, М.С. Шейкина. М: Планета, 2023.
1класс. «Тренажёр». В разделе «Читательская грамотность» (страницы голубого цвета) научит быть вдумчивым читателем, понимать чувства героев прочитанных произведений, рассуждать о том, чему могут научить сказки. (Рис.3. См в Приложении)
Читательская грамотность. Тренажёр 1класс. «Тренажёр» (Снимок №5, № 6. См в Приложении)
1 класс. «Тренажёр» В разделе « Математическая грамотность» (страницы оранжевого цвета) ученик будет помогать героям сказок решать не простые задачи, применять математические законы и правила жизни. грамотность.
(Снимок №7 . См в Приложении)
1 класс. «Тренажёр». В разделе «Естественно –научная грамотность» (страницы зелёного цвета) ты окунёшься в удивительный мир наблюдений экспериментов. Ученик будет проводить удивительные опыты с яблоком, апельсином и зеркалом. Познакомишься с чудесными свойствами воды, воздуха и соли. (Снимок №8 . См в Приложении)
1 класс. «Практикум». В разделе «Финансовая грамотность» (страницы фиолетового цвета) вместе со сказочными персонажами ученик узнает, что такое «деньги» и «финансы», поможешь сказочным героям правильно совершать покупки и оказывать услуги, планировать расходы и доходы. (Снимок №9 . См в Приложении)
Реализация планов учебной деятельности 1 класс
Окружающий мир. (Снимок №10. См Приложение)
Литературное чтение (исследовательская работа)
Русский язык (практическая работа).
(Снимок № 11. См в Приложении)
Математика (форма игры) ( Снимок №12. См. В Приложении)
Ресурс ДОЛ - игра по финансовой грамотности знакомит учащихся с основами финансовой грамотности. Интересная настольная игра «Шаги к успеху» для учащихся возраст 6-8 лет., где необходимо правильно распорядиться своими финансами- расплатиться за кафе , заплатить за ЖКУ, поехать в отпуск, поехать в отпуск и т.д. Интересным было не растратить все свои финансы на развлечения и отдых. (Снимок №13. См в Приложении)
Заключение: Для успешного обучения, ученик должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Этот навык формируется при изучении каждого предмета, способность применять знания, полученные на уроках, для решения повседневных задач.
Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.
Список использованных источников:
1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность
младшего школьника: к постановке проблемы. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. 2017. № 3.С. 3–7.
2. Губанова М. И. и др. Функциональная грамотность
младших школьников: проблемы и перспективы формирования. / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа
плюс до и после. — М. : Баллас, 2009. — № 12. — С. 65–68.
3. Далингер В. А. и др. Методика обучения математике
в начальной школе: учеб. пособие для академического бакалавриата. / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2016. — Бакалавр. Академический курс).
4. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях : пособие для работников системы образования РАО. /В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок/
5. https://doligra.ru/ Игры по финансовой грамотности.
6.
https://www.youtube.com/playlist?list=PL1vJNklcCwX2GnEWBr9sSPiDP4lqy8bNx
10. https://multiurok.ru/files/sbornik-zadanii-po-razvitiiu-funktsionalnoi-gramot.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.
Научная статья ....

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...