Конспект урока по лит.чтению 4 класс С.В.Михалков стихотворение Школа
план-конспект

Анна Леонидовна Косухина

Изучить содержание стихотворения С.В. Михалкова «Школа », определить его жанровые особенности и идейно-художественное звучание, учиться  передавать авторскую  интонацию в выразительном чтении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

                           

                                                  Косухина Анна Леонидовна

                                               учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

                                                     школа №18 им. А.С.Сергеева»

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ

ТЕМА « СТИХОТВОРЕНИЕ С.В.МИХАЛКОВА «ШКОЛА»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Изучить содержание стихотворения С.В. Михалкова «Школа », определить его жанровые особенности и идейно-художественное звучание, учиться  передавать авторскую  интонацию в выразительном чтении.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

- формировать умение прогнозировать содержание произведения;

- уметь воспринимать на слух текст;

-выразительно читать стихотворение;

соблюдать паузы, логические ударения, интонацию;

-определять тему и главную мысль стихотворения;

-отвечать на вопросы по содержанию и подтверждать свой ответ примерами;

- уметь осмысливать эстетические ценности художественного текста и высказывать собственные суждения.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умение понимать художественный текст, определять в нем основную мысль,

- умение  анализировать, сравнивать, классифицировать, литературные понятия и приёмы;

-находить, оценивать информацию, различать истинные и ложные утверждения, приводить аргументы;

-анализировать явления, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: 

-обосновывать строчками из текста заявленную авторскую позицию;

-  владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в группе и в парах. 

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно формулируют тему и цели урока;

-  готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих  задач;

-освоение способами решения задач проблемно-поискового характера.

Личностные УУД:

- проявлять интерес к изучению литературного чтения;

-осознавать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

 -выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Образовательные технологии

Технология проблемного обучения, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа по содержанию стихотворения  с использованием различных  приёмов продуктивного чтения.

Методы и формы проведения урока

Фронтальный диалог, метод демонстраций,  проблемно-поисковый, исследовательский, деятельностный метод.

Индивидуальная, фронтальная, парная  работа.

Средства обучения

УМК «Начальная школа XXI века»

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, аудиозапись стихотворения С.В.Михалкова «Школа» в исполнении Ю. Борисовой, портрет Ю. Левитана, карточки-анкеты. 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (20 сек)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Леонидовна. Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит интересная совместная работа. Вы готовы к работе?

Приветствие учителя.

Настраиваются психологически на совместную работу с учащимися и учителем.

Личностные:

-готовность к равноправному сотрудничеству;

-потребность в самовыражении и самореализации.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция.

Актуализация знаний (8 мин.)

-Ребята, посмотрите на слайд. Что это? Вы не подскажите (предположения детей)

2    15  42                           511    16

42  15                                  5       20    337

37  08   2                             712    19

20  20   20                           2000047

- Давайте попробуем прочитать эти ряды чисел вместе со мной.

- Вы почувствовали ритмику этих чисел?

- А это вам ничего не напоминает?

-С помощью чисел можно закодировать стихотворную форму.

- Какие признаки стихотворной формы вам известны? Ряды чисел могут служить вам подсказкой.  

-Сколько рядов? (4)

-Что напоминает? (четверостишие).

-Чем  по звучанию стихотворение отличается от прозы? (ритм, рифма).

Ритм мы уже почувствовали. Докажите, что в наших числовых стихах есть рифма.

-С помощью чего поэты  передают настроение? (с помощью интонации).

-С какой интонацией мы читали?

Прочитайте второй  числовой стих друг другу в полголоса, с разным настроением  (работа в парах)

- Давайте попробуем прочесть  эти ряды с грустным, весёлым настроением? Кто попробует?

-Ребята, вы уже догадались, к  какому литературному жанру будет посвящен наш урок?  

-А автор стихотворения, с которым мы будем работать,   очень известный советский писатель, поэт и драматург.  Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал его произведения для взрослых и детей.  Он является автором слов гимна России. Может быть, вы уже  догадались, о ком речь?

 СЛАЙД 1 –Фото С. В. Михалкова ( без подписи)

Проверим  ваши предположения.

СЛАЙД 2 – Фото С.В.Михалкова с указанием Ф.И.О.)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, прогнозируют тему урока. Работа в парах, вспоминают понятия: строфа, ритм, рифма. Прогнозируют автора стихотворения, с которым предстоит работа на уроке, рассматривают портрет писателя на слайде презентации.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем  и со сверстниками;

-умение строить речевые высказывания.

Регулятивные:

-планирование;

-прогнозирование;

-самооценка.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Целеполагание

(2 мин.)

-Ребята, а какие ещё вам известны произведения С.В. Михалкова?

- Сергея Михалкова принято считать детским писателем. С каким настроением ассоциируется слово детство?

- А где мы можем уточнить лексическое значение слова «детство»?

- Я попросила Диму найти значение этого слова в Толковом словаре С.И.Ожегова.

(Детство. Ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте).

-  Но не только в толковом словаре русского языка можно найти толкование этого слова. Я хочу вас познакомить с трактовкой этого понятия, которое дано в Большом психологическом словаре.

СЛАЙД 3:Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. 

- Ребята, а где человек учится всему этому?

- Ребята, вы уже догадались, какова тема стихотворения с которым нам предстоит работа? (О школе)

-А для чего вы ходите в школу?

-Я предлагаю, вам подумать и  в анкете отметить знаком  X, ответ на этот вопрос или записать свой ответ, если его нет в числе предложенных.

 Учёба, знания

 Общение, друзья

 Оценки, успех

 Интерес, творчество

 Подготовка к будущей профессии

 ___________________________

-Кто желает поделиться своим мнением о школе?

-У кого есть собственные варианты ответа?

-А хотите узнать точку зрения писателя?  

Но сначала подготовимся к чтению, выполнив дыхательную гимнастику.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, прогнозируют тему стихотворения, заполняют анкету.

Работают со словарями.

Познавательные:

- поиск и выделение информации на основе работы со словарями;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепочки рассуждений;

-выдвижение гипотез.

Регулятивные:

-понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Физкультминутка (20 сек.)

Сядьте на стуле ровно. Скрестите ноги. Дышите неглубоко, через нос. При вдохе приподнимайте пальцем кончик носа и одновременно, как бы разжевывая ириску.   Выдыхайте узкой струей через нос (2 раза). Затем несколько раз потянитесь, напрягая мышцы рук и ног, расслабляя их (2 раза).   Примите спокойную для себя позу, спокойно подышите, посчитав медленно про себя до трёх.

Повторяют движения

Этап усвоения новых знаний и способов действий. (8 мин)

 Работа над произведением.

-Откройте учебник на стр. 113.

-Прочитайте первое четверостишие самостоятельно. Как Вы думаете, стихотворение по настроению весёлое или грустное? Почему вы так считаете?

-Предположите, что автор будет вспоминать о своей школьной жизни?

-Проверим предположения. Прослушаем  аудиозапись  стихотворения  в исполнении артистки Ростовского Академического театра драмы им. М.Горького Юлии Борисовой.

Целевой вопрос:

-О чём рассказывает поэт в своём стихотворении?

-Подтвердились наши предположения?

-Так что вспоминает автор? Как вы считаете, эти воспоминания радостные или грустные?

-Ребята, а кто из вас ходил в детский сад, поднимите руки.

- А когда вы вспоминаете об этом времени, которое давно прошло, то что чувствуете? (оттенок грусти – потому что о прошлом).

 (Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть.).

-А все ли слова Вам были понятны? (работа над словами в тексте)

-Давайте обратим внимание на стр.115 на значок «Пояснение значений незнакомых  слов и выражений. Давайте прочтём.

-Голос Ю.Левитана ассоциируется с Великой Победой, с Первым полётом человека в космос. Для наших бабушек и дедушек – это голос Родины. В этом году Ю.Левитану исполнилось бы 105 лет.

Юрий Левитан, Сергей Михалков – люди, которыми гордится наша страна.

- Найдите в тексте и зачитайте кем стали друзья Сергея Михалкова?

-А кем бы вы хотели стать и почему?

-Я надеюсь, что ваши мечты обязательно сбудутся.

- Обратимся к анкетам, которые вы заполнили. Переверните листы и подумайте, а что для автора школа?

Отметьте  знаком  X.

 Учёба, знания

 Общение, друзья

 Оценки, успех

 Интерес, творчество

 Подготовка к будущей профессии

 ______________________________

 Приносить пользу, служить Родине.

-Совпадает ли мнение автора с вашим мнением.

-Найдите четверостишие, в котором  поэт определяет главное значение школы? 

   СЛАЙД 5:Вывод:  Школа – это не только учёба, оценки, друзья. Школа дает нам дорогу в будущее, помогает выбрать жизненный путь.

Чтение первого четверостишия.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Прослушивание аудиозаписи.

Отвечают на вопросы учителя.

 Работают над содержанием стихотворения. Дети вычленяют главное, через опорные образы.

Чтение значений незнакомых слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполнение задания.

Выборочное чтение.

Дети вычленяют главное, через опорные образы.

Определение основной мысли стихотворения.

Познавательные:

-поиск и выделение информации;

-формулирование ответов на вопросы учителя;

-построение полных речевых высказываний;

- умение  анализировать, сравнивать, классифицировать, литературные понятия и приёмы;

-умение структурировать знание;

-анализировать явления, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

-умение осознанно и произвольно строить речевое устное высказывание.

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в устной речи;

-умение принимать  и сохранять учебную задачу;

-планирование собственного высказывания;

-освоение способами решения задач проблемно-поискового характера.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

-обосновывать строчками из текста заявленную авторскую позицию;

-  владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе.

Личностные:

-выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Работа над выразительностью. Чтение стихотворения учащимися и передача настроения (5 мин)

- Прочитайте всё стихотворение жужжащим чтением.

-А теперь посовещайтесь друг с другом и найдите, в каких строфах чувствуется грусть? Радость? На эту работу  вам -1 минута. Зачитайте эти строфы, не забывая об интонации.

- А теперь попробуем прочитать  всё стихотворение выразительно вслух.  

-Кто желает?

-А вы ребята оцените их чтение. Для этого можно воспользоваться памяткой, которая лежит у вас на партах.

-Дома подумайте над вопросом 3 на стр.116

Чтение  стихотворения с опорой на правила выразительного чтения.

Оценивание чтения стихотворения своих товарищей.

Регулятивные:

-контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Стадия «Рефлексии»  (3 мин)

-Выберите утверждения, которые являются для вас истинными:

  • Я понял смысл стихотворения Сергея Михалкова «Школа».
  • Я узнал, чем отличаются стихи от прозы.
  • Я открыл, от чего зависит  интонация стихотворения.
  • Я задумался, зачем учусь в школе.

-Закончить наш урок я хотела бы  высказыванием «Школа – это дом окнами в детство». Дома я предлагаю поразмыслить над этой фразой, написав мини-сочинение.

-Молодцы, ребята.

- Спасибо за совместную работу.

Дети соотносят установку и свои действия.

Личностные:

-установление учащимися связи между целью учебной деятельности её результатом;

-самооценка деятельности на уроке;

Регулятивные:

-сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

-находить, оценивать информацию, различать истинные и ложные утверждения, приводить аргументы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.

Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России

Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...

Конспект урока по литературному чтению по теме "С.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению  по теме "С.Михалков "Мой щенок" для учащихся 2 класса...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. Михалков «Упрямый козлёнок»» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  создание  условий  для ознакомления обучающихся с фактами из биографии С. Михалкова и произведения «Упрямый козлёнок»; продолжить работу над форм...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: И.З.Суриков стихотворение «Зима» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И.З.Сурикова и его стихотворениями, пробудить интерес к творчеству поэта; осознанно и выразительно читать. Планируемые результаты: Предмет...