Формирование читательской грамотности младших школьников.
план-конспект занятия (2 класс)

Вахитова Чулпан Илдаровна

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Мастер-класс

Тема:  Формирование читательской грамотности  младших школьников.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

Одним из видов функциональной грамотности является читательская грамотность.

СЛАЙД 2

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

В своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами, ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. В результате не успевает по всем предметам. Поэтому, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу, так как это одна из основных задач начальной школы.

          Сегодня    я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые можно использовать в своей работе. Они помогают ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роли учителя, а вы, уважаемые коллеги, будете играть роль учащихся экспериментального класса.

 

КОНВЕРТ  №1

Задания для 1 класса (на уровне слова)

1.Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля  скотывородка  повабурёшка  серчавиз кадыпуста  уктюроп  петщерушка  саголат  ребядис пефонал  карерандаш  альцыбом  ручщока  портрыфель косдятюм  брюлаки  плавытье  футсыболка  юблика сажипоги  туфдули  тапчуки  ботинрыки  сандапели метцыро  автомобус  трамрявай  тролфилейбус  такфуси строикутель   профодавец   кондимытер    офижуциант

2.Читай только первые слоги. Какие слова получились?

 канат  лентяй  дача рисунок сани  ракета  фантазия концерт  феникс  тарелка фикус  аллея  карандаш таблетка  лимон  царевна кабинет  пират  танцы калина  лейка  доска  коптильня театр  леопард  фонтан шахтёр  магазин  тысяча соловей  барабан  камень

Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.

Какой вывод сделаем? При добавлении и в пропуске слога появляется неправильное слово.

3. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео                лушкяга              змлнеякиа       фрноаь               сзтекроа              пиодмор сзакка                 убебинчк               пдосонулх      кхнуя                 склоьуса              сжнниека   птальо                иукгшри              бдлеуьзор        пгоири               пкудоша              согеивнк      алатс                   мреавуй               пцогвуиа

Какой  вывод сделаем? У каждого слова свои звуки и буквы.

КОНВЕРТ  № 2

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

  1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

 L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр  – весь мир согревает. ( Солнце)

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й

С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)

L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S

 Наткёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)

Вывод: Отличать русские буквы, знать русский алфавит.

2.Читай предложения наоборот справа налево:

Вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот икниженсеиконидотюадапабеногонрумсап с яьтсилеинделсопилтселбаззёребяьчус ан имактеномимытолоз

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: Внимательность.

Подведение итогов мастер-класса.

Применяя  в работе данные приёмы и упражнения,  какие  преимущества можете назвать.:

  •  учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивается активное слушание;
  • повышается самооценка.

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности младших школьников.

Рефлексия:

Вот перед вами:

ЧЕМОДАН

МЯСОРУБКА

КОРЗИНА

То,  что сегодня узнали о читательской грамотности куда можно отнести?

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/31/s_617e7a1842faf/phpKmdsZO_umnozhenie-i-delenie_html_aa4c0497dc74b42e.jpg

           Благодарю Вас за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

"Формирование читательской грамотности школьника"

Что такое функциональная грамотность, читательская грамотность как её основная составляющая, приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе....