Практическая работа по теме "Кейсы"
статья

Практическая работа по теме "Кейсы" выполнена в период прохождения курсов по ФГОС НОО 2021. В данной работе в каждом кейсе представлен мой выбор варианта ответа и его обоснование, непосредственно связанный с учебной деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейсы:

В каждом кейсе выберите несколько вариантов ответа и обоснуйте свой выбор.

1. В учительской одной из школы шла оживленная дискуссия о том, как должен вести урок учитель-профессионал. Учителя не сходились во мнениях, каждый отстаивал свою точку зрения, опираясь на собственный опыт. Среди перечисленных подходов, которые учителя выписали на доске, выделите те, с которыми Вы согласны и систематически применяете на своих уроках.

  1. Учитель соблюдает следующую этапность урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление нового материала.
  2. Учитель требует неукоснительного соблюдения дисциплины.
  3. Учитель организует изучение нового материла через постановку проблемы.
  4. Учитель не позволяет школьникам эмоциональных проявлений, таких как удивление, недовольство, оживление, боязнь и др.
  5. Учитель поощряет минимальные успехи слабых учащихся.
  6. На уроке преобладают фронтальные методы обучения, когда одно и то же задание все ученики выполняют одновременно.
  7. Учитель применяет на уроке мультимедийные средства обучения.
  8.  В конце урока учитель делает заключение о том, что узнали и чему новому научились, оценивает качество учащихся работы на уроке.

Ответ:

3,5,7

Обоснование:

              В практике моей работы 26 лет обучения детей по Системе развивающего обучения Л. В. Занкова.  Практически каждый урок начинаю с постановки проблемного вопроса. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала:

в процессе решения проблемы обучающиеся открывают, исследуют, перерабатывают, усваивают материал самостоятельно, активно участвуют в процессе урока. 

Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.

Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ученика.

        Подбор материала для дифференцированной работы по теме позволяет обучать детей на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, эта работа позволяет оценить и поощрить успехи слабого ученика, продвигает его стремление двигаться вперёд.

        Возможности использования мультимедийных средств широки:

- помощь учителю при подготовке и проведению урока:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
-создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д

- помощь учащемуся при подготовке домашних заданий и др. 

        Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

        Применение мультимедийных средств обучения способствует формированию познавательных и творческих возможностей младших школьников. Данные средства позволяют создавать новые виды визуальной информации, что позволяет повысить эффективность процесса получения знаний.

2. Учитель А. планирует проведение урока по теме «Три состояния вещества», окружающий мир, 3 класс. Из предложенного ниже списка выберите и расставьте в определенной последовательности только те действия учителя, которые Вы бы спланировали при проведения такого урока.

  1. Учитель показывает демонстрационный эксперимент по превращению воды
  2. Учитель показывает презентацию по теме урока, объясняет учебный материал
  3. Учитель объявляет цели и задачи урока
  4. Учитель читает загадки о разных состояниях воды для мотивации школьников
  5. Учитель предлагает сформулировать тему урока
  6. Учитель предлагает сделать выводы по результатам наблюдений
  7. Учитель организует работу в парах для иллюстрации превращения воды по сказке «Снегурочка»
  8. Учитель выставляет отметки за усвоение нового материала
  9. Учитель просит школьников назвать, что они узнали на уроке, что было трудно, что интересно
  10. Учитель подводит итоги урока

Ответ:

4, 5, 1, 6, 7, 9

Обоснование:

        Подбираю загадки о разных состояниях воды, чтобы плавно подвести учащихся к формулированию темы урока. Формирую мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

        Демонстрационный эксперимент по превращению воды помогает сделать учащимся вывод по результатам наблюдения «о трех состояниях воды (вещества)».

        Для подтверждения выводов организую работу в парах для иллюстрации превращения воды по сказке «Снегурочка». Учимся оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других, формируем начальные представления о телах и веществах, о трёх состояниях воды.  

        В рефлексии урока отмечаем, что нового узнали, что было интересным, что вызвало затруднение в работе. Учащиеся оценивают результат своей работы.

3. Учителя, работающие в одной параллели, представили на методическом объединении описание подходов к проведению урока обобщения и систематизации знаний по теме "Лексика. Фразеология" 6 кл. С какими позициями, из представленных ниже, Вы скорее согласны?  

  1. Я организую введение в урок: сообщаю школьникам его цели и задачи
  2. На слайдах презентации я показываю основные понятия темы, привожу примеры для их иллюстрации
  3. Я подбираю интересную лингвистическую задачу, чтобы мотивировать школьников на учебную деятельность
  4. Я провожу игру «Фразеологический бой»
  5. Я организую работу в группах по решению лексических заданий
  6. Я излагаю, а учащиеся записывают в тетради основные выводы по теме
  7. Я организацию самостоятельную работу с учебником для учащихся с недостаточным уровнем подготовки
  8. Я подвожу итоги урока и для диагностики знаний провожу контрольную работу
  9. Я провожу оценивание школьников с выставлением отметок в журнал.

Ответ:

3, 4, 5, 7, 9

Обоснование:

        

Как учитель начальных классов соглашусь со следующими позициями в подаче материала обучающимся по данной теме: можно подобрать интересную лингвистическую задачу, чтобы мотивировать школьников на учебную деятельность, можно провести игру «Фразеологический бой» (для совершенствования навыков учащихся в употреблении фразеологизмов, расширении знаний о языке, проявлении интереса к его изучению).

Можно организовать работу в группах по решению лексических заданий (развитие познавательных интересов, умение применять на практике полученные знания, умение работать в группе).

Организовать самостоятельную работу с учебником для учащихся с недостаточным уровнем подготовки.

Провести оценивание школьников с выставлением отметок в журнал после самоанализа своей деятельности на уроке.

По этой теме я бы провела урок в виде игры.

4. При подготовке к обобщающему уроку по курсу «География материков и океанов», 7 кл., молодой учитель запланировал определенные цели. Какие из перечисленных целей урока Вы бы не стали планировать?    

     1) Сформировать систему новых понятий

  1. Развить умение классифицировать знания о географии материков и океанов
  2. Развить умение связывать полученные знания по курсу с практическим опытом
  3. Сформировать умение самоконтроля
  4. Развить умение связывать основные понятия по данного курсу
  5. Сформировать умение поиска и выделения информации о географии материков и океанов  

Ответ:

2, 3, 5

Обоснование:

        Я бы не стала планировать следующие цели: развить умение классифицировать знания о географии материков и океанов, развить умение связывать полученные знания по курсу с практическим опытом, развить умение связывать основные понятия по данному курсу

         Урок можно провести как практикум, используя различные учебные ресурсы, можно как игру.

5. В школе планируется проведение недели открытых уроков для педагогов соседней школы. Свой профессионализм учителя хотят продемонстрировать на примере организации комбинированных уроков.  А какие из подходов, представленных ниже, смогли бы убедить Вас в высоком профессионализме учителей?  

  1. Сообщение содержания нового материала с применением презентации
  2. Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности
  3. Выполнение практических учебных заданий под руководством учителя
  4. Организация взаимодействия учеников при решении учебной задачи
  5. Фронтальная проверка знаний с выставлением поурочных отметок
  6. Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с электронными ресурсами
  7. Выступление учащихся с сообщениями по новой теме
  8. Использование интерактивной доски для формирования метапредметных результатов обучения
  9. Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью

Ответ:

2, 4, 6, 8, 9

Обоснование:

        

        В высоком профессионализме учителей меня бы убедили следующие подходы:

  • Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности.

Это можно охарактеризовать как личностно-ориентированное обучение, которое строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика. 

  • Организация взаимодействия учеников при решении учебной задачи. Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

При обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

  • Индивидуализация обучения за счет организации учебной работы школьников с электронными ресурсами.

Включение в такой процесс компьютерных технологий (КТ) значительно помогает учителю в решении его задач при наличии педагогических программных средств (ППС), рассчитанных на разную познавательную активность учащихся и адаптивных индивидуальным особенностям ребенка.

Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других, хотя и такое обучение возможно.

При индивидуальном подходе внимание должно быть оказано не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.

Хотелось бы увидеть, как учитель организует такую работу.

  • Использование интерактивной доски для формирования метапредметных результатов обучения.

        

Использование интерактивной доски способствует формированию всех универсальных учебных действий. В ходе учебной деятельности при использовании данного оборудования учащиеся будут совершенствовать навыки:

- критического мышления (при построении таблиц, схем, диаграмм);

- аналитической деятельности (при анализе, нахождение закономерностей и т.п.);

- смысловое чтение (при работе с заданием, содержащий текст);

- коммуникативные (при мозговом штурме, дискуссиях, при создании авторских презентаций).

 

Одним из способов поддержания внимания и интереса учащихся является использование приемов и методов технологий интерактивного обучения. Интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях. Использование интерактивной доски на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации, что способствует формированию метапредметных результатов обучения.

Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью.

Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. Организовать учебную деятельность надо так, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.  ФГОС НОО предполагает компетентностный подход к образованию, т. е. постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.

Завершить хочу словами К.Д. Ушинского

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по информатики 4 класс

Постарайтесь провести в кабинете информатики по возможности....

Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России»

Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России». Урок для учащихся 4 -го класса.Технологии проблемного обучения положительно влияют на развитие самостоятельности, познав...

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...

Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя. Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном».

Классный час посвящён Дню Матери.Тема " Материнское сердце чаще бьётся" (для обучающихся 3-4 классов)....