Практическая работа 3 Лит чт 3_4 кл
учебно-методический материал (3 класс)
Практическая работа 3 Лит чт 3_4 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_3_lit_cht_3_4_kl_.docx | 43.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 3. Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ.
Задание. Проведите по вопросам задания сравнительный анализ содержания примерной рабочей программы по литературному чтению для Вашего класса и программы авторов УМК, по которому Вы работаете, методического аппарата учебника. Укажите класс, в котором будете работать в 2022/23 уч.г. Учебник должен быть включен в Федеральный перечень учебников (ФПУ).
- Проанализируйте раздел «Содержание» примерной рабочей программы и программы авторов УМК, по которому Вы работаете. Соотнесите содержание тематических разделов примерной рабочей программы (ПРП) учебного предмета «Литературное чтение» для Вашего класса и программы автором УМК, по которому Вы работаете. Ответьте на два вопроса: какие разделы необходимо добавить, какие будут неактуальны, а какие надо будет включить из примерной программы предыдущего класса в этом году, чтобы сохранить последовательность изучения программного материала?
Класс 3 класс
Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
Тематические | Одинаковые | Схожие | Разные |
разделы в примерной рабочей программе по литературному чтению для 3 класса 1. О Родине и её истории (6 ч.) 2. Фольклор (устное народное творчество) (16 ч.) 3. Творчество А.С.Пушкина (9ч.) 4. Творчество И.А.Крылова (4ч.) 5. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8ч.) 6. Творчество Л.Н.Толстого (8ч.) 7. Литературная сказка (9ч.) 8. Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века (10 ч.) 9. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч.) 10.Произведения о детях (18 ч.) 11. Юмористические произведения (6 ч.) 12. Зарубежная литература (10 ч.) 13. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч.) Резервное время 10 ч. | Фольклор (устное народное творчество) (16 ч) Литературная сказка (9 ч) (В этот раздел вошло одно произведение, которое входило в раздел «Люби живое») Зарубежная литература (10 ч) | Творчество А. С. Пушкина (9 ч). Творчество И. А. Крылова (4 ч) Творчество Л. Н. Толстого (10 ч) Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8 ч). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Юмористические произведения (6 ч) (В этот раздел вошли т два произведения, которые изучались в разделе «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок») | О Родине и её истории (6 ч) (Вошло одно произведение М. Пришвина «Моя Родина», которое было в разделе «Люби живое»). Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч) Произведения о детях (18 ч) Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч). (В этот раздел вошли два произведения, которые изучались в разделе «Самое великое чудо на свете»).
|
разделы в авторской рабочей программе по литературному чтению для 3класса УМК, по Л.Ф.Климанова 1.Самое великое чудо на свете (2 ч.) 2.Устное народное творчество (14 ч.) 3. Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) 4. Великие русские писатели (26 ч) 6. Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) 7. Литературные сказки (9 ч) 5. 8.Были-небылицы (10 ч) 9. Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) 10. Люби живое (16 ч) 11. Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) 12. Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч) 13. По страницам детских журналов (8 ч) 14 Зарубежная литература (8 ч) | Устное народное творчество (14 ч) Литературные сказки (9 ч). Зарубежная литература (8 ч) | Великие русские писатели (26 ч) Поэтическая тетрадь 1, 2. (4 блока -11 ч +6ч+6 ч+8 ч) | Исключены разделы: • Были-небылицы • По страницам детских журналов |
Какие разделы в соответствии с примерной рабочей программой необходимо будет изучить в указанном классе? | Какие разделы из предыдущего класса необходимо дополнительно включить в программу указанного класса (которые не изучались детьми в прошлом году, и их отсутствие значительно затруднит освоение материала)? |
1. О Родине и её истории (6 ч.) 2. Фольклор (устное народное творчество) (16 ч.) 3. Творчество А.С.Пушкина (9ч.) 4. Творчество И.А.Крылова (4ч.) 5. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века (8ч.) 6. Творчество Л.Н.Толстого (8ч.) 7. Литературная сказка (9ч.) 8. Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века (10 ч.) 9. Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 ч.) 10.Произведения о детях (18 ч.) 11. Юмористические произведения (6 ч.) 12. Зарубежная литература (10 ч.) 13. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 ч.) Резервное время 10 ч. | Во 2 классе не было разделов: О нашей Родине. О наших близких, о семье. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Необходимо будет включить в программу третьего класса произведения, которые не изучали. |
2) По одному из тематических разделов примерной рабочей программы в «Тематическом планировании» сравните круг чтения, литературоведческое содержание, методические подходы с содержанием аналогичного раздела в Вашем УМК. Рекомендуется взять аналогичные тематические разделы примерной программы и авторской. Сделайте выводы о том, что следует учесть учителю, на что обратить внимание, что изменить в работе, что включить дополнительно.
Тематический раздел примерной программы учебного предмета Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч)
Название аналогичного раздела в авторской программе УМК, по которому Вы работаете Поэтическая тетрадь 1, 2.
Анализируемый параметр | Примерная рабочая программа по литературному чтению для указанного класса | Авторская рабочая программа по литературному чтению УМК для указанного класса, по которому Вы работаете | Выводы: выявленные черты сходства, выявленные различия, необходимые изменения/дополнения (Что нужно изменить иди добавить в содержание Вашей программы и УМК, чтобы они соответствовали примерной программе?). |
Круг чтения (кратко) | Произведения классиков отечественной литературы ХIХ вв. Ф. И. Тютчев «Листья», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «В небе тают облака», А. А. Фет «Осень», «Мама! Глянь-ка из окош- ка…», «Кот поёт, глаза прищуря…», И. С. Никитина «Встреча зимы», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…», «Славная осень! Здоровый, ядрёный…», «Однажды в студёную зимнюю пору…», А. Н. Майкова «Осень», «Весна», И. С. Ники- тина «Утро», И. З. Сурикова «Детство» (не менее пяти авторов по выбору). Произведения классиков отечественной литературы ХIХ вв. И. А. Бунина «Первый снег», «Полевые цветы», А. П. Чехова «Степь» (отрывок), А. А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Золотое слово», С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!», «Берёза», Саши Чёрного «Летом», С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору). | Произведения классиков отечественной литературы ХIХ–ХХ вв. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой». И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И. З. Суриков. «Детство», «Зима». С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон». А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона», С. А. Есенин. «Черёмуха». Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К. Д. Бальмонт Золотое слово». И. А, Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой ельник у дороги». С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...», А. Л. Барто. «Разлука», «В театре». С. Михалков. «Если». Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». . | В УМК поэзия представлена в разделе: Поэтическая тетрадь 1, 2. (В «Поэтическую тетрадь» входят произведения поэтов XIX—XX вв.) В обновленной программе она представлена в двух отдельных разделах: «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века» и «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века» (Предлагается для изучения лирическая проза П. Чехова «Степь»). Тематика произведений аналогична. Рекомендуемые произведения (которых нет в учебнике) необходимо предложить детям и организовать работу над их изучением: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «В небе тают облака». А. Фет «Кот поёт, глаза пищуря…». Н. Некрасов «Однажды в студёную зимнюю пору…». Н. Майков «Осень», «Весна». И. С. Никитин «Утро». И. А. Бунин «Первый снег». К. Д. Бальмонт «Снежинка». С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», «С добрый утром!», «Берёза». Саша Чёрный «Летом». С. Я. Маршак «Ландыш». А. П. Чехов «Степь» (отрывок), И. Соколов-Микитов (по выбору). В учебнике есть сказка этого автора «Листопадничек», но в этом разделе лучше взять «малую» прозу этого автора. Произведения можно выбрать из предложенного списка. (Новое) |
Основное литературоведческое содержание (кратко: какие термины, понятия) | .Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века (расширение круга чтения на примере произведений И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина, А. П. Чехов, И. С. Соколова- Микитова и др.). Чувства, вызываемые описанием природы (пейзажа) в художественном произведении. Средства художественной выразительности при описании пейзажа (расширение представления): эпитеты, олицетворения, синонимы, антонимы, сравнения, звукопись. Повтор как приём художествен- ной выразительности. Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского. Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение - средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. Никитин. «Полно, степь моя...», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Оценка достижений Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К. Бальмонт, И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение. С. Михалков. «Если». Выразительное чтение. Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии». Оценка достижений | Важно обращать внимание на методы и формы организации обучения. При подготовке и проведении учебного занятия придерживаться их.
|
Методические подходы (кратко: как предлагается изучать произведения) | Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?». Слушание художественных произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы (пейзажа), ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от эпического. Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф. Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Работа в парах: составление устного рассказа по иллюстрации (репродукции картины). Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения. Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин. | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения Воспринимать стихи на слух. Сравнивать текст-описание и текст- повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | Основным подходом был и остается системно-деятельностный подход. Особое внимание уделяется формированию потребностей, мотивов, установок, интересов, ценностных ориентаций. Системно-деятельностный подход проявляется и в выстраивании индивидуальной траектории развития ученика на основе его собственного выбора и уровневой оценки достигнутых учеником образовательных результатов. Развитие и воспитание - единый процесс, который направлен на общее развитие, на успешность обучающихся, на становление целостной личности учащихся, способствует превращению получаемой информации в личностно значимые знания и создаст установку на нравственное поведение. Учебные занятия ориентированы на целенаправленное формирование способности к диалогу, мобильности, готовности выбирать и корректировать пути и способы деятельности в зависимости от изменяющихся условий. Знания и опыт, который получат ученики в ходе выполнения учебных задач, сформированность предметных и универсальных действий станут основой дальнейшего обучения и будут востребованы в жизни. . |
- Выберите из примерной рабочей программы для анализа одно или несколько произведений (рассчитанных на один урок) в выбранном Вами тематическом разделе. Найдите в Тематическом классификаторе и сформулируйте тему урока по данному произведению («Тематический классификатор» на сайте Единое содержание общего образования https://tc.edsoo.ru/ ). Найдите данную тему и произведение в Вашем УМК.
Проанализируйте учебные задания, вопросы (1-2 задания) к данным произведениям (методический аппарат учебника) с точки зрения возможности формирования конкретных предметных и метапредметных результатов. Укажите их (выберите из примерной программы из разделов «Содержание» - УУД для класса и «Планируемые результаты» - предметные результаты для выбранного класса).
Дополните работу над данным произведением рекомендуемыми в примерной программе видами учебной деятельности и формами организации из раздела «Тематическое планирование», укажите какие умения будут при этом формироваться (1-2 умения).
Тема урока (автор и название произведения) Урок 5 Лирические произведения. Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения на примере стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы»
Формируемые умения (из примерной рабочей программы) | Учебные задания, вопросы, имеющиеся в УМК (характеристика задания, а не его номер) | Сделайте вывод о соответствии содержания и методического аппарата УМК примерной рабочей программе (по данной теме урока). |
Предметное: читать вслух в соответствии с учебной задачей, использовать выборочное чтение. Осознанно применять изученное понятие: олицетворение. Читать вслух в соответствии с учебной задачей. | - Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди свое мнение выборочным чтением. -Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? -Прочитай стихотворение Никитина? С каким настроением следует читать каждую часть? | |
УУД: базовые логические действия: устанавливать аналогии. Регулятивные (самоорганизация): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Базовые исследовательские действия: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами | -Вспомните и прочитайте наизусть друг другу стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. -Можно ли сказать, что в стихотворении «Встреча зимы» созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется все вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. -Подумай, почему людей радует снег. Найди эти строки и перечитай их. | |
Формируемые умения (из примерной рабочей программы) | Дополнительный вид работы из раздела «Тематическое планирование» примерной рабочей программы по данному тематическому разделу | |
Предметное: находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении. Предметное: составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму Предметное: объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря | Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении и выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении.
Составление выставки на тему «Книги С. Есенина», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу. Работа с текстом произведения: поиск значения незнакомого слова в словаре. | |
УУД: базовые исследовательские действия: прогнозировать возможное содержание. базовые исследовательские действия: формулировать с помощью учителя цель Коммуникативные действия (общение): проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии Коммуникативные действия (общение): корректно и аргументированно высказывать своё мнение. Базовое логическое действие: устанавливать основания для сравнения произведений Базовое логическое действие: сравнивать произведения по теме Базовое логическое действие: составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; | Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания изучения чтения. Учебный диалог: изучения цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?». Учебный диалог: Обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Работа в группах: сопоставление репродукций картин, лирических и музыкальных произведений по средствам выразительности. Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от эпического. Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме. Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению |
|
Критерии оценивания: Анализируется качество заполнения таблиц, грамотность формулировки и обоснованность выводов.
Оценка: зачет/незачет. Зачет ставится при верном выполнении задания и отсутствии грубых ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по информатики 4 класс
Постарайтесь провести в кабинете информатики по возможности....
Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России»
Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России». Урок для учащихся 4 -го класса.Технологии проблемного обучения положительно влияют на развитие самостоятельности, познав...
опытно практическая работа дипломной работы по теме "формирование навыков самоконтроля на трудовом обучении" и диаграмма работ учачихся
данная работта сделана в 2017 году....
Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"
Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...
Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя. Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном».
Классный час посвящён Дню Матери.Тема " Материнское сердце чаще бьётся" (для обучающихся 3-4 классов)....