ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
По состоянию на март 2021 года все население страны оказалось во вновь принятых условиях. Не только образование, но и другие сферы нашей деятельности перешли на новый формат отношений и общения. Для многих самоизоляция и дистанционное обучение стали неожиданностью, шоком. Для других толчок к самореализации, самопознанию, самообразованию. В таких условиях находились все участники образовательного процесса: учителя, ученики, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babikova_e.v._statya.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373
ББК 74.0
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
БАБИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Ключевые слова: исследовательская деятельность, саморазвитие, самовыражение.
Аннотация: В статье рассматриваются возможности дополнительной профессиональной программы в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях инновационного развития российского образования.
DISTANCE LEARNING FOR YOUNGER STUDENTS
BABIKOVA ELENA VLADIMIROVNA
Key words: research activity, self-development, self-expression.
Аbstract: The article discusses the possibilities of an additional professional program in the formation of the professional competence of future teachers in the context of the innovative development of Russian education.
По состоянию на март 2021 года все население страны оказалось во вновь принятых условиях. Не только образование, но и другие сферы нашей деятельности перешли на новый формат отношений и общения. Для многих самоизоляция и дистанционное обучение стали неожиданностью, шоком. Для других толчок к самореализации, самопознанию, самообразованию. В таких условиях находились все участники образовательного процесса: учителя, ученики, родители.
На начальном этапе дистанционного обучения важно сформировать культуру, при которой ребенок учится дома, в которой он должен постепенно приобретать большую самостоятельность. Родители несут ответственность за контроль и вовлечение ребенка в процесс дистанционного обучения. Задача родителей – направлять ребенка, нацеливать на получение знаний. Школа должна объяснить родителям важность присмотра. Если ребенок пропустил онлайн-урок, это такой же пропуск, как и в школе. Параллельно это объясняется и самим детям. В ситуации с дистанционным обучением младших школьников на первый план выходит взаимопомощь родителей [2].
При использовании дистанционных технологий появляется возможность организовать индивидуальный режим обучения. Количество часов учебной нагрузки можно уменьшить, контролируя время пребывания за компьютером не более 20 минут на 1-2 занятиях, 25 минут на 3-4 занятиях, при необходимости возвращаясь несколько раз к изучаемому материал.
Специфический набор знаний дистанционного обучения можно считать не только плюсом, но и минусом, так как теряются некоторые бытовые навыки. Недостатком дистанционного обучения является его зависимость от технических мер, таких как отключение интернета, электричества или сбой компьютера. В условиях начальной школы это означает, что взрослый должен все время находиться дома рядом с ребенком. Есть и недостатки во взаимодействии с экраном компьютера. Комплекс упражнений для профилактики утомления глаз следует выполнять после использования технических средств обучения.
Переход на дистанционное обучение – это новый формат обучения. Учителям необходимо проводить курсы цифровой грамотности. При разработке дистанционных занятий по предметам основная нагрузка ложится на преподавателя. Дистанционное обучение требует от учителя использования других способов подачи материала и методов вовлечения детей, в то же время оно должно учитывать все особенности обучения детей, пробовать что-то новое, набираться опыта и интегрировать его в школьные уроки. Основной задачей учителя при организации обучения младших школьников с использованием дистанционных технологий является разработка учебных курсов.
Учителя сталкиваются с различными трудностями психологического характера: при определении индивидуальных особенностей учащихся, при организации деятельности учащихся, с проблемой повышения и поддержания мотивации к обучению. Психолог изучает характер межличностных отношений, индивидуально-личностные особенности участников дистанционного обучения, обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход. Информация психолога о личностных особенностях учащихся (самооценка, характер мотивации, уровень тревожности, особенности познавательной сферы и др.) позволяет учителю быстро определить стиль взаимодействия с каждым учеником, выявить трудности в образовательный процесс и выбрать режимы поддержки и помощи.
С одной стороны, отсутствие прямого контакта между учащимися и учителем снижает степень личного влияния учителя на эмоциональную окраску получаемых знаний. С другой стороны, в дистанционном обучении упор делается на активизацию творческих способностей, идей, в связи с этим появляется больше возможностей испытывать положительные эмоции от достижений и результатов обучения.
Учащимся необходима цифровая грамотность, которая может начаться в начальной школе. Дети должны понимать, как работает интернет, как вести себя в сети, как пользоваться полезными сетевыми ресурсами, как защитить себя в сети. Поведение учащихся на удаленном уроке должно осуществляться по строгим правилам: подключаться под своим именем, выключать микрофон при выступлении преподавателя или одного из одноклассников и не вести личную переписку в кат. Всему этому можно научиться в начальной школе.
Дистанционное обучение – это интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся на расстоянии с применением новых информационных технологий, обеспечивающее самостоятельную работу по усвоению обрабатываемого в процессе обучения материала. Как были подготовлены все участники образовательного процесса, с какими трудностями они столкнулись и что позитивного вы хотели бы извлечь из этого опыта?
Главное преимущество дистанционного обучения — доступность. Вы можете учиться везде, где есть принимающее устройство и Интернет. Онлайн-уроки проходят в двух форматах — предварительно записанный видеоурок или живой вебинар. Младшие школьники не могут сосредоточиться и заниматься самообразованием, они нуждаются в присмотре родителей. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, в группах продленного дня, в музыкальных и художественных школах, в кружках и секциях, теперь заперты в четырех стенах. Родители вынуждены обеспечивать, организовывать и контролировать их обучение, работать удаленно, а также заниматься домашними делами на переменах. Дети потеряли живое общение с одноклассниками и учителями.
Первое, с чем столкнулись участники образовательного процесса, — технические трудности. Несмотря на наличие технических устройств, интернет в семьях есть на 100%. Дистанционное обучение вызвало неудобства у родителей, у которых двое и более детей, у работающих родителей, которым к тому же нужен компьютер, у которых слабый интернет. Это проблемы, с которыми все сталкивались на первом этапе. Хотя все родители отмечают, что компьютерная грамотность детей заметно повысилась. Все стали более уверенными пользователями новых информационных и вычислительных технологий. И что очень удобно: дети могут высыпаться, приступать к работе в удобное для них время, то есть обучение проходит в комфортной обстановке, нет беспокойства, страха, что вас спросят, если вы не готовы, дети , с помощью родителей регулируют собственную деятельность.
При дистанционном обучении в начальных классах мало задействована полноценная устная речь, ответы сухие и лаконичные, отсутствует диалог. Механика, моторная память, письмо и развитие мелкой моторики страдают. Что в этом возрасте негативно скажется на психофизическом развитии.
Безусловно, большим преимуществом является то, что преподаватель может самостоятельно выбрать ресурс, получить качественную демонстрацию материала, выбрать интересную подачу, использовать видео- и аудиоконтент. Дистанционное обучение дало учителям хороший «толчок» к повышению своей компетентности, получению более глубоких знаний в цифровой среде. При проверке домашнего задания отслеживаются ответы всех младших школьников, никто не остается без внимания.
Самым большим недостатком дистанционного обучения является большая компьютерная нагрузка на неокрепший организм младшего школьника, мощное негативное влияние на зрение, а отсутствие двигательной активности и статическое напряжение мышц приводит к нарушениям осанки. Здесь на плечи родителей легла большая работа и ответственность за воспитание. Организовать рабочее место, исключить отвлекающие факторы, обеспечить техническую сторону, соблюдая все требования (освещенность, удобство, тишина, бесперебойная работа технических устройств), успевать за сменой деятельности, обеспечивать физическую активность, придерживаться режима дня.
Родители должны повышать уровень контроля и дисциплины на начальном этапе и постепенно снижать его. Но все же здесь есть и положительная сторона: родители стали больше погружаться в жизнь и учебу детей, стали больше разговаривать, проводить с ними больше времени. Они видели сильные и слабые стороны ребенка-ученика и, конечно же, собственные недостатки в его воспитании. Ребенок не привык к самостоятельности, у него нет мотивации, самодисциплины, самоорганизации, к которым он должен привыкать с детства. А дистанционное обучение основано именно на развитии таких качеств, которые способствуют развитию самообучения, интереса к самостоятельному поиску информации. Разумеется, домашние задания даются не только на электронных площадках, но и в учебниках и рабочих тетрадях.
Для учителя при проверке домашнего задания тоже приходится постоянно напрягать зрение и проводить почти весь день за экранами гаджетов. Что негативно сказывается на здоровье педагогов. И еще один нюанс: сложно контролировать процесс обучения, ведь нет гарантии, что ребенок сделает все домашнее задание самостоятельно и вы не сразу поймете, насколько он понял заданную тему. Родители не имеют педагогического образования, не владеют методикой обучения, а иногда и сами нуждаются в помощи в объяснении того или иного материала. В результате возникают недопонимания и негативное влияние на детско-родительские отношения.
С психологической точки зрения дистанционное обучение лишает детей яркой эмоциональной стороны общения не только с учителем, но и с одноклассниками.
Дистанционное обучение по-прежнему необходимо отнести к инновационным формам организации учебного процесса. социализация, развитие творческих способностей.
Думаю, в начальной школе эта задача будет сложнее. Студенты, по возрастным особенностям, менее мотивированы к обучению, обладают меньшей самодисциплиной, самоорганизацией и меньшей силой воли. Старшие могут осознанно контролировать свои действия, заниматься самообразованием.
В настоящее время темпы развития массового дистанционного обучения в российских школах доказывают, что оно не может быть полноценной заменой стационарной формы для младших школьников. Хотелось бы отметить, что онлайн-обучение не может заменить традиционное посещение школы, так как обязательно общение и общение с психологом и учителем для получения информации. Дистанционное обучение имеет особенности - опосредованное общение, самостоятельность обучающихся, удаленность. В связи с этим необходимо психологическое сопровождение данного процесса и психологическое утешение его участников.
Список использованных источников
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2008 - №6.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 27.01.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей образовательного блога для дистанционного обучения младших школьников
В статье рассказывается об использовании возможностей образовательного блога для дистанционного обучения младших школьников на примере образовательного блога учителя начальных классов Сергеевой ...
Практические рекомендации родителям по организации дистанционного обучения младших школьников
Правильная организация процесса дистанционного обучения, при которой онлайн-уроки выстраиваются учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, дает ряд преимуществ: учебный материал мо...
Метод проектов при обучение младших школьников в дистанционной форме.
Обучение школьников дистанционно...
Дистанционное обучение младших школьников.
Приемы мотивации учеников....
Дистанционное обучение младших школьников: плюсы и минусы
Переход на дистанционное обучение – это новый формат преподавания. Дистанционное обучение, можно считать не только плюсом, но и минусом....
Дистанционное обучение младших школьников с помощью Zoom — сервиса для проведения видеоконференций, онлайн – встреч
Дистанционное обучение – это некая форма получения образования, использующая в процессе обучения лучшие традиционные и современные методы, а также средства обучения, основанны...
Организация дистанционного обучения младших школьников (из опыта работы)
Выступление на РМО...