Доклад "Качество образования при дистанционном обучении"
материал

Шатханова Лилия Петровна

Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении, что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Качество образования при дистанционном обучении.

Педагогический совет: 28.10.2020

Выполнил: руководитель ШМО начальных классов

Шатханова Л.П.

Сейчас в век информационных технологий невозможно обойти своим вниманием и проблему внедрения этих самых технологий в процесс обучения, а какие технологии могут быть введены и будут иметь должный эффект. Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Дистанционное обучение - это новая форма взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии посредствам телекоммуникаций, предполагающая использование своеобразных средств, методов, способов обучения. Она состоит из тех же слагаемых, что и любая система обучения: цели, обусловленные социальным заказом, содержание, программа обучения, методы, формы, принципы, средства обучения.

Средства телекоммуникации, являющиеся центральным звеном дистанционного обучения, используются для достижения следующих целей:

-обучение образовательных процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

-осуществление обратной связи между учителем и обучаемым;

-обмена управленческой информацией внутри системы дистанционного обучения;

-выхода в международные информационные сети.

В центре процесса обучения находится самообразование, как самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Обучаемый учится самостоятельно получать знания, пользуясь разнообразными источниками информации. Обращаясь к различным способам познавательной деятельности, работает с полученной информацией в удобное для него время. Самостоятельное приобретение знаний с самого начала вовлекает обучаемого в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, а предусматривающую их применение для решения разнообразных реальных проблем. Организация самостоятельной (индивидуальной и групповой) работы обучаемых предполагает использование новейших педагогических технологий. Адаптивных к данной форме обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социально значимых качеств личности.

Дистанционное обучение – не альтернатива традиционному обучению, а специфичная форма его продолжения и совершенствования.

Содержание педагогической деятельности в системе дистанционного обучения существенно отличается от традиционной. В условиях дистанционного обучения основными задачами сетевого учителя являются следующие:

• конструирование индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося, что предполагает: формулирование целей и задач для каждого отдельного учащегося на языке учащегося, определение инвариантного и вариативного для каждого учащегося содержания – теоретических практических задач, разработка оптимальной для каждого учащегося системы контроля;

• управление самостоятельной работой учащихся по освоению учебного содержания;

• организация занятий в режиме реального времени, что предполагает: выбор оптимальной формы проведения занятия, конструирование плана занятия, составление инструкции для учащихся;

• инициирование обсуждений в режимах on-line, что предполагает создание проблемных ситуаций и моделирование дискуссий;

• оценивание результатов деятельности учащихся и их коррекция, что предполагает: комментирование результатов выполнения тестовых заданий, проверку и оценивание заданий с открытым ответом, проверку, оценивание и комментирование домашних заданий;

• руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения, предполагающее организацию как индивидуальной, так и групповой и коллективной деятельности.

Таким образом, к сетевому учителю предъявляется ряд новых требований, исходящих из специфики работы, в частности в совершенстве владеть «письменной речью» и обладать определенным уровнем ИКТ - компетенции. Кроме того, при работе с виртуальным классом учитель должен быть готов к тому, что ему придется конструировать столько траекторий освоения учебных программ, сколько учеников обучается в его классе. Причем траектории эти могут отличаться не только уровнем выполняемых заданий, не только глубиной и широтой освоения образовательной программы, но и порядком изучения отдельных тем, подходами к изложению учебного материала, качеством иллюстративных материалов и задач, используемых при объяснении нового материала и т.д. С другой стороны, нет необходимости владения педагогической техникой речи, предназначенной для слухового и визуального восприятия учебной информации

 Давайте рассмотрим взаимодействие между обучающимися и учителями.

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и учителя. Наиболее широкое распространение в нашей школе получили следующие:

   Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для обучающихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что обучающийся может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося. (см. приложение 2)

Учебная платформа «Инфоурока». В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.

Мессенджер «Вайбер» и телефонная связь.

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся учитель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.

  Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.», что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

   Проведение обучения обучающихся, имеющие ограниченные возможности.

  «Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме». 

  «Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением».

 Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают обучающихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов обучающимся могут предлагаться:

  компьютерные обучающие программы;

  электронные учебные пособия;

  компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

  электронные справочники;

  учебные аудио и видеоматериалы;

  информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.

«Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними».

«Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению», снятию эмоционального напряжения.

Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.

  «Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями».

  «Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.» 

 «Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии».

 Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.

Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как  большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.

«Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.

Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.

Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.

 

 Заключение

 В настоящее время востребованность дистанционной формы обучения неуклонного растёт. Это объясняется тем, что  она гибка, удобна и доступна, предполагает широкую вариативность и дифференциацию в выборе и содержания, и форм получения образования.

Дистанционное обучение школьников при выполнении определённых условий, таких как наличие качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.),  ответственность и самомотивация обучающихся, осуществление жёсткого контроля со стороны родителей, является средством обеспечения доступного качественного образования.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что востребованность дистанционного обучения, в том числе и в начальной школе, в ближайшее время будет возрастать. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа, что позволить минимизировать его недостатки и развить положительные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в школьном образовании - требование времени.

В статье поднимается вопрос о роли и возможностях дистанционного обучения в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ФГОС....

Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования

Многие считают, что дистанционное образование – это обновленная форма классического заочного обучения. Это в корне ошибочное мнение. В отличие от поточного заочного обучения, когда все обучаются по од...

Дистанционное обучение детей-инвалидов как средство обеспечения доступного качественного образования

Одним из ключевых направлений  развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями...

Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"

Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения  эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...

«Дистанционное обучение как средство повышения качества и доступности общего образования на примере обучения детей с ОВЗ»

Краткая характеристика 5 сервисов для повышения качества процесса образования и воспитания детей с ОВЗ....

Современное образование через дистанционное обучение.

Школа неограниченных возможностей: работаем с детьми.Научиться учиться - вот ключ ко всему. И если ваши дети забыли, как это делается, так это только потому, что это знание основополагающего процесса ...

Современное образование через дистанционное обучение.

Школа неограниченных возможностей: работаем с детьми.Научиться учиться - вот ключ ко всему. И если ваши дети забыли, как это делается, так это только потому, что это знание основополагающего процесса ...