Урок Русского языка, тема: "Как обозначить мягкость согласного звука на письме"
план-конспект занятия (2 класс)
Увлекательный урок, в помощь учителю тест и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
![]() | 326.6 КБ |
![]() | 13.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 2 «Б»
Дата проведения: 11.12.2020
Тема: «Как обозначить мягкость согласного звука на письме?»
Цели урока
Обучающие: - повторить способы обозначения мягкости согласны на письме
- уточнить представление о роли ь знака
как показателя мягкости согласного на письме
- воспроизвести знания об изученных правилах письма
Развивающие: - развивать умение соотносить произношение и
написание слов с ь знаком, обозначать мягкость
согласного на конце слова и перед другими согласными
- способствовать развитию орфографического навыка
- активизировать мыслительную, познавательно- языковую
и коммуникативно- речевую деятельность учащихся
Воспитывающие: - создать условия для формирования
устойчивой мотивации к изучению родного языка
Планируемые результаты: - учащиеся научатся обозначать
мягкость согласных звуков на письме,
- аргументированно отвечать и доказывать
своё мнение
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё……. ( алфавит ).
- Сколько букв в русском алфавите? ( 33 )
- На какие группы они делятся? ( гласные, согласные, не обозначающие звука)
- Сколько гласных букв? ( 10 )
- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного? ( а, о, у, ы, э )
- Назовите гласные , которые обозначают мягкость согласного? ( е, ё, ю, я, и )
- Сколько согласных букв ? ( 21 )
- На какие группы можно разделить согласные? ( звонкие- глухие, твёрдые- мягкие )
- Сегодня мы продолжим изучать тему « Согласные звуки и буквы для их обозначения».
3. Самоопределение к деятельности.
- Какая буква, кроме гласных Е,Ё,Ю,Я , обозначает мягкость согласных? ( ь)
- Какая тема урока? ( обозначение мягкости согласных ь знаком)
4. Работа по новой теме.
- Откройте учебник на с. 124 и прочитайте тему.
- Это новая для вас тема? ( нет, мы уже знакомились с ь знаком в 1 классе)
- Сегодня мы обобщим знания о букве ь знак и ответим в конце урока на вопрос , записанный под темой « Для чего служит ь знак?»
а) Чистописание
- Откройте тетради, запишите число. Из каких частей состоит буква ь? ( наклонная и полуовал)
- Запишите в тетрадях одну строку буквы ь знак. ( образец на доске)
б) Упражнение в определении роли ь знака.
Упр. 203 ( работа с интерактивной доской( отр.3- 4 ).
- Какими звуками различаются слова? ( твёрдые – мягкие )
- Одинаковое ли количество звуков и букв? ( нет ) Почему? ( есть ь знак )
Вывод: Буква ь знак звука не обозначает, а смягчает предшествующий согласный звук)
-Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните буквы, которые делают предшествующий согласный мягким.
в) Работа над правилом. ( интерактивная доска ( отр. 1- 2)
Самостоятельное чтение правила с. 124
- А сейчас выполним ваше любимое задание – сделаем транскрипцию слов: день, пять.
- Что скажем о количестве звуков и букв?
Вывод: Букв больше, т. к. в записи слов стоит ь знак.
Поисковая ситуация.
- Всегда ли в словах с ь знаком это выполняется? ( нет, н-р. ель ), давайте запишем транскрипцию. Почему?
5. Физминутка. Игра « Кто быстрее считает?»
- Сейчас я буду называть слова , а вы если в слове есть ь знак, то быстро встаём с места, а если ь знак не нужен, то сидим:
дом, конь, сыр, рис, рысь, письмо, стол, соль, угол
6. Конкретизация темы урока.
Словарная работа ( картинный диктант)
- Угадайте слово по его лексическому значению.
1) Тёплая верхняя одежда ( пальто )
2) Школьная принадлежность для записей ( тетрадь )
3) Профессия человека, работающего в школе ( учитель )
4) Обувь для игры в хоккей ( коньки )
На доску вывешиваются картинки.(слайд)
- Что общего в этих словах, исходя из темы урока? ( пишется ь знак )
- На какие 2 группы по расположению ь знака в слове можно их разделить?
- Назовите слова 1столбика, 2.
- Какую работу выполняет ь знак?
Вывод: Буква ь знак показывает мягкость предшествующего согласного как на конце слова, так и в середине , если стоит между согласными.
7. Фронтальная работа.
Упр. 202 Объясните смысл пословиц , запишите по памяти 1 пословицу в тетрадь, подчеркните ь знак и букву, которую он смягчает.
Взаимопроверка учащимися выполнения задания.
8. Коллективная работа на интерактивной доске.
-Помоги гномикам правильно поставить в слова согласную с ь знаком.
( верхний ряд , 3-е упражнение)
- Составьте с любым одним словом предложение, запишите его в тетрадь, найдите и подчеркните грамматическую основу, над словом надпишите количество букв и звуков. ( 1 ученик записывает на доске)
9. Рефлексия.
- Настал момент подвести итог и ответить на вопрос « Для чего служит ь знак?» ( с.124 учебника )
Вывод: Мягкий знак сам звука не обозначает, а служит для смягчения предшествующего согласного звука как на конце слова, так и в середине между согласными.
а) Тест.
- У вас на партах лежат листы – тесты, ответьте на 5 вопросов и оцените себя сами. ( ключ к тесту появляется на доске по окончанию работы )
Тест для самооценки
Фамилия, имя: | Оцени себя сам |
1. Какая буква звука не обозначает?
| |
2. Какое слово будет лишним?
| |
3. Подбери пару к слову конь.
| |
4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо, пал…то, ден… .
| |
5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?
|
б) Самооценка.
+ правильно - неправильно
5 плюсов – молодец
4 плюса - очень хорошо
3 плюса - неплохо
1 или 2 плюса - постарайся, в следующий раз тебе повезёт
0 плюсов - сегодня не твой день, но у тебя всё получится
10. Итог урока. Домашнее задание.
- Что вспомнили сегодня на уроке?
- Ответили на поставленный вопрос в начале урока?
-У вас на партах лежат смайлики, выберите подходящий и покажите.
- Дома выполните упр.204 на стр.125, и по желанию найдите 2-3 пословицы с мягким знаком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Ь 2. У рок 3. К он 4. М ягкий знак 5. Е ,ё,ю,и,я,ь
Д омаш.задание: С тр.125 упр.204, Н айти 2-3 пословицы с мягким знаком
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя: | Оцени себя |
1. Какая буква звука не обозначает?
| |
2. Какое слово будет лишним?
| |
3. Подбери пару к слову конь.
| |
4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо, пал…то, ден… .
| |
5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 классТема: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
Урок построен в режиме двигательной активности....
Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

Урок русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"
Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"...
Конспект урока русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я, и, ь"
Конспект урока во 2 классе....

Урок русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ по теме: «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»
Цель: создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме....
Урок русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков"
Данный урок построен в виде интересного путешествия по Хоперскому Государственному заповеднику. Все задания урока дети получают от обитателей заповедника, что делает урок интересным, ярким, нестандарт...

Конспект урока по рус.языку. Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме
Цель:Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.Учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости на уров...