Доклад на тему: «Дистанционное обучение в условиях пандемии как условие для новаторства педагогов»
статья (4 класс)
Как учитель начальных классов, хочу поделиться своим опытом в проведении онлайн уроков в начальной школе. Прежде всего, нужно было определиться, на какой платформе проводить уроки в новой для всех участников учебного процесса форме. Проанализируя все имеющиеся сервисы, мой выбор пал на Яндекс.Учебник и Uchi.ru. Для начальной школы эти две платформы наиболее оптимальны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_distantsionnoe_obuchenie.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Базевский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ
Доклад на тему:
«Дистанционное обучение в условиях пандемии
как условие для новаторства педагогов»
Подготовила учитель начальных классов: БеловаН.И.
в условиях пандемии как условие для новаторства
Доклад на тему:
«Дистанционное обучение в условиях пандемии
как условие для новаторства педагогов»
Педагоги всегда остро реагировали на любые веяния времени. Жизнь в условиях пандемии не стала исключением. Она затронула буквально все сферы жизни. Дистанционное обучение появилось в нашей жизни также неожиданно, как и коронавирус. Основной недостаток дистанционного обучения детей заключается в том, что к нему оказались не готовы ни школы с учителями, ни дети с родителями. Казалось бы, чего проще, выбирай платформу для занятий, благо выбор есть и проводи уроки, как раньше. Но не тут то было. Оказалось, что пользоваться компьютерными программами не умеют ни учителя, ни дети, ни зачастую и родители. Кроме того рекомендованные департаментами образования, организованные за огромные государственные деньги, платформы не справляются с наплывом посетителей. И даже спустя три недели с момента закрытия школ повторяются ситуации, когда невозможно авторизоваться или подключиться к онлайн уроку, посмотреть домашнее задание и т.п. За первые две недели дистанционного обучения огромное количество негатива вылилось на учителей, администрации школ и министров и руководителей департаментов образования. Организация процесса дистанционного обучения нулевая. Особенно много негатива у родителей учеников младших классов.
Технические проблемы при дистанционном обучении
Первая проблема: для онлайн уроков нужен компьютер или ноутбук. Многие используют смартфоны или планшеты. А для того чтобы смотреть в смартфоне урок или домашнее задание нужно орлиное зрение, которое неминуемо сядет после таких просмотров. И это касается и учителей в том числе.
Вторая проблема: необходимость вовлечения родителей в процесс. Дети не могут самостоятельно авторизоваться или подключиться к онлайн уроку, это приходится делать родителям. Но если родителей нет дома (работают, например), ребенок остается без уроков. А зачастую, родители сами не могут помочь своим детям, потому что пользуются компьютером только для игр.
Третья проблема: компьютер есть, но один, а детей двое или больше. При этом уроки проходят в одно время. По какому принципу выбирать, кто учится, а кто нет? Как учитель начальных классов, хочу поделиться своим опытом в проведении онлайн уроков в начальной школе. Прежде всего, нужно было определиться, на какой платформе проводить уроки в новой для всех участников учебного процесса форме. Проанализируя все имеющиеся сервисы, мой выбор пал на Яндекс.Учебник и Uchi.ru. Для начальной школы эти две платформы наиболее оптимальны.
Во-первых, большинство младших школьников знакомы с этими сервисами, так как выполняют на их базе всевозможные олимпиады и задания по математике, русскому и английскому языкам, а недавно там появились задания по окружающему миру и программированию.
Во-вторых, на этих двух платформах в сжатые сроки были разработаны и выложены инструкции по организации и проведении дистанционных уроков, организованы вебинары и курсы повышения квалификации для учителей «Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций ХХI века», что позволило учителям сразу включиться в процесс освоения новых компетенций.
В-третьих, технические характеристики для поддерживания сервиса на этих платформах более доступны как для учителей, так и для родителей.
Нельзя не отметить несколько отличий этих двух платформ в плане организации и проведения онлайн уроков:
– продолжительность онлайн урока не должна превышать 30 минут, в Яндекс-Учебнике за этим следит сама программа, учитель не имеет возможности по необходимости сдвинуть временные рамки урока. В связи с тем, что в данной ситуации все заявленные платформы перегружены, здесь есть некоторое неудобство. Если предположить, что по техническим причинам не все обучающиеся смогли вовремя подключиться к уроку или не всем было понятно объяснение учителя, то закончить урок немного позже будет логично с точки зрения методики;
К сожалению, не у всех детей есть устройства для дистанционного обучения и доступ к интернету. Из-за этого многие ученики пропускают онлайн-уроки. Особенно остро стоит эта проблема в сельской местности. Функции видеозаписи уроков пока нет на обеих платформах. В таких случаях эффективно выкладывать ссылки на уроки из базы Uchi.ru в домашние задания в электронный дневник, чтобы ребята не отстали от своих одноклассников, которые посетили онлайн урок.
Наверно, нет смысла говорить о том, что в методическом плане онлайн уроки существенно отличаются от урока классно-урочной системы.
Хочется остановиться на особенностях проведения онлайн уроков из собственного педагогического опыта:
– продолжительность урока не более 30 минут, желательно с проведением двух физминуток;
– в целях профилактики ухудшения зрения и сколиоза заниматься желательно устно, даже на уроках русского языка и математики, так как не у всех есть правильно оборудованное рабочее место;
– необходимо начать онлайн обучение с ознакомления детей с правилами ведения и поведения урока в новом формате;
– обязательно нужно начинать с приветствия (функция «поднятая рука»), а затем напомнить, по какому предмету урок, назвать его тему. Чем проще и конкретнее сообщение, тем легче ученикам будет удержать внимание;
– при изложении материала, нужно не менее 50% времени использовать демонстрацию рабочего стола, чтобы показать заранее подготовленную презентацию, документы или карточки с заданиями (с обязательными комментариями);
– если у ребёнка во время урока появляется вопрос к учителю – ученик запоминает или записывает его и отправляет в чат позже, когда учитель попросит задавать вопросы в чате;
– чтобы ученики не отвлекались на разговоры в чате, учитель чат может отключить, а также задавая домашнее задание, нужно обязательно разобрать его выполнение, тем самым удерживая внимание обучающихся на учебном материале урока;
– контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложнее, чем в оффлайне. Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат. Привлечь внимание помогают картинки и видеоматериалы. Для снятия напряжения отлично работает гимнастика;
– чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления. Можно отправить напоминание о расписании онлайн уроков заранее, выложив его в чате ЭЖД или на сайте класса. На платформе Uchi.ru также есть расписание онлайн уроков на всю учебную неделю. Постепенно ребята войдут в ритм и привыкнут к новому формату.
Таким образом, самое главное препятствие для дистанционного образования в настоящий момент – это недостаточная материально-техническая база для занятий как у школьников, так и у школ. Кроме того, не разработаны единые стандарты по дистанционному образованию, поэтому обучение в данных условиях крайне неоднородное.
Итак, взвешивая все ЗА и ПРОТИВ, приходим к выводу, что вернувшись в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это необходимо как детям, так и учителям.
Литература
1. https://education.yandex.ru/teacher/posts/kak-provesti-onlayn-urok-sravnivaem-8-servisov-dlya-translyatsiy
2.https://mail.yandex.ru/?uid=1130000038640805#message/172262685746922772
3. Евгений Ямбург. На линии огня: учителя вслед за врачами /Евгений Ямбург// Московский комсомолец. – 2020. – № 28252 . – С.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Дистанционное обучение: плюсы и минусы"
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы) ...
Доклад по теме "Дистанционное обучение. Пути реализации в школе"
Выступление на ГМО учителей начальных классов...
Сценарий - 2021 «Новый год » (в условиях пандемии)
День чудесный настает,К нам приходит Новый год!Праздник смеха и затей,Праздник сказки для детей. 1. Как красиво в нашем классе,Веселится наш народ.Потому что мы встречаемЗимний праздник...
Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности в условиях пандемии
Обобщение полученного опыта при прохождение курсов "Наставник школьного проекта"...
памятка для родителей «Организация новогоднего утренника в условиях пандемии».
памятка для родителей...
«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...
Статья Дистанционные технологии в условиях пандемии
Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе. Инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала...