Разработки дистанцонных - онлайн уроков
статья (2 класс)

Галкина Оксана Анатольевна

Аннотация. В настоящее время дистанционные уроки являются довольно актуальным элементом образования. Прежде всего это обусловлено высокими темпами развития информационных и компьютерных технологий. Кроме этих причин, еще одной является сложная ситуация с коронавирусом. Эпидемия заставила школьников покинуть образовательные учреждения и продолжить занятия в домашней обстановке. В основе такого обучения как раз и лежат дистанционные и онлайн-уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_distantsionnyh_i_onlayn_razrabotki.docx48.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННЫХ И ОНЛАЙН-УРОКОВ

Аннотация. В настоящее время дистанционные уроки являются довольно актуальным элементом образования. Прежде всего это обусловлено высокими темпами развития информационных и компьютерных технологий. Кроме этих причин, еще одной является сложная ситуация с коронавирусом. Эпидемия заставила школьников покинуть образовательные учреждения и продолжить занятия в домашней обстановке. В основе такого обучения как раз и лежат дистанционные и онлайн-уроки.

Согласно сведениям Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ФШЭ около 85% учащихся 6-11 классов применяют интернет-технологии в процессе своего обучения [4]. По этой причине стоит обратить внимание на возможности интернета и его роль в организации дистанционных уроков. При правильном использовании сетевых технологий образовательный процесс может быть очень эффективным в условиях дистанционного образования.

Дистанционное обучение — это форма образования, при котором педагог и учащийся взаимодействуют на расстоянии, при этом могут быть использована компьютерные и сетевые технологии [3].

В основе дистанционного образования лежит дистанционные занятия и онлайн-уроки. Дистанционные занятия представляю собой один из вариантов дистанционного образования, в рамках которого педагог проводит занятие по разработанной лично программе, которая адаптирована как для индивидуальных дистанционных уроков и групповых. Основная цель дистанционных уроков заключается в обучении учащихся, которое направлено их ориентирование в учебном материале при помощи информационных технологий, его изучение и применения в целях образования.

Основные виды дистанционных уроков представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды дистанционных уроков

Каждый из представленных на рисунке 1 видов дистанционного урока выполняет определенные функции:

- анонсирующий урок направлен на повышение концентрации внимания обучающихся, а также повышения мотивационного фактора к образовательному процессу;

- вводное занятие может быть представлено в виде обзора на весь курс будущих уроков;

- вебинар по структуре представляет собой тот же семинар, но только в формате онлайн, цель которого направлена на самостоятельное изучение предоставленного материала;

- веб-квест представляет собой задание, напоминающее игру. Решить задание необходимо при помощи сетевых технологий и основная его цель — это обучение поиску информации для нахождения конструктивного решения задания;

- консультация представляет собой форму дистанционного урока, где приводятся проблемы и вопросы к обсуждению;

- онлайн-тестирование дает возможность довольно успешно осуществлять контроль за образовательным процессом учащихся [1].

Для того, чтобы дистанционный урок был эффективным, необходимо ответственно подойти к его разработке. При разработке дистанционного и онлайн-урока нужно брать во внимание внутренний и внешний образовательный потенциал каждого обучающегося. Под внутренним потенциалом предполагается способности обучающегося к логическому мышлению, запоминанию и др. Под внешним потенциалом имеется в виду окружение обучающегося, другими словами, семья и друзья. Также важно помнить об индивидуальности любого ученика, его личности и характере. Если все эти факторы не учитывать, то эффективность дистанционного урока будет очень низкой.

Также отдельно стоит отметить психологический аспект дистанционного образования. Особо этот фактор имеет значения в современной сложной ситуации с коронавирусной инфекцией. С весны 2020 года практически все образовательные организации перешли на режим дистанционного образования. Этот переход был не совсем благоприятен, так как все учащиеся привыкли к общению в реальности и прямому контакту с педагогом. Такая смена обстановки вызывает ряд психологических трудностей и повышает степень раздраженности. Так, согласно сведениям опроса НМИЦ здоровья детей Министерства здравоохранения, у 80% учащихся проявились неблагополучные психические реакции на фоне дистанционного обучения [3]. По этой причине стоит отметить, что перед преподавателем появляется новая цель, а именно тщательная разработка онлайн-урока, для того чтобы атмосфера в ходе проведения урока была сплоченной. Даже в режиме дистанционного обучения можно сформировать деятельность группового характера, к примеру, можно проводить различные трансляции или квесты для групп учащихся.

В качестве примера онлайн-урока далее представлена методическая разработка онлайн-урока по русскому языку 2 класса: «Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель онлайн-урока: изучение лексического значения слова, а также изучение прямого и переносного значения слова.

Задачи онлайн-урока:

1. Обучающие: теория по лексическому значению слов, а также изучение прямого и переносного значения слов. Изучение синонимов и антонимов;

2. Развивающие. Решение следующих задач: 1) многозначные и однозначные слова; 2) подбери к определению слово; 3) вставь нужные слова; 4) многозначные слова; 5) слово верно подбирай; 6) родовое значение слов; 7) выпиши лишнее; 8) найди многозначные слова; 9) раздели слова на группы; 10) итоговое тестирование

3. Воспитывающие: содействовать воспитанию интереса русскому языку, сформировать умение сотрудничать в команде и работать индивидуально.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии: деятельностного метода обучения, ИКТ,

Ресурсы:

а) Иванов, С. В. Русский язык. 1-4 класс. Программа, планирование, контроль (+ CD-ROM) / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 384 c.;

б) компьютеры, интерактивная доска;

в) интернет-ресурсы;

Структура урока:

1 этап: мотивационный, направлен на самоопределение в образовательном процессе (длительность - 2 минуты).

Педагог: Ребята! Давайте проверим вашу подготовленность к данному онлайн-уроку. Вы должны войти в интернет платформу - Linoit.com, используя свой логин и пароль для входа. Для работы с документами в системе Google, вам необходимо в нее также войти. В среде Linoit.com вам необходимо перейти на сайт учителя, там вам будет предоставлена ссылка на урок, переходим по ней.

2 этап: актуализация знаний и пробное обучение, которое направлено на концентрацию мышления и определение своих потребностей (длительность - 5 минут).

Педагог: мы с вами перешли к изучению темы русскому языку 2 класса - «Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова». Наш образовательный процесс довольно сложный, но сегодня мы попытаемся его упростить. Предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:

-  Что такое лексическое значение слова?

- Что такое прямое и переносное значение слова?

- Может ли кто-нибудь из Вас привести пример лексического, переносного и прямого значения слова?

На нашем уроке мы начнем изучение одной из важных тем русского языка 2 класса - Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Давайте попробуем установить какая же цель у нашего урока. Перед Вами слово, попробуйте ответить на следующие вопросы:

- какое лексическое значение у данного слова? В каком смысле оно чаще всего используется (в прямом или переносном)?

- как вы это определили?

3 этап: выявление места и причины затруднения (длительность - 3 минуты).

На данном этапе целесообразно спросить у учащихся в каких моментах возникают трудности и предоставить ответы на вопросы. Далее вместе с учениками сформировать основные цели урока и пути их реализации.

4 этап: реализация основного материала по теме урока (длительность 30 минут).

На данном этапе необходимо предоставить все необходимые материалы по теме в электронном виде (презентации, лекционный материал и др).

Также необходимо предоставить интернет-ресурсы согласно теме онлайн-урока:

- интернет-платформа ЯКласс. Электронный ресурс URL: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/2-klass/slovo-18878/leksicheskoe-znachenie-slova-priamoe-i-perenosnoe-znachenie-slova-16136.

Кроме этого, необходимо предоставить алгоритм как именно определять лексическое значение слова, а также как правильно определять его прямое и косвенное значение:

- ознакомить детей с тем, какое значение имеет то или иное слово;

- объяснить им то, что значение слова, с которым оно используется и есть его лексическое значение;

- объяснить о двойственности значений слов, а также то, что некоторые слова могут использоваться с различным значением.

- привести пример слова, которое может использоваться в прямом и переносном смысле. (волчий хвост, волчий аппетит)

5 этап: домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагается определить лексическое значение, а также использовать в словосочетании в прямом и косвенном значении следующие слова: седая, вершина, потерять.

Также необходимо найти видеоролики по теме в количестве 2 штуки и выполнить краткий конспект их содержания.

Спасибо за урок!

Таким образом данный урок является примером того, как может быть проведено дистанционное занятие.

В заключении необходимо отметить высокую роль дистанционного обучения в современном образовании. Этому поспособствовало множество факторов, к которым можно отнести интернет, компьютерные технологии и т. п.

Онлайн-урок занимает центральное положение в дистанционном образовании. И по этой причине педагоги должны внимательно и ответственно относиться к его разработке. В процессе разработки дистанционных и онлайн-уроков нужно придерживаться определенных требований с целью поддержания дисциплины в процессе обучения.

Библиографический список

  1. Блоховцова Г.Г. Перспективы развития дистанционного обучения / Г.Г. Блоховцова, Т.Л. Маликова, А.А. Симоненко // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. - №118-3. – С. 89-92.
  2. Виноградова Е.Н. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн / Е.Н. Виноградова, Л.П. Клобукова // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2018. - №2 (15). – С. 195-209.
  3. Егорова Л.Г. О разработке онлайн-сервисов для дистанционного обучения / Л.Г. Егорова, Е.А. Ильина, А.О. Пиндюрина // Математическое и программное обеспечение в промышленной и социальной сферах. – 2019. - №2 (7). – С. 46-47.
  4. Иванова О.А. Новые модели проектирования уроков с использованием Интернет-ресурсов / О.А. Иванова, М.М. Шалашова // Мир науки, культуры, образования. – 2020 - №3 (82). – С. 212-214.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки онлайн уроков к дистанционному обучению

Дистанционное обучение -способ реализации процесса обучения,основанный на использовании современных информационных ителекоммуникационных технологий, позволяющихосуществлять обучение на расстоянии без ...

Конспект онлайн-урока в 1 классе "Вычитание вида 14 – □, 15 – □, 16 – □"

Конспект дистанционного онлайн - урока математики в 1 классе с использованием ЭОР....

Неопределенная форма глагола (онлайн-урок)

Урок по русскому языку для проведения в дистанционной форме...

Россия вступает в ХХ век (онлайн-урок)

Конспект урока по окружающему миру для проведения в дистанционном формате...

Методическая разработка сценария Онлайн - концерта к Международному женскому дню 8 марта «Наше весеннее поздравление!»

В концерте используются музыка, стихи зарубежных, русских, советских, российских композиторов и поэтов....