Дистанционное обучение в начальной школе.
статья (2 класс)
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Цели дистанционного обучения:
• подготовка школьников по отдельным учебным предметам
• углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
• базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
• дополнительное образование по интересам.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
· cоздания образовательного пространства;
· формирования у учащихся познавательной cамостоятельности и активности;
· развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Категории детей , нуждающихся в образовании по cистеме ДО:
• дети – инвалиды;
• дети, обучающиеся по системе Экстерната;
• часто болеющие дети (карантин);
• одаренные дети;
• дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;
• дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.
Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днѐм, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
· Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в
зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
· Cвобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и
продолжительность занятий.
· Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
· Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
· Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
· Cоциальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
· Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:
· Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
· Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
· Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая
оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
· Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
· Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным
побудительным стимулом.
· В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие
возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень
преткновения.
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения. Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить материал по теме, главная причина – нехватка времени. Но благодаря применению ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, получить дополнительную оценку пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры,…). Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок. Сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым учебным темам. Поддержка домашней работы, построенная на использовании ДОТ, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения (болезни ребенка, удаленности от учреждений образования), желании ученика повторно разобрать пройденный на уроке материал в домашних условиях, выполнить самоконтроль знаний, расширить свой кругозор по интересующей теме. Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
§ Обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в
зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
§ Cвобода и гибкость — учащийся может выбрать любой из многочисленных методов обучения, а
также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
§ Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и
образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
§ Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым
является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
§ Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений
информационных и телекоммуникационных технологий.
§ Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места
проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
§ Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
При разработке дидактических печатных материалов для дистанционного образования необходимо,
как показывает опыт, руководствоваться следующим:
§ учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы
минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
§ должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации
самостоятельной работы;
§ обязательными элементами должны быть задания, толковые словари, вопросы для самопроверки
с ответами, тренировочные задания.
Чему же учителя начальной школы должны обучать своих учеников? Главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещѐ очень-очень многому. В связи с такими задачами возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные информационные технологии? Ведь рамки обычного урока небезграничны.
Основные направления информатизации дистанционного обучения:
1. Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения: - создание дидактических пособий и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы и т.д.); -разработка и применение готовых компьютерных заданий и презентаций по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов.
2. Проведение урока с использованием ИКТ:
-применение ИКТ на отдельных этапах урока:
§ подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
§ усвоение новых знаний;
§ закрепление новых знаний;
§ подведение итогов урока;
§ домашнее задание.
-использование ИКТ для закрепления и контроля знаний,
-организация групповой и индивидуальной работы;
-организация совместных уроков;
Опыт работы с учащимися в рамках дистанционного обучения убедительно доказывает, что это уникальная форма педагогического взаимодействия, обладающая большим потенциалом для личностного развития всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение в начальной школе.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Цели дистанционного обучения:
• подготовка школьников по отдельным учебным предметам
• углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
• базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
• дополнительное образование по интересам.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
∙ cоздания образовательного пространства;
∙ формирования у учащихся познавательной cамостоятельности и активности;
∙ развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать
различные точки зрения.
Категории детей , нуждающихся в образовании по cистеме ДО:
• дети – инвалиды;
• дети, обучающиеся по системе Экстерната;
• часто болеющие дети (карантин);
• одаренные дети;
• дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;
• дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.
Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днѐм, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
∙ Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в
зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
∙ Cвобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и
продолжительность занятий.
∙ Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
∙ Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
∙ Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
∙ Cоциальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
∙ Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:
∙ Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
∙ Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
∙ Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая
оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
∙ Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
∙ Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным
побудительным стимулом.
∙ В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие
возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень
преткновения.
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения. Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить материал по теме, главная причина – нехватка времени. Но благодаря применению ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, получить дополнительную оценку пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры,…). Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок. Сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым учебным темам. Поддержка домашней работы, построенная на использовании ДОТ, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения (болезни ребенка, удаленности от учреждений образования), желании ученика повторно разобрать пройденный на уроке материал в домашних условиях, выполнить самоконтроль знаний, расширить свой кругозор по интересующей теме. Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
♣ Обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в
зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
♣ Cвобода и гибкость — учащийся может выбрать любой из многочисленных методов обучения, а
также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
♣ Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и
образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
♣ Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым
является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
♣ Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений
информационных и телекоммуникационных технологий.
♣ Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места
проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
♣ Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
При разработке дидактических печатных материалов для дистанционного образования необходимо,
как показывает опыт, руководствоваться следующим:
♣ учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы
минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
♣ должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации
самостоятельной работы;
♣ обязательными элементами должны быть задания, толковые словари, вопросы для самопроверки
с ответами, тренировочные задания.
Чему же учителя начальной школы должны обучать своих учеников? Главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещѐ очень-очень многому. В связи с такими задачами возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные информационные технологии? Ведь рамки обычного урока небезграничны.
Основные направления информатизации дистанционного обучения:
1. Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения: - создание дидактических пособий и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы и т.д.); -разработка и применение готовых компьютерных заданий и презентаций по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов.
2. Проведение урока с использованием ИКТ:
-применение ИКТ на отдельных этапах урока:
♣ подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
♣ усвоение новых знаний;
♣ закрепление новых знаний;
♣ подведение итогов урока;
♣ домашнее задание.
-использование ИКТ для закрепления и контроля знаний,
-организация групповой и индивидуальной работы;
-организация совместных уроков;
Опыт работы с учащимися в рамках дистанционного обучения убедительно доказывает, что это уникальная форма педагогического взаимодействия, обладающая большим потенциалом для личностного развития всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение в начальной школе: взаимодействие с филиалом.
Статья о небходимости дистантанционного обучения и способы информатизации образования в начальной школе....
Дистанционное обучение в начальной школе
Урок по теме: города РОССИИ, входящие в состав "Золотого Кольца"...
Статья"Дистанционное обучение в начальной школе"
В статье описываются варианты дистанционной работы с учащимися,возможности дистанционного обучения....
Статья "Дистанционное обучение в начальной школе"
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач: создание образовательного пространства, формирование у учащихся познавательной самостоятельности и акти...
Возможности дистанционного обучения в начальной школе
В данном материале раскрывается вопрос о возможностях дистанционного обучения в начальной школе (из опыта работы). Сегодня возможно получить обучение дистанционно, используя современные информаци...
Онлайн-ресурсы для обеспечения дистанционного обучения в начальной школе
В статье представлены образовательные онлайн-платформы для дистанционного обучения в начальной школе...
Дистанционное обучение в начальной школе
Подведение итогов работы стажировочной площадки "Сетевая школа как форма образовательного сообщества"...