Управление вниманием учеников в условиях дистанционного обучения
статья (2 класс)
Условия пандемии заставили координально изменить жизнь школьников и учителей. Возникла необходимость дистанционного обучения.В статье описано как управлять вниманием учеников в условиях дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_vnimaniem_uchenikov_v_usloviyah_distantsionnogo_obucheniya.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДорохинаН.В.
Управление вниманием учеников в условиях дистанционного обучения
Вирус и меры по противодействию его распространения заставил людей во всём мире кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Изменения, которые внес в процесс обучения специальный режим самоизоляции, коснулись почти половины российских семей. На дистанционном уроке, в отличие от привычного урока в классе, акцент переносится на самостоятельную познавательную деятельность ученика, и самым трудным для учеников стала именно самостоятельная работа по овладению различными видами речевой деятельности.
В связи с этим важнейшей задачей педагога в условиях дистанционного образования становится управление вниманием учащихся на дистанционном уроке, донесение информации (правил), организация контроля. Важно вести ученика в пространстве заданий, давая ему возможность самостоятельно решать поставленные задачи, направляя и контролируя его. Дистанционное обучение - это вынужденная мера в свете сложившейся обстановке в стране, но далеко не новая форма обучения.
М.Н.Ангеловой и Ю.С. Дадоян изучены особенности дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Internet. Авторы отмечают, что «Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих: эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их использования; эффективности обратной связи» [].
Технология дистанционного обучения иностранному языку, по мнению О.В Львовой, ориентирована в первую очередь на проведение занятий, проводимых в форме интернет-видеоконференции. Одновременная передача видеоизображения, звука, слайдовой, графической информации, тона, мимики, эмоций от преподавателя к обучаемому и обратно создает эффект очного занятия и позволяет достичь в дистанционном обучении результат, близкий к очному []. Все эти возможности непосредственного контакта и обеспечивают современные платформы, позволяющие работать не с одним учеником, а с группой. Это могут быть:
1. Сервисы для видеоконференций: Skype, Zoom. С их помощью можно доносить детям теорию, попросить конкретного ребенка включить видео и ответить на ваш вопрос.
2. Инструменты для совместной письменной онлайн-работы: GoogleClassroom и GoogleDocs.
3. Образовательные онлайн-платформы с готовым контентом, который можно выдавать детям для автономной самостоятельной работы дома: сервисы с теоретическим материалом — МЭШ, РЭШ, InternetUrok.ru; с практическими заданиями — Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс.
Дистанционное обучение реализуется в двух формах: онлайновые занятия (синхронные, проходящие по расписанию) и оффлайновые занятия (асинхронные) []. В зависимости от формы обучения происходит и отбор методов. Так, офлайн обучение преимущественно задействует методы обучения, реализуемые посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых, используются : интерактивные базы данных; электронные журналы; компьютерные обучающие программы (электронные учебники, симуляторы программных и аппаратных систем). Онлайн режим может быть индивидуальным («один на один»), методы индивидуализированного преподавания и обучения реализуются в основном посредством голосовой и электронной почты, социальных сетей, мессенджеров.
Мы в своей работе используем активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса, используем сервис для видеоконференций Zoom, что создает условия, максимально похожие на обстановку в классе: дети устанавливают зрительный контакт с учителем и получают визуальную репрезентацию происходящего. Платформа открывает большие возможности в проведении урока.
Обучение иностранному языку дистанционно практикуется давно и признано эффективным, использование информационно-коммуникационных технологий уверенно входит в практику деятельности учебных заведений различных форм и уровней, повсеместно используется репетиторами. Обучение иностранному языку «на расстоянии», порой достигающем нескольких тысяч километров, входит в сферу научных интересов методистов, разработчиков курсов, авторов электронных учебников. Но если ранее дистанционное образование использовалось преимущественно для индивидуальной работы, то сейчас мы используем его для обучения как небольших групп так и целых классов. И возникает проблема в удержании и управлении вниманием учащихся.
Согласно современным представлениям, внимание рассматривается как общая готовность организма к реагированию на раздражители различных модальностей. Следовательно, внимание может считаться фактором, запускающим восприятие, а значит, во многом определяющим его результат. Для поддержания внимания используются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание возникает в силу свойств объекта или связано с особенностями воспринимающего субъекта, как правило, оно . обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. Увлеченность какой-либо деятельностью приводит к перерастанию произвольного внимания в особый вид внимания - послепроизвольное. Его отличительная особенность - связь внимания с сознательной целеустремленностью, которая поддерживается интересом. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности.
Внимание младших школьников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость ниже, чем у более старших школьников. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.
Младшим школьникам легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность рекомендуется использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь на характерные для возраста особенности внимания, учитель может не только управлять вниманием детей, но и формировать у них произвольное внимание.
На примере дистанционного урока английского языка во 2 классе по теме «Указательные местоимения», проведенного в режиме видеоконференции, рассмотрим особенности управления вниманием обучающихся при усвоении ими нового материала.
Структура урока в целом сохраняется и обусловлена типом урока. Данный урок - урок усвоения новых знаний, он включал:
1) Организационный этап - приветствие, сообщение темы урока. Минимальное время, отведенное на данный этап, задает динамичный темп урока, настраивает обучающихся на урок, способствует концентрации внимания на конкретной теме.
2) Постановка цели и задач урока. Управление произвольным вниманием учащихся основано на осознании цели (быть внимательным к такому-то объекту), произвольное внимание поддерживается за счет волевых усилий, но у младших школьников оно еще недостаточно сформировано, да и работа из дома может дезорганизовать ученика. Развитие произвольности психических функций очень важно, но следует заметить, что длительные волевые усилия провоцируют у младшего школьника отрицательных эмоций, снижению мотивации учебной деятельности. Поэтому важной задачей дистанционного урока становится снижение степени волевых усилий за счет появления интереса к деятельности, то есть на использование послепроизвольного внимания.
3) Первичное усвоение новых знаний. На этом этапе сообщается правило употребления местоимений, акцентируются особенности произношения некоторых звуков, использована наглядность. В ходе работы с учебником ученики тренировались в выборе правильном произнесении указательных местоимений.
На этом этапе использовались преимущественно формально-динамические приемы поддержания внимания: изменение силы голоса, темпа речи, паузы во время объяснения материала, выразительность речи. Поддержанию послепроизвольного внимания способствовали также визуальные средства: изменение и движение иллюстративного материала, контраст фигуры и фона, привлекающий внимание учащихся к фигуре.
4) Первичная проверка понимания осуществлялась в процессе самостоятельной работы с проверкой и демонстрацией верного выполнения учителем. Эти же приемы, что и на предыдущем этапе, в ходе первичной проверки понимания и усвоения нового дополнялись специальной задачей на наблюдение, что поддерживало интерес учеников к выполнению задания, а сличение фиксируемой копии с оригиналом развивало произвольное внимание учащихся.
5) Первичное закрепление прошло при выполнении упражнения «Подчеркни нужное», которое также затем проверялось под руководством учителя. Все приемы, охарактеризованные ранее, использовались на этом этапе. Главной задачей учителя на этом этапе было поддержание послепроизвольного внимания, которое было вызвано вхождением в деятельность и возникающим в связи с этим интерес, что позволило целенаправленность, снять напряжение. Еще одно обращение к учебнику на занятии было связано с чтением стихотворения: сначала учитель читает его вслух, ученики следят по тексту, затем учитель читает по строкам, а ученики повторяют.
6) Домашнее задание дано как всей группе, так и отдельному ученику.
Таким образом, урок на платформе Zoom в наибольшей степени похож на привычный детям традиционный урок в классе, так как они видят учителя, слышат эталонное произношение иностранной речи и могут его воспроизвести, на слайдах видят примеры выполнение упражнений и слышат объяснения и комментарии учителя. Иначе говоря, такая форма работы привычна, требует от ученика, минимума адаптации и представляется достаточно результативной.
Управление вниманием младшего школьника на дистанционном уроке требует от учителя тщательной подготовки, обеспечения урока средствами поддержания в первую очередь послепроизвольного внимания, но и не игнорировать задачу зоны ближайшего развития: формирование произвольного внимания путем организации самоконтроля, подбора заданий, требующих сосредоточенности, умения наблюдать, сравнивать, концентрироваться на конкретной задаче.
- Ангелова М.Н., Дадоян Ю.С. Дистанционное обучение иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Internet // Инновационная наука. 2015. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-inostrannym-yazykam-cherez-kompyuternye-telekommunikatsionnye-seti-internet (дата обращения: 11.05.2020).
- Кондратьева Т.А. Развитие лингвистических способностей учащихся в результате применения различных технологий // Вестник науки и образования. 2020. №2-2 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lingvisticheskih-sposobnostey-uchaschihsya-v-rezultate-primeneniya-razlichnyh-tehnologiy (дата обращения: 12.05.2020).
- Львова О.В. Дистанционное обучение иностранным языкам // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-inostrannym-yazykam (дата обращения: 12.05.2020).
- Мережко Е.А. К проблеме дополнительного дистанционного обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе // КПЖ. 2018. №2 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-dopolnitelnogo-distantsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 12.05.2020).
- Щека О. Г., Блинова И. А. Практика использования интерактивного пространства в школе как условие повышения качества образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №2 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-ispolzovaniya-interaktivnogo-prostranstva-v-shkole-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 12.05.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дистанционного обучения
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важных задач современного образования. Огромную помощь в их развитии оказывают информационно-коммуникационные технологии, ...
Статья на тему "Как помочь первокласснику освоить понятие части речи в условиях дистанционного обучения"
Эта статья поможет родителям доступно объяснить первоклассникам такую трудную тему, как "Части речи", в условиях дистанционного обучения....
Памятка для родителей: « Усвоение программного материала в условиях дистанционного обучения» ( для учащихся начальной школы)
В статье представлены коротко основные психолого-педагогические причины неуспеваемости в учебной деятельности при условии дистанционного обучения и характер их проявления.Рекомендации даны родителям у...
Реализация воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения
Доклад для методического объединения воспитателей ГПД...
"Реализация воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения"
Презентация к докладу для методического объединения воспитателей ГПД...
Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...
Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.
Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...