Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 1 класса
тренажёр (1, 2, 3, 4 класс)
Задания из данной рабочей тетради можно и нужно использовать как дополнительные при развитии речи, мелкой моторики, грамматического строя языка. Упражнения могут выполнять учащиеся с ОВЗ более старшего возраста (во 2,3 и 4 классах), в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rabochaya_tetrad_1_klass.docx | 45.07 КБ |
Предварительный просмотр:
20
3. Напиши своё имя и фамилию, название страны, города, в котором ты живёшь. Придумай 3 предложения, используя эти слова.
4. Прочитай слова. На какие вопросы они отвечают? Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?
рисовать (…?) нарисовать
писать (…?) дописать
готовить (…?) при………
кричать (…?) …………
бежать (…?) …………
думать (…?) …………
- Подумай и допиши недостающие слова, отвечающие на вопрос что сделать?
5. Измени слова в соответствии с вопросами.
Что делать? Что делает? Что сделал? Что будет делать?
- Лепить лепит слепил будет лепить
Рисовать
Кричать
Думать
Сидеть
Мыть
Пить
7. Согласуй в роде и числе имя прилагательное с именем существительным.
Море (солёный) стол (деревянные)
Санки (быстрый) учебник (новая)
Пароход (белая) облака (красивый)
1.
ТЕМА: «ГЛАСНЫЕ».
- Напиши гласные буквы, которые ты знаешь.
- Из ряда букв выпиши только гласные буквы:
М Н О Р Ы У Щ А Л Ж Э С Ё Ю Б
Ф Й Д И Т
- Спиши слова и подчеркни гласные буквы:
Дрозд, астра, окно, мак,
Двор, ком, садик, доска.
- Придумай слова, начинающиеся на буквы:
А, о, у, е, ю, ё
- Запиши их.
5. Прочитай буквы: а, о, у, и….
- Напиши те гласные, которых недостаёт.
- Выпиши только йотированные гласные буквы.
- Напиши цифрой количество гласных звуков в русском языке. Напиши все гласные буквы.
- Составь односложные слова, в которых гласные буквы а, о, и будут в середине слова. Запиши их.
- Вставь пропущенные буквы и запиши слова:
Д…м, к…м, л…м, т…м;
Л…к, м…к, т…з, л…з.
2.
- Придумай двух-, трехсложные слова и раздели их на слоги черточками для переноса.
- Измени слова так, чтобы в них было по два слога.
Образец: дом – дома.
Кот -…, лак - …, мак - …,
Луг -…, том - ….
- Придумай изапиши слова со слогом ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
- Напиши гласные, которые пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ.
- Выпиши те гласные, перед которыми ставится разделительный мягкий знак.
- Придумай с ними по одному примеру и запиши.
- Напиши по два примера, когда йотированная гласная обозначает 1 звук; 2 звука.
- Выбери из данных слов с йотированной гласной и запиши цифрой, сколько звуков она обозначает:
Яблоня, келья, ель,
Перья, писк, риск,
Ясень, ёжик юла.
- Придумай и запиши одно-, двух-, трехсложные слова и раздели их черточками для переноса.
- Прочитай слова, вставь пропущенный разделительный мягкий знак:
В…юга, пер…я, варен…е,
Вороб…и, сем…я, солов…и.
- Измени слова по образцу и запиши их.
Образец: перо – перья.
19
9. Спиши предложения. Над каждым словом карандашом надпиши, к какой части речи оно относится:
Посадили ребята смородину, сливы и яблони. Будет сад у ребят. Вырастет белая и красная смородина. Нальются яблочки и сливы спелым соком.
10. Прочитай, спиши, ставя к каждому слову вопрос.
Образец: Гуси пролетали над лугами.
(кто?) Гуси (что делала?) пролетали (над чем?) над лугами.
Луга стояли зеленые.
Трава цвела душистая.
Цветы росли красивые.
Ветерок дул нежный и ласковый.
- Тема «ЧАСТИ РЕЧИ»
1. Прочитай. Найди в тексте слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Подчеркни их.
Бабушка велела купить хлеб. Таня идёт в магазин. Таня купила хлеб. Хлеб оказался очень вкусным. Бабушка похвалила Таню.
2. Измени слова по образцу, используя предлоги.
Образец: (ктго?) братишка - (к кому?) к братишке - (у кого?) у братишки - (от кого?) от братишки.
Цветок - ( чему?) …., - (у чего?) ….., - (от чего?) …..
Слива
Врач
Портной
18
Видеть ……. ……. …….
5. Измени глагол по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Поставь вопросы к глаголам.
Образец: вертеть (что делать?), вертел ( что делал?), будет вертеть (что будет делать?).
Купить, обидеть, мыть, пить, лить.
6. Подбери к имени существительному подходящий по смыслу глагол.
Кто? Что делает?
- Рыбак лечит
Пилот учит
Учитель управляет
Врач ловит
7. Что такое имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает?
- Прочитай текст:
Наступила зимняя пора. Пушистые зайчики одели белые шубки. Серый волк и рыжая лисица тут как тут.
- Спиши предложения, подчеркни имена прилагательные; в скобках укажи, на какой вопрос они отвечают.
8. Согласуй в роде и числе имена прилагательные с именами существительными. Запиши правильное словосочетание:
острова (дальний) облака (пушистый)
зелень (молодой) дом (высокая)
санки (быстрый) голос (звонкая)
песня (длинное) сказка (интересные)
3.
Стул - …, кол - …, воробей - …,
Лист - …, прут - …, дерево - ….
- Прочитай и запиши в 2 столбика слова, вставляя пропущенные разделительные Ь и Ъ знаки
Образец: Ь Ъ
- Вьюга подъезд
Об…явление, в…юнок, руч…и, от…езд, дерев…я, под…ем, в…юга, под…езд.
- Допиши слова, используя слоги ЧА, ЩА, ЖИ, ШИ и расположи их в алфавитном порядке:
Ча…, лы…, ро…, …ло,
…вот, …сы, …вель, …стокол.
Тема «СОГЛАСНЫЕ».
- Запиши свою фамилию и имя. Подчеркни все согласные буквы, выпиши их в алфавитном порядке.
- Придумай слова с буквой Р в начале, в середине и в конце слова.
- Измени слово по образцу: был – бил
Мыл - …, воз - …, нос - ….
- Вставь пропущенные гласные У, Ю в данные слова:
Ст..л, ут..г, т…льпан, ст…пени, из…м.
- Перепиши их в тетрадь.
4
- Выпиши предложенные слова в два столбика: в 1-ый – слова с твердыми согласными в конце слова; во 2-ой – с мягкими согласными в конце слова:
нос, конь,сон, насыпь, стул, лось, дверь, кит, том, мост, топь, пост, пень.
- Спрячь мягкий знак в середину слова. Образец: пень – пеньки.
День - …, уголь - …, зверь - …, капель - ….
7.Прочитай слова: сок метла, совок, ваза, корова, куст, дерево, парта, стройка.
- Выпиши сначала слова, в которых один слог, затем – в которых два слога, далее – в которых три слога.
8. Прочитай слова: озеро птаха, печка, ёжик, раздолье, дубы, брус.
- Выпиши слова, в которых есть только звонкие согласные.
9.Прочитай словосочетания, вставляя пропущенные буквы:
во дворе луж…, лесная чащ…, берёзовая рощ…,
в реке щ…ка.
- Подчеркни орфограммы.
10. Измени слова по образцу: Лида – Лидочка.
Зина - …, Ира - …, Дима - …, Вера - …, Люба - … .
- Выпиши их в тетрадь в алфавитном порядке.
17
Тема «ЧАСТИ РЕЧИ».
- Какая часть речи отвечает на вопросы кто? и что?
- Прочитай текст.
Летом у папы и мамы был отпуск. Мы ездили в Ялту. Там я видел корабли и маяк.
- Выпиши из текста имена существительные вместе с предлогом, определи и обозначь в скобках их род и число.
2.Прочитай слова: Школьница, Люба, Парта, Дима, Москва, Дом, Ялта.
- Найди и исправь ошибки. Запиши слова правильно. Придумай три предложения с данными словами, используя предлоги: У, С, ЗА.
3.Какая часть речи обозначает действия предмета?
- Задай вопрос к данным словам по образцу: дождь (что сделал?) полил
Ручей (…..?) побежал ночь (……?) наступила
Солнце (…..?) взошло небо (……?) просияло
4. Измени слова в сответствии с вопросами:
что делать? Что делает? Что сделал? Что будет делать?
Бежать …….. …….. ……..
Свистеть ……. ……. …….
Кричать ……. ……. …….
Петь ……. ……. …….
Летать ……. …… …….
Играть ……. ……. ………
16
Красить красит красил будет красить
- Подбери к данным словам слова, обозначающие признак предмета.
Образец: лето (какое?) жаркое.
День ……
Трава ……
Лыжи ……
- Поставь вопрос к словаам, обозначающим признак предмета.
Образец: море (какое?) синее.
Вода (…..?) холодная
Трава (……?) зелёная
Стол (……?) деревянный
Потолок (……?) высокий
Музыка (……?) громкая
Санки (……?) быстрые
Окно (……?) широкое
9. Поставь вопрос к словам в скобках.
Образец: В лесу звери (что делают?) готовятся к зиме.
( Ёжик) несёт грибы на спинке.
(Серый) зайка надевает новую шубку.
Медведь (готовит) себе берлогу.
10. Напиши имена своих товарищей в алфавитном порядке и составь небольшие предложения о том, что делает каждый из них.
Образец: Аня (что делает?) читает книгу.
Борис (что делает?) делает уроки
5
- Тема «СОГЛАСНЫЕ»
- Спиши слова: гвоздь, дрозд, стол, ствол.
- Подчеркни все согласные буквы.
- Из данных слов выпиши те, в которых все согласные буквы обозначают мягкий звук: Олеся, лес, лист, олень, пень, малина, куст.
- Выпиши слова, в которых все согласные обозначают твердый звук:
Стол, столб, болт, лень, мята, рыба, сирень, день, нож, пост.
- Придумай и запиши 3 слова, в которых все согласные обозначают мягкий звук, и 3 слова, в которых все согласные обозначают твердый звук.
- Напиши согласные, которые всегда обозначают мягкий звук.
- Приведи примеры слов и запиши их.
- Напиши согласные, которые всегда обозначают твердый звук.
- Приведи примеры слов с этими согласными и запиши их.
- Выпиши парные звонкие согласные. Приведи примеры слов с этими согласными.
6
- Выпиши парные глухие согласные. Приведи примеры слов с этими согласными
- Прочитай слова: торт, мост, ягода, апельсин, журавль, прут, звон.
- Подчеркни одной чертой глухие согласные, двумя – звонкие согласные.
- Запиши предложение в тетрадь и подчеркни все согласные буквы, обозначающие твердый звук.
Таня идет в магазин.
Тема: «СОГЛАСНЫЕ».
- Запиши парные звонкие и глухие согласные
- Перепиши слова, разделяя их черточками для переноса:
Берёзка, тополь, осина, дубы, ель, можжевельник, сосна, липа.
- Подчеркни названия деревьев, растущих перед твоим окном.
- Спрячь мягкий знак в середину слова.
Образец: пень – пеньки.
День - …, зверь - …, уголь - …, капель - … .
- Прочитай, вставь, где надо Ь, перепиши в тетрадь:
Реч..ка, печ..ка, кон..ки, мал..чик, коч..ка, скол...зят, л..динки.
5. Прочитай слова: мороз, дуб, боль, кот, рот, лёд.
- Выпиши слова, у которых написание не совпадает с произношением.
15
Тема «ЧАСТИ РЕЧИ».
- К данным словам задай вопрос по образцу:
машина (что?), хозяин (кто?).
Лесоруб, автобус, стоянка, тракторист, салфетка, обувь, дерево ,врач, море, свет.
- Ответь на вопросы.
Одежду шьёт (кто?) ……
Молоко продаёт (кто?) …..
Столяр чинит (что?) …..
Строитель строит (что?) …..
- Измени слова по образцу, используя предлоги.
Образец: мама – (о ком?) о маме - (у кого?) у мамы
Сестра - ……. - ……
Брат - ……. - ……
Отец - ……. - …….
- Измени слово ДЕРЕВО, используя предлоги: перед,около, за, у, к, с, над.
- Исправь ошибку. Напиши правильный вариант предложения.
Портной (что делает?) готовит.
Врач (что делает?) продаёт.
Учитель (что делает?) чинит.
Продавец ( что делает?) лечит.
Сапожник (что делает?) учит.
Повар (что делает?) шьёт.
- Измени слова СТРОИТЬ, РИСОВАТЬ, БЕЖАТЬ, КРИЧАТЬ, ВАРИТЬ по образцу:
Что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать
14
Корова мяукает
Кошка чирикает
- Воробей лает
7.Вставь нужное по смыслу слово.
Учитель (что делает?) …… на доске.
Дети (что делают?) …… в тетрадях.
Слова для справок: пишет, пишут.
8. Измени слова строить, готовить по вопросам.
Что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать?
- Строить …… …… ……
- Готовить …… ……. ……1
9. Дополни, каким бывает предмет. Поставь к словам вопросы, обозначающие признаки предмета
Образец: солнце ( какое?) яркое.
День (…..?) ……
- Весна (……?) ……
Настроение (……?) …….
Игры (……?) …….
10 Прочитай.
Стоит хорошая погода. Светит яркое солнышко. Распускаются первые листочки. Прорастает молодая трава.
Напиши по образцу:
Что? Что делает? Какой (-ая, -ое, -ие)?
Погода стоит хорошая
7
- Найди проверочные слова и подчеркни орфограммы.
- Выполни упражнение по образцу: шалаш – шалаши.
Один – много один – много
Уж - … стриж - …
камыш - …. чиж - …
малыш - … этаж - …
- Прочитай слова. Вставь пропущенную букву. Перепиши слова, разделяя их черточками для переноса.
Образец: ошиб–ка.
Маш…на, ж…раф, пруж…на, ж…вот, ш…повник.
- Прочитай слова:
Роща, дача, чайник, пища, тысяча, чашка, туча, часы, задача, зайчата.
- Перепиши слова, разделяя их на два столбика
Ча ща
- Найди правильный вариант ответа и запиши в тетрадь:
Встреч(а/я), ищ(у/ю), туч(а/я), стуч(у/ю), чищ(у/ю), ч(у/ю)гун
- Составь словосочетания со словами:
Река, песок; девочка, учебник; ласточка, гнездо.
11.Напиши имена всех твоих одноклассников в алфавитном порядке.
8
Тема «ГЛАСНЫЕ».
- Напиши все гласные, расположив их в алфавитном порядке. Подчеркни те буквы, перед которыми пишется разделительный Ь.
- Измени слова по образцу: сеть – сетью.
Пыль - …, осень - …, соль - …,
Сталь - …, площадь - ….
3. Прочитай слова: Ольга, вьюга, деньки, кольцо, братья, обезьяна, льдина.
- Выпиши слова с разделительным Ь.
4.Придумай и напиши слова с разделительным Ъ перед гласными ё, е, я, ю
5. Вставь разделительный Ь или Ъ, выполни упражнение по образцу:
Ь Ъ
Соловьи объявление
Солов…и, руж…ё, лист…я, под…ем, бел…ё, об…езд, колос…я, об…явление, плат…е.
6. Допиши гласную букву в словах:
чащ…, лыж…, рощ…, ш…ть, ж…ть, ёж…к, ж…р.
- Подчеркни орфограммы.
7. Измени слово по образцу: тащи – тащу.
Ищи - …, молчи - …, точи - …, пищи - ….
- Подчеркни орфограммы.
13
Тема «ЧАСТИ РЕЧИ».
1. Выпиши в два столбика слова: рабочий, пенал, лесник, карта, маляр, ученик, дерево, стул, директор, учительница, открытка.
1 (кто?) 2 (что?)
2. Допиши предложения.
Детей учит (кто?) …….
Больных лечит (кто?) …… .
Ученик читает (что?) …… .
Мама варит (что?) …… .
3. Измени слово СЕСТРА по образцу:
мама – (о ком?) о маме – (для кого?) для мамы.
- Окончания подчеркни.
4. Прочитай, выбери из скобок и вставь нужный предлог.
Стол, …столом, … стола (за, у)
Урок, … уроком, …уроке (перед, на)
Окно, … окна, … окном (у, под)
Река, …реке, …реки (в, от)
5. Подбери к слову ВЕСНА слова, отвечающие на вопрос какая?
Образец: погода (какая?) теплая, солнечная, приветливая.
Весна (какая?) ….., ….., ….. .
6. Прочитай. Найди ошибку. Напиши правильный вариант словосочетания.
Кто? что делает?
Собака мычит
12
- Вставь пропущенные буквы в слова, проверь себя по образцу: снеговик – снег
М…довый, л…сной, п…лянка, к…рмушка, ст…рожка, м…рской.
- Найди правильный вариант ответа. Запиши. Подчеркни орфограмму.
Моро(с/з), гри(б/п), хле(п/б), ду(б/п), расска(с/з), холо(т/д),
пешехо(д/т)
9.Из данных слов выпиши только безударные гласные, которые требуют проверки при письме.
Цветок, линейка, ряды, ловушка, трава.
- Запиши 3 – 4 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением; подчеркни эту гласную.
10. Вспомни и выпиши из словаря любые пять слов в алфавитном порядке, подчеркни безударную гласную.
9
- Придумай по одному предложению со словами УЧУ, ИЩУ, ВЫРУЧУ.
8. Выбери нужную букву и напиши правильный вариант слова.
Леж(и/ы)т, крич(а/я)т, скач(у/ю)т, пищ(а/я)т.
9. Прочитай словосочетания, перепиши их в тетрадь.
- Дачный посёлок речной вокзал
Ласточкино гнездо девочкин учебник
- Выдели орфограмму ЧК и ЧН.
10. Прочитай слова, расположи их в алфавитном порядке, изменяя по образцу: овца – овечка.
Птица - …, курица - …, синица - …, тарелка - …, стена - ….
- Тема «СОСТАВ СЛОВА»
- Прочитай слова, выдели корень:
Домик, лесник, грибок, хлебница, школьник.
- Подбери однокоренные слова. Выдели корень:
Холод, чай, ветер, помощь, садик.
- Прочитай, вставь пропущенную букву; проверь себя, подобрав нужное однокоренное слово, где проверяемая гласная будет под ударением.
Образец: зима – зимы.
Сн…га - …, п…ля - …, л…са - ….
10
- Измени слова по образцу: мост – мосты.
Один – много
Шкаф - …, дрозд - …, таз -… .
- Спиши слова, изменяя их по образцу: сестра – сёстры.
Ведро - … , гнездо - …, звезда - …, весло - ….
6. Замени букву С буквой З и напиши новое слово:
коса, роса, Сима, лиса.
7. Замени согласную К буквой Г и напишм новое слово:
кол, куст, калина, укол, колос.
8. Вставь пропущенные слоги БА, ПА. Запиши слова в тетрадь.
…латка, …наны, …зар, тро…, тру…, со…ка, ло…та.
9. Вставь пропущенные буквы Д –Т, перепиши слова в тетрадь.
Ве…ро, ве…ка, свобо…а, …уча, …опор, …ормоз, ….орога.
10. Поставь в словах знак ударения, перепиши их в тетерадь:
фартук, слово, свёкла,
абажур, кошка, шарф.
11
- Тема «СОСТАВ СЛОВА»
- Разбери слова по составу.
Переход, светит, осинка, сторожка, теплица, заморозки, ледяной.
- Придумай и запиши однокоренные слова к слову СНЕГ, используя следующую схему:
а) корень, суффикс, нулевое окончание;
б) приставка, корень, суффикс, окончание.
- Придумай и запиши предложения с этими словами.
- Дополни недостающие однокоренные слова.
Что? Какой? Что делать?
Соль солёный солить
Мороз …… …….
…… зимний … …
……. …… болеть
звонок …… ……
…… заводной ……
- Прочитай. Проверь, все ли слова однокоренные.
Боль, больной, большой, больничный, болеть, больница.
- Выдели корень в словах и выпиши слово, которое не является однокоренным, в тетрадь.
- Проверь правописание безударных гласных в корне словами по образцу:
Что делал? - что делает?
Провозил - провозит
Привозил - ……..
Накормил - …….
- Спиши предложение, вставь пропущенные буквы, подчеркни безударные гласные. В скобках напиши проверочные слова.
На л…сной п…лянке растет душистая земл… ника
тетрадь Развитие речи 1 класс 2011 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая тетрадь по русскому языку 1 класс
Для дополнительной работе учащихся дома ....
ПРОЕКТ "Рабочая тетрадь по русскому языку по блоку «Имя существительное» (для разновозрастной группы учащихся 2-3-4 классов)
ПРОЕКТ "Рабочая тетрадь по русскому языку по блоку «Имя существительное» (для разновозрастной группы учащихся 2-3-4 классов) ...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...
Рабочая тетрадь по русскому языку 3-4 класс.
Разнообразные задания помогут учителю углубить знания по языку, стимулировать творческую активность и познавательную деятельность младших школьников.Материал способствует речевому развитию, формирован...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В своей программе для из...