Рабочая тетрадь по русскому языку 3-4 класс.
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Разнообразные задания помогут учителю углубить знания по языку, стимулировать творческую активность и познавательную деятельность младших школьников.Материал способствует речевому развитию, формированию грамотного письма, творческого воображения. Предполагается использовать на уроках и во внеурочное время. Упражнения могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуально-групповой работы на занятиях в классе и в качестве домашних заданий, а также во внеурочное и внеклассное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая тетрадь по русскому языку 3-4 класс. | 178.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1
1.Вставьте нужный по смыслу предлог.
Помните, что предлог в противоположен по значению предлогу из, а предлог на — предлогу с. Сравните: идти в кино — возвращаться из кино, идет в школу — возвращается из школы, иду на вокзал — возвращаюсь с вокзала.
Пойти ... школу. Прийти ... школы.
Поехать ... Ленинград. Приехать ... Ленинграда.
Войти ... трамвай. Выйти ... трамвая.
Пойти ... вокзал. Прийти ... вокзала.
Поехать ... Крым. Приехать ... Крыма.
2.Добавьте одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Пар -______, кот - ______, роза- _____, рот -_______, сук- ____, ком - _____, каска- _____, зал - ______, лещи - ______, бор -_____, ужи - ______.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замерз | готовый | ночка | весна | |
наезд | летчик | стол | столб |
4. Подберите «родственников» к слову зима.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
При шло теплое лета. На лисной опушки распускаюца колоколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные лепестки.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где кто родился, там и пригодится.
Где ни жить – Родине служить.
Своя земля и в горсти мила.
Без корня и полынь не растёт.
7.Опознайте слово по определению. Составьте с ним предложение.
Сын по отношению к другому сыну или дочери тех же родителей.
___________________________________________________________
Лишенный слуха; кто ничего не слышит или слышит плохо. Какой?
____________________________________________________________
Не говорить, не произносить никаких звуков - что делать?
_____________________________________________________________
Семь дней - от понедельника до воскресенья.
_____________________________________________________________
Передвигаться по поверхности воды или в воде. Что делать?
_____________________________________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Однажды ранним утром мы отправились на фотоохоту. Когда вошли в лес, было ещё совсем темно. Вдруг в кустах неожиданно раздался треск сучьев…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
миф | ложь, то, что выдумано |
сказка | повествовательное произведение с участием волшебных, фантастических сил |
выдумка | недостоверный рассказ, выдумка |
Занятие 2
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Свёкла, крапива, верба, щавель.
2.Добавьте одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Кран - _______, лапа -____, усы -_____, осы - ____, сорок -______,
стол - _____, так- _____, сон- _____, сор -_____, дал -_______.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
закат | сорняк | варил | книги | |
барак | стол | котик | дуб |
4.Подберите «родственников» к слову корм.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Соедините автора с названием его произведения.
Дж. Свифт | Свинопас |
Г.А.Андерсен | Приключение Незнайки и его друзей |
Н. Носов | Остров сокровищ |
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Жизнь в борьбе, а борьба в жизни.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Как поживешь, так и прослывешь.
Жизнь и доверие теряют только один раз.
7.Продолжите ряд слов, зачеркните лишнее слово.
Ива, береза, дуб, одуванчик, сосна_______________________________
Мотоцикл, велосипед , мотороллер____________________________________
Картофель, капуста, помидоры, вишни_________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Однажды ранним утром я вышел (вышла) на прогулку и не узнал (не узнала) парка…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
вьюга | снежный ураган |
пурга | сильный ветер со снегом |
метель | снежная буря, сильная метель |
Занятие 3
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните..
Начать, начала, начатый и начал,
Составьте предложения с одним из слов.
___________________________________________
2.Догадайтесь, какой корень пропущен в словах.
____ение, ____ить, _____еник, ____итель, ____еница, ____ительница, _____ительская.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
заезд | кладовая | дочка | сосна | |
бездарный | вкус | классный | зелёная |
4.Подберите «родственников» к слову дорога.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Вы плыла из-за леса сонце. Пависилелалиснаяпаляна. Капельки расы за играли в каждом цвитке, в каждой тровинки.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Знаешь дело — говори смело.
За правое дело стой смело.
За доброе дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут.
Береги платье снову, а честь смолоду.
7.Дайте сначала свои определения словам дубрава, заблудиться, ненастье, нищий.
Сравните свои определения с определениями, данными в «Толковом словаре», отмечая, что нового вы узнали об этих словах. Запишите определение одного из указанных слов. Составьте с ним предложение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Жили собака Дружок и кошка Мурка. У кошки родились котята. Вот Мурка ушла…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
бледный | малопрозрачный |
тусклый | лишённый яркости |
маловыразительный | слабо окрашенный |
мерклый | недостаточно ярко изображающий, передающий что-либо |
Занятие 4
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Съев торты, не влез в шорты.
Кричат «Ура!»
профессора и доктора,
директора и повара,
увидев церковные купола.
Составьте предложения с одним из слов.
___________________________________________
2.Придумайте слова.
ко | |||||
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
торт | дождик | полевой | вековая | |
раздолье | весело | бег | красный |
4.Подберите «родственников» к слову мороз.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Соедините автора с названием его произведения.
А. С. Пушкин | Незнайка в Солнечном городе |
Н. Носов | Сказка о царе Салтане |
Г.А.Андерсен | Огниво |
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
На чужой стронушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужбине и собака тоскует.
7.Продолжите ряд слов, зачеркните лишнее слово.
Капуста, огурец, помидор, сосна…
Лето, зима, понедельник, осень. …
Россия, Америка, Париж, Франция
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Наступила радостная весна. Во дворе наседка водит цыплят. А тут…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
багровый | алый, густо- красный. |
вишнёвый | густо- красный, кровавого цвета |
кармазинный | тёмно-красный с лиловатым оттенком, цвета зрелой вишни |
Занятие 5
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Грибы –зелёнки рассказывали побасёнки.
Петя уверял, что петлю завязал.
Составьте предложения с одним из слов.
___________________________________________
2.Вычеркните лишнее слово в каждой строке.
Пара, парный, паровоз.
Носильщик, носатый, поднос.
Лето, лететь, летний.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
проверить | жилистый | ночка | кошка | |
школа | колоть | горючая | весёлый |
4.Подберите «родственников» к слову снег.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Но вот набижала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полител к озиру. От реского ветра с диревев па сыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Семь раз примерь, а один раз отрежь.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Любишь смородину — люби и оскомину.
7.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Это было ранней весной. Мы шли в лес по узкой тропинке. Вдруг…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
заливаться смехом | громко смеяться |
хохотать | издавать смех |
смеяться | громко, с перекатами голоса |
Занятие 6
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Молчишь и не звонишь.
Простит и позвонит.
Будешь с нами – будешь с деньгами.
А если «Ах!» - забудь о деньгах.
Составьте предложения с одним из слов.
_________________________________________________________________
2.Соедините половинки слов так, чтобы получилось 8 слов.
Са | лета |
Вино | вай |
Кот | шина |
Карус | рай |
Книго | град |
Ма | ель |
Кара | люб |
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
стул | перцовый | поле | пенал | |
сумка | школа | вкусный | красивая |
4.Подберите «родственников» к слову лес.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Соедини автора с названием его произведения.
А. С. Пушкин | Фантазёры |
Г.А.Андерсен | Дикие лебеди |
Н. Носов | Сказка о мертвой царевне и семи богатырях |
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
В дружной семье и в холод тепло.
В своём доме и стены помогают.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
7.Определи значение слова идти, поставь подходящие по смыслу слова.
Идет девочка_____________________
Идет снег_____________________
Идет поезд_________________________
Ему идет шляпа__________________________
8.Напиши сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Вот и декабрь – последний месяц года. Дети ждут встречи с новогодней ёлкой. Большую пушистую ёлку……
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
зной | сильный жар от раскалённого воздуха |
пекло | высокая температура нагретого воздуха |
жара | сильный зной, жар |
Занятие 7
1.Как правильно сказать?
У рыбов нет зубов?
У рыбей нет зубей?
У рыб нет зуб?
Или как?_____________________________________
2.Узнайте героев сказок.
Милая, добрая, крошечная – ______________________
Деревянный, любопытный, длинноносый – ____________________________
Старая, страшная, беззубая – _____________________________________
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
вес | котёнок | пыль | лоб | |
пробег | водитель | трубка | маска |
4.Подберите «родственников» к слову школа.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
У нас подкрыльцом живут ежы. Повечерам вся симя вы ходит гулят. Взрослые ежы роют землю маленькими лапами. Ани достают карешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Краткость — сестра таланта.
Кому доверие, с того и спрос.
Учат не только сказом, но и показом.
Собирая по ягодке, наберешь кузовок.
7.Прочитайте текст.
Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. (В. Песков)
О каких зайчиках говорится в рассказе? Какое еще значение имеет слово зайчик?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Грело весеннее солнышко. За деревней играла кошка с котятами. Маленькая семья была счастлива. На вдруг…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
кудесник | тот, кто пленяет, очаровывает чем-либо |
чародей | сказочный персонаж, наделённый способностью совершать чудеса |
волшебник | тот, кто способен изумлять, восхищать своим высоким мастерством, своим искусством |
Занятие 8
1.Употребите слова волчок и волчонок правильно. Впишите их в предложения.
Из норы вылез ________________.
Малышу купили игрушку - музыкальный __________________.
Составь ещё несколько предложений с этими словами
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Выберите нужное слово
У бабушки нет (очек, очков, очкей)
У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)
У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
выход | думай | трубка | книга | |
налет | хлебный | сырник | квас |
4.Подберите «родственников» к слову игра.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Соедините автора с названием его произведения.
А.П. Чехов | Слон |
П. Ершов | Каштанка |
А.И. Куприн | Конек - Горбунок |
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Делу время – потехе час.
Нечего хвалиться, если из рук всё валится.
7.Придумай как можно больше словосочетаний со словом мягкий
( Значения слова: приятный для глаз, уступчивый, несуровый, с мягкими спальными местами, название буквы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Напиши сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Был чудный зимний день. Мы отправились на экскурсию. Дорога шла сосновым лесом….
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
зелёный | светло-зелёный |
фисташковый | бледно-зелёный, имеющий цвет салата |
салатный | имеющий цвет зелени, травы |
Занятие 9
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Туфля, нет туфель, подошва.
Составьте предложения с одним из слов.
___________________________________________
2.Расставьте буквы в алфавитном порядке. Какое слово у тебя получилось?
Щ, о,р, б __________________
Е,л,о, д ___________________
Н, ы, о, т__________________
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
перевод | залезаю | дубы | крот | |
покров | дары | дружок | пол |
4.Подберите «родственников» к слову сказка.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Я стаю возле цветущива клеверного поля. Разноцветный кавёр его переливаеца, миняет акраску. В самой дали сияет ослепителным блеском залатая кайма.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Не с кого спрашивать, когда сам виноват.
Имеем — не ценим, потеряем — плачем.
Лучше с хорошего коня упасть, чем на плохом ехать.
Розы без шипов не бывает.
7.Подберите синонимы к данным словам:
Храбрый,________________________________________
Большой,___________________________________
Трудный,_____________________________________
Выберите синонимы для выделенных слов:
Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)
Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)
Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Как прекрасен мир! Выйдешь на открытое место и видишь…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
расторопный | такой, который все делает быстро, ловко, умело, расторопный |
быстрый | слишком быстрый, проворный, резвый |
прыткий | быстрый и ловкий в любом деле |
Занятие 10
1.В русском языке есть слова, которые могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду:
он соня — она соня
он невежа — она невежа
он растеря — она растеря
К таким словам прилагательные ставятся в мужском роде (если говорится о мальчике) и в женском (если речь идет о девочке):
Миша — большой соня. Нина — большая соня.
Составьте предложения, используя данные слова.
___________________________________________
_______________________________________________
______________________________________________
2.Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:
Сосна -_________, камыш - ____________, навес- __________, актёр- ________, шина- __________, кабан- ___________, качай-__________, нора - __________.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
подскочил | поставь | крошка | книги | |
квас | мир | часовой | зелёная |
4.Подберите «родственников» к слову берёза.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Взлител жаворонок. Серый камочек впервых лучяхсонца стал залатым. Яркие искры за играли вкаплях расы на цвитах.Что за чудестные звуки разлились по земле? Это подлители пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
За учёного трёх неучёных дают.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не учась, и лаптя не сплетёшь.
С книгой жить- век не тужить.
7.Подберите синонимы к перечисленным словам. Не забывайте, что к ним относятся слова одной и той же части речи.
Волшебник,_____________________________________
Пища, _________________________________________
Зябнуть,_______________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Вчера мы с бабушкой были в цирке. Нам очень понравилось представление. Мы видели …
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
обходительный | соблюдающий правила приличия |
деликатный | не только вежливый, но и приветливый |
учтивый, вежливый | не только вежливый, но и мягкий в общении |
Занятие 11
1.В литературной речи нет слова играться, а есть слово играть. Нельзя говорить: я «играюсь», ты «играйся». Надо сказать: я играю, ты играй и т. д.
Составьте рассказ, правильно употребив данные обороты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какое слово лишнее и почему?
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
залез | сорняк | стол | бежит | |
набег | летчик | крик | звон |
4.Подберите «родственников» к слову друг.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Праснулся кузнечик. Па нислась и его скрепучая музыка. Тепер всё поле паёт. Все рады тёпламулетниму утру. Радосно и мне.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Скорость нужна, а поспешность вредна.
Кашу маслом не испортишь.
Если сила не возьмет, смекалка выручит.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
7.Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправьте ошибки словоупотребления, если считаете это необходимым.
карие носки - коричневые глаза - коричневое пальто
______________________________________________
сырой луг - мокрый луг - мокрый воздух
_______________________________________
голубое платье - лазурное платье - голубое небо
_______________________________________________________
покоится пустыня - лежит пустыня
___________________________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Беззаботная белка прыгала с ветки на ветку. И вдруг она упала с дерева. А под ним…..
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
мчаться | быстро двигаться |
бежать | очень быстро ехать, передвигаться с большой скоростью |
торопиться |
Занятие 12
1.Найдите слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
Семь, поздно, яма, сеешь, поют.
2.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
пришёл | сказал | шубка | книга | |
полез | хвалить | кот | мама |
3.Подберите «родственников» к слову гора.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
4.Найдите ошибки, исправьте.
Толя свасей возвращались излеса влагерь. Падороге шла старушка свидром вады. Тижило ей было его нисти. Малчики это заметили. Но толя быстро зашагал влагерь. Витя па бижалпомогать старушке.
Однажды толя шол спрогулки. Он захател пить, по стучал визбу. Дверь аткрыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, дала вады. Мальчик пакраснел. Он выпил вады и выбижал наулицу. Вада ему покозалась горькой.
(В. Осеев)
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
5. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Большому кораблю — большое плаванье.
На гору десятеро тянут, а под гору один столкнет.
Утопающий за соломинку хватается.
6.Прочитайте предложения.
Весной ребята посеяли около клуба семена цветов. Марина посеяла астры и настурции. Совсем скоро здесь будет красиво!
Каким синонимом можно заменить слово посеяли во втором предложении?
__________________________________________________________________
7.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Мы часто бывали в зоопарке. Интересно наблюдать…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
оскорбительный | высказанный с обидной прямотой |
обидный | причиняющий обиду |
резкий | указывает на крайнюю степень обиды |
Занятие 13
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Материал мы повторим, Знанья наши углубим.
Включишь, включим, включите.
Составьте предложение с одним из слов.
___________________________________________
2.Заполните квадрат так, чтобы получились слова.
Р | Ы |
|
|
|
Р | Ы |
|
|
|
Р | Ы |
|
|
|
Р | Ы | |||
Ш | К |
|
|
|
Ш | К |
|
|
|
Ш | К |
|
|
|
Ш | К |
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
покос | варить | рыбёшка | маска | |
приказ | ставлю | речка | ваза |
4.Подберите «родственников» к слову тихий.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Соедините автора с названием его произведения:
А.П.Чехов | Витя Малеев в школе и дома |
А. Волков | Белолобый |
Н.Носов | Урфин Джус и его деревянные солдаты |
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
В рот, закрытый глухо, не залетит муха.
Не видать как своих ушей.
Близок локоть, да не укусишь.
Видит око, да зуб неймет.
7.Подберите к данным словам, слова близкие по значению.
Учитель-____________________.
Ученик-_____________________.
Машина-____________________.
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идёт…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
начитанный | получивший образование, имеющий разносторонние знания |
просвещённый | получивший основательные знания в результате чтения |
образованный | имеющий высокий уровень культуры и образования |
Занятие 14
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Принудить, приструнить, озорничать.
Составьте предложения с одним из слов.
___________________________________________
2.Замените сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.
1. Обрубок дерева - ____________________.
2. Шестьдесят минут- ___________________.
3. Густой частый лес- _________________.
4. Хищная рыба с острыми зубами - ___________.
5. Из чего делают тяжелые сковородки -______________.
6. Прикрывать глаза от солнца - ____________________.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
въезд | упал | старина | книга | |
прилет | зашил | кот | крик |
4.Подберите «родственников» к слову береговой.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Рибятаот правились слисником влес у бирать хворост. Он от зимней рупки леса. Харашо в эту пору влису! Лес казался празрачным. Он умылся висенней вадой. Ведки осин у красились длиными серешками. Зилинели маладые берески. Мальчики до брались довырубки. Накраю вырупки была бальшая кучя хвороста. Вдруг что-то за хлопало, за шумело. Из хвороста вылитела большая пестрая птица. Внизу было гниздо. Там лижали крупные светлые яйца. Лисник поправил гниздо и по вел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!
(Г. Скребицкий)
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Лисицу поймаешь хитростью, а волка мужеством.
7.Подберите синонимы к перечисленным словам.
Быстрый,_________________________________
Смелый,__________________________________
Добрый,_____________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки. Однажды их увидел наш кот.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
путешественник | путешественник, странник, идущий или едущий куда-либо , прохожий, проезжий |
путник | тот, кто путешествует пешком |
странник | тот, кто путешествует |
Занятие 15
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Кашлянуть и черпать,
закупорить, исчерпать
алфавит и магазин,
простыня и швея,
Составьте предложение с одним из слов.
___________________________________________
2.Замените одним словом:
Лиственное дерево с белой корой.________________
Дикая роза, на которой созревают красные ягоды. _________________
Сосуд для кипячения воды и заварки чая. ______________________
Слово состоящее из 3 слогов, а указывает на 7 дней.________________
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
река | дети | змеёныш | дом | |
подъезд | лед | сводный | красный |
4.Подберите «родственников» к слову взлёт.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Соедините автора с названием его произведения.
Киплинг. | Чёрная курица, или Подземные жители |
Аксаков С. Т | Маугли. |
Погорельский А | Аленький цветочек |
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
От щелчка доходят и до кулака.
Дракою прав не будешь.
Кто бьет, тому не больно.
7.К выделенным словам подберите слова, похожие по смыслу, запишите их.
Песик Тотошка был очень храбрым, __________________.
Принцесса была очень красивой, _____________________.
Ослик Иа – Иа был всегда печальный, ________________.
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
На столе стояла кружка с молоком. Катя накрыла молоко салфеткой и ушла. А возле стола играли котята.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
победа | нужный или желательный исход дела |
удача | какое-либо достижение в результате борьбы, преодоления чего-либо |
успех | положительный результат, удачное завершение чего-нибудь |
Занятие 16
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Ремень и кремень,
форзац и феномен.
Валовой, весовой,
биржевой и ценовой
Составьте предложение с одним из слов.
___________________________________________
2.Переставьте буквы так, чтобы получились слова, запишите их. Найдите лишнее слово и зачеркните его.
ПАШАК - _______________
ОЖИВТ - ________________
ААЗЛГ - _________________
КАМАЙ - ________________
КЮАБ - _________________
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
безропотный | жизнь | обыденный | зелёный | |
побег | садовник | свалка | каша |
4.Подберите «родственников» к слову холод.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Быстро про лители по следние дни лета. Птицы уже готовы котлету. За блистели в воздухе тонкие паутинки. По сыпались наземлю пестрые осенние листя. Подлистьями спрятались гребы. Трудно отличить опавший листок отгриба. Дружной симейкой растут опята настарых пнях. Особенно много опят навырубках. Там настоящее гребное царство! Осен щедро раз дает сваи подарки людям и жывотным. А ветер на свистывает грустную песню.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Семеро одного не ждут.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Нет дыму без огня.
7.Подберите синонимы к словам.
Использовать,_____________________________________
Неуклюжий, __________________________________________
Неправильный,_________________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Шли мы однажды из школы. Погода была великолепная. Солнце светит, морозец. Иду я и думаю, как сейчас приду домой, выучу уроки и пойду с друзьями на горку кататься. Только подхожу к парку, вдруг слышу у меня над головой какой-то стрекот. Что это?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 17
1.Со словами скучать, думать, плакать, тосковать, горевать употребляется только предлог О. Составьте предложения с этими словами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Найдите слова только с мягкими согласными звуками.
Лейка, чайки, чайник, линейки, мель, дети, ребята, ёжик, сучья, чаща
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
залез | сухая | лапа | забота | |
зашёл | жара | зверь | верю |
4.Подберите «родственников» к слову смелость.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Восенние дни гатовились котлету журавли. Ани покружили над родным балотом и по тянулись кюгу. Высоко внебе лители птицы. Вглухом лису на краю озира остановились чюткие птицы наотдых. Брезжит надрекой рассвет. (И. Соколов-Микитов)
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
На вкус, на цвет товарища нет.
В чужих руках всегда ломоть велик.
Курица соседа всегда выглядит гусыней.
7.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
В одном дворе жил огромный сторожевой пёс. У хозяйки дома было много маленьких цыплят. Пёс их очень любил, оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом. Однажды…__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
плестись | идти или ехать медленно, с трудом, а также далеко, без желания или без надобности |
тащиться | Идти медленно |
брести | Идти медленно, вяло, с трудом передвигая ноги |
Занятие 18
1.Найдите слова, которые спрятаны в словах.
Мель -___________________
Удочка -_________________
Столб -__________________
2.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
забег | складывать | шубка | папа | |
ветер | запарка | смешной | красное |
3.Подберите «родственников» к слову лепил.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
4. Найдите ошибки, исправьте.
Раз мама по шла заземляникой и взяла с собой меня. Стаял жаркий день. Мы под хадили клесу. На бежала тучка. По сыпал крупный дождь. Свитило солнце. Частые капли падали на землю, тяжело шлепали по листьям. Они по висали натраве, накустах, надеревьях. Каждая капля сверкала, блистела, переливалась.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
5. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Не та рука плоха, что держит свое, а та, что тянет чужое.
На воре шапка горит.
Вор — что заяц, и тени своей боится.
6.Подберите антонимы к словам:
Чистый- _________________
Здоровый - ____________________
Светлый -____________________________
Мягкий -_____________________________
7.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
битва | вооружённое столкновение, сражение |
сражение | длительный тяжёлый бой |
бой | крупное боевое столкновение |
Занятие 19
1.Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.
Сено марка
Банк ежи
Стол рот
Зал бики
Свет елка
Яр вал
2.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
донышко | колоть | двор | свет | |
мороз | чуб | горбатый | весёлый |
3.Подберите «родственников» к слову рисовала.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
4. Найдите ошибки, исправьте.
Красиво было влесу в этот раний чяс. Тихо шумели, качались деревя. С листев стикали свинцовые капли расы. Намху, втраве уже лижали слиды осини. Остро пахло сырой зимлей, прелыми листями. Из вороха старых листев, травы, валежника вы глядывают гребы. Мы вошли в реткий березняк, А вот и лисной царь - белый грип. Он стоял на крепкой ношке, в золотисто-коричневой шапке. Грип был очень хорош.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
5. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
От одного порченого яблока целый воз загнивает.
Худая крыша от дождя не защита.
Гнилой сарай новой крышей не удержишь.
Криком избы не построишь.
6.Найдите антонимы в пословицах.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Труд всегда дает, а лень только берет.
На голове густо, да в голове пусто.
Велик телом, да мал делом.
На черной земле белый хлеб родится
7.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
- А знаете, где мы были вчера?! В зоопарке! Там такие чудеса!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
насмешка | добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь |
шутка | то, что говорят или делают не всерьез, |
юмор | обидная шутка, издёвка |
Занятие 20
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
У Иры – крапива.
У Фёклы – свекла.
Лика- малая толика.
Ия – санитария.
Составьте предложение с одним из слов.
___________________________________________
2.Составьте новые слова из букв слова СМОРОДИНА
__________________________________________________
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
подпрыгнул | лечить | кот | косят | |
побег | звонкий | свет | косит |
4.Подберите «родственников» к слову звонили.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Нафронте хлеп выдовали утром. Надо было делить ево без весов. Солдат брал хороший нош, резал буханку равными дольками.
Встарину для солдат пикли большие хлебы. Каждый везли за войском на телеге. Космонафты берут с собой на орбиту хлепцы величиной со спичечьный каробок.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Обожжешься на молоке — станешь дуть и на воду.
Под лежачий камень и вода не течет.
Лишнего пожелаешь, последнее потеряешь.
7.Подберите антонимы-прилагательные к приведенным словам, обозначающим черты характера человека.
Трудолюбивый- ________________, сознательный-_______________, организованный-_______________, энергичный______________,
волевой_____________________, инициативный- ____________, добросовестный-_______________, бесстрашный- _______________, ответственный- ________________.
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
В том месте, где находится наш лагерь, когда-то давно были греческие поселения. Археологи вели там раскопки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 21
1.Произносите правильно:
Сколько килограммов?
Скольких килограммов?
Скольким килограммам?
О скольких килограммах?
Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек?
1. _______________ ребят пришло на соревнование?
2. _______________ товарищам ты помог?
2.Составьте новые слова из букв слова АКТИВНОСТЬ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
подбежал | прыгать | вернёт | вспорхнут | |
заходил | выкатить | торт | укол |
4.Подберите «родственников» к слову глаз.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Самые бальшие хлебы и самые маленькие – караваи, буханки, колопки – пахнут сытно и весело. Нет такого раскошного запаха ни у одного другова продукта. Хлебом пахнет только хлеп.
Многие люди нечуствуют запах хлеба. Виной тому – излишния сытост.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Без заботы и репу не вырастишь.
Обещанная шапка на уши не лезет.
Соловья баснями не кормят.
7.Подберите противоположные по смыслу слова.
День______________.
Враг________________.
Хвалить________________
Тепло_______________.
Смелый________________.
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Прекрасное зимнее воскресенье! Мы наконец-то выбрались на лыжную прогулку.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 22
1.Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек?
1. ______________ мальчиков учится во 2 классе?
2. _____________ девочкам уже исполнилось 7 лет?
3. _____________ ребят нет на уроке?
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
Мама посолила суп солью.
В деревне жили старые старики.
Петя сконструировал конструкцию планера.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
понёс | слово | столица | книга | |
подписка | заход | свет | рожь |
4.Подберите «родственников» к слову ходил.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Над рекой клубился туман. В этой молочно – белой пелене тонко пересвистывались кулики. Туман ушол. На берегу речки красовались рябины. Нарядна осеню рябина! Среди кружевных деревьев горят оранжевые кисти плодов. Допервыхзаморосков они украшают лес, крепко держатся на ветках.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Дурные примеры заразительны.
На одной неделе семь пятниц.
Праздность — мать пороков.
7.Подберите к данным словам слова, с противоположным значением.
Близко -_______________. Высоко - ________________ .
Легко - ________________ . Трудно - ____________________.
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Утром Алёнка проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное, и кругом всё покрыто снежком.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 23
1.Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек? Следите за ударением в этих словах.
1. ____________ уроков будет во вторник?
2. _____________ детям нужны карандаши?
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
В саду гуляют маленькие малыши.
К весне зелень зазеленела.
У Юры жил молодой котенок.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
запев | морозный | горка | каша | |
поле | зори | маленький | еда |
4.Подберите «родственников» к слову море.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Не только красотой, но и сваими целебными свойствами прославилась это деривце. Много полезново в его пладах. Мы это деревце пасадили укалитки всаду. Бабушка наталья варит из рябины вкустное воренье.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
На глупый вопрос не бывает ответа.
Уши выше лба не растут.
Хвост голове не указка.
В лесу дров не нашел.
Змея один раз в году меняет шкуру, а предатель каждый день.
Не бойся первой ошибки, избегай второй.
7.Сколько антонимов можно подобрать к слову радость?
Радость-грусть
Радость-печаль
Радость-огорчение.
Что можно сказать о значениях слов грусть и печаль? Составь с каждой парой слов предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по заданному началу текста).
Летели две снежинки, две подружки. Обе красивые, нарядные. Платьица у них кружевные, серебром покрытые. Снежинки торопились. Они боялись опоздать__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 24
1. Придумайте предложения с формами глагола бежать.
Нужно помнить: я бегу, он бежит, мы бежим, они бегут.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
Ковер запылился пылью.
Бабушка натопила жирный жир.
Липа пахнет запахом меда.
Солдаты переночевали ночь в землянке.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
край | ворчит | драчун | штаны | |
выходка | думать | каменщик | дом |
4.Подберите «родственников» к слову белый.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Вылитают из уютных гнёзт птинцы. У зверей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Ани радились еще холодной земой в берлоги. Теперь они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у нары.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Доверяй и проверяй..
Лучше пожурить, чем незаслуженно хвалить.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
7.Подберите антонимы к выделенным словам.
Речь хороша короткая, а веревка _____________.
Болен – лечись, а ____________ - берегись.
Родная сторона – мать, а чужая _______________.
У спорого кузнеца руки черные, да хлеб - __________.
8.Напишите сочинение по заданной части (по середине текста, требуется сочинить начало и конец).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коля привычной дорогой возвращался из школы домой. Вдруг он заметил, что-то тонет в реке. Через минуту мальчик был уже в воде.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 25
1.Нельзя смешивать слова надеть и одеть.
Надеть (что?) —пальто, носки, ботинки. Одеть (кого?) — брата, сестру.
Прочтите предложения, раскрывая скобки.
1. Мальчик (надел, одел) пальто, шарф, ботинки.
2. Сестра (надела, одела) брата.
3. Девочка (надела, одела) куклу.
4. Ученик (надел, одел) очки.
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
Толя спросил вопрос у учителя.
Незнайка был ленивым лентяем.
У меня есть деревянная деревяшка.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
вес | сон | шкодливый | красивая | |
устойчивый | сидит | обидчивый | красивый |
4.Подберите «родственников» к слову ночь.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Бабушка выстовила зимнии рамы. И сразу визбе стало светло весела. Заокном вкустах вороби чирикают ласточки щибечут ребетишки кричат и смеюца.
Вдрук за туманилась солнушко. Лехкий грохат прокотился над крышой и острый аганек блиснул в окне.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
Других не суди, на себя погляди.
Унижая других, себя не возвысишь.
Не делай другим того, что себе не желаешь.
Не копай другому яму — сам в нее попадешь.
7.Найдите фразеологизмы в стихах
Не умеет Маша петь.
Нет у Маши слуха.
Говорят, что ей медведь
Наступил на ухо.
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
(А.Шибаев)
За домом, едва пожелтела трава,
Два братца рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава. (В.Викторов)
8.Напишите сочинение по заданной части (по середине текста, требуется сочинить начало и конец).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________А Дед Мороз им говорит: «___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 26
1.Прочтите предложения, раскрывая скобки.
1. Папа (надел, одел) пальто, шарф, ботинки.
2. Мама (надела, одела) дочь.
3. Девочка (надела, одела) куклу.
4. Профессор (надел, одел) очки.
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
Антон попробовал кислую лимонную кислоту.
В комнате засветился свет.
У Саши в июле месяце день рождения.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
бег | гонит | скворец | класс | |
забег | движение | книжка | слава |
4.Подберите «родственников» к слову сила.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Таня бегом бросилась на улецу и закречала: дедушка гроза!
Дедушка в агороди капал землю. Он аперся на заступ и посматрел на небо. А на небе уже сново сеяла сонце. И только две маленькии лиловые тучьки летели по ветру и словна до ганяли друг друга.
Дедушка разеснилТане что это не гроза, проста сталкнулись молодые тучки ударились молнию высикли.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе.
Не откусывай больше того, что можешь проглотить.
Не ходи в воду за птицей, а в лес за рыбой.
7.Фразеологизмы с именами животных часто называют зооморфизмы
Продолжите зооморфизмы
- Голоден как_________________.
- Нем как____________________.
- Хитёр как_________________.
- Грязный как____________________.
- Здоров как____________________.
- Колючий как_____________________.
- Драчлив как________________________.
- Красный как_______________________.
8.Напишите сочинение по заданной части (по середине текста, требуется сочинить начало и конец).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наши цыплята научились ходить. Они ещё ничего не знают, и им всё интересно. Они гуляли по двору и ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 27
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Целы, цело, но цела, жёстки, жёстко, но жестка.
И бедна, важна, долга, дешева, верна, кратка.
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
На помощь смелому храбрецу прибежали товарищи.
Я видел эту квартиру своими глазами.
Валера рассказал интересный рассказ.
Малышка дрожала и шептала шепотом.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
пол | дворик | садовый | коричневый | |
кот | скворечник | дедушка | кошка |
4.Подберите «родственников» к слову праздник.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Сутра марасит дожт. Дорога от школы до деревне идет около опушке леса. Со всех сторон вода капает тичетльеца.Зашол я под деревья. Трехнула березка ветками и струйка мне за варатникпапала.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
После драки кулаками не машут.
Не маши руками — могут оторваться.
Не учи щуку плавать.
На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.
7.Рассмотрите пары устойчивых оборотов.
Рукой подать — у чёрта на куличках.
Пропустить мимо ушей — навострить уши.
Что можно сказать о них?
Подберите фразеологизмы-антонимы к данным выражениям:
Засучив рукава-__________________________.
В глаза-__________________________.
Рукой подать-__________________________.
Душа в душу -______________________________.
8.Напишите сочинение по заданной части (по концу текста).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сколько радости и веселья дарит всем людям цирк!
Занятие 28
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Брали, брало, но брала, Взяли, взяло, но взяла.
Подняла и начала, продала, сдала, сгнила.
Составьте предложения с одним из слов.
_____________________________________________________________
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
Мы с братом любим праздновать праздники.
В магазине продавались сладкие сладости.
Ворона клюнула клювом наглого кота.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
подскок | борода | сырок | тень | |
нашёл | въезд | водник | нити |
4.Подберите «родственников» к слову чистили.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Вот стаит старая ель. Нижнее лапы унее шатром весят. Под этим шатром сухо струиться там теплый воздух. Залес я подплотные лапы сумку слажил сежу и наблюдаю.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Поспешишь — людей насмешишь.
За кем нет погони, тот и не бежит.
На бедного Макара все шишки валятся.
7.Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов.
На сердце ______________ скребут.
Делить шкуру неубитого _________________.
Голодный как _________________.
_________________ носа не подточит.
8.Напишите сочинение по заданной части (по концу текста).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все успокоились. Рыбки спокойно плавали в аквариуме. А кот Мурзик, обиженный, лежал на кухне под столом.
Занятие 29
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Кот нарушил договор: На пол уронил фарфор.
Прискакал, как ураган, На своём коне цыган.
Составьте предложения с одним из слов.
___________________________________________
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
На лугу белели белые ромашки.
По комнате прокатился круглый шар.
После кота на руке осталась поцарапанная царапина.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
влезать | заход | весна | мяч | |
заход | столик | меч | коня |
4.Подберите «родственников» к слову камень.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Тайная работа идет влесу. Моеца он чистица готовиться надеть весений наряд. Разпримляються стебильки первой травы збрасывают с сибя цебкии старые листья.
Нестану я вам дальше расказывать о том что я увидил влесу тем нинасным днем. Интирестнее вам самим погледеть.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Чьим умом живешь, того и песенку поешь.
Бездонной бочки не нальешь.
Собака на сене: сама не ест и другим не дает
7.Как сказать одним словом?
Повесить нос - ____________________
За тридевять земель - ______________________
Бить баклуши -___________________________
Водить за нос -__________________________
Себе на уме -_______________________________
8.Напишитете сочинение по заданной части (по концу текста).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда мы вечером рассказывали обо всём маме, она пожалела, что не ездила с нами.
Занятие 30
1.Надо спрашивать: Который час?, если вы хотите узнать время. Надо говорить: Сколько времени я вас жду?, если речь идет о длительности времени. Составьте небольшой рассказ с этими предложениями.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
На рисунке Оля нарисовала лес.
Какая красивая красота!
Я люблю встречать утренний восход солнца.
На поле синели синие васильки.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
бездарный | вкусить | скромный | добрый | |
плов | ночка | тростник | кот |
4.Подберите «родственников» к слову боль.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
А кто милькает в сасновых ведках? Да это лофкие бельчята совершают свои первые высотные прышки. Всумерках вы ходят на охоту колючии ежата.
Не обижайте лисных малышей. Приходите влес верными друзями.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Жизнь дана на добрые дела.
На месте застрял — от жизни отстал.
Если погибать, так жизнь дороже отдать.
Жизнь на коленях позорнее смерти.
7.Выпишите синонимы-фразеологизмы со следующими значениями:
опытный человек,_________________________________________
темно,___________________________________________________
до конца, __________________________________________________
много, __________________________________________________
наказывать, _______________________________________________
дать нагоняй, с три короба, ни зги не видно, хоть пруд пруди, от корки до корки, разделать под орех, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, снять стружку, стреляный воробей, намылить голову, хоть глаз выколи, непочатый край, от доски до доски
8.Напишите сочинение по заданной части (по концу текста).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А петух-победитель гордо и радостно закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»
Занятие 31
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Внука бабушка целует, Внука бабушка балует: «Деток надо миловать, Деток надо баловать!
Дать возможность пошалить, А заплачет – ободрить. Пусть растёт внук не спеша. Не заржавела б душа!»
С внуком бабушка играет, Внуку бабушка читает, Чтобы с детства он привык. Черпать знания из книг.
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
У туристов всегда есть запасной запас воды.
Верблюды бродили в пустынной пустыне.
Вова Владимиров был сонливым соней.
Вчера мы купили много покупок.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
стол | жёлтый | краснуха | пляска | |
подвоз | земля | водный | модный |
4.Подберите «родственников» к слову гриб.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотелпакинуть мой дом.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Хороший товар сам себя хвалит.
Герои в борьбе рождаются.
В борьбе силу одолевает уменье.
7.Вставьте подходящие фразеологизмы в знакомую сказку.
Жила – была Красная шапочка. Ох, и трудолюбивая была. Кружилась ________________________________. Мама у нее была добрая, но девочку ________________________________. А как вы хотели? Девочка постоянно оставалась одна. Волк все время следил за ней. _________________________. Ох, и разбойник был. Постоянно ___________________________________. Пошла Красная Шапочка к бабушке. Волк следил за ней _______________ _______________________________. А Красная шапочка шла все да шла, ___________________________________. Волк то раньше неё прибежал. Уставился на бабушкину дверь _____________________. Зашел в дом и съел напуганную бабушку и улегся на ее кровать. Вот наглый-то какой!. И подумал, что у него ___________________, Не тут- то было. Красная Шапочка пришла, увидела все, _______________________________, привела охотников. И как ______________________________, поймали волка. Оглушили его, достали бабушку, набили ему полный живот камней. ____________ ____________________, и пошел волк с полным брюхом. Как вы думаете, что делать? Правильно, _____________________________. Вот и остался волк ____________________.Вот и сказке конец, а кто слушал, Молодец!
Слова для справок: Как белка в колесе; держала в ежовых рукавицах; на часах стоял; вставлял людям палки в колеса; висел на хвосте; строить воздушные замки; как баран на новые ворота; весь мир в кармане; волосы встали дыбом; взяли быка за рога; душа ушла в пятки; лить крокодиловы слезы; у разбитого корыта.
8.Напишите сочинение по заданной части (по концу текста).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Удивительной жизнью наполнена поляна!
Занятие 32
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Дети в парк примчатся. И в игру включатся.
Нас из списков исключат, А потом ещё ворчат.
Составьте предложения с одним из слов.
___________________________________________
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
Школьник узнал за год много знаний.
У кота голубоглазые глаза.
Старик связал связку дров.
Все восторгались геройским поступком героя.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
навес | земля | водный | скромный | |
поезд | купить | рубка | зима |
4.Подберите «родственников» к слову зелень.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Соедини автора с названием его произведения.
А. С. Пушкин | Приключения Буратино, или Золотой ключик |
С.В.Михалков | Три поросёнка |
Толстой А. Н. | Сказка о попе и работнике его Балде. |
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Ошибайся, да сознавайся.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Не доглядишь оком — заплатишь боком.
7.Отгадайте, о чем идет речь.
- Иногда в них пускают пыль;
- их можно сделать большими;
- они могут разбегаться в разные стороны;
- они могут вылезать из орбит;
- их можно мозолить________________
8.Напишите сочинение по заданной части (по концу текста).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобрёнка, который подгрыз мой стол.
9.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
шаловливый | легкомысленно-весёлый, шаловливый |
озорной | склонный к шалостям |
игривый | озорной, любящий шкодить |
шкодливый | склонный к озорству |
Занятие 33
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Лампу старую включит, Сядет в кресло и молчит.
Углубить как «полюбить», Облегчить – смотри «лечить»
Себе душу облегчишь, Если завтра позвонишь.
Составьте предложения с одним из слов.
______________________________________________________________
2.Какое слово в предложении лишнее, ненужное?
Вдруг просигналил сигнал.
На ветвистых ветках висели яблоки.
Около курицы желтели желтые цыплята.
Мы отправили письменное письмо.
Клоун был веселым весельчаком.
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
ушёл | сидел | вдумчивый | весёлый | |
дерево | голос | пальтишко | окно |
4.Подберите «родственников» к слову след.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Найдите ошибки, исправьте.
Назимле поевились мокрые пятна. С халмов патикли ручи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прашла. И снова над лесом светит сонце.
Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Слышал звон, да не знает, где он.
Признание — половина исправления.
И готово, да бестолково.
7.Отгадайте, о чем идет речь.
- его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить;
- он может быть хорошо подвешен;
- за него тянут или дёргают;
- его можно держать за зубами;
- на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь ___________
8.Напишите сочинение по заданной части (по концу текста).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так то!
Занятие 34
1.Произнесите, правильно поставив ударение, запомните.
Всегда произносите: Звоним, звонит, звоните.
Телефоны все звонят, Их никак не отключат.
Мы вам деньги одолжим. И заботой окружим.
Составьте предложения с одним из слов.
___________________________________________
2.Составьте новые слова из букв слова ГОСУДАРСТВО.
____________________________________________________
3.Составьте слово, взяв нужную часть (морфему) из слов. Разберите его по составу.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
подлететь | бодрый | сон | бежит | |
улетал | старый | прилетевший | милая |
4.Подберите «родственников» к слову река.
_________________________________________________________________
Запишите словоформы этого слова.
__________________________________________________________________
5.Соедините автора с названием его произведения.
Ш.Перро | Черная стрела |
Дж. Свифт | Сказка о рыбаке и рыбке |
А. С. Пушкин | Золушка |
6. Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
Вертится, словно на ежа сел.
Темные дела света боятся.
В пустой бочке звону много.
7.Отгадайте, о чем идет речь.
- Его вешают, приходя в уныние;
- его задирают и всюду суют;
- за него можно водить и им можно клевать._________________
Напишите сочинение по заданной части (по концу текста).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ , будто дед-мороз насыпал разноцветные бисеринки. Людей захотел порадовать.
8.Прочитайте слова и покажите стрелочками их верные значения.
щедрый | обладающий высокими душевными качествами: доброжелательностью, снисходительностью |
великодушный | много тратящий, расходующий что-нибудь |
расточительный | охотно раздающий что-нибудь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая тетрадь по русскому языку 1 класс
Для дополнительной работе учащихся дома ....
Рабочая тетрадь по русскому языку "Я иду во 2 класс" (задания на лето-2013)
Тренировочные задания по русскому языку на лето....
Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В своей программе для из...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА
Каждый учитель начальной школы, работая с классом на уроках русского языка, сталкивается с проблемой адаптации программ начальной и основной школ. Поэтому целесообразно в...