Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Карелина Елена Сергеевна

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель» ».

Цель: создание условий для обобщения и систематизирования знани1 учащихся по теме раздела «Апрель, апрель. Звенит капель».

Планируемые результаты:

Предметные:

          Знать: Ласточка примчалась... А. Н. Майков, Т. Белозеров «подснежники».

Уметь: читать выразительно; работать с произведениями.

Личностные:

  • мотивация к учебной деятельности, к изучению предмета «Чтение»;
  • самостоятельно выполнять задания учителя;
  • проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения. 

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать умение определять цель учебной деятельности, формировать и удерживать учебную задачу;
  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные:

  • выделять существенную информацию из текста;
  • совершенствование скорости и выразительности чтения;
  • расширение литературоведческого словаря.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;
  • чтение вслух и про себя текстов учебников и других книг, понимание почитанного, пересказ и рассказ;
  • отстаивание своей точки зрения, понимание точки зрения другого;
  • умение договариваться, находить общее решение;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник по чтению «Азбука» 1 класс.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности (1 мин) 

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Сергеевна, я проведу у вас урок литературного чтения, присаживайтесь, сядьте ровно, выпрямите спину.

Ты пришел, и я пришел (дети, держа руки на уровне груди, здороваются друг с другом, прикасаясь друг к другу указательными пальцами правых рук). Вместе нам хорошо (дети соприкасаются друг с другом кончиками пальцев обеих рук). Будем мы читать, писать (игроки, держа руки на уровне груди, соединяют ладони обеих рук и скрещивают пальцы между собой). Научимся считать (учащиеся прикасаются друг к другу локтями). Если будет трудно, справимся мы дружно (игроки, держа руки на уровне груди, попеременно ударяют ладонями о ладони обеих рук своего партнера).

- Проверьте, все ли готово к уроку: учебник,  дневник, ручка и карандаш.

- Приветствуют учителя

Л.-мотивация к учебной деятельности, к изучению предмета «Чтение»;

Актуализация

знаний

(3-4 мин)

-В начале нашего урока проведем с вами речевую разминку. Повторяйте за мной: 

- на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

 - Молодцы! Прочтем чистоговорки с вопросительной интонацией, восклицательной и спокойно.

Чи – чи – чи,
Ручеек, журчи.
Ча – ча – ча,
Вижу я грача.
Чу – чу – чу,
По траве скачу.

3 ЗАДАНИЕ. Чтение скороговорок  сначала медленно, проговаривая каждое слово, затем наращивая темп чтения.

  • Наша весна красным красна!
  • Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

- (Повторяют за учителем)

- читают 5- 6 человек.

 

- читают 3 – 4 человека.

К.-слушать и понимать речь других; отстаивание своей точки зрения, понимание точки зрения другого; умение договариваться, находить общее решение;

Определение темы

и цели урока

учащимися

(5-7 мин)

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы погружаемся с вами в мир прекрасного: мир поэзии, музыки и художественную мастерскую, в которой вы будете творцами. На доске карточки с буквами, я предлагаю сейчас из букв составить одно слово. И что же у нас получилось, давайте прочитаем по порядку. 

- Хорошо, молодцы! Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель» ».

- Как вы думаете, какую цель на урок мы поставим?

- Сегодня мы подведем итоги изучения этого раздела и познакомимся со стихотворениями и пословицами о весне.

- 1 и 2 слово:  Ь Е П Р А Л

3 слово: И З Т Е В Н

4 слово: Ь А Е К Л П

«Апрель, апрель! Звенит капель…»

Сегодня мы подведем итоги изучения этого раздела и познакомимся со стихотворениями и пословицами о весне.

Р.-развивать умение определять цель учебной деятельности, формировать и удерживать учебную задачу; планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Этап обобщения и систематизации знаний. 

- К нам в гости пришла прекрасная девушка. Кто она?

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня...

- Верно ребята. Сегодня гостем нашего урока является весна. И вот она нам приготовила уже 1 задание.

- Откройте учебник на странице 72. Задание номер 2. Прочтем данные пословицы. И объясним, что они обозначают.

Не так живи, как хочется, а как совесть велит.

От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Совесть дороже золота.

Больная совесть, что больной зуб.

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

Счастье – спокойная совесть.

- Все верно! О чем же были данные пословицы?

- Верно. Молодцы!

- Сейчас мы с вами прочтем 2 замечательных стихотворения о весне.  С какой интонацией мы их будем читать?

- Верно!

Сейчас мы с вами прочтем стихотворение Майкова Аполлона.

- Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик. (изображен на слайде). Переходим к его произведению  «Ласточка примчалась».

Ласточка примчалась... А. Н. Майков

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Все весною пахнет!

– Какое настроение передает это стихотворение?

– О ком оно?

– Расскажите, как может злиться февраль? Что происходит в природе?

– Как ты понимаешь слова «как ты, март, ни хмурься»?

– Откуда прилетела ласточка?

– Найдите и прочтите песенку ласточки.

– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

– Какие запахи можно назвать весенними?

- Верно. Переходим к следующему стихотворению.

Его написал Тимофей Белозеров. Это заслуженный советский писатель. Является автором более 60 детских книг. Стихотворение «Подснежники» до сих пор пользуется большой популярностью среди детей.

- прочтем!

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0662/0013f009-c7852859/img18.jpg

– О чём это стихотворение?

– Какое настроение оно создаёт?

– С какой интонацией надо его читать?

– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.

– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?

– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?

– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.

ФИЗМИНУТКА

- весна.

Живи правильно, не нарушая моральных правил, слушая свою совесть.

Силой утверждения в человеке добра является совесть - работа самосознания и чувства вины из-за собственного ошибочного поведения. Это гнев, обращённый внутрь себя.

У совести очень интересная цена: она дороже всего. То есть пока у тебя есть совесть, у тебя не будет всего: денег, карьеры, а возможно, жилья, свободы, или даже жизни.

Больная совесть – совесть, которая есть у чрезвычайно совестливого человека. Этот человек постоянно переживает за других людей, за отсутствие справедливости, за других и за все в планете и во вселенной. 

Ведь совесть проявляется не только внешним нравственным поведением, это, прежде всего, совестливые мысли. Не внешняя нравственность человека приводит к печальным последствиям, а от негативных мыслей, от них после происходит и словесное осуждение всего и вся, да и многое другое греховное, которое и приводит к печальным последствиям.

Совесть - это внутреннее сознание человека, умение оценить свой поступок, неся ответственность. Если совесть человека чиста, его не гложет чувство вины, душа спокойна - это счастье. Человек счастлив , когда его совесть чиста и спокойна, его не беспокоит "таник души" , нечего скрывать и у человека в жизни всё гладко и замечательно, душевный покой делает человека счастливым.

- про совесть.

- выразительно, нежно и энергично.

- читают.

- радость.

О ласточке, которая ждем весну.

- февраль может злиться, а например, нагонять морозы, гололед, большие сугробы.

- март запаздывает, не приходит с теплой погодой и солнышком.

- из за белого моря.

Поэт услышал о приближении весны. Ласточка пела, что несмотря на злость февраля и хмурость марта, прекрасная пора уже скоро настанет.

Аромат весны — это запах глубин земли, корней растений, растаявшего снега, веток и прошлогодних листьев.

- читают.

- о том, как весна провожает снегурочку домой.

- грустное, так как снегурочка грустит, но так же и веселое, что растут подснежники, так как приходит весна.

- с грустью.

Со слезами снегурочки., так как бутон подснежника похож на слезу.

- да/не, потому что …..

- прочитывают.

Р.-планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

К.- умение договариваться, находить общее решение.

Этап применения знаний  и умений в новой ситуации.

- Переходим к заданию номер 2, на странице 73.

Какие особенности стихотворения вы знаете?

 

- Верно. Переходим к 3 заданию. Как вы думаете, с чем сравнивают поэты тающий снег, весенний ручей, цветущий луг.

( у обеих стихи про весну)

-Верно.  Переходим к 5 заданию. Давайте постараемся вспомнить, стихи каких поэтов рассказывают о радостном

 приходе весны, о первых цветах.

- Все верно! Молодцы! А какие стихотворения о весне вам больше всего понравились? Почему именно они? Помните ли вы их наизусть?

Игра, которую предложила нам весна «Доскажи словечко».

- Продолжите стихотворения:

Травка зеленеет,

Солнышко (блестит )

Апрель, апрель!

На дворе звенит…(капель)

Плакала снегурочка,

Зиму ...(провожая)

Голубенький, чистый

Подснежник …( цветок)

В синих лужах плещутся

Стайкой…(Воробьи)

- Все верно!  На странице 73, под номером 7 представлены утверждения. Ваша задача прочитать их самостоятельно и выбрать те, с которыми вы согласны.

Отличительными чертами стихотворения является наличие ритма, рифмы, рифмовки, размера.

- рассуждения учеников.

Токмакова ( Весна), Плещеев, Трунева (Весна).

Маршак (апрель).

Л.-проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Р.-выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

П.-совершенствование скорости и выразительности чтения; расширение литературоведческого словаря.

К.-слушать и понимать речь других; чтение вслух и про себя текстов учебников и других книг, понимание почитанного, пересказ и рассказ; отстаивание своей точки зрения, понимание точки зрения другого; умение договариваться, находить общее решение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Этап контроля и усвоения знаний, умений и коррекции.

 - А наш урок подходит к концу, и весна предложила разгадать ее загадки. Будем разгадывать?

1) Тает снежок,

Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

2) В теплых солнечных сапожках,
с огонечком на застежках, 
по снегам бежит мальчишка – 
снег пугает, шалунишка: 
только ступит – стаял снег,
раскололся лед у рек. 
Охватил его азарт: 
а мальчишка этот – ...

3) Будит лес, поля и горы, 
все полянки и сады. 
Он во все стучится норы, 
напевает у воды. 
«Просыпайтесь! Просыпайтесь! 
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» 
Далеко слышна свирель. 
Это будит всех...

4) В лапотках бежит малыш, 
ты шаги его услышь. 
Он бежит, и все цветет,
он смеется – все поет. 
Спрятал счастье в лепестках 
у сирени на кустах.. 
«Ландыш мой, благоухай!» –
повелел веселый ....

5) Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление 
Весною называют?

6) Весна поет, звенит капель,
Почистил крылья воробей.
Кричит скворцу он:
– Не робей! Иди купаться
Вот …

7) Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …

8) Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.

Да

- весной.

- март.

Апрель.

- май.

Ледоход.

Ручей.

Подснежник.

- солнечный зайчик.

Л.-проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Р.-выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

П.-выделять существенную информацию из текста; совершенствование скорости и выразительности чтения;

К.-слушать и понимать речь других;

Рефлексия

(5 мин)

- А наш урок подходит  к концу.

- Что особенно вам понравилось при изучении этого раздела?

- Что захотелось прочитать?

- Оцените свою работу на уроке. Похлопайте в ладоши -  если сегодня вы хорошо работали и вы справились со всеми сложностями, и потопайте ножками -  если у вас возникали  какие либо трудности на уроке.

 

- спасибо за урок!

- ответы учащихся.

К.-слушать и понимать речь других; отстаивание своей точки зрения, понимание точки зрения другого; умение договариваться, находить общее решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 1 класс Тема урока: Обобщение по разделу : «Апрель, апрель! Звенит капель…»

Здоровье детей в современном обществе является актуальной проблемой. Один из самых важных на сегодняшний день это вопрос о правильном, рациональном питании детей и подростков, соблюдение правил приёма...

Литературное чтение 1 класс тема: " Апрель, апрель. Звенит капель..."

Обобщающий урок по литерному чтению в 1 классе  по теме "Апрель, апрель. Звенит капель..." по программе "Школа России"...

Урок-проект по чтению в 1 классе на тему : Апрель, апрель. Звенит капель…

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме раздела.Тип урока: проект Планируемые результаты образования:Предметные: учащиеся научатся читать с вы...

Урок-проект по чтению в 1 классе на тему : Апрель, апрель. Звенит капель…

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме раздела.Тип урока: проект Планируемые результаты образования:Предметные: учащиеся научатся читать с вы...

Проверочная работа по литературному чтению по теме " Апрель,апрель. Звенит капель"

Данная разработка позволит проверить знания по изученной теме " Апрель,апрель. Звенит капель"...

Урок литературного чтения 1 класс «Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель...»

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1 АТема: «Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель...»Цели: повторить и обобщить изученныйЗадачи:формировать умение работать ...