Конспект урока литературного чтения "М. Зощенко "Ёлка" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о рассказе как литературном жанре. 2) познакомить учащихся с рассказом М. Зощенко «Ёлка» 3)учить определять основную мысль произведения 4)учить составлять характеристики героев | Предметные: 1) учиться анализировать рассказ и определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; 2) учиться составлять характеристику героев, давать оценку их поступкам, чувствами героев, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; 2) освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения. |
УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 4в Урок: 2 Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 214 | Студент: Наумова К.С Группа: 35 Учитель: Ходыкина М.Ю Методист: Кошкарова Л.С |
Тема урока « М. Зощенко « Ёлка»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения, составлять характеристики героев.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о рассказе как литературном жанре. 2) познакомить учащихся с рассказом М. Зощенко «Ёлка» 3)учить определять основную мысль произведения 4)учить составлять характеристики героев | Предметные: 1) учиться анализировать рассказ и определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; 2) учиться составлять характеристику героев, давать оценку их поступкам, чувствами героев, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; 2) освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения. |
УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. #1053;астраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Я вам всем желаю успешной работы на уроке. | #1055;риветствуют учителя. #1054;рганизуют своё учебное место.
| Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». Внимательно послушайте пословицу. «Тот не человек, кто думает только о себе, а тот человек, кто думает о людях.» Как вы ее понимаете? Смысл этой пословицы заключается в том, что нужно думать о окружающих, так как не всем удаётся быть счастливыми. Нужно относиться ко всем с добротой и помогать окружающим. А человек, который не думает об окружающих, бессердечный, и не достоин, чтобы его называли «человеком». Эта пословица девиз нашего урока. - и так давайте вспомним, какое произведение вы проходили на прошлом уроке? - верно, молодцы. Для того, чтобы проверить как вы поработали дома, сейчас вы выполните тест. Сейчас мы с вами проведем словарную работу. Кто объяснит значения слов : ботфорты, симфоническая. Ботфорты- высокие кавалерийские сапоги с раструбами. Симфоническая - музыка, которая рассчитана для исполнения симфоническим оркестром. Это наиболее значительная и богатая сфера инструментальной музыки, которая охватывает и большие многочастные произведения, наполненные сложным идейно-эмоциональным содержанием, так и небольшие музыкальные пьесы. Откройте учебник на странице 47, прочитайте пословицу. | 1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. -К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности | #1055;остановка целей и формирование темы совместно с учениками. Отгадайте загадку. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная. На Рождество я главная. (Ёлка) Откройте страницу 47 и прочитайте фамилию автора и заголовок. Я вам сегодня на урок принесла ёлку. Почему? (Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.) Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? Верно. Тема: Михаил Михайлович Зощенко. «Ёлка» - Сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением. Познакомиться … Учиться… Определить…. -Давайте составим план урока. 1. Определение темы и задач 2. Узнаем об авторе произведения 3. Прочитать произведение М.М. Зощенко «Ёлка» 4. -Проанализировать произведение и понять его основную мысль 5. Подвести итоги и оценить свою работу на уроке. Какой пункт плана мы уже выполнили? | Постановка целей и формирование темы совместно с учителем Познакомимся с произведением М. Зощенко «Ёлка» Будем учиться выразительно читать. | : Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. : сказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; : фо | |
«Открытие» открытие детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический(работа с учебником) Чтение с остановками | 1. Организовывает работу обучающихся. -давайте узнаем о нем по больше. Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился в Полтаве. Михаил Михайлович Зощенко окончил на юридический факультет Петербургского университета. Воевал в первой мировой войне. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Как еще можно назвать рассказ «Ёлка»? -молодцы, а теперь давайте прочитаем произведение, чтение начну я, а затем вы продолжите по цепочке, я буду останавливать вас и чтение продолжит следующий. поставьте палец на первое предложение. Словарная работа. Крымские яблоки – яблоки, привезённые из Крыма …. Длинновязая – син. высокая, рослая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Не буду церемониться – не буду стесняться Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины Золотушный ребёнок – больной ребенок Не ручаюсь – не уверена. Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою работу. | #1040;нализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей |
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф.П Словесные методы( беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль Выборочное чтение | #1054;рганизует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. Назовите главных героев произведения? Лёля и Минька, и их родители. Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай? 5 лет. Как отмечали Новый год в их семье? Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник. Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)? Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям. Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть. Какой сюрприз приготовили родители для гостей? Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение. Чем закончился праздник? И почему? Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика. Какая главная мысль произведения? -Молодцы, вы правильно определили главную мысль произведения. -А теперь давайте немного отдохнем, вставайте Физминутка |
Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать пример правильного поведения. Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (Практические методы (работа скарточками) Внешний контроль | #1054;рганизует самостоятельную работу. #1050;онтролирует работу. - На странице 52, смотрим 4 задание, выполняем устно. Какие слова в рассказе ты считаешь главными? А теперь прочитайте 6 задание, его вы будете выполнять в своих рабочих тетрадях. Если бы тебе пришлось писать письмо Миньке и Лёле, своим товарищам по классу на тему «Что значит думать о других и о себе», то какими мыслями ты хотел бы поделиться в этом письме? Запиши письмо в «Рабочую тетрадь» |
В парах | Р: выполнение контроля и оценки работы. | Слайд 10 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесные методы (беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | Характеристика героев. Что вы можете сказать о Миньке? Охарактеризуйте его с помощью текста. О Лёле? Охарактеризуйте её с помощью текста. О маме? Охарактеризуйте её с помощью текста. Об отце? Охарактеризуйте его с помощью текста. Составление характеристики героев. Докажите, что произведение М.М. Зощенко «Ёлка»- это рассказ. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. Произведение, какого авторы мы сегодня читали? - Что вы запомнили из биографии автора? - Как называется произведение? - Кто является главным героем? -В чем заключается основная мысль произведения? И так, давайте вспомним тему и цель нашего урока -Отлично! Давайте подведём итог нашего урока. Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы, но некоторым из вас я поставила оценки Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Определяют уровень работы класса при групповой работе. М.М. Зощенко -«Ёлка» -Минька и Леля -Главная мысль рассказа «Ёлка» состоит в том, что - М.М. Зощенко «Ёлка» Познакомимся с произведением М.М. Зощенко «Ёлка» Будем учиться выразительно читать. -записывают | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-653147-1440438623.jpg)
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841293-1478016305.jpg)
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-476240-1409769565.jpg)
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-1219108-1581695624.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-720119-1449174233.jpg)
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-1368959-1638532438.jpg)
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/18/picture-1407692-1652893134.jpg)
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....