Конспект урока литературного чтения "М. Зощенко "Ёлка" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Наумова Ксения Сергеевна

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о рассказе как литературном жанре.

2) познакомить учащихся с рассказом М. Зощенко  «Ёлка»

3)учить определять основную мысль произведения

4)учить составлять характеристики героев

Предметные:

1) учиться анализировать рассказ и определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

2) учиться составлять характеристику героев, давать оценку их поступкам, чувствами героев, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2) освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и

другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.

УМК: «Школа России» учебник литературное чтение  4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл М. Зощенко "Ёлка"48.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 2

Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 214

Студент: Наумова К.С

Группа: 35

Учитель: Ходыкина М.Ю

Методист: Кошкарова Л.С

Тема урока « М. Зощенко « Ёлка»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения, составлять характеристики героев.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о рассказе как литературном жанре.

2) познакомить учащихся с рассказом М. Зощенко «Ёлка»

3)учить определять основную мысль произведения

4)учить составлять характеристики героев

Предметные:

1) учиться анализировать рассказ и определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

2) учиться составлять характеристику героев, давать оценку их поступкам, чувствами героев, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2) освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и

другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.

УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

#1053;астраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

#1055;риветствуют учителя.

#1054;рганизуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

Внимательно послушайте пословицу.

«Тот не человек, кто думает только о себе, а тот человек, кто думает о людях.»

Как вы ее понимаете?

Смысл этой пословицы заключается в том, что нужно думать о окружающих, так как не всем удаётся быть счастливыми. Нужно относиться ко всем с добротой и помогать окружающим. А человек, который не думает об окружающих, бессердечный, и не достоин, чтобы его называли «человеком».

Эта пословица девиз нашего урока.

- и так давайте вспомним, какое произведение вы проходили на прошлом уроке?

- верно, молодцы.

Для того, чтобы проверить как вы поработали дома, сейчас вы выполните тест.

Сейчас мы с вами проведем словарную работу.

Кто объяснит значения слов : ботфорты, симфоническая.

Ботфорты- высокие кавалерийские сапоги с раструбами.

Симфоническая - музыка, которая рассчитана для исполнения симфоническим оркестром. Это наиболее значительная и богатая сфера инструментальной музыки, которая охватывает и большие многочастные произведения, наполненные сложным идейно-эмоциональным содержанием, так и небольшие музыкальные пьесы.

Откройте учебник на странице 47, прочитайте пословицу.

1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

-К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности

#1055;остановка целей и формирование темы совместно с учениками.

Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная.

На Рождество я главная. (Ёлка)

Откройте страницу 47 и прочитайте фамилию автора и заголовок.

Я вам сегодня на урок принесла ёлку. Почему? (Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.)

Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

Верно.

Тема: Михаил Михайлович Зощенко. «Ёлка»

- Сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением.

Познакомиться …

Учиться…

Определить….

-Давайте составим план урока.

1. Определение темы и задач

2. Узнаем об авторе произведения

3. Прочитать произведение М.М. Зощенко «Ёлка»

4. -Проанализировать произведение и понять его основную мысль

5. Подвести итоги и оценить свою работу на уроке.

Какой пункт плана мы уже выполнили?

Постановка целей и формирование темы совместно с учителем

Познакомимся с произведением М. Зощенко «Ёлка»

Будем учиться выразительно читать.

: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

: сказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

: фо

«Открытие»

открытие

детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический(работа с учебником)

Чтение с остановками

1. Организовывает работу обучающихся.

-давайте узнаем о нем по больше.

Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился в Полтаве. Михаил Михайлович Зощенко окончил на юридический факультет Петербургского университета. Воевал в первой мировой войне. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором.

Как еще можно назвать рассказ «Ёлка»?

-молодцы, а теперь давайте прочитаем

произведение, чтение начну я, а затем вы продолжите по цепочке, я буду останавливать вас и чтение продолжит следующий.

поставьте палец на первое предложение.

Словарная работа.

Крымские яблоки – яблоки, привезённые из Крыма ….

Длинновязая – син. высокая, рослая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не буду церемониться – не буду стесняться

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины

Золотушный ребёнок – больной ребенок

Не ручаюсь – не уверена.

Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою работу.

#1040;нализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.П

Словесные методы( беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

Выборочное чтение

#1054;рганизует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

Назовите главных героев произведения?

Лёля и Минька, и их родители.

Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?

5 лет.

Как отмечали Новый год в их семье?

Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.

Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?

Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?

Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому?

Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.

Какой сюрприз приготовили родители для гостей?

Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.

Чем закончился праздник? И почему?

Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.

Какая главная мысль произведения?

-Молодцы, вы правильно определили главную мысль произведения.

-А теперь давайте немного отдохнем, вставайте

Физминутка

  1. Отвечают на вопросы учителя.

Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать пример правильного поведения. Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (Практические методы (работа скарточками)

Внешний контроль

#1054;рганизует самостоятельную работу.

#1050;онтролирует работу.

-

На странице 52, смотрим 4 задание, выполняем устно.

Какие слова в рассказе ты считаешь главными?

А теперь прочитайте 6 задание, его вы будете выполнять в своих рабочих тетрадях.

Если бы тебе пришлось писать письмо Миньке и Лёле, своим товарищам по классу на тему «Что значит думать о других и о себе», то какими мыслями ты хотел бы поделиться в этом письме? Запиши письмо в «Рабочую тетрадь»

  1. Выполняют самостоятельную работу.

В парах

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Слайд 10

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесные методы (беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

Характеристика героев.

Что вы можете сказать о Миньке?

Охарактеризуйте его с помощью текста.

О Лёле?

Охарактеризуйте её с помощью текста.

О маме?

Охарактеризуйте её с помощью текста.

Об отце?

Охарактеризуйте его с помощью текста.

Составление характеристики героев.

Докажите, что произведение М.М. Зощенко «Ёлка»- это рассказ.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

Произведение, какого авторы мы сегодня читали?

- Что вы запомнили из биографии автора?

- Как называется произведение?

- Кто является главным героем?

-В чем заключается основная мысль произведения?

И так, давайте вспомним тему и цель нашего урока

-Отлично! Давайте подведём итог нашего урока.

Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы, но некоторым из вас я поставила оценки

Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

М.М. Зощенко

-«Ёлка»

-Минька и Леля

-Главная мысль рассказа «Ёлка» состоит в том, что

- М.М. Зощенко «Ёлка»

Познакомимся с произведением М.М. Зощенко «Ёлка»

Будем учиться выразительно читать.

-записывают

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....