«Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»» УМК «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть / Л.Ф. Климонова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. ( 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Барыева Регина Ринатовна

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения «Выскочка» М.М. Пришвина: анализ и выразительное чтение рассказа.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) учиться определять главную мысль произведения «Выскочка»;

2) учиться анализировать произведение;

3) учиться выразительно читать произведение, учитывая индивидуальный темп чтения и особенности произведения.

Личностные:

1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке;

2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lch_baryeva_r._35_gr.docx347.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.02.2024 г.

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 2

Время: 14:50-15:30  Кабинет: 214

Студент: Барыева Р.Р.

Группа: 35

Учитель: Ходыкина М.Ю.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения «Выскочка» М.М. Пришвина: анализ и выразительное чтение рассказа.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о рассказе как жанре литературы;

2) формировать умение высказывать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение;

3) учить читать выразительно рассказ;

4) познакомить с новыми фактами биографии М.М. Пришвина.

Предметные:

1) учиться определять главную мысль произведения «Выскочка»;

2) учиться анализировать произведение;

3) учиться выразительно читать произведение, учитывая индивидуальный темп чтения и особенности произведения.

Развивающие:

1) развивать память, внимание, воображение, речь;

2) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение

Личностные:

1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке;

2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к литературному чтению через чтение произведения Д. Н Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;

2) воспитывать доброе и бережное отношение к природе, формировать нравственные убеждения.

УМК: УМК «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть / Л.Ф. Климонова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Регина Ринатовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверьте готовность к уроку перед началом занятия.

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Проведем речевую разминку.

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какой чудесный  день!

Какой  чудесный  день!

Какой чудесный  день!

-С этой мажорной нотки и начнем наш урок. И продолжим знакомство с произведениями, которые входят в раздел «Природа и мы».

Давайте проанализируем свою работу.

Покажите зел.карандаш- если у вас получилось выполнить это задание.

Желтый- если были ошибки

Красный- если не удалось выполнить.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе.

- Давайте вспомним, какое  произведение вы проходили на предыдущем уроке?

-Вашим домашним заданием было подготовить выразительное чтение стихотворения.

Будем читать по цепочке друг за другом по 2 четверостишие.

Давай оценим с помощью карточки чтение своего соседа.

Ставим «+»- если выполнен критерий

«-»- если не выполнен

1.Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

-Проанализируй чтение своего соседа.

Давайте ответим на вопросы

- Как автору удается показать, что лебедушка была хорошей матерью?

-Приведите примеры из своей жизни

1. Отвечают на вопросы учителя

С.А. Есенин «Лебедушка»

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

Внимание на доску переставьте буквы так, чтобы получилось ФИО писателя. ХАМИИЛ ХАМИЙЛОВИЧ ШВИНПРИ .Название рассказа отгадайте с помощью ребуса.

Определите задачи нашего занятия с помощью опорных слов.

На экране слова:

Познакомиться…

Учиться…

Высказывать…

-Итак, на экране вы видите пирамиду. Это план нашего урока. Составлен ли он правильно? Давайте поможем его составить в правильном порядке?

2024-02-18_18-51-19.png

- Давайте посмотрим, какие пункты мы уже выполнили.

- Сегодня мы будем учиться анализировать и выразительно читать, познакомимся с биографией М.Пришвина и узнаем много нового.

- Оцените свою работу на оценочном листе. Нарисуйте зел.смайлик- если успешно прошли этап.

Желтый – есть недочеты

Красный- если вы не выполнили этап урока.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-Михаил Михайлович Пришвин. Выскочка.

Познакомимся с произведением М.М. Пришвина «Выскочка»

Будем учиться выразительно читать.

Высказывать свою точку зрения.

Работа с планом урока.

 

- Проверить домашнее задание;

Определить тему и задачи урока;

Узнать об авторе произведения;

Провести словарную работу;

Прочитать произведение

М. Пришвина «Выскочка»;

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подвести итоги и оценить свою работу на занятии.

-первые два пункта вы уже выполнили.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Презентация, учебник

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Сядьте правильно и внимательно послушайте об авторе. Мы подробнее поговорим о М.М. Пришвине.

- Пришвин родился в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка.  С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются»

- О чем мог писать Пришвин?  Что мы можем сказать о таком человеке? 

 М.М.Пришвин – человек, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для ее охраны. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу. Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

-  Что волновало писателя больше всего?  Почему он не мог быть равнодушным к природе? 

- Мы третий пункт плана, давайте нарисуем смайлик. И ВЫ ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ У СЕБЯ НА ЛИСТОЧКАХ

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».  

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.  (Из «Толкового словаря» Ожегова).

- Перед чтением рассказа «Выскочка» поработаем над новыми словами.

Словарная работа:

Посмотрите на экран и прочитайте про себя.

Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз.                                      

  С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении.                   

 Поскакала дуром – двигалась странно.                                                                      

  Срам – стыд и позор.   

В следующих словах догадайтесь сами, какое у них значение.                 

    Бдительность – внимание,   настороженность.                                                    

  Выводок – птенцы, выведенные одной птицей.                                                                       

  На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность.

-Давайте посмотрим на свою пирамиду и отметим смайликом 4 этап.

- Молодцы! Сейчас мы будем читать произведение. Сначала начну я, затем каждый из вас будет читать его по цепочке. Я буду вас останавливать. Будьте внимательны и следите за текстом.

- Мы выполнили 5-ый пункт плана. Давайте поставим смайлик на соответствующем этапе.

- Пришвин был тонким наблюдателем, каждый раз при встрече с природой открывал для себя что-то новое.

- Пришвин  не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Он считал, что природа неотделима от человека, его судьбы, забот и переживаний

МОГУТ СКАЗАТЬ УЧ-СЯ

Презентация

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

Обратимся к тексту и ответим на вопросы.

-  Кто действующие герои этого произведения?

- Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

-Какое отношение автора к собаке?

 -К какому жанру литературы отнесём это произведение?

- А к какому стилю рассказа отнесем рассказ: к художественному или научно – познавательному? Почему? ПРИВЕДИТЕ СЛОВА ИЗ ТЕКСТА

- собака Вьюшка, сорока Выскочка, сороки

- Бия - Бьюшка – Вьюшка.

-с любовью, нежностью, обращается ласково

- По жанру это произведение относится к рассказу.

- к художественному, когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста. МНОГО ОПИСАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ОБРАЗНЫХ СЛОВ, СРАВНЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Презентация, учебник

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Физминутка    
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Внешний контроль

- Выполним тест, чтобы проверить, насколько хорошо вы запомнили и усвоили прочитанный рассказ.

Вам нужно выбрать правильный ответ.

1.Кто автор рассказа  «Выскочка»

А) А.И.Куприн  Б) М.М.Пришвин                                     В) К.Г.Паустовский

2.Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка

3. Откуда приехала Вьюшка?

А) с  р.Енисея  Б) с р. Бии  В) с о.Байкал

4. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась   Б) сторожила  В) охраняла                                                                                                                        

                                                     хозяина 

5. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия»   Б) «Байкал»    В) «Виться»

6. Как выглядела Вьюшка?

А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок

Б) ушки, как рожки, хвостик  крошечный, зубки беленькие, как чеснок

В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок

7. Какая трава росла во дворе?

А) майник Б) мурава В) медуница

8. В какое время года происходят действия                                                                                                                                               А) ранняя весна  Б) зимний денёк                                                                                                                                                                    В) поздняя осень                                                                                                                                                     9. Сколько сорок было в сорочьей семье?        А) семь  Б) шесть   В) пять                                          

    10. Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого в жизни  называют«Выскочкой»?                          А) это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание                                                Б) это человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.

  В) скачу куда хочу

11. нет в сорочьем быту большего сраму,…как                                                                                                                 А) как лишиться  семьи   Б) как остаться одной                                                                                                                                                              В) как лишиться  хвоста.

- Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тестами, оцените работу своего одноклассника.

Поставьте СМАЙЛИКИ желтый -,  если 1-3 ошибок. Зеленый – 0 ошибок. Красный – более 3 ошибок.  

Выполняют работу

 

1-б

2-а

3-б

4-б

5-а

6-в

7-б

8-в

9-а

10-а,б

11-в

УУРД:

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

-Вам, нужно работая в группе, создать пирамиду критика.

Составьте пирамиду по плану.

  1. О чём рассказ? (Одно слово.)
  2. Особенности (Два слова.)
  3. Место и время действия. (Три слова.)
  4. Главные события в рассказе. (Четыре слова.)
  5. Главные герои, какие они? (Пять слов.)
  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.)
  7. О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.)
  8. Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация рассказа. (Восемь слов).

- Вспомним правила работы в группе.

Активность всех членов группы

Выслушивание точки зрения каждого

Взаимоуважение и вежливость

-Приступайте к выполнению задания. Выступление групп.

Дети, распределяют обязанности,  выполняют анализ произведения, составляют «пирамиду критика»,  учитель выступает в качестве консультанта

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебник

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

- Итак, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

Лист самооценки

Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства ________________________________

Рассказ помог понять ______________________________________________

На уроке мне понравилось____________________________________

Откройте свои дневники, запишите домашнее задание: вам нужно написать отзыв на этот рассказ

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

-В завершении урока прошу заполнить листы самооценки. У КОГО 5 ЗЕЛ. СМАЙЛИКОВ, 4,3?

У КОГО ЖЕЛТЫХ СМАЙЛИКОВ 5, 4, 3? КАКИЕ ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

ЕСТЬ КРАСНЫЕ СМАЙЛИКИ?

Откройте свои дневники, запишите домашнее задание: вам нужно написать отзыв на этот рассказ

Я поставила оценки за каждую проделанную нами работу:  выразительное чтение, ответы на вопросы, тест,пирамида . После выполнения этих заданий выявлена общая оценка.

Имя

Выраз.

чтение

Тест

Пирамида

Общая оценка

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

-быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал».

Некоторые дети зачитывают свои листы.

УУРД:

Оценивать свою работу

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по литературному чтению по программе "Школа России" Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011)...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Знакомство с произведением Михаила Михайловича Пришвина «Выскочка»

      Данное мета предметное занятие «Содержание и форма» было проведено на районном конкурсе «Учитель года -2011» при изучении нового материала в 3 классе по произведению Пришви...

Технологическая карта по литературе по теме: "Федина задача" (3 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 3 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Николая Николаевича Носова «Федина задача»: выд...

«Повторение изученного за курс начальной школы» УМК: «Школа России» учебник русский язык 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ( 4 класс)

Цель урока: обобщение знаний  изученных частей речи, орфограммыПланируемые результаты:Предметные: уметь распознавать части речи;уметь определять морфологические признаки частей речи, обобщат...