Мастер – класс «Технология продуктивного чтения»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Коровина Елена Алексеевна

Мастер – класс «Технология продуктивного чтения» во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Продуктивное чтение58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Технология продуктивного чтения»

Коровина Е. А.,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов №24».

I. Одной из важных компетенций, которая зафиксирована в стандарте второго поколения, является  овладение обучающимися умением смыслового чтения, что предполагает осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации  из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и другое.

       Для того чтобы сформировать у обучающегося данные умения, учитель должен владеть  определёнными компетенциями,  осуществляя трудовые функции согласно профстандарту педагога в сфере общего образования. Это и формирование универсальных учебных действий при реализации программы Стратегии смыслового чтения и  предметно – методологическая компетенция и компетенция в области управления качеством собственной профессиональной деятельности и др.

При формировании смыслового чтения я применяю технологию продуктивного чтения, используя приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

         

II. Мастер – класс.

А сейчас представьте, что вы ученики. Перед вами лежит лист с произведением из литературного чтения для 1 класса.

1. Работа с текстом до чтения.

-  Рассмотрите эту страницу. Можно ли, не читая, сразу сказать, о чём текст?

– Как вы догадались? Кто вам в этом помог?    (Художник-иллюстратор.)

– Прочитаем фамилию, имя автора литературного произведения.  (Агния Барто.) 

– Известно ли вам это имя?    

– Как называется это произведение? («Я выроcла».)

– Что это за произведение: сказка, рассказ, стихотворение?     (Стихотворение.)

– Почему вы так считаете?

– О ком это стихотворение?    (О девочке.)

– Почему вы так думаете?

  Работа в тетради для чтения (с. 1, задание I.1).

– Возьмите пожалуйста маленький лист и прочитайте столбики слов про себя.

- А теперь прочитаем вслух «по цепочке».

– Как вы думаете, для чего мы учились читать эти слова?  (трудные для чтения, ключевые слова)

- А сейчас как вы думаете о чем будет говориться в стихотворении?

- Так давайте прочитаем про себя  и проверим свои предположения.

2. Первичное самостоятельное чтение детей (про себя).

Перечитывание. Чтение с комментированием по предложениям.

- А сейчас почитаем вслух по предложениям.

         Мне теперь не до игрушек,

         Я учусь по букварю.

– Почему герою этого стихотворения теперь не до игрушек?

– Можем ли мы определить, сколько лет девочке?         (6 или 7.)

– Как произносит  девочка слова об учебной книге?      (Важно, гордо.)

– Прочитайте так.

         

         Соберу свои игрушки

         И Серёже подарю.

– Почему девочка решила подарить свои игрушки?

– А Серёжа старше или младше?       (младше)

- Почему вы так решили?

          Деревянную посуду

         Я пока дарить не буду.

– Почему А. Барто пишет «пока»?

        Заяц нужен мне самой –

        Ничего, что он хромой.

– Почему не хочет девочка дарить хромого зайца? Зачем ей этот заяц?

– Каким голосом, с какой интонацией нужно прочитать эти строчки?    (Девочка размышляет, сомневается...)

                    А медведь измазан слишком...

– Может быть, ей и нужно отдать этого грязного медведя?

– Почему автор поставил многоточие после первой строки? (мысль не закончена)

                 

                    Куклу жалко отдавать:

                   Он отдаст её мальчишкам

                   Или бросит под кровать.

– Действительно из-за этого жаль отдавать?

– Каким голосом, тоном прочитаем эти строчки? (с жалостью, затем тверже)

                  Паровоз отдать Серёже?

                  Он плохой, без колеса...

– Если в куклы чаще играют девочки, то паровоз можно отдать. Тем более какой он?    (Плохой, без колеса.)

– А если бы паровоз был хороший, с колёсами? Отдала бы?

– Какую интонацию выберем для чтения?     (Сомнение, неуверенность.)

– Почему стоит многоточие?       (не закончена мысль: может еще что-то сломано)

– Ничего не отдаёт девочка. А почему?     (жалко, самой поиграть хочется)     

Читаем:

                  И потом, мне нужно тоже

                  Поиграть хоть полчаса!

– Как нужно прочитать эти строчки? (Твёрдо, уверенно.)

               

                  Мне теперь не до игрушек –

                  Я учусь по букварю...

                  Но я, кажется, Серёже

                  Ничего не подарю.

 – Почему автор употребила слово «кажется»?          (И хочется подарить, потому что уже взрослая ученица, и самой ещё нужно поиграть!)

– Какие две строчки мы прочитаем с чувством сомнения, неуверенности? (две последние)  Прочитайте так.

– Когда читаешь стихотворение или другое произведение, очень важно внимательно вчитываться в каждую строчку, думать над ней. Именно это мы сейчас учились делать.

3. Повторное чтение. Вопросы после чтения.

- Прочитайте еще раз стих-е про себя.

– Выросла ли девочка? Почему?

– Смогли ли вы расстаться со своими игрушками, когда пошли в школу? Почему?

– Как мы называем человека, который никому и ничего не даёт?  (Жадным.)

– Можно ли нашу героиню назвать жадной девочкой? (Нет) Почему?

– Что можете о неё сказать?   (она дорожит своими игрушками, переживает о дальнейшей судьбе своих игрушек…)

Работа в тетради (с. 1, задание II.2).

– Возьмите лист с заданиями и прочитайте задание № 2.

– Что нужно сделать в этом задании?

– Прочитайте слово, написанное в центре.

– Прочитайте столбик слов слева.

– Прочитайте слова справа.

– Возьмите карандаш и соедините стрелками слова, которые наиболее точно говорят о девочке.

- Какие слова вы соединили? (любит играть в игрушки, любит свои игрушки)

 – А может быть она бережливая? (нет)  Почему вы так думаете?

Работа в тетради (II.3).  

Прочитайте вопрос задания № 3.

– Как бы вы сами ответили на этот вопрос?

– Прочитайте предложения.

– Обведите правильные ответы в кружок. ( «б» и «г».)

-Какие ответы вы обвели?   (Девочка была ещё маленькая, ей самой хотелось играть в игрушки; игрушки были дороги девочке.)

- Что хотел автор сказать вам в своём стихотворении?  (   …       )

- Вы пришли в 1 класс. Что для вас теперь самое главное?   (учеба)

- Но игрушки пока занимают большое место в вашей жизни, так же как и у девочки и, наверное, они вам так же дороги.

      В 1 классе вопросы по тексту задает учитель, а в дальнейшем мы учим детей задавать вопросы по тексту и находить ответы на поставленные вопросы.

     

III. Преимуществом данной технологии является  то, что она универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории, иностранного языка и других, а также может быть использована учителями, работающими по другим УМК.

      Для оценки уровня сформированности смыслового чтения я использую специальную диагностическую процедуру, целью которой является отслеживание процесса формирования смыслового чтения у обучающихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

      Мной были разработаны и составлены задания к различным типам текстов. Тексты были взяты из учебника и дополнительной литературы, их уровень сложности и уровень сложности заданий, подбираются соответственно возрасту обучающихся.

      Обобщая и анализируя выполнение обучающимися заданий, составляю таблицу, в которой отражены не только индивидуальные результаты, но и средний результат по классу. Проанализировав такие работы за 3 года (2, 3 и 4 год обучения) в моем классе, получилась следующая диаграмма, из которой видно, что уровень сформированности у детей смыслового чтения постепенно увеличивается.

       Систематическое использование в работе технологии продуктивного чтения привело к ряду положительных результатов. В 4 классе у обучающихся уже хорошо сформированы умение определять жанр произведения (на 97%), умение вычитывать информацию из текста, данную в явном виде (на 98%), умение определять тему произведения (на 87%), умение извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание а письменной форме (на 85%). На среднем уровне сформированности находятся умение составлять план текста (66%), умение находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос, данный в неявном виде (45%).  Мониторинг помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности и определить приоритеты в дальнейшей работе с детьми.

         Умение работать с текстом самостоятельно очень важно при выполнении диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования, которые предусмотрены общеобразовательной программой «Школа 2100».

         Поскольку в нашей школе принято Положение о портфолио ученика начальной школы, то полученные в ходе диагностики данные мы вкладываем в портфолио. В них вложены как сами диагностические работы, так и их результаты, в том числе и мониторинг смыслового чтения обучающегося.

         Тикам образом, данный мониторинг позволит с учетом обоснованных и объективных данных отследить и проанализировать динамику показателей по каждому ученику и по классу в целом; выяснить, по каким компонентам смыслового чтения ученик имеет положительную динамику, а по каким – отрицательную,  смоделировать для обучающихся индивидуальную программу развития и коррекции для дальнейшего продвижения обучающихся в овладении данной компетенцией. Кроме этого, ежегодное отслеживание формирования смыслового чтения у детей в начальной школе дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»...

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» презентация

МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...