Мастер – класс «Технология продуктивного чтения»
методическая разработка по чтению (2 класс)
Мастер – класс «Технология продуктивного чтения» во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Технология продуктивного чтения»
Коровина Е. А.,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №24».
I. Одной из важных компетенций, которая зафиксирована в стандарте второго поколения, является овладение обучающимися умением смыслового чтения, что предполагает осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и другое.
Для того чтобы сформировать у обучающегося данные умения, учитель должен владеть определёнными компетенциями, осуществляя трудовые функции согласно профстандарту педагога в сфере общего образования. Это и формирование универсальных учебных действий при реализации программы Стратегии смыслового чтения и предметно – методологическая компетенция и компетенция в области управления качеством собственной профессиональной деятельности и др.
При формировании смыслового чтения я применяю технологию продуктивного чтения, используя приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
II. Мастер – класс.
А сейчас представьте, что вы ученики. Перед вами лежит лист с произведением из литературного чтения для 1 класса.
1. Работа с текстом до чтения.
- Рассмотрите эту страницу. Можно ли, не читая, сразу сказать, о чём текст?
– Как вы догадались? Кто вам в этом помог? (Художник-иллюстратор.)
– Прочитаем фамилию, имя автора литературного произведения. (Агния Барто.)
– Известно ли вам это имя?
– Как называется это произведение? («Я выроcла».)
– Что это за произведение: сказка, рассказ, стихотворение? (Стихотворение.)
– Почему вы так считаете?
– О ком это стихотворение? (О девочке.)
– Почему вы так думаете?
Работа в тетради для чтения (с. 1, задание I.1).
– Возьмите пожалуйста маленький лист и прочитайте столбики слов про себя.
- А теперь прочитаем вслух «по цепочке».
– Как вы думаете, для чего мы учились читать эти слова? (трудные для чтения, ключевые слова)
- А сейчас как вы думаете о чем будет говориться в стихотворении?
- Так давайте прочитаем про себя и проверим свои предположения.
2. Первичное самостоятельное чтение детей (про себя).
Перечитывание. Чтение с комментированием по предложениям.
- А сейчас почитаем вслух по предложениям.
Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю.
– Почему герою этого стихотворения теперь не до игрушек?
– Можем ли мы определить, сколько лет девочке? (6 или 7.)
– Как произносит девочка слова об учебной книге? (Важно, гордо.)
– Прочитайте так.
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
– Почему девочка решила подарить свои игрушки?
– А Серёжа старше или младше? (младше)
- Почему вы так решили?
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
– Почему А. Барто пишет «пока»?
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.
– Почему не хочет девочка дарить хромого зайца? Зачем ей этот заяц?
– Каким голосом, с какой интонацией нужно прочитать эти строчки? (Девочка размышляет, сомневается...)
А медведь измазан слишком...
– Может быть, ей и нужно отдать этого грязного медведя?
– Почему автор поставил многоточие после первой строки? (мысль не закончена)
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
– Действительно из-за этого жаль отдавать?
– Каким голосом, тоном прочитаем эти строчки? (с жалостью, затем тверже)
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса...
– Если в куклы чаще играют девочки, то паровоз можно отдать. Тем более какой он? (Плохой, без колеса.)
– А если бы паровоз был хороший, с колёсами? Отдала бы?
– Какую интонацию выберем для чтения? (Сомнение, неуверенность.)
– Почему стоит многоточие? (не закончена мысль: может еще что-то сломано)
– Ничего не отдаёт девочка. А почему? (жалко, самой поиграть хочется)
Читаем:
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
– Как нужно прочитать эти строчки? (Твёрдо, уверенно.)
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.
– Почему автор употребила слово «кажется»? (И хочется подарить, потому что уже взрослая ученица, и самой ещё нужно поиграть!)
– Какие две строчки мы прочитаем с чувством сомнения, неуверенности? (две последние) Прочитайте так.
– Когда читаешь стихотворение или другое произведение, очень важно внимательно вчитываться в каждую строчку, думать над ней. Именно это мы сейчас учились делать.
3. Повторное чтение. Вопросы после чтения.
- Прочитайте еще раз стих-е про себя.
– Выросла ли девочка? Почему?
– Смогли ли вы расстаться со своими игрушками, когда пошли в школу? Почему?
– Как мы называем человека, который никому и ничего не даёт? (Жадным.)
– Можно ли нашу героиню назвать жадной девочкой? (Нет) Почему?
– Что можете о неё сказать? (она дорожит своими игрушками, переживает о дальнейшей судьбе своих игрушек…)
Работа в тетради (с. 1, задание II.2).
– Возьмите лист с заданиями и прочитайте задание № 2.
– Что нужно сделать в этом задании?
– Прочитайте слово, написанное в центре.
– Прочитайте столбик слов слева.
– Прочитайте слова справа.
– Возьмите карандаш и соедините стрелками слова, которые наиболее точно говорят о девочке.
- Какие слова вы соединили? (любит играть в игрушки, любит свои игрушки)
– А может быть она бережливая? (нет) Почему вы так думаете?
Работа в тетради (II.3).
– Прочитайте вопрос задания № 3.
– Как бы вы сами ответили на этот вопрос?
– Прочитайте предложения.
– Обведите правильные ответы в кружок. ( «б» и «г».)
-Какие ответы вы обвели? (Девочка была ещё маленькая, ей самой хотелось играть в игрушки; игрушки были дороги девочке.)
- Что хотел автор сказать вам в своём стихотворении? ( … )
- Вы пришли в 1 класс. Что для вас теперь самое главное? (учеба)
- Но игрушки пока занимают большое место в вашей жизни, так же как и у девочки и, наверное, они вам так же дороги.
В 1 классе вопросы по тексту задает учитель, а в дальнейшем мы учим детей задавать вопросы по тексту и находить ответы на поставленные вопросы.
III. Преимуществом данной технологии является то, что она универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории, иностранного языка и других, а также может быть использована учителями, работающими по другим УМК.
Для оценки уровня сформированности смыслового чтения я использую специальную диагностическую процедуру, целью которой является отслеживание процесса формирования смыслового чтения у обучающихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Мной были разработаны и составлены задания к различным типам текстов. Тексты были взяты из учебника и дополнительной литературы, их уровень сложности и уровень сложности заданий, подбираются соответственно возрасту обучающихся.
Обобщая и анализируя выполнение обучающимися заданий, составляю таблицу, в которой отражены не только индивидуальные результаты, но и средний результат по классу. Проанализировав такие работы за 3 года (2, 3 и 4 год обучения) в моем классе, получилась следующая диаграмма, из которой видно, что уровень сформированности у детей смыслового чтения постепенно увеличивается.
Систематическое использование в работе технологии продуктивного чтения привело к ряду положительных результатов. В 4 классе у обучающихся уже хорошо сформированы умение определять жанр произведения (на 97%), умение вычитывать информацию из текста, данную в явном виде (на 98%), умение определять тему произведения (на 87%), умение извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание а письменной форме (на 85%). На среднем уровне сформированности находятся умение составлять план текста (66%), умение находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос, данный в неявном виде (45%). Мониторинг помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности и определить приоритеты в дальнейшей работе с детьми.
Умение работать с текстом самостоятельно очень важно при выполнении диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования, которые предусмотрены общеобразовательной программой «Школа 2100».
Поскольку в нашей школе принято Положение о портфолио ученика начальной школы, то полученные в ходе диагностики данные мы вкладываем в портфолио. В них вложены как сами диагностические работы, так и их результаты, в том числе и мониторинг смыслового чтения обучающегося.
Тикам образом, данный мониторинг позволит с учетом обоснованных и объективных данных отследить и проанализировать динамику показателей по каждому ученику и по классу в целом; выяснить, по каким компонентам смыслового чтения ученик имеет положительную динамику, а по каким – отрицательную, смоделировать для обучающихся индивидуальную программу развития и коррекции для дальнейшего продвижения обучающихся в овладении данной компетенцией. Кроме этого, ежегодное отслеживание формирования смыслового чтения у детей в начальной школе дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»...
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» презентация
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...