Тема: Н. Некрасов «На Волге», А. Мещерский « У лесного озера», С. Рахманинов « Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сажина Евгения Эдуардовна

Цели: 1) Провести параллель между биографическими сведениями об авторе и судьбой героя произведения. Провести сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений. Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на его высказывания и поступки. При помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям.

2) Развивать связную речь, творческое мышление, эстетическое отношение к окружающему миру, художественный вкус, память.

3) Воспитывать положительное отношение к учению, сознание, способное обнаруживать смысл и красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1._2.6._konspekt_uroka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

       Приложение 1.2.6.  Конспект урока  литературного  чтения

Тема: Н. Некрасов «На Волге»,  А. Мещерский « У лесного озера»,         С. Рахманинов « Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор»

Цели: 1) Провести параллель между биографическими сведениями об авторе и судьбой героя произведения. Провести сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений. Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на его высказывания и поступки. При помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям.

2) Развивать связную речь, творческое мышление, эстетическое отношение к окружающему миру, художественный вкус, память.

3) Воспитывать положительное отношение к учению, сознание, способное обнаруживать смысл и красоту окружающего мира.

Оборудование: учебники, репродукции картины, музыкальное произведение, толковый словарь, записи на доске.

                                               Ход урока

I.Организационный момент.

Тема нашего урока звучит так « Как рождается герой».

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

- Расскажите, как готовились к уроку?

2. Обобщение

- Валежников - настоящий герой? Докажите.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Первичное восприятие текста.

- Ребята, вам интересно узнать, что случилось с мальчиком, когда он подрос?

- Давайте прочитаем ещё один маленький отрывок ( самостоятельное чтение детьми)

- Вы поняли, что решил сделать Валежников? Прочитайте, из каких строчек это видно?

2. Анализ стихотворения

- Прочитайте вслух строчки, выделенные цветом.

- Как понимаете слово «пренебрёг»? Подберите синоним к этому слову.

- Как понимаете выражение «ступил за отческий порог»?

- Прочитайте рифмующиеся слова…

- Какой тип окончания использует автор, какая рифма: парная или перекрёстная? Для чего автор использует это?

- Прочитайте по цепочке следующие 8 строк.  Скажите, кто уговаривает подростка не уходить из дома?

- Какой приём использует поэт? Докажите.

-  Назовите лексическое  значение слова « лепетал»?

- Как понимаете строчки « И той же песенкою полн был говор этих милых волн»?

- Как вы думаете, почему они это делали?

- Какое у вас настроение бывает, когда у вас уезжает близкий человек?

- С каким настроением нужно читать эти строки?

Потренируемся в парах. Проверка.

- Кому удалось передать настроение?

- Послушался ли герой советов тех, кто его любит? Докажите.

- Прочитайте и объясните подчёркнутые строчки.

- На что указывает…

3. Динамическая минутка

 Детям раздаю карточки с названиями: контраст, олицетворение, сравнение. Зачитываю строчки из стихотворений и дети, узнав художественный приём, записанный на индивидуальной карточке, делают различные движения.

4. Чтение интриги учебника.

5. Чтение биографических данных о Н. Некрасове.

- Как называется произведение отрывки,  из которого мы читали?

6. Дифференцированная работа по группам с содержанием стихотворения.

Контраст - читают первый отрывок;

Олицетворение - читают второй отрывок;

Сравнение - третий отрывок.

- Найдите подтверждение, что Некрасов в этом стихотворении писал о мальчике, жизнь которого очень похожа на его собственную. Просмотрите ещё раз свой отрывок.

Проверка.

7. Обобщение по теме урока.

- Что в этом стихотворении произвело на вас особое впечатление?

8. Работа по картине А. Мещерского « У лесного озера».

Предлагаю пойти в Музейный Дом и рассмотреть картину.

- Какое у вас впечатление об этой картине?

Художник Мещерский был младшим современником поэта Некрасова.

- Давайте , рассмотрим фрагмент с мальчиком. Скажите мне: озеро, на котором мальчик рыбачит, - это большое озеро? Докажите, используя детали картины.

- Сравните изображение неба над деревьями и над озером. Где небо кажется более высоким и величественным? Закройте листом картину, оставьте только деревья и небо. ( Небо над деревом - просто небо, небо над озером – могучее, бескрайнее, простирающееся и вверх, и вдаль, небо кажется высоким и величественным, а тучи – большие и тяжёлые, пугающие.)

- Какой по размеру кажется тебе фигура мальчика – рыбака по сравнению с озером, лесом, небом, камнями?

- Какой представляется художнику природа по сравнению с человеком? ( могучая, бескрайняя, величественная)

- Этот мальчик напоминает вам Валежникова? Чем? (оба чувствуют в мире природы свободно, спокойно, ощущают себя частью природы)

9. Прослушивание концерта С. Рахманинова.

- Музыка тоже может создавать впечатление величия природы. Чтобы вы в этом убедились, давайте прослушаем вторую часть « Концерта № 2 для фортепиано с оркестром до минор»

- Опишите, что вы почувствовали, ощутили? (необычный простор, гладь воды, свежесть утра)

10. Обобщение учителя

- Оказывается при помощи поэтического, художественного и музыкального произведений можно показать величие природы.

IV. Итог урока

1. Самооценка.

2. Домашнее задание по выбору:

- сочинение по картине;

- рисунок к стихотворению;

- наизусть понравившиеся строчки.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения: А. Мещерский «У лесного озера» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Мещерский «У лесного озера»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произ...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Поход в «Музейный дом» А. Мещерский «У лесного озера». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения делать выводы о характере героя, его интересах, опираясь на высказывания и поступки; проведение сравнительного анализа мироощущений героев поэтическ...

Конспект урока литературного чтения «Поход в музейный дом А. Мещерский «У лесного озера»» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произведением «У лесного озера»; формирование представлений о многогранности...

Конспект урока литературного чтения «Поход в «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера» (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Поход в «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера» Цели деятельности учителя: формирование представлений у ...

Фрагмент план-конспекта урока музыки Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского

Фрагмент план-конспекта урока музыки Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского...

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Николай Некрасов "На Волге"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯДата: 21.03.2022Школа: Академический лицей №95Класс: 3-7Урок: 3Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 310 Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учител...