Тема: Н. Некрасов «На Волге», А. Мещерский « У лесного озера», С. Рахманинов « Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели: 1) Провести параллель между биографическими сведениями об авторе и судьбой героя произведения. Провести сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений. Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на его высказывания и поступки. При помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям.
2) Развивать связную речь, творческое мышление, эстетическое отношение к окружающему миру, художественный вкус, память.
3) Воспитывать положительное отношение к учению, сознание, способное обнаруживать смысл и красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.2.6. Конспект урока литературного чтения
Тема: Н. Некрасов «На Волге», А. Мещерский « У лесного озера», С. Рахманинов « Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор»
Цели: 1) Провести параллель между биографическими сведениями об авторе и судьбой героя произведения. Провести сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений. Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на его высказывания и поступки. При помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям.
2) Развивать связную речь, творческое мышление, эстетическое отношение к окружающему миру, художественный вкус, память.
3) Воспитывать положительное отношение к учению, сознание, способное обнаруживать смысл и красоту окружающего мира.
Оборудование: учебники, репродукции картины, музыкальное произведение, толковый словарь, записи на доске.
Ход урока
I.Организационный момент.
Тема нашего урока звучит так « Как рождается герой».
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
- Расскажите, как готовились к уроку?
2. Обобщение
- Валежников - настоящий герой? Докажите.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Первичное восприятие текста.
- Ребята, вам интересно узнать, что случилось с мальчиком, когда он подрос?
- Давайте прочитаем ещё один маленький отрывок ( самостоятельное чтение детьми)
- Вы поняли, что решил сделать Валежников? Прочитайте, из каких строчек это видно?
2. Анализ стихотворения
- Прочитайте вслух строчки, выделенные цветом.
- Как понимаете слово «пренебрёг»? Подберите синоним к этому слову.
- Как понимаете выражение «ступил за отческий порог»?
- Прочитайте рифмующиеся слова…
- Какой тип окончания использует автор, какая рифма: парная или перекрёстная? Для чего автор использует это?
- Прочитайте по цепочке следующие 8 строк. Скажите, кто уговаривает подростка не уходить из дома?
- Какой приём использует поэт? Докажите.
- Назовите лексическое значение слова « лепетал»?
- Как понимаете строчки « И той же песенкою полн был говор этих милых волн»?
- Как вы думаете, почему они это делали?
- Какое у вас настроение бывает, когда у вас уезжает близкий человек?
- С каким настроением нужно читать эти строки?
Потренируемся в парах. Проверка.
- Кому удалось передать настроение?
- Послушался ли герой советов тех, кто его любит? Докажите.
- Прочитайте и объясните подчёркнутые строчки.
- На что указывает…
3. Динамическая минутка
Детям раздаю карточки с названиями: контраст, олицетворение, сравнение. Зачитываю строчки из стихотворений и дети, узнав художественный приём, записанный на индивидуальной карточке, делают различные движения.
4. Чтение интриги учебника.
5. Чтение биографических данных о Н. Некрасове.
- Как называется произведение отрывки, из которого мы читали?
6. Дифференцированная работа по группам с содержанием стихотворения.
Контраст - читают первый отрывок;
Олицетворение - читают второй отрывок;
Сравнение - третий отрывок.
- Найдите подтверждение, что Некрасов в этом стихотворении писал о мальчике, жизнь которого очень похожа на его собственную. Просмотрите ещё раз свой отрывок.
Проверка.
7. Обобщение по теме урока.
- Что в этом стихотворении произвело на вас особое впечатление?
8. Работа по картине А. Мещерского « У лесного озера».
Предлагаю пойти в Музейный Дом и рассмотреть картину.
- Какое у вас впечатление об этой картине?
Художник Мещерский был младшим современником поэта Некрасова.
- Давайте , рассмотрим фрагмент с мальчиком. Скажите мне: озеро, на котором мальчик рыбачит, - это большое озеро? Докажите, используя детали картины.
- Сравните изображение неба над деревьями и над озером. Где небо кажется более высоким и величественным? Закройте листом картину, оставьте только деревья и небо. ( Небо над деревом - просто небо, небо над озером – могучее, бескрайнее, простирающееся и вверх, и вдаль, небо кажется высоким и величественным, а тучи – большие и тяжёлые, пугающие.)
- Какой по размеру кажется тебе фигура мальчика – рыбака по сравнению с озером, лесом, небом, камнями?
- Какой представляется художнику природа по сравнению с человеком? ( могучая, бескрайняя, величественная)
- Этот мальчик напоминает вам Валежникова? Чем? (оба чувствуют в мире природы свободно, спокойно, ощущают себя частью природы)
9. Прослушивание концерта С. Рахманинова.
- Музыка тоже может создавать впечатление величия природы. Чтобы вы в этом убедились, давайте прослушаем вторую часть « Концерта № 2 для фортепиано с оркестром до минор»
- Опишите, что вы почувствовали, ощутили? (необычный простор, гладь воды, свежесть утра)
10. Обобщение учителя
- Оказывается при помощи поэтического, художественного и музыкального произведений можно показать величие природы.
IV. Итог урока
1. Самооценка.
2. Домашнее задание по выбору:
- сочинение по картине;
- рисунок к стихотворению;
- наизусть понравившиеся строчки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1202170-1580690952.jpg)
Конспект урока литературного чтения: А. Мещерский «У лесного озера» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Мещерский «У лесного озера»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-1305718-1621073637.jpg)
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Поход в «Музейный дом» А. Мещерский «У лесного озера». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения делать выводы о характере героя, его интересах, опираясь на высказывания и поступки; проведение сравнительного анализа мироощущений героев поэтическ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/13/picture-1303173-1610538846.jpg)
Конспект урока литературного чтения «Поход в музейный дом А. Мещерский «У лесного озера»» 3 класс
Цели деятельности учителя: Формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произведением «У лесного озера»; формирование представлений о многогранности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1303849-1621339407.jpg)
Конспект урока литературного чтения «Поход в «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера» (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Поход в «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера» Цели деятельности учителя: формирование представлений у ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/04/picture-1348551-1677926133.jpg)
Фрагмент план-конспекта урока музыки Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского
Фрагмент план-конспекта урока музыки Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-1374800-1641998432.jpg)
Технологическая карта по литературному чтению УМК "Перспектива" 3 класс Тема: Н.А. Некрасов «На Волге»
Мои методические разработки:...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1509190-1706547093.jpg)
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Николай Некрасов "На Волге"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯДата: 21.03.2022Школа: Академический лицей №95Класс: 3-7Урок: 3Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 310 Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учител...