Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
статья по чтению
Цель: Повышение качества образования обучающихся на основе активизации учебно – познавательного процесса через использование творческих приемов на уроках в работе с учащимися начальных классов . Объект исследования: творческие приемы обучения. Предмет исследования: активизация творческой и познавательной деятельности школьников, качество образования. Задачи: - повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения в образовательный процесс творческих приемов; - формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смышляева О.А.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Творческие способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Цели и задачи:
-развивать детскую фантазию, причинно - следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;
-развивать умение сочинять рассказы и сказки;
-решать сложные проблемные задания;
-формировать любознательность;
-стремление к познанию нового, неизведанного;
-формировать умение мыслить логически, нестандартно;
-развивать речь, логику мышление;
-повышать мотивацию к самосовершенствованию.
Творческая активность обучающихся достигается через самостоятельность, оригинальность, новизну способов деятельности.
Показателями сформированности творческой активности детей являются:
- Высокий уровень интереса к урокам
- Способность к фантазированию, воображению
- Проявление догадливости и сообразительности
- Проявление радостных эмоций в процессе работы
- Умение преодолевать возникшие трудности
- Стремление к оригинальности
- Проявление самостоятельности в работе
Формы активизации творческой деятельности:
- Игра
- Сочинения и творческие диктанты
- Частично-поисковые задания
- Развивающий канон
- Творческие проекты
- Составление детьми заданий к урокам
- Участие в творческих конурсах
Игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними. Развитие творческих способностей, а также памяти, внимания, воображения, наблюдательности происходит, к примеру, при выполнении заданий:
Чем отличаются картинки?
Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.
Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем».
Задачи — шутки.
Сочинения и творческие задания в виде
- Сочинения – описания
- Сочинения – рассуждения
- Сочинения – сказки
- Сочинение по опорным словам
- В виде письма друг другу
Прием «Окно фантазий», «Если был бы я подсолнухом…», когда знакомимся с новым писателем, разглядываем его портрет, спрашиваю «Как вы думаете, а каким он был человеком?»
На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Данные упражнения помогают учащимся рассматривать предметы, явления, различные задания с разных точек зрения, учат рассуждать, доказывать и высказывать оригинальные идеи.
Частично-поисковые задания
- Продолжи закономерность
- По какому признаку можно объединить (разбить на группы)числа, слова, предложения
- Выяви закономерность
«Развивающий канон» - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями»
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.
Составление заданий к урокам практикуется чаще всего на уроках литературного чтения, дети подбирают ребусы, составляют викторины, игры с буквами, задания и загадки для одноклассников. Им очень нравится, составляют очередь.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Реализуется через участие в творческих конкурсах.
В классе провела опрос «Для чего вы выполняете творческие задания?» Результаты на слайде. Интересно – 32%, нравится выполнять – 28%, получу хорошую отметку – 40%.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Но школа – это всё же мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угас...
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...