Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
статья по чтению

 Смышляева Ольга Александровна

Цель: Повышение качества образования обучающихся на основе активизации учебно – познавательного процесса через использование творческих приемов на уроках в работе с учащимися начальных классов . Объект исследования: творческие приемы обучения. Предмет исследования: активизация творческой и познавательной деятельности школьников, качество образования. Задачи: - повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения в образовательный процесс творческих приемов; - формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Смышляева О.А.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

        Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.  Творческие способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Цели и   задачи:

-развивать детскую фантазию, причинно - следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

-развивать умение сочинять рассказы и сказки;

-решать сложные проблемные задания;

-формировать любознательность;

-стремление к познанию нового, неизведанного;

-формировать умение мыслить логически, нестандартно;

-развивать речь, логику мышление;

-повышать мотивацию к самосовершенствованию.

        Творческая активность обучающихся достигается через самостоятельность, оригинальность, новизну способов деятельности.

Показателями сформированности творческой активности детей являются:

  • Высокий уровень интереса к урокам
  • Способность к фантазированию, воображению
  • Проявление догадливости и сообразительности
  • Проявление радостных эмоций в процессе работы
  • Умение преодолевать возникшие трудности
  • Стремление к оригинальности
  • Проявление самостоятельности в работе

Формы активизации творческой деятельности:

  • Игра
  • Сочинения и творческие диктанты
  • Частично-поисковые задания
  • Развивающий канон
  • Творческие проекты
  • Составление детьми заданий к урокам
  • Участие в творческих конурсах

        

Игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними. Развитие творческих способностей, а также памяти, внимания, воображения, наблюдательности происходит, к примеру, при выполнении заданий:

Чем отличаются картинки?

Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем».

Задачи — шутки.

        

Сочинения и творческие задания  в виде 

  • Сочинения – описания
  • Сочинения – рассуждения
  • Сочинения – сказки
  • Сочинение по опорным словам
  • В виде письма друг другу

Прием «Окно фантазий», «Если был бы я подсолнухом…»,  когда знакомимся с новым писателем, разглядываем его портрет, спрашиваю «Как вы думаете, а каким он был человеком?»

        На уроках чтения  как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Данные упражнения помогают учащимся рассматривать предметы, явления, различные задания с разных точек зрения, учат рассуждать, доказывать и высказывать оригинальные идеи.

Частично-поисковые задания

  • Продолжи закономерность
  • По какому признаку можно объединить (разбить на группы)числа, слова, предложения
  • Выяви закономерность

 

«Развивающий канон» - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями»

        При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

        Составление заданий к урокам практикуется чаще всего на уроках литературного чтения, дети подбирают ребусы, составляют викторины, игры с буквами, задания и загадки для одноклассников. Им очень нравится, составляют очередь.

        Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Реализуется через участие в творческих конкурсах.

        В классе провела опрос «Для чего вы выполняете творческие задания?» Результаты на слайде. Интересно – 32%, нравится выполнять – 28%, получу хорошую отметку – 40%.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"  О том на что родители должны больще обращать внимание....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Но школа – это всё же мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не   угас...

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...