Методический материал по предмету "Литературное чтение"
материал по чтению (1 класс)
В данном разделе представлен углубленный материал для изучения литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 887.94 КБ |
![]() | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сборник Языковых игр
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является именно дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Цель игры - доставить удовольствие людям, которые принимают в ней участие. Строго говоря, искусство тоже подчиняется законам игрового поведения.
Языковая игра - феномен речевого общения, содержанием которого выступает установка на форму речи, стремление добиться в высказывании эффектов, сходных с эффектами художественной словесности.
1. Передай скороговорку
Цель – отработать чёткость произношения.
Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.
Скороговорки.
1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
2. На дворе трава, на траве дрова.
3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
4. Водовоз вез воду из-под водопровода.
5. Архип осип. Осип охрип.
6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.
2. Поэт напутал, поправь его
Цель – учить различать согласные и гласные звуки, а также слова, отличающиеся одним звуком.
Учитель медленно читает стихотворение «Чудеса» А. Санина, дети замечают ошибку и хором исправляют ее.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мед.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком...
Вы слыхали о таком?
Кто не верит в чудеса,
Убедиться может сам.
3. Любопытный
Цель – учить подбирать слова с определённым звуком.
На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука [а], например:
- Как тебя зовут?
- Андрей.
- А фамилия?
- Ананасов.
- Откуда ты приехал?
- Из Астрахани.
- А что там растёт?
- Арбузы.
- Какие птицы там водятся?
- Аисты.
- А на чем ты поедешь обратно?
- На автобусе.
- Какой подарок привезешь маме и папе?
- Астры и альбом.
4. Метаграмма
Метаграмма - это загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.
Я с В- ночная птица,
Но замените В на Д —
Растворюсь в воде. (Сова - сода.)
С М я в море,
С В я в поле,
С П я в доме,
С Г- в футболе. (Мол - вол - пол - гол.)
С Б ею мама грозится,
С М для хлеба пригодится,
С Р ее всяк поднимает,
С Щ в реке она ныряет. (Бука - мука -рука - щука.)
С Л я слезы вызываю,
С Ж по воздуху летаю. (Лук - жук.)
Когда я с Д— меня сорвут,
Когда я с Т - на мне плывут. (Плод - тот.)
С буквой Н я по ночам
В небесах гуляю,
С буквой П частенько вам
Видеть помогаю. (Луна - лупа.)
Я с О морские волны разбиваю,
А с Е в учебе в школе помогаю. (Мол - мел.)
5. «Наборщик»
Учитель пишет на доске слово из трёх-четырёх слогов и предлагает детям составить слова из букв этого слова. Например: з а в а л и н к а. Работать коллективно, слова записать в тетради: вал, завал, Лина, калина, валик, клин, завал, закал, накал. В и к т о р и н а: Вика, Виктор, Ирина, виток, кто, кот, крот, автор, витрина, Никита, ротик, картина, икота, криво и другие. Всего можно составить 27 слов.
6. «Наоборот»
Цель: закрепить знание антоним у младших школьников.
Эта игра подходит при изучении антонимов. Антонимы подбирать по частям речи. Хорошая возможность повторить и морфологические признаки частей речи.
Антонимы имена существительные.
Скажу я слово д е н ь, а ты ответишь н о ч ь. Скажу з д о р о в ь е, а ты ответь б о л е з н ь. Скажу я т р у с, ответишь ты х р а б р е ц. Скажу я п о т о л о к, а ты ответишь п о л. Скажу я х о л о д, ты мне ж а р а. Скажу я т и ш и н а, а ты ответишь ш у м. Скажу н а ч а л о, а ты скажи к о н е ц. Скажу в е р х, а ты ответишь н и з. Скажу з и м а, а ты мне л е т о. Скажу в е с н а, а ты мне о с е н ь. Скажу о т в а г а, ответишь т р у с о с т ь. Скажу я с в е т, а ты мне т ь м а. Скажу я р а д о с т ь, а ты ответишь г р у с т ь. Скажу я н е б о, а ты з е м л я. Скажу я л е н ь, а ты ответишь т р у д. Скажу я с т у ж а, а ты скажи ж а р а. Скажу я слово м и р, ответишь ты в о й н а. Скажу я слово щ е д р о с т ь, а ты ответишь с к у п о с т ь. Скажу я слово р а д о с т ь, а ты скажи п е ч а л ь.
Антонимы имена прилагательные.
Скажу я с и л ь н ы й, а ты ответишь с л а б ы й. Скажу я у м н ы й, а ты ответишь г л у п ы й. Скажу т о щ и й, а ты ответишь т о л с т ы й. Скажу я т о н к и й, а ты ответишь т о л с т ы й. Скажу в ы с о к и й, а ты мне н и з к и й. Скажу я д а л ь н и й, а ты б л и з к и й. Скажу х о р о ш и й, ты скажи п л о х о й. Скажу з д о р о в ы й, ответишь мне б о л ь н о й. Скажу т р у с л и в ы й, ответишь с м е л ы й. Скажу я т в ё р д ы й, а ты ответишь м я г к и й. Скажу я с л а д к и й, ответишь г о р ь к и й. Скажу я слово м а л е н ь к и й, ответишь ты б о л ь ш о й. Скажу я слово щ е д р ы й, ответишь ты с к у п о й. Скажу я слово ч ё р с т в ы й, а ты ответишь м я г к и й.
Антонимы глаголы.
Скажу я в ы й д и, ты мне в о й д и. Скажу п р о с н и с ь, ты мне у с н и. Скажу б е ж а т ь, ты мне с т о я т ь. Скажу я слово н е н а в и д е т ь, ответишь ты л ю б и т ь. Скажу я слово г о в о р и т ь, ответишь мне м о л ч а т ь. Скажу д е р ж а т ь, ты мне б р о с а т ь. Скажу я слово у н о с и т ь, а ты мне скажешь п р и н о с и т ь. Скажу я слово г о в о р и т ь, ответишь ты м о л ч а т ь. Скажу я л е ч ь, а ты мне в с т а т ь. Скажу к р и ч а т ь, а ты ш е п т а т ь. Скажу я м ы т ь, а ты м а р а т ь. Скажу л е н и т ь с я, ты мне т р у д и т ь с я. Скажу у м н е т ь, ты мне д у р н е т ь. Скажу спасать, ты мне у б и т ь. Скажу н а л е й, а ты мне в ы л е й. Скажу я слово с т р о и т ь, а ты скажи л о м а т ь. Скажу я слово ж е ч ь, ответишь ты т у ш и т ь. Скажу я слово м е д л и т ь, ответишь ты с п е ш и т ь.
7. «Магазин»
Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.
В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с].
8. «Абвгдейка»
Цель: закреплять знания о твердых и мягких звуках.
Для игры заготавливаются 33 карточки со всеми буквами алфавита. (Желательно расположить на карточках по две картинки. Если это согласная буква, обозначающая два звука, то название предмета на одной картинке должно начинаться с мягкого согласного, а другого – с твердого согласного. Например, на карточке с буквой М с одной стороны нарисован мишка, с другой – мышка. Буквы Ъ, Ь, Ы печатаются без картинок.)
Каждая карточка разрезается посередине.
Вариант 1.
Учитель оставляет себе карточки с изображением правой половины буквы, а карточки с изображением левой половины буквы раздает детям. Правую половину буквы показывает детям. Тот, у кого находится левая половина, выходит, складывает букву и называет ее.
Вариант 2.
Детям раздаются карточки, с которыми они расходятся по классу. По сигналу учителя «Все в пары!» каждый ученик ищет товарища с парной карточкой.
9. «Сколько и какие?»
Цель: закреплять знания учащихся о графическом виде букв.
Педагог обращается к детям:
- Воробей и скворец решили научиться читать, но не знали, как это сделать. Взяли они сухие прутики и начали составлять буквы. У воробья было три прутика, а у скворца – два. Сколько букв и какие получились у птиц?
Класс делится на две команды. Команда «воробьев» составляет буквы из трех палочек (А, П, Н, Ч, И, К,С), команда «скворцов» - из двух ( Г, Т, Х, Л, У). Побеждает команда, которая быстро и правильно составит все возможные буквы.
10. «Лишнее слово»
Цель: учить классифицировать слова по одному общему признаку и назвать его.
На фланелеграф вывешиваются ряды слов (в каждой строке 4 слова, из которых три можно по различным причинам объединить в одну группу и дать одно название, а одно слово к этой группе не относится). Перевернем лишнее слово, появится только его первая буква. По первым буквам лишних слов можно будет прочитать слово. Ученики делятся на две команды. Строятся в шеренги. Выполняя упражнения эстафеты, выполняют задание на фланелеграфе. Побеждает та команда, которая первой прочитает зашифрованное слово.
Задание для первой команды:
- Рубашка, брюки, майка, ботинки.
- Тюльпан, роза, ландыш, ель.
- Дуб, клен, береза, ромашка.
- Муха, бабочка, стрекоза, енот.
- Книга, журнал, газета, глаза.
- Класс, доска, школа, имя.
- Виноград, яблоко, груша, торт.
- Иванов, Петров, Сидоров, Елена.
Ответ: БЕРЕГИТЕ
Задание для второй команды:
- Пляж, песок, солнце, зима.
- Лес, трава, ёлки, дом.
- Гусь, утка, курица, окунь.
- Вилка, нож, ложка, расческа.
- Туфли, сапоги, валенки, очки.
- Весло, карандаш, кисть, ручка.
- Сказка, стихи, песня, ь.
- Зима, лето, осень, Европа.
- Ответ: ЗДОРОВЬЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-569-1350150008.jpg)
Методический материал для уголка чтения
Методический материал для уголка чтения. Пособие состоит из мини – плакатов. 1- как построена книга, 2 – правила чтения, 3 – правила пользования книгой, 4 – знаком...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208771-1361467559.jpg)
Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».
Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-774890-1544526104.jpg)
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Б.С. Житков «Про обезьянку» (конспект + презентация + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Б.С. Житков «Про обезьянку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1008162-1520750974.gif)
Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"
В методическом материале представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского " Растрепанный воробей" , которые выдаются учащимся на уроке для рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693530-1445451147.jpg)
Методический материал для уроков чтения.
Материал презентации поможет учителю на уроках чтения во время изучения устного народного творчества, а также для речевой разминки....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/20/picture-1229783-1616198029.jpg)
Методический материал по предмету "Литературное чтение"
В данном разделе представлены: тесты; перфокарты; критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся; вариантов открытия темы на уроке литературного чтения;ребусы, кроссворды...
Учебно-методический материал на тему "Технология продуктивного чтения"
Технология продуктивного чтения - основа полноценной работы с текстом....