Технологическая карта урока литературного чтения по теме: «С. Михалков «Мой щенок» (2 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема урока «С. Михалков «Мой щенок»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок», представлений о биографии С. Михалкова.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Расширить знания обучающихся о творчестве С. Михалкова.

2. Познакомить обучающихся с произведением «Мой щенок».

Предметные:

1. Иметь представления о жизни и творчества С. Михалкова.

2. Оперировать навыком анализа.

Развивающие:

1. Развивать умение выразительно читать.

2. Развивать связанную речь учащихся.

Личностные:

1. Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений.

2. Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

Воспитательные:

1. Воспитывать у обучающихся интерес к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к желаниям своих близких.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 09.02.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148»

Класс: 2 «Г»

Урок: 1

Время: 13:00-13:40      Кабинет: 203  

Студент: Лужинская Елизавета Николаевна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «С. Михалков «Мой щенок»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок», представлений о биографии С. Михалкова.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Расширить знания обучающихся о творчестве С. Михалкова.

2. Познакомить обучающихся с произведением «Мой щенок».

Предметные:

1. Иметь представления о жизни и творчества С. Михалкова.

2. Оперировать навыком анализа.

Развивающие:

1. Развивать умение выразительно читать.

2. Развивать связанную речь учащихся.

Личностные:

1. Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений.

2. Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

Воспитательные:

1. Воспитывать у обучающихся интерес к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к желаниям своих близких.

УМК: «Школа России» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 класс, 2 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Приветствует обучающихся, - проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Николаевна. И сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Давайте перед началом урока зарядимся энергией. Возьмитесь пальчиками друг друга, таким образом у нас получилась мощная электрическая цепь, которая зарядит вас силами и энергией на этот урок.

Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой.

УУПД: осознание

речевого высказывания в устной форме.

УУКД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

УУРД: умение оперативного включения в урок.

Презентация, слайд №1

Актуализация знаний и мотивация  

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

- Давайте поработаем с чистоговорками.

Посмотрите на слайд, давайте хором прочитаем их.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

- Хорошо, а сейчас вам самим нужно дополнить чистоговорки.

Са – са – са – в лесу бегает ….

Ос – ос – ос – на поляне много...

Усь – усь – усь – на лугу пасётся…

Работают с чистоговорками.

Дополняют чистоговорки.

- Лиса.

- Роз.

- Гусь.

УУПД: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы.  

Презентация, слайд №2, №3

Постановка учебной задачи
 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Групповая

Группа практических методов

(задание)

Формулирует с детьми тему, ставит цель и составляют план.

- Итак ребята, для того чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся, вы должны отгадать мою загадку.

Лежит - молчит,

пойдёшь - заворчит.

Кто к хозяину идёт,

она знать даёт.

- Какой ответ?

- Верно, это собака.

- Многие говорят, собака – друг человека. Согласны ли вы с этим и почему?

- Предположите, как будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

- Отлично, тогда как вы думаете, какова будет сегодняшняя тема нашего урока?

- Тема урока: С. Михалков «Мой щенок»

- Какую мы поставим цель на сегодняшний урок? Дополните фразу, представленную на экране. Цель: познакомиться …

прочитать …

- Превосходно, вы правильно составили цель.

- Ребята, мой план совсем перепутался, помогите мне его восстановить.

1. Познакомимся с творчеством Сергея Михалкова;

2. Прочитаем стихотворение «Мой щенок»;

3. Выполним самостоятельную работу;

4. Подведём итоги урока.

- Собака.

- Да, потому что собака никогда не предаст и будет лучшим другом человека.

- Мой щенок.

Предполагают тему урока.

Предполагают цель урока.

- Цель: познакомиться с творчеством писателя и прочитать произведение С. Михалкова «Мой щенок».

УУПД: воспринимать и использовать предложенную инструкцию;

воспринимать информацию, использовать её в работе.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого.

 

УУРД: действовать по плану, предложенному учителем.

Презентация, слайд №4, №5, №6, №7

 

"Открытие" детьми нового знания
  (7-8 мин)  

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

 Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

(работа с книгой)

 

Группа практических методов

(задание)

Рассказывает про творчество автора.

- Сначала мы с вами познакомимся с творчеством Сергея Михалкова. Сейчас я раздам вам листочки, на которых представлены фразы. Вам необходимо ответить на вопросы в процессе, когда я буду рассказывать вам о жизни Сергея Михалкова. Все вопросы будут встречаться в рассказе. После того как вы ответите на вопросы, я проверю кто меня внимательно слушал. Всем понятно?

- Отлично.

Когда будущий поэт был еще совсем маленьким, его отец часто и подолгу читал для него книги, поэтому интерес к поэзии появился у Михалкова очень рано. Поэзия Сергея Есенина и Владимира Маяковского так впечатлила мальчика, что он начал писать стихи в 9 лет. (Во сколько лет Сергей Михалков начал писать стихи?). А уже шесть лет спустя в журнале напечатали его стихотворение «Дорога». Но известность пришла к нему позже.

(Как назвалось его стихотворение, которое напечатали спустя шесть лет?)

После школы Михалков вернулся в Москву. Найти работу по душе ему удалось не сразу. Он трудился на ткацкой фабрике, потом ездил в экспедиции. И только после этого получил работу в газете. Все это время он продолжал писать стихи. Несколько лет спустя издали его первый сборник для детей. А еще через два года он стал знаменит благодаря поэме «Дядя Степа». (После какой поэме Сергей Михалков стал знаменитым?). Тогда же Сергей Михалков подружился с другими детскими писателями: Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком. Много лет Сергей Михалков был редактором журнала для малышей «Веселые картинки». (Редактором какого журнала для малышей был Сергей Михалков? Название.)

- Итак, кто ответил на все вопросы? Давайте проверим.

- Превосходно, ребята мы выполнили с вами 1 пункт нашего плана. Кто напомнит какой следующий пункт плана?

- Да, вы правы, но прежде, чем мы с вами прочитаем стихотворение предположите, о чем будет это стихотворение?  

- Совершенно, верно. Откройте учебники на стр. 35. Сначала я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Слушают биографию С. Михалкова, отвечают на вопросы.

- Прочитаем стихотворение «Мой щенок».

- О щенке.

Слушают чтение стихотворения.

УУПД: воспринимать и использовать предложенную инструкцию.  

 

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы.

 

УУРД: действовать по плану, предложенному учителем; работать с опорой на графическую инструкцию, принимать участие в коллективном построении простого плана действий.

Раздаточный материал, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий  

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

- А почему настроение было разным?

- Ребята, а какие незнакомые слова вам встретились?

- Предположите, что они означают.

Кладовка – пристройка к дому из дерева, где хранят вещи и продукты.

Жбан – деревянный сосуд для хранения продуктов.

Пчелиный рой – семья пчёл.

Перекошена щека – неодинаково выглядят левая и правая стороны мордочки собаки.

Лежит пластом – лежит, вытянувшись, и не шевелится.

- Отлично, сейчас будем читать с вами это стихотворение по частям. А скажите мне на сколько частей можно разделить это стихотворение?

- Отлично, вы правы, начинаем читать 1-ю часть.

- Что случилось с девочкой?

- Что значит сбилась с ног?

- Давайте прочитаем следующую часть.

- Как вел себя щенок с самого утра?

- Хорошо, давайте прочитаем 3-ю часть.

- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка?

- Давайте же прочитаем следующую часть.

- Каким же щенок вернулся домой, почему же автор называет его «страшный зверь»?

- У нас осталась последняя часть, давайте ее прочитаем.

- А как теперь ведет себя щенок? Как к нему относится девочка?

- Отлично, ребята, вы, наверное, устали, пора отдохнуть, встаем из своих мест.

- Настроение было и радостное, и грустное.

- Потому что сначала щенок пропал, и его искали все семье, а потом он вернулся домой и все обрадовались.

- На 4 части.

- Она сбилась с ног.

- Устала от каких-то больших дел.

- Щенок проказничал и вел себя плохо.

- Девочка, которая потеряла щенка, очень расстроилась и очень сильно переживала, она не могла не чем заняться.

- Щенок вернулся домой весь растрёпанный, у него распух нос, глаз не видно.

- Щенок лежит пластом, т.е. неподвижно, а девочка ухаживает за своим щенком.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, уважительное отношение к одноклассникам.

Презентация, слайд №8, учебник

Динамическая пауза (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой  
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Группа практических методов

(задание)

Проводит самостоятельную работу.

- Какой наш следующий пункт плана?

- Отлично, сейчас мы проведем самостоятельную работу. На ваших столах лежат листы с самостоятельной работой. На выполнение у вас есть три минуты.

- Время вышло, поменяйтесь в паре и проверьте друг друга по эталону, который есть на экране.

- Если всё верно поставьте 5;

1 ошибка – 4;

2 ошибки – 3;

3 ошибки – 2.

- Поднимите руки, у кого 5; 4; 3; 2.

- Передайте свои работы на первую парту.

- Отметим пункт выполненным.

Выполняют самостоятельную работу.

- Выполним самостоятельную работу.

Вопрос № 1. Что произошло с щенком?

  1. пропал
  2. заболел
  3. играл с мячом

Вопрос № 2. Как долго девочка ждала щенка?

  1. 2 часа
  2. 1 час
  3. 3 часа

Вопрос № 3. Когда щенок соскочил с дивана?

  1. ночью
  2. утром
  3. вечером

Вопрос № 4. Куда заглянул щенок?

  1. В комнату
  2. В гараж
  3. В кладовку

Вопрос № 5. Как называется сосуд, который перевернул щенок?

  1. Кувшин
  2. Стакан
  3. Жбан

Вопрос № 6. Какую книжку порвал щенок у папы?

  1. Загадки
  2. Стихи
  3. Песни

Вопрос № 7. Куда залез щенок передней лапой?

  1. В молоко
  2. В сметану
  3. В клей

УУРД: действовать по плану, предложенному учителем; работать с опорой на графическую инструкцию, принимать участие в коллективном построении простого плана действий.

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Парная

Группа практических методов

(задание)

Организует парную работу по стихотворению.

- Ребята, мы с вами уже разделили стихотворение на части. Кто мне напомнит, на сколько частей мы разделили стихотворение?

- Да, верно, на 4.  Мы с вами подробно объяснили каждую часть. Сейчас вам предстоит в парах выполнить задание. У вас на столах лежат листочки, переверните их. Ваша задача озаглавить каждую часть и подобрать к каждой части соответствующие картинки. После того как вы сделаете это задание, вам необходимо пересказать данное стихотворение по вашему составленному картинному плану.

- Итак, всем понятно задание?

- Ребята закачиваем и начинаем проверять. Какая пара хочет представить свой план и пересказ?

- Замечательно, вы отлично справились с этим заданием!

- На 4 части.

УУПД: воспринимать и использовать предложенную инструкцию;

воспринимать информацию, использовать её в работе.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого.

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности  

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

- Посмотрите на план. Все ли пункты плана мы выполнили?

- А что мы не сделали?

Организует рефлексию урока.

- Нам остается подвести итоги урока.

- Кто помнит сегодняшнюю тему урока?

- Какую цель мы ставили? Как вы считаете, достигли ли мы ее?

- А теперь давайте покормим нашего щенка. На слайде представлены три косточки: зелёная, жёлтая, красная.

- Поднимите руку те, кто бы сегодня взял зелёную, если вам понравилось, как вы работали на уроке, у вас всё получалось, вам было интересно.

- Жёлтую, если вы работали на уроке не в полную силу.

- Красную, если у вас осталось плохое впечатление от своей работы на уроке.

- Отлично, открываем дневники, записываем домашнее задание: вам необходимо составить рассказ о своём домашнем любимце,

- Все молодцы! Было приятно с вами работать, спасибо за урок!

- Нет.

- Подвести итоги урока.

- С. Михалков «Мой щенок».

- Познакомиться с творчеством писателя и прочитать произведение С. Михалкова «Мой щенок».

УУПД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы.

УУРД: понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ.

Презентация, слайд №9, №10, №11, №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «А. П. Платонов «Цветок на земле»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А.А.Платонова «Цветок на земле»; формирование умения а...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?" (УМК "Школа России" - 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с биографией Саши Черного и с его стихотворением «Что ты тискаеш...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б. Житков «Как я ловил человечков»», УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности процессе изучения произведения Б. Житкова «Как я ловил человечков». Задачи у...