Работа с текстом
тест по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Работа с текстом - способ формирования
читательской грамотности.
Шведова Л.П., учитель начальных классов
Функциональная грамотность (читательская) относится к самым важным умениям школьников – то есть способность применять знания в реальной жизни.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.
Одним из основных направлений работы начальной школы является развитие речи младших школьников. Основная задача работы по развитию речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Одним из таких средств является текст. Общим при этом является то, что при восприятии и передаче его содержания, а в последующем и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, прежде всего, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
В начальной школе ведется систематическая работа с текстом.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
- практическое отличие текста от набора предложений;
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков;
- подбор антонимов и синонимов к словам;
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Учитель, стремящийся научить детей работе с текстом, должен быть знаком с технологией формирования у детей типа правильной читательской деятельности. Данная технология представляет собой трёхступенчатый процесс целенаправленного осмысления (до чтения, в процессе чтения, после чтения) текста.
1 этап - работа с текстом до чтения. Она направлена на развитие антиципации (предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов, ряду творческих заданий). Читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Затем читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленил из текста, вновь уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.
В 1-2 классе ключевые слова может предлагать учитель,
а во 3-4 классах эту работу могут выполнять дети.
На уроке учитель начинает работу с текстом с того, что выясняет, какие предположения дети высказали до чтения, какие из них подтвердились, какие ключевые слова они выделили, какое настроение возникло при чтении. О чем думали? Что чувствовали?
2 этап - работа с текстом во время чтения. Этот этап позволяет проверить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором».
1. Дети самостоятельно (про себя) читают текст с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до чтения. После первичного прочтения, как правило, ставятся вопросы на выявление настроения, впечатлений от первого восприятия:
- Какое настроение возникло после прочтения произведения? Какие чувства?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- О чем подумали? Чем хотели бы поделиться? Это первый этап работы с текстом.
2. Повторное чтение обязательно вслух по абзацам, микротемам с комментариями по ходу чтения. Учитель задаёт вопросы на понимание, возвращает к тексту, в котором подтверждаются те или иные наблюдения. По ходу чтения ведется словарная работа. В конкретном предложении (если текст позволяет) дети уясняют смысл слова или выражения или обращаются к словарю. Вопросы к тексту (учителя и учеников) – это вопросы к самому автору. Ответы на эти вопросы дети ищут в прочитанной части текста или в той части, которую надо только прочитать. Попутно они представляют картины, героев, их поступки и внешний вид, дают характеристику, делятся ощущениями и переживаниями. В этом состоит суть процесса «вчитывания».
3. Звучат уточняющие вопросы на понимание прочитанного эпизода, фрагмента. Ответом может стать заголовок к этой части текста, или важный вывод, наблюдение, народная мудрость.
4. Аналогичная работа со следующим фрагментом текста. Учитель организует аналитическое чтение произведения. Идёт диалог с текстом. Выделение ключевых слов. Для такого чтения важным является понимание взаимосвязи событий, определение характерных черт героев и их поступков, чувств, авторского отношения к происходящему. Оценочные суждения подтверждаются словами из текста, личными наблюдениями.
3 этап – работа с текстом после чтения. Проникновение в подтекст, уяснение скрытого смысла (чтение между строк), помогает определить ведущую идею произведения. На данном этапе возможны следующие виды работ:
1. Учитель формулирует основополагающий вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Свои ответы дети подтверждают словами из текста, обращаются к другим произведениям, аналогичным ситуациям в жизни.
2. Беседа о биографии писателя после прочтения произведения позволит глубже понять замысел автора, его мировоззрение, жизненные ценности и идеалы. Рассказ о личности писателя можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. Помимо сведений о жизни и творчестве автора произведения, ученики должны выразить свое отношение к писателю, рассказать, какое представление о нём сложилось.
Например, сочинить обращение к автору, где бы высказали свои чувства, отношение к произведению его автору.
3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям. Разговор о заглавии произведения, его связи с темой и главной мыслью.
4. Выполнение творческих устных и письменных заданий.
В заключение хочется сказать, что использование на уроках систематической работы над текстом, способствует развитию речи обучающихся, формирует «читательскую грамотность школьников». Позволяет научить учащихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.
Педагогический эффект систематической работы с текстами заключается в том, что она способствует формированию читательской грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153127-1354023367.jpg)
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-399791-1408973517.jpg)
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593981-1423996642.png)
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-772629-1504014693.jpg)
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-198696-1360259470.jpg)
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-529-1445071271.jpg)
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...