Урок по литературному чтению " Собирай по ягодке- наберешь кузовок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сторожева Елена Ивановна

Технологическая карта и презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Учитель Сторожева Елена Ивановна

Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»

Класс: 3

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие:

1.1 выведение новых понятий: -

1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора , пословица.

1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения ), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события  в тексте ).

1.4 развитие специальных умений:

- читать с выражением.

- понимать смысл текста,

- объяснять название текста.

- задавать вопросы по тексту,

- объяснять значение непонятных слов, пословиц,

- составлять план рассказа.

II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

Технологии:  смыслового чтения ( ФГОС). способа диалектического обучения.

Заявка на оценку:

21 балл и более — «5»

17 – 20 баллов — «4»

12 – 16 баллов — «3»

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).

Карточки по СДО

Карточка №1

Вопрос- понятие

1. Что называется?

2.  Что считается?

3. Что понимается под?

4. Что представляет собой?

5. Что выражает?

6. Что является?

7. Что такое?

8. Каковы свойства и виды?

9. В чем заключается сущность?

Карточка №2

Вопрос- суждение

С                 ?

С- вопросительные слова

1- первое понятие ( субъект – подлежащее суждения)

        - связка между понятиями

2- второе понятие

1. Чем объяснить, что?

2. Как доказать, что?

3. В каком случае?

4. Когда?

5. Каким образом?

6. Вследствие чего?

7. Почему?

Карточка №3

( сравнение)

1. По сравнению с …..

2. Так же ка и ……

3. Как ….., так и …….

4. Сравнивая………, можно сказать…..

5. Кроме……, ещё……

6. Помимо…….

7. Больше чем…….

8. Не только, а и ……

9. Наряду с …….

10. Если ……, то….

11. В отличии от……

Карточка№4

( противоречие)

1……..что, а……..

2. …….тем, что……

3. ……не, но……

4. …..хотя…..

5. …….если, то…….

6. ……..тем, чем……

7. …..не смотря на…..

8. ……однако…..

9. ……не толко……

Карточка №5

Категории

1. Качество- количество

2. содержание- форма

3. Первичное- вторичное

4. Сущность- явление

5. единство- многообразие

6. Общее- частное

7. Причина- следствие

8. Общее- особенное- единичное

9. Пространство- время

10. Возможность- действительность

11. Необходимость- случайность

Карточка№ 6

(умозаключения)

Дедукция ( от общего к частному)

1.. Поскольку…

2. а……

Следовательно…

Индукция.

1. Если……

2. а……

Следовательно…

Аналогия

1. Если…..

2. то….

Следовательно

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями)

1.2.

слайд 1

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

«5»   20  баллов и больше

«4»   16 -19  баллов

«3»  12 - 15   баллов

II.

До чтения

2.1.

 Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде : ( речь)

«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.»

- А  теперь объясните фразеологизм «Без сучка ,без задоринки.( восприятие и воображение).

по 1 б. за прого

варива

ние

2 балла за прав версию

Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями)

III.

Анализ темы урока

Откройте стр 124.

Домашнее задание- прочитать произведение Шергина «Собирай по ягодке- наберешь кузовок».

Сегодня мы будем работать с текстом произведения.

 «Собирай по ягодке- наберешь кузовок».

Какую работу мы будем проводить?

Работа с текстом

«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».

Мы будем:

- читать  с выражением,

- объяснять   название текста.

- задавать  вопросы по тексту,

- читать по ролям,

- объяснял  значение непонятных слов, пословиц,

- искать метафоры, олицетворения. ( фиксируются на доске)

Работа по теме урока

3.1.

Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора.

- К какому жанру мы отнесем это произведение?

- Обоснуйте свой выбор в виде понятия

   родовой+ видовые признаки.

- Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название?

- В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту.

3 балла

1 балл за каждую версию

Борис Шергин .

 Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера , небольшое по объему, в котором дается  описание какого-либо события из жизни героя.

Родовой - литературное произведение повествовательного характера ,

Видовые- небольшое по объему, в котором дается  описание какого-либо события из жизни героя.

Ответы ( фиксируются на доске):

- пословица

- бабушка говорила

- рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу.

3.2

— Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа .

( со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито»

- Чей  образ вы себе представили?

- А какой вы её увидели?

- Что про нее говорят старики?

- Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах.

Что говорит про бабушку Ваня?

Что говорит про бабушку старичок?

1 балл

1 балл

Слушание аудиозаписи.

Ответы :

-Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит.

- Из песен сделана, из пословиц сложена.

Ваня:

- Моя бабушка рисовать умеет

Старичок:

- У нее есть звание «Мастер малярного  дела».

Она и штукатурное и малярное дело умеет.

 Краску знает.

Древесную породу понимает.

С ней советуются художники, как разводить краску.

3.3.

- О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте

- В каких случаях так говорят?

- О какой работе Мите пойдет  речь, если мы знаем что он- паркетчик?

Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова.  Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки  стр 125) - до слов « Я не успею ничего»  ( стр 126)

- Возьмите карточку №1 .  Задайте вопрос- понятие  по незнакомым словам , которые встретились в тексте в

парах.

Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова.

- А вот какое определение дается в словаре Ожигова:

Древесная- получаемая из древесины

Коричное дерево-

Коричное дерево, коричник – род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии

Академия- высшее научное или художественное заведение

 

1 балл

1 балл

1 б.

1 б.

 - «Работа любит не молодца, а незалёжливого»

- «Глаза боятся, а руки делают».

- Говорят о подходе к выполнению какой- то работы.

- Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева.

- что называется древесной породой?

- В чем заключается сущность слова красовито?

- Что представляет собой коричное дерево?

3.4.

Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос – суждение по прочитанному в парах. Кому ( какой паре) вы хотите его задать?

3 балла

- Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

- Вследствие чего настроение Мити испортилось?

- Когда испортилось настроение у Мити?

- Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити?

Ответы :

Радость- испуг.

Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу.

Радость от того, что доверили важную работу.

Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею.

Испуг- не успеет сделать работу в срок.

3.5.

- Каким образом  разрешилось это противоречие?

Прочитайте диалог мастера и Мити в парах.

- Почему мастер не стал ругать Митю?

- В чем ценность его  позиции?

3 балла

Диалог Мити и мастера – сценка 2 учеников .

- Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу.

- Выполняя любую работу, можно сделать ошибки . важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие.

3.6.

- Продолжим работу в четверках.

Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе

- Почему автор так назвал свой рассказ?

- Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения ( карточка №6)

- Назовите  все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл.

- Предложите   аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте.

- Придумайте  новое название рассказу

- Поделись своими мыслями по поводу событий в рассказе

3 балла

Ответы

- Автор использовал пословицу для названия текста. Если делать работу не торопясь, постепенно. С усердием- то будет результат.

- Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с  песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой.

- Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок.

- Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой.

- Дело мастера боится.

- ……..

4

Итог урока.

Напротив каких задач,  ты  можешь поставить себе по баллу?

- читал  с выражением.

- объяснил  название текста.

- задавал вопросы по тексту,

- объяснял  значение непонятных слов, пословиц,

- принимал участие в работе с кубиком Блума

Посчитайте, сколько баллов у вас получилось?

У кого 21 балл и более — «5»

17 – 20 баллов — «4»

12 – 16 баллов — «3»

1 балл

Рефлексия. Выставление оценок.

Домашнее задание

Нарисовать рисунок по тексту рассказа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заявка на оценку «5» – 20 баллов и больше «4» – 16 -19 баллов «3» – 12 - 15 баллов

Слайд 2

Проговаривание скороговорок о труде Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» « Рубили дроворубы сыры дубы на срубы 1 балл

Слайд 3

2 балла

Слайд 4

Собирай по ягодке- наберешь кузовок. Борис Шергин

Слайд 5

Борис Шергин

Слайд 6

Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера , небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя. 3 балла

Слайд 7

Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа .

Слайд 9

Штукарное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. Малярное – маляр – работающий, занимается окраской зданий, помещений. Коричное дерево- сделано из корицы Кузовок – короб из лыка или берёсты. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Слайд 10

Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался? - Вследствие чего настроение Мити испортилось? - Когда испортилось настроение у Мити? - Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити? 3 балла

Слайд 11

- Почему автор так назвал свой рассказ ? - Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения ( карточка №6 ) - Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл. - Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити. Найди слова в тексте. - Придумайте новое название рассказу - Поделись своими мыслями по поводу событий в рассказе 3 балла

Слайд 12

читал с выражением, - объяснял название текста. - задавал вопросы по тексту, - объяснял значение непонятных слов, пословиц, - принимал участие в работе с кубиком Блума 1 балл

Слайд 13

Заявка на оценку «5» – 20 баллов и больше «4» – 16 -19 баллов «3» – 12 - 15 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения ,,Собирай по ягодке-наберёшь кузовок\'\' 3 класс ,,Школа России\'\'

Презентация помогает провести урок- конкурс более динамично,используя различные формы повторения изученного материла....

Урок литературного чтения "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" 3 класс

Вспомнить главных героев. проанализировать текст. выснить главную мысль рассказа....

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме "Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" (УМК "Школа России") + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по про...

Технологическая карта урока литературного чтения "Собирай по ягодке- наберешь кузовок"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с...

Конспект урока и презентация по литературному чтению "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" 3 класс УМК "Школа России"

Подробный конспект к обобщающему уроку "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" по литературному чтению 3 класс. Прилагаются все документы,указанные в конспекте,а также презентация. Урок ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»...