Урок по литературному чтению " Собирай по ягодке- наберешь кузовок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnoe_chtenie_sobiray_po_yagodke-_naberesh_kuzovok.doc | 80.5 КБ |
urok_literaturnogo_chteniya.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Учитель Сторожева Елена Ивановна
Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»
Класс: 3
Тип урока: лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 выведение новых понятий: -
1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора , пословица.
1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения ), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события в тексте ).
1.4 развитие специальных умений:
- читать с выражением.
- понимать смысл текста,
- объяснять название текста.
- задавать вопросы по тексту,
- объяснять значение непонятных слов, пословиц,
- составлять план рассказа.
II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.
Технологии: смыслового чтения ( ФГОС). способа диалектического обучения.
Заявка на оценку:
21 балл и более — «5»
17 – 20 баллов — «4»
12 – 16 баллов — «3»
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).
Карточки по СДО
Карточка №1 Вопрос- понятие 1. Что называется? 2. Что считается? 3. Что понимается под? 4. Что представляет собой? 5. Что выражает? 6. Что является? 7. Что такое? 8. Каковы свойства и виды? 9. В чем заключается сущность? | Карточка №2 Вопрос- суждение С ? С- вопросительные слова 1- первое понятие ( субъект – подлежащее суждения) - связка между понятиями 2- второе понятие 1. Чем объяснить, что? 2. Как доказать, что? 3. В каком случае? 4. Когда? 5. Каким образом? 6. Вследствие чего? 7. Почему? | Карточка №3 ( сравнение) 1. По сравнению с ….. 2. Так же ка и …… 3. Как ….., так и ……. 4. Сравнивая………, можно сказать….. 5. Кроме……, ещё…… 6. Помимо……. 7. Больше чем……. 8. Не только, а и …… 9. Наряду с ……. 10. Если ……, то…. 11. В отличии от…… |
Карточка№4 ( противоречие) 1……..что, а…….. 2. …….тем, что…… 3. ……не, но…… 4. …..хотя….. 5. …….если, то……. 6. ……..тем, чем…… 7. …..не смотря на….. 8. ……однако….. 9. ……не толко…… | Карточка №5 Категории 1. Качество- количество 2. содержание- форма 3. Первичное- вторичное 4. Сущность- явление 5. единство- многообразие 6. Общее- частное 7. Причина- следствие 8. Общее- особенное- единичное 9. Пространство- время 10. Возможность- действительность 11. Необходимость- случайность | Карточка№ 6 (умозаключения) Дедукция ( от общего к частному) 1.. Поскольку… 2. а…… Следовательно… Индукция. 1. Если…… 2. а…… Следовательно… Аналогия 1. Если….. 2. то…. Следовательно |
План-конспект
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент | ||
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями) | ||
1.2. слайд 1 | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора) | «5» – 20 баллов и больше «4» – 16 -19 баллов «3» – 12 - 15 баллов | |
II. | До чтения | ||
2.1. | Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде : ( речь) «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.» - А теперь объясните фразеологизм «Без сучка ,без задоринки.( восприятие и воображение). | по 1 б. за прого варива ние 2 балла за прав версию | Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями) |
III. | Анализ темы урока | ||
Откройте стр 124. Домашнее задание- прочитать произведение Шергина «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Сегодня мы будем работать с текстом произведения. «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Какую работу мы будем проводить? | Работа с текстом «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Мы будем: - читать с выражением, - объяснять название текста. - задавать вопросы по тексту, - читать по ролям, - объяснял значение непонятных слов, пословиц, - искать метафоры, олицетворения. ( фиксируются на доске) | ||
Работа по теме урока | |||
3.1. | Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора. - К какому жанру мы отнесем это произведение? - Обоснуйте свой выбор в виде понятия родовой+ видовые признаки. - Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название? - В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту. | 3 балла 1 балл за каждую версию | Борис Шергин . Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера , небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя. Родовой - литературное произведение повествовательного характера , Видовые- небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя. Ответы ( фиксируются на доске): - пословица - бабушка говорила - рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу. |
3.2 | — Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа . ( со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито» - Чей образ вы себе представили? - А какой вы её увидели? - Что про нее говорят старики? - Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах. Что говорит про бабушку Ваня? Что говорит про бабушку старичок? | 1 балл 1 балл | Слушание аудиозаписи. Ответы : -Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит. - Из песен сделана, из пословиц сложена. Ваня: - Моя бабушка рисовать умеет Старичок: - У нее есть звание «Мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет. Краску знает. Древесную породу понимает. С ней советуются художники, как разводить краску. |
3.3. | - О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте - В каких случаях так говорят? - О какой работе Мите пойдет речь, если мы знаем что он- паркетчик? Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова. Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки стр 125) - до слов « Я не успею ничего» ( стр 126) - Возьмите карточку №1 . Задайте вопрос- понятие по незнакомым словам , которые встретились в тексте в парах. Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова. - А вот какое определение дается в словаре Ожигова: Древесная- получаемая из древесины Коричное дерево- Коричное дерево, коричник – род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии Академия- высшее научное или художественное заведение
| 1 балл 1 балл 1 б. 1 б. | - «Работа любит не молодца, а незалёжливого» - «Глаза боятся, а руки делают». - Говорят о подходе к выполнению какой- то работы. - Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева. - что называется древесной породой? - В чем заключается сущность слова красовито? - Что представляет собой коричное дерево? |
3.4. | Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос – суждение по прочитанному в парах. Кому ( какой паре) вы хотите его задать? | 3 балла | - Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался? - Вследствие чего настроение Мити испортилось? - Когда испортилось настроение у Мити? - Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити? Ответы : Радость- испуг. Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу. Радость от того, что доверили важную работу. Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею. Испуг- не успеет сделать работу в срок. |
3.5. | - Каким образом разрешилось это противоречие? Прочитайте диалог мастера и Мити в парах. - Почему мастер не стал ругать Митю? - В чем ценность его позиции? | 3 балла | Диалог Мити и мастера – сценка 2 учеников . - Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу. - Выполняя любую работу, можно сделать ошибки . важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие. |
3.6. | - Продолжим работу в четверках. Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе - Почему автор так назвал свой рассказ? - Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения ( карточка №6) - Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл. - Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте. - Придумайте новое название рассказу - Поделись своими мыслями по поводу событий в рассказе | 3 балла | Ответы - Автор использовал пословицу для названия текста. Если делать работу не торопясь, постепенно. С усердием- то будет результат. - Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой. - Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок. - Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой. - Дело мастера боится. - …….. |
4 | Итог урока. Напротив каких задач, ты можешь поставить себе по баллу? - читал с выражением. - объяснил название текста. - задавал вопросы по тексту, - объяснял значение непонятных слов, пословиц, - принимал участие в работе с кубиком Блума Посчитайте, сколько баллов у вас получилось? У кого 21 балл и более — «5» 17 – 20 баллов — «4» 12 – 16 баллов — «3» | 1 балл | Рефлексия. Выставление оценок. |
Домашнее задание Нарисовать рисунок по тексту рассказа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проговаривание скороговорок о труде Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» « Рубили дроворубы сыры дубы на срубы 1 балл
2 балла
Собирай по ягодке- наберешь кузовок. Борис Шергин
Борис Шергин
Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера , небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя. 3 балла
Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа .
Штукарное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. Малярное – маляр – работающий, занимается окраской зданий, помещений. Коричное дерево- сделано из корицы Кузовок – короб из лыка или берёсты. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.
Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался? - Вследствие чего настроение Мити испортилось? - Когда испортилось настроение у Мити? - Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити? 3 балла
- Почему автор так назвал свой рассказ ? - Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения ( карточка №6 ) - Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл. - Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити. Найди слова в тексте. - Придумайте новое название рассказу - Поделись своими мыслями по поводу событий в рассказе 3 балла
читал с выражением, - объяснял название текста. - задавал вопросы по тексту, - объяснял значение непонятных слов, пословиц, - принимал участие в работе с кубиком Блума 1 балл
Заявка на оценку «5» – 20 баллов и больше «4» – 16 -19 баллов «3» – 12 - 15 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения ,,Собирай по ягодке-наберёшь кузовок\'\' 3 класс ,,Школа России\'\'
Презентация помогает провести урок- конкурс более динамично,используя различные формы повторения изученного материла....
Урок литературного чтения "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" 3 класс
Вспомнить главных героев. проанализировать текст. выснить главную мысль рассказа....
Конспект урока по литературному чтению "Собирай по ягодке-наберешь кузовок"
Собирай по ягодке-наберешь кузовок...
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме "Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" (УМК "Школа России") + презентация
Конспект урока по литературному чтениюТема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по про...
Технологическая карта урока литературного чтения "Собирай по ягодке- наберешь кузовок"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с...
Конспект урока и презентация по литературному чтению "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" 3 класс УМК "Школа России"
Подробный конспект к обобщающему уроку "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" по литературному чтению 3 класс. Прилагаются все документы,указанные в конспекте,а также презентация. Урок ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»...